Система духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в образовательном учреждении в рамках ФГОС 21 января 2011 г. Министерство образования Нижегородской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственная политика в системе духовно-нравственного воспитания учащихся. Нормативно-правовое обеспечение ОРКСЭ.
Advertisements

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Авторы: А.Я. Данилюк. А.м. Кондаков. В.А. Тишков..
Авторы концепции: А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков.
Развитие воспитания в современной системе образования: воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Краткий обзор содержания Фимская Е.В., начальник отдела Городского центра.
А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков г. методист Бирюкова Н. В.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Корректировка программы Согласно Закону Об образовании ФГОСу начального общего образования в каждом ОУ должна быть разработана ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Педагогический совет:. Цель педсовета: 1. Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного и патриотического воспитания.
Педагогический совет МКОУ СОШ 6 г. Киренска. В С Ш цели Деятельность по реализации Субъекты деятельности Управление воспитательным процессом Отношения.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Изменения в системе воспитательной работы Разработка Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Анализ состояния.
Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС» Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ Стандарты второго поколения.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа 4» Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Транксрипт:

Система духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в образовательном учреждении в рамках ФГОС 21 января 2011 г. Министерство образования Нижегородской области Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (ГОУ ДПО НИРО)

Воспитание гражданина России: актуальная ситуация ФГОС Адаптация опыта к требованиям ФГОС Объединение усилий всех «неравнодушных» в деле воспитания 1.Концепция (Нижегородская) 2.Наработанный опыт Доступность и понятность идеала? Оценочная база достижений? Создание условий внедрения?

Организационно-правовые основы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 г. 1.Методическое письмо Министерства образования РФ о преподавании учебных предметов по истории и культуре религий в школе от 25 ноября 2009 г. 2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утверждена приказом Президента 271 от г. 3.Опубликована «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» 4.Утверждены ФГОС начального общего образования приказом Министерством образования и науки 373 от 6 октября 2010 г. 5.Опубликованы проекты ФГОС основного и полного общего образования 6.Разработана и утверждена комплексная целевая программа развития образования Нижегородской области на 2011 – 2013 годы

ФГОС : Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России –Национальный воспитательный идеал – Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания – Базовые национальные ценности – Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

На циональный воспитательный идеал Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ

Базовые национальные ценности Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука Традиционные российские религии Искусство и литература Природа Человечество

Вопросы по достижению национального воспитательного идеала: - какими конкретными, понятными для всех характеристиками, чертами «гражданин России» должен обладать? Каким содержанием мы наполняем базовые национальные ценности? (содержательный аспект) -с помощью каких форм и методов мы можем достичь поставленных целей воспитания, как работать с базовыми ценностями? (технологический аспект) -как мы можем и должны измерять наши результаты по воспитанию личности гражданина и по каким критериям? - какие условия для этого необходимы?(организационно-управленческий аспект)

Наши достижения Опыт реализации концепции гражданского образования Нижегородской области, целью которой является разработка единых подходов к формированию региональной системы гражданского становления личности, определение и научное обоснование путей и средств ее развития в условиях становления правового государства и гражданского общества в России. Утверждена приказом Министерства образования Нижегородской области 680, от

Характерные особенности региональной системы гражданского образования Уникальность (опережающий характер) Социальная направленность (приобретение опыта различных социальных ролей – гражданина, избирателя, члена семьи и т.д.) Системность (охват учебной, внеурочной, факультативной и др. видов деятельности) Преемственность в целях и содержании на всех ступенях образования (дошкольное, начальное, основное и полное общее образование) Практическая востребованность (определение содержательного компонента гражданского образования с учетом историко-культурных, социально- экономических особенностей региона

Региональный компонент гражданского образования Начальная школа: 1.Учебный курс «Гражданское образование в начальных классах – УМК «Кораблик»(2 класс) и «Жар-птица» (3-4 классы) 2.Учебный курс литературного чтения «Нижегородская сторона» (2 – 4 классы) Основная школа : 1.Учебный курс «Граждановедение» (5 – 7 классы) 2.Интегрированный, культурологический курс «Нижегородский край» (7 класс) 3.Учебный курс «Религии России» (8,9 классы) Апробированы: Элективный курс «Основы избирательного права» (9 – 10 классы) Элективный курс «Дни воинской славы России» (10 – 11 классы) Программы факультативов «Социокультурные истоки» и «Основы православной культуры» В разработке: УМК «Основы православного благочестия» для православных гимназий УМК «История Нижегородского края» (6-9 класс)

Наши достижения Разработана и апробирована региональная система мониторинга состояния гражданского образования ( – ). Готовится аналитический материал по результатам мониторинга. Разработаны, апробированы и рекомендованы НМЭС учебное пособие «Дни воинской славы России» (ч.1 -2), автор Э.С.Иткин, УМК элективного курса « Основы избирательного права России», учебные материалы «Религия. Христианство. Православие», авторы А.Ю.Горин, преподаватели Нижегородской духовной семинарии. Подготовлен и опубликован сборник программ элективных курсов для учителей истории и обществоведческих дисциплин.

Наши достижения Формами распространения передового педагогического опыта в сфере гражданского образования стали: - издание сборника материалов по опыту работы учителей ОУ по проблемам гражданского образования и духовно- нравственного воспитания -сетевые сообщества (клуб историков в Интернете, сообщество православных педагогов) -информационные карты лучшего учительского опыта - размещение материалов в периодических изданиях Министерства образования «Нижегородское образование» и «Практика школьного воспитания»

Наши достижения Разработан алгоритм взаимодействия муниципальных органов управления образованием с благочиниями Нижегородской епархии русской православной церкви в области духовно-нравственного и гражданско- патриотического воспитания (содержание деятельности помощника благочинного по образованию из числа духовенства, а также из числа светских специалистов) ГОУДПО НИРО реализует сетевой образовательный проект «Проектирование условий и механизмов гражданского становления личности и духовно- нравственного воспитания в системе общего среднего образования», в котором принимают участие 33 образовательных учреждения из 17 районов области В рамках повышения квалификации разработаны и включены в план-график курсовой подготовки более 10 учебных курсов, модулей

Реализация ФГОС как адаптация накопленного в регионе опыта Приведение в соответствие с требованиями ФГОС программ духовно-нравственного развития каждого ОУ: -с учетом типа ОУ -запросов семьи -культурно-исторических, этнических особенностей территории, на которой находится ОУ -с учетом специфики приобщения к базовым национальным ценностям на различных ступенях обучения (начальное, основное и полное образование)

Сравнение программ по духовно-нравственному развитию и воспитанию на различных ступенях образования Общая, обязательная составляющая программ для всех ступеней образования и для всех ОУ включает: Национальный воспитательный идеалНациональный воспитательный идеал Базовые национальные ценностиБазовые национальные ценности Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихсяЦели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Основные принципы организации духовно- нравственного развития и воспитания обучающихсяОсновные принципы организации духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся Направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихсяНаправления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Трехуровневая система результатов: знание – эмоциональный опыт - действиеТрехуровневая система результатов: знание – эмоциональный опыт - действие Субъектов взаимодействия по вопросам воспитания: ОУ, семью, обществоСубъектов взаимодействия по вопросам воспитания: ОУ, семью, общество Целостность урочной, внеурочной и общественно- полезной деятельностиЦелостность урочной, внеурочной и общественно- полезной деятельности

Сравнение программ по духовно-нравственному развитию и воспитанию на различных ступенях образования Начальная школа: формирование первичных представлений о ценностях – расширение позитивного эмоционального опыта отношения к себе, семье, обществу, государству – посильное участие в общественно- полезной деятельности Ключевое слово: знакомство с базовыми ценностями

Сравнение программ по духовно-нравственному развитию и воспитанию на различных ступенях образования Основная школа: Основная школа: принятие базовых ценностей на личностном уровне – формирование этнической, национально- территориальной и гражданской идентичности обучающихся – приобретение первичного опыта выполнения различных социальных ролей на основе усвоенных базовых ценностей Ключевое слово: принятие базовых ценностей на личностном уровне

Сравнение программ по духовно-нравственному развитию и воспитанию на различных ступенях образования Ступень полного общего образования: формирование мировоззренческих основ деятельности обучающихся– осмысленно- позитивное отношение к себе, семье, обществу и государству – социализация (средствами трудовой деятельности, самостоятельной разработки и реализации общественно-полезных проектов, социального одобрения применения усвоенных ценностей) Ступень полного общего образования: формирование мировоззренческих основ деятельности обучающихся– осмысленно- позитивное отношение к себе, семье, обществу и государству – социализация (средствами трудовой деятельности, самостоятельной разработки и реализации общественно-полезных проектов, социального одобрения применения усвоенных ценностей) Ключевое слово: самостоятельное применение в реальной жизни усвоенных ценностей

Основные направления реализации ФГОС на 2011 г. Развитие содержания духовно-нравственного и гражданского воспитания и образования: -совершенствование различных УМК по духовно-нравственному развитию и воспитанию (учебная, внеурочная деятельность) Развитие форм и методов воспитательной работы : - расширение деятельного участия обучающихся в освоении базовых ценностей (социальное проектирование, дебаты, интернет-конференции, тренинги, деловые игры и т.д.) Решение организационно-управленческих задач: -совершенствование механизма государственно-общественной экспертизы программ духовно-нравственного воспитания -разработка образовательной программы повышения квалификации педагогических кадров по духовно- нравственному развитию и воспитанию обучающихся в рамках ФГОС

О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет Д.С.Лихачев Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов – неотменно от воспитания Н.И.Новиков