Человек в тоталитарном государстве. Работа учителя Павловой Т. А.
Родился в 1918 году в Кисловодске. « Деды мои были и не казаки, а тот и другой - мужики, крестьяне.» После средней школы Солженицын заканчивает в Р Ростове - на - Дону физико - математический факультет у университета, одновременно поступает заочником в М Московский институт философии и литературы. Не закончив двух курсов, в 1941 году уходит на войну. Нелегкая судьба А. Солженицына похожа на судьбы сотен тысяч советских людей, кото - рым довелось смотреть в глаза смерти не только на фронтах войны, но и в сталинских лагерях.
Восемь лет заключения и три года ссылки, от которой освобожден в 1953 году. Излечившись от смертельной болезни ( рак ), писатель осознает это как « Божье чудо ». Солженицын становится человеком религиозным.
В лице « незлобивого », терпеливого Ивана Денисови - ча Солженицын воссоздал символический образ рус – ского народа, способного перенести невиданные стра - дания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравст - венным порокам. Один день разрастается до пределов целой человеческой жизни, до масштабов народной судьбы, до символа целой эпохи в истории России.
« До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста !» Н. Рубцов Исходное название рассказа « Не стоит село без праведника ». Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и ее смерть воспроизведены как были. Истин - ное название деревни – Мильцево, Курловского района, Владимир - ской области. Прототип главной героини - крестьян - ка Матрена Васильевна Захарова. О ней мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного чело - века, понявшего и принявшего Матрену. Жизнь хозяйки в запущенном доме вдруг становится внут - ренне близка повествователю - и он остается жить у Матрены.
Не так, как все, относится Матрена к работе. Понятие это для нее синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов. « Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда ». И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием. Кроме своей доб - роты и совести, не накопила других богатств Матрена Васильевна. Она привыкла жить по законам человеч - ности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед нами величествен - ный и трагический образ Матрены. И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравствен - ную слепоту всех окружающих.
Пока еще тлела, догорая, хру - щевская оттепель, Солженицына терпели, вынуждены были терпеть. В 1967 г в письме съезду советских писателей он выступа - ет против цензуры, а в 1969 – его исключают из ССП. Чтобы не осудили за тунеядство, Мстислав Ростропович берет дворником к себе на дачу, где и живет Солже - ницын. А в 1970 г советскому дворнику присуждена Нобелевская премия. - Презрение и гнев ! - Докатился до края ! - Предательство не прощается ! - Недостойная игра ! - Отпор литературному власовцу ! По какой России плачет Солженицын ?
В 1973 г в Париже выходит « Архипелаг ГУЛАГ ». Это вызвало бурю возмущений в печати. В 1974 г арестовали, лишили гражданства и выслали.
« Ваши горькие книги ранят и лечат душу. Вы вернули русской литературе ее громовое могу - щество ». Л. Чуковская « Вашим голосом заговорила сама немота …»