2004 Основы подготовки лекционных курсов.. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 Письменный текст как средство организации и передачи информации. 2 Проектирование описательного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию подготовил студент 5 курса Группы ПДД-13 Мосин Виктор.
Advertisements

Настоящая лекция никогда не излагает просто результаты исследования… Она побуждает и самостоятельному исследованию предмета, вовлекает в исследовательскую.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
2004 СЕМИНАР В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 Практические занятия в высшей школе. 2 Семинарские занятия в высшей школе.
Презентация курса по выбору «Технологии визуализации данных» Кафедра Информатики и МОИ Факультет Математики, физики и информатики.
Типология уроков Урок является сложной педагогической системой и разделяется на типы по признакам: Вводный урок. Урок изучения нового материала(первичного.
Лекция 14 Анализ и отбор учебного материала, его структурирование и формализация ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Ташкентский государственный педагогический университет ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ЛЕКЦИЯХ.
1. Понятие «лекция» в высшей школе. Функции лекции, ее особенности и виды. 2. Принципы конспектирования материала на лекции. 3. Методы и приемы скоростного.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Катана Ольга Одесский автомобильно- дорожный колледж Одесса 2010.
2004 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 Понятие ФОО, классификация ФОО в высшей школе. 2 Лекция, ее роль и место в вузе. 3 Семинарские.
1. Сущность понятия «семинар». Задачи и функции семинарского занятия в высшей школе. 2. Типы и виды семинарских занятий. Критерии оценки семинарского.
Актовая лекция Лекция (далее Л.) (от лат. lectio чтение) систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела,
При организации Самостоятельной работы студентов необходимо руководствоваться следующими документами: Положение о самостоятельной работе студентов; Положение.
Самостоятельное обучение с использованием мультимедиа в системе высшего образования.
Технология проведения мастер-класса. Мастер-класс является одной из форм эффективного профессионального обучения педагогов Мастер-класс характеризуют.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Транксрипт:

2004 Основы подготовки лекционных курсов.

2 СОДЕРЖАНИЕ 1 Письменный текст как средство организации и передачи информации. 2 Проектирование описательного учебного текста лекции. 3 Методические аспекты изложения лекционного текста. 4 Психологические особенности деятельности преподавателя при подготовке и чтении лекции.

3 Подготовка и чтение лекции. Текст от лат «Текстум», сотканное. Текст имеет внутреннюю организацию, соткан из слов, объединенных смыслом. Художественные тексты. Информативность на втором плане. На первом – эмоционально-образный строй. Религиозные тексты. Создание определенного духовного настроя. Емкость содержания, музыкальность формы. Рекламные тексты. Краткие, броские, превалирует повелительное наклонение. Нормативные тексты. Предельная конкретность смыслов и действий. Краткость, сжатость. Научно-популярный стиль. Сочетание информативности с занимательностью. Главное – наличие научной информации. Термины, формулы. Научно-учебный стиль. Передача информации в сжатом и систематизированном виде. Свойства текста: дескриптивность (описательная структура), информативность, логичность,иллюстративность (вербальная, графическая).

4 Подготовка и чтение лекции. Текст как носитель информации содержит информативные единицы: Основная мысль текста, формирующая новое понятие о предмете высказывания, Основные темы текста, отражающие основные положения, изложенные в тексте, Основные факты текста, разъясняющие и иллюстрирующие основные положения текста, Детали и подробности текста. Для формирования навыков ориентировки в тексте рекомендуются следующие учебно-тренировочные действия: Сжатие информации отдельных текстовых элементов, Выделение основных теоретических положений,

5 Подготовка и чтение лекции. Вычленение несущественной, фоновой информации, Определение основной идеи текста, Изложение содержания в собственной интерпретации, Составление аннотации, реферата, конспекта. Информация о структуре текста передается полиграфическими средствами: абзацы, интервалы, шрифты. Каждый текст выполняет культурологическую функцию. В процессе усвоения информации происходит расширение кругозора, общей эрудиции, культуры мышления, формируется ассоциативное мышление, повышается уровень рефлексии. Педагогическое проектирование дисциплины и ее теоретической лекционной части. Отбор из науки необходимой и достаточной информации.

6 Подготовка и чтение лекции. Написание тематического плана. (Лекции в логической последовательности). Составление рабочей программы в соответствии с требуемыми профессиональными умениями и навыками, которые необходимо сформировать у студентов. Планирование практической части курса (формы, содержание). Планирование форм контроля. Курс разбивается на модули: 1-2 лекции 2-3 практических занятия. Число лекций и практических занятий может быть произвольным Каждый модуль заканчивается контролем. Внутри модуля различают познавательный модуль (лекционную часть) и профессиональный модуль ( практическую часть). Учебный текст строится на основе реферативно переработанных научных текстов, системно изложенных.

7 Подготовка и чтение лекции. Лекция – звено замкнутой системы, состоящей из модулей. Внутренние системные связи. Дидактические блоки, в них – дидактические единицы ( явления, законы, факты). Как реализуется принцип информативности? Существует методика проектирования учебно-описательного текста: Задается язык описания. Преподаватель разрабатывает вербальный текст лекции. Проектирование графического текста (число и виды формул, графики, схемы) Когда и сколько предъявить при доказательстве. Дедукция или индукция. Чаще дедукция: (описание параметров и функций, расчленение объекта на существенные части – блоки, описание их функционирования, описание деталей блока и их назначения). Особая роль выводов в конце.

8 Подготовка и чтение лекции. Реализация принципа наглядности (схемы, рисунки, плакаты, раздаточный материал). Лингвистические параметры лекции: текст предельно насыщен смыслом, все термины разъясняются, не следует перенасыщать терминологией. Лекционный курс – минимум спрессованной информации, которая будет дополняться практическими занятиями и с\р. Методические аспекты изложения лекционного текста. Лектор должен так излагать материал, чтобы слушатели: Понимали информацию, Она вызывала бы у них интерес, Чтобы они могли законспектировать воспринятую на слух информацию.

9 Подготовка и чтение лекции. чтобы они имели возможность кратковременной разрядки во время «пиков внимания». Речевая культура преподавателя (50 – 60 лет). Лекторское мастерство предполагает умение пользоваться текстом лекции. Текст и сценарий. Текст регламентирует речевую деятельность (нельзя увлекаться, забыв о лимите времени). Устная речь: эмоциональность, импровизация, «лирические отступления» во время «пиков внимания». Необходимо управлять процессом конспектирования. Учить извлекать информацию из устной речи. Вычленять главное, пользоваться сокращениями, применять аббревиатуры. Выборочная проверка конспектов: совпадение авторского и студенческого вариантов ( или несовпадение). Психологические особенности деятельности преподавателя при подготовке и чтении лекции. Определение цели лекции: вводная, обзорная, текущая.

10 Подготовка и чтение лекции. Мотивы подготовки. Подготовка лекции. (место в курсе, связь со смежными дисциплинами, составление плана, отбор материала, написание текста, выработка модели выступления). Какие вопросы осветить обстоятельно, что оставить для с\р. Целесообразно писать текст. Постоянно его перерабатывать. Обдумывание установок, способов заинтересовать, настроить аудиторию на слушание. Самокритичность. Выработка у студентов устойчивой привычки вхождения в состояние коллективного сосредоточения на предмете лекции с первого учебного занятия. При чтении лекции создание проблемных ситуаций. Ни деланное спокойствие, ни ложный пафос не дают положительных результатов. Многообразие приемов в построении и чтении лекции определяется профилем вуза, факультета, кафедры.

11 Подготовка и чтение лекции. Чтение на младшем или старшем курсе. (Яркие примеры, связь с практикой, темп замедлен. Направлять с\р) На старших курсах – глубина охвата проблемы. Особенности заочного отделения. Внешний вид оратора. Типы ораторов – непрофессионалов: актерствующий краснобай, прорицатель (знает все и заботится об аплодисментах), отшельник, виноватый оратор, болтун. Чем основательней подготовка, тем непринужденнее поведение.

12 Семинар в ВШ. Отношения «преподаватель – студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные. Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами, или наоборот, повышенный тон, опора на лидеров, оставляя пассивными других студентов. Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие, нет замечаний. Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут. Лабораторные работы. От лат. «лабор» - труд. Специфика в зависимости от предмета. Упражнения. Основа – пример, который разбирался в лекции Способность к осмыслению и запоминанию.

13 Методы преподавания в СДО. Методы самообучения. Взаимодействие с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя. Печатные материалы (аудио и видео). Интерактивные базы данных. Материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Компьютерные обучающие программы. Метод «один – одному» Индивидуализированное преподавание и обучение. Взаимоотношения одного обучаемого с преподавателем или другим обучаемым (непосредственный контакт, телефон, голосовая почта, электронная почта). Преподавание «один – многим». Лекции на аудио – или видеокассетах, читаемые по радио или ТВ (элекции). Педагогические методы на основе коммуникаций «многие – многим». Активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Проведение коллективных дискуссий, конференций. Компьютерные конференции, дискуссии, обмен письменными сообщениями в синхронном и асинхронном режиме.

14

15