Система духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в образовательном учреждении в рамках ФГОС 21 января 2011 г. Министерство образования Нижегородской области Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (ГОУ ДПО НИРО)
Воспитание гражданина России: актуальная ситуация ФГОС Адаптация опыта к требованиям ФГОС Объединение усилий всех «неравнодушных» в деле воспитания 1.Концепция (Нижегородская) 2.Наработанный опыт Доступность и понятность идеала? Оценочная база достижений? Создание условий внедрения?
Организационно-правовые основы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 г. 1.Методическое письмо Министерства образования РФ о преподавании учебных предметов по истории и культуре религий в школе от 25 ноября 2009 г. 2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утверждена приказом Президента 271 от г. 3.Опубликована «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» 4.Утверждены ФГОС начального общего образования приказом Министерством образования и науки 373 от 6 октября 2010 г. 5.Опубликованы проекты ФГОС основного и полного общего образования 6.Разработана и утверждена комплексная целевая программа развития образования Нижегородской области на 2011 – 2013 годы
ФГОС : Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России –Национальный воспитательный идеал – Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания – Базовые национальные ценности – Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
На циональный воспитательный идеал Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ
Базовые национальные ценности Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука Традиционные российские религии Искусство и литература Природа Человечество
Вопросы по достижению национального воспитательного идеала: - какими конкретными, понятными для всех характеристиками, чертами «гражданин России» должен обладать? Каким содержанием мы наполняем базовые национальные ценности? (содержательный аспект) -с помощью каких форм и методов мы можем достичь поставленных целей воспитания, как работать с базовыми ценностями? (технологический аспект) -как мы можем и должны измерять наши результаты по воспитанию личности гражданина и по каким критериям? - какие условия для этого необходимы?(организационно-управленческий аспект)
Наши достижения Опыт реализации концепции гражданского образования Нижегородской области, целью которой является разработка единых подходов к формированию региональной системы гражданского становления личности, определение и научное обоснование путей и средств ее развития в условиях становления правового государства и гражданского общества в России. Утверждена приказом Министерства образования Нижегородской области 680, от
Характерные особенности региональной системы гражданского образования Уникальность (опережающий характер) Социальная направленность (приобретение опыта различных социальных ролей – гражданина, избирателя, члена семьи и т.д.) Системность (охват учебной, внеурочной, факультативной и др. видов деятельности) Преемственность в целях и содержании на всех ступенях образования (дошкольное, начальное, основное и полное общее образование) Практическая востребованность (определение содержательного компонента гражданского образования с учетом историко-культурных, социально- экономических особенностей региона
Региональный компонент гражданского образования Начальная школа: 1.Учебный курс «Гражданское образование в начальных классах – УМК «Кораблик»(2 класс) и «Жар-птица» (3-4 классы) 2.Учебный курс литературного чтения «Нижегородская сторона» (2 – 4 классы) Основная школа : 1.Учебный курс «Граждановедение» (5 – 7 классы) 2.Интегрированный, культурологический курс «Нижегородский край» (7 класс) 3.Учебный курс «Религии России» (8,9 классы) Апробированы: Элективный курс «Основы избирательного права» (9 – 10 классы) Элективный курс «Дни воинской славы России» (10 – 11 классы) Программы факультативов «Социокультурные истоки» и «Основы православной культуры» В разработке: УМК «Основы православного благочестия» для православных гимназий УМК «История Нижегородского края» (6-9 класс)
Наши достижения Разработана и апробирована региональная система мониторинга состояния гражданского образования ( – ). Готовится аналитический материал по результатам мониторинга. Разработаны, апробированы и рекомендованы НМЭС учебное пособие «Дни воинской славы России» (ч.1 -2), автор Э.С.Иткин, УМК элективного курса « Основы избирательного права России», учебные материалы «Религия. Христианство. Православие», авторы А.Ю.Горин, преподаватели Нижегородской духовной семинарии. Подготовлен и опубликован сборник программ элективных курсов для учителей истории и обществоведческих дисциплин.
Наши достижения Формами распространения передового педагогического опыта в сфере гражданского образования стали: - издание сборника материалов по опыту работы учителей ОУ по проблемам гражданского образования и духовно- нравственного воспитания -сетевые сообщества (клуб историков в Интернете, сообщество православных педагогов) -информационные карты лучшего учительского опыта - размещение материалов в периодических изданиях Министерства образования «Нижегородское образование» и «Практика школьного воспитания»
Наши достижения Разработан алгоритм взаимодействия муниципальных органов управления образованием с благочиниями Нижегородской епархии русской православной церкви в области духовно-нравственного и гражданско- патриотического воспитания (содержание деятельности помощника благочинного по образованию из числа духовенства, а также из числа светских специалистов) ГОУДПО НИРО реализует сетевой образовательный проект «Проектирование условий и механизмов гражданского становления личности и духовно- нравственного воспитания в системе общего среднего образования», в котором принимают участие 33 образовательных учреждения из 17 районов области В рамках повышения квалификации разработаны и включены в план-график курсовой подготовки более 10 учебных курсов, модулей
Реализация ФГОС как адаптация накопленного в регионе опыта Приведение в соответствие с требованиями ФГОС программ духовно-нравственного развития каждого ОУ: -с учетом типа ОУ -запросов семьи -культурно-исторических, этнических особенностей территории, на которой находится ОУ -с учетом специфики приобщения к базовым национальным ценностям на различных ступенях обучения (начальное, основное и полное образование)
Сравнение программ по духовно-нравственному развитию и воспитанию на различных ступенях образования Общая, обязательная составляющая программ для всех ступеней образования и для всех ОУ включает: Национальный воспитательный идеалНациональный воспитательный идеал Базовые национальные ценностиБазовые национальные ценности Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихсяЦели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Основные принципы организации духовно- нравственного развития и воспитания обучающихсяОсновные принципы организации духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся Направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихсяНаправления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Трехуровневая система результатов: знание – эмоциональный опыт - действиеТрехуровневая система результатов: знание – эмоциональный опыт - действие Субъектов взаимодействия по вопросам воспитания: ОУ, семью, обществоСубъектов взаимодействия по вопросам воспитания: ОУ, семью, общество Целостность урочной, внеурочной и общественно- полезной деятельностиЦелостность урочной, внеурочной и общественно- полезной деятельности
Сравнение программ по духовно-нравственному развитию и воспитанию на различных ступенях образования Начальная школа: формирование первичных представлений о ценностях – расширение позитивного эмоционального опыта отношения к себе, семье, обществу, государству – посильное участие в общественно- полезной деятельности Ключевое слово: знакомство с базовыми ценностями
Сравнение программ по духовно-нравственному развитию и воспитанию на различных ступенях образования Основная школа: Основная школа: принятие базовых ценностей на личностном уровне – формирование этнической, национально- территориальной и гражданской идентичности обучающихся – приобретение первичного опыта выполнения различных социальных ролей на основе усвоенных базовых ценностей Ключевое слово: принятие базовых ценностей на личностном уровне
Сравнение программ по духовно-нравственному развитию и воспитанию на различных ступенях образования Ступень полного общего образования: формирование мировоззренческих основ деятельности обучающихся– осмысленно- позитивное отношение к себе, семье, обществу и государству – социализация (средствами трудовой деятельности, самостоятельной разработки и реализации общественно-полезных проектов, социального одобрения применения усвоенных ценностей) Ступень полного общего образования: формирование мировоззренческих основ деятельности обучающихся– осмысленно- позитивное отношение к себе, семье, обществу и государству – социализация (средствами трудовой деятельности, самостоятельной разработки и реализации общественно-полезных проектов, социального одобрения применения усвоенных ценностей) Ключевое слово: самостоятельное применение в реальной жизни усвоенных ценностей
Основные направления реализации ФГОС на 2011 г. Развитие содержания духовно-нравственного и гражданского воспитания и образования: -совершенствование различных УМК по духовно-нравственному развитию и воспитанию (учебная, внеурочная деятельность) Развитие форм и методов воспитательной работы : - расширение деятельного участия обучающихся в освоении базовых ценностей (социальное проектирование, дебаты, интернет-конференции, тренинги, деловые игры и т.д.) Решение организационно-управленческих задач: -совершенствование механизма государственно-общественной экспертизы программ духовно-нравственного воспитания -разработка образовательной программы повышения квалификации педагогических кадров по духовно- нравственному развитию и воспитанию обучающихся в рамках ФГОС
О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет Д.С.Лихачев Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов – неотменно от воспитания Н.И.Новиков