МОУ ОСОШ 11 Психологический семинар: «Синдромы профессионального выгорания и техника безопасности в работе педагога"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОХРАНА ТРУДА учителя Синдром эмоционального выгорания.
Advertisements

ОХРАНА ТРУДА учителя Синдром эмоционального выгорания Топчий Ирина Викторовна учитель основ здоровья Запорожской гимназии 11.
Профессиональная деформация. Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов ОБУСО « Парфинский СП « Росток »
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
Подготовил: Педагог – психолог школы 37 Дроздова С.В.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Подготовила педагог-психолог МОУ СОШ 7 г. Стрежевого Юлия Григорьевна.
Подготовила: Социальный педагог: Зилинская Н. В.
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика МБДОУ детский сад компенсирующего вида 486.
Педагог-психолог Иващенко Маргарита Николаевна. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие.
Психологическое здоровье учителя. Психологическое здоровье – это способность индивидуума свободно, без ограничений реализовывать свои психологические.
Синдром профессионального выгорания 1. Представление о СЭВ. Причины. Симптомы. 2. Результаты диагностики педагогического коллектива ОБОУ Новые технологии.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога Автор:педагог-психолог Марянова В.И. МДОУ детский сад комбинированного вида 12 «Сказка»
Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога Автор: Горбачева Т.С., педагог-психолог ТОГУ «Сосновская школа-интернат» Профессиональное.
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами.
1 Учитель математики ГКОУ СО «СКОШИ 18» Город Екатеринбург Сараева Вера Владимировна.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Выводы Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
-Болезни сердечно-сосудистой системы -Заболевания неврогенного характера -Нервные истощения, неврозы -«педагогические кризы» -«истощение» -«сгорание»
Транксрипт:

МОУ ОСОШ 11 Психологический семинар: «Синдромы профессионального выгорания и техника безопасности в работе педагога"

Цель работы: Информирование о том, почему именно в педагогической деятельности необходимо уделять внимание собственному психическому здоровью; Формирование у педагогов мотивации к овладению практическими навыками саморегуляции своих состояний; Формирование навыков эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися.

Повестка 1.Результаты мониторинга: «Удовлетворенность профессией учителя» уч. год. 2.Результаты мониторинга «Удовлетворенность своим трудом» уч.год. 3.Влияние психоэмоционального состояния учителя на педагогическую деятельность и результаты его труда. 4.Показатели психического здоровья.

Удовлетворенность профессией учителя уч. год. Оценочная шкала Среднее значение по школе средний балл% Отношение к учебному заведению 974 Отношение между педагогами 1188 Удовлетворенность условиями труда 975 Удовлетворенность своим положением в коллективе 975 Отношение к работе 870 Отношение к ученикам 976 Отношение к руководителю 1081 Отношение к педагогическому коллективу 978

Удовлетворенность профессией учителя уч. год. п/п оценочной шкалы ШМО математики ШМО русского- литературы ШМО ин.яз. ШМО физики ШМО химии- биологии ШМО истории средн ий бал % % % % % % 1 Отношение к учебному заведению Отношение между педагогами Удовлетворенность условиями труда Удовлетворенность своим положением в коллективе Отношение к работе Отношение к ученикам Отношение к руководителю Отношение к педагогическому коллективу

Вывод: (по анкете удовлетворенность профессией учителя уч. год) 1.Субьективная удовлетворенность для большинства учителей школы получена по следующим показателям: -отношения между педагогами-88% -отношение к руководителю – на 81%. Так же высокий показатель удовлетворенности получился по аспектам: - отношение к педагогическому коллективу-78% -отношение к ученикам-76% -удовлетворенность своим положением в коллективе-75% -удовлетворенность условиями труда (организация труда в школе, условия труда на рабочем месте, возможность восстановить свои силы во время трудового дня-75% -отношение к учебному заведению-74% Высокую, но меньшую удовлетворенность можно отметить по шкале – удовлетворенность на 70%: -отношение к работе ( спокойная увлеченность работой без испытания напряженности, оценка работы как интересной, удовлетворенность от своей работы, удовлетворенность от своей работы именно по данной специальности, соответствие работы интересам и склонностям, нравится ли работа в последнее время).

Оцените, насколько вы удовлетворены БаллыАспекты, которые особенно важны Аспекты работы состояние которых улучшилось за последний год Аспекты работы состояние которых ухудшилось за последний год 1совсем не удовлет ворены 2пожалу й, не удовлет ворены 3 в среднем удовлет ворены 4 в целом удовлет ворены 5 вполне удовлетвор ены 1.Организацией труда--17%72%11%17%27%- 2.Содержанием труда (работой, которую приходится выполнять) -5%38%50%5%61%17%33% 3.Условиями труда-5%17%55%22%61%44%5% 4.Заработной платой-11%33%44%11%77%38%- 5.Распределением премий-5%27% 38%5%77%- 6.Отношениями в коллективе в целом ---66%33%38%-- 7.Отношениями с директором школы --5%55%39%38%-- 8.Отношениями с завучами школы --5%61%34%33%-- 9.Отношениями с коллегами учителями ---33%66%44%-- 10.Стилем и методами работы директора ---61%38%17%-- 11.Стилем и методами работы завучей --5%61%33%17%11%- 12.Возможностью влиять на дела коллектива -5%22%61%11% Отношением администрации к нуждам работников --5%66%27%22%17%- 14.Перспективами роста-17%5%44%33%17%5%- 15.Объективностью оценки вашей работы директором школы --5%61%33%17%5%- 16.Объективностью оценки вашей работы завучами -5%50%44%11% - 17.Помощью родителей в работе школы 17%44%22%17%-22%5%33%

О «Синдроме профессионального выгорания» Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания. Что это за синдром и почему он возникает? В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно- психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками. Действительно, условия работы педагогов далеко не комфортные. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Речь идет прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром профессионального выгорания. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися. Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы выгорания, можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. Изучая выгорание у педагогов, психологи выяснили, что данное явление «заразно»: те, кто подвержен СЭВ, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу людей в собрание «выгорающих». Таким образом для педагога необходима профилактика стресса.

Фазы и симптомы стресса Во-первых, нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные клиенты. Все это сопровождается следующими симптомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, «загнанности в клетку», тревоги и депрессии. Во-вторых, сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей, то есть выборочного выполнения профессиональных функций. В-третьих, истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. В этой фазе формируются следующие симптомы: эмоционального дефицита, эмоциональной и личностной отстраненности, психосоматических нарушений. Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому учитель окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Прогнозируются разного рода психосоматические отклонения.

Профилактика стресса 1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. 2. Использование тайм-аутов. 3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. 4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. 5. Избегание ненужной конкуренции. 6. Эмоциональное общение. 7. Поддержание хорошей спортивной формы.

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.

2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

5. Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.

6. Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.

7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.

Показателями психического здоровья личности являются принятие ответственности за свою жизнь; самопонимание и принятие себя; умение жить в настоящем времени; осмысленность индивидуального бытия; способность к пониманию и принятию других.

Способы изменения самооценки n/ п СодержаниеПути выполнения 1 Постарайтесь более позитивно относиться к жизни Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное 2 Относитесь к людям так, как они того заслуживают Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а достоинства 3 Относитесь к себе с уважениемСоставьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые 4 Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да то не откладывайте 5 Начинайте принимать решение самостоятельно Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать 6 Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «слабости» 7 Начинайте рисковатьПринимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика 8 Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т.д. Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА. Мы интуитивно используем многие естественные способы регуляции организма. Это: - длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. А есть ли приемы, которые можно применять и во время работы? Да, и некоторыми из них пользуются педагогами, и делают это они обычно бессознательно. Поэтому важно: – разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса вы владеете; – осознать их; – перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному в целях управления своим состоянием; – освоить способы саморегуляции, или самовоздействия. Все это и составляет суть саморегуляции. Выделим следующие естественные приемы регуляции организма: – смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ Саморегуляция это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Таким образом, саморегуляция может осуществляться с помощью четырех основных средств, используемых по отдельности или в различных сочетаниях. В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта: – эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности); – эффект восстановления (ослабление проявлений утомления); – эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности). Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

Попробуйте задать себе вопросы: Что помогает вам поднять настроение, переключиться? Что я могу использовать из вышеперечисленного? Мысленно, а лучше на бумаге, составьте перечень этих способов. Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете напряженность или усталость.

БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ САМОВОЗДЕЙСТВИЯ I. Способы, связанные с управлением дыханием Управление дыханием это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность. II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы III. Способы, связанные с воздействием слова Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения. Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»). IV. Способы, связанные с использованием образов Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики

Заключение В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся. Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет и суда нет, как говорят в народе. Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение принять то, что я не могу изменить, и ум отличать одно от другого».

Что такое профессиональная деформация? В узком смысле синдром профессионального выгорания или профессиональная деформация (ПД) это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности. Самое большое влияние на возникновение ПД, как утверждают специалисты, оказывают специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь дело профессионал, а также специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной ПД является разделение труда и все более узкая специализация. Ежедневная работа на протяжении многих лет по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

Как проявляется профессиональная деформация? Чаще всего встречается должностная деформация. Например, руководитель считает возможным не ограничивать свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. При адаптивной деформации происходит пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате у человека формируется высокий уровень конформизма, он безоговорочно перенимает принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость. При крайней степени профессиональной деформации, которую называют профессиональной деградацией, личность меняет нравственные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.

Причины возникновения синдрома профессионального выгорания Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина синдрома это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Если для работника выполнять распоряжения начальника является делом чести, но он объективно не в состоянии этого сделать, то возникает стресс, происходит ухудшение качества работы, может произойти разрыв взаимоотношений с коллегами. Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой, нерациональной политикой администрации. Результат тотального контроля возникновение чувства бесполезности своей деятельности. Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию. Представим ситуацию, когда у человека возникает несоответствие между собственными этическими принципами и ценностями и требованиями, которые предъявляет работа. Если для работника важно удержаться на этом рабочем месте, то постепенно идет привыкание к нарушению собственных принципов, снижается их эмоциональная значимость. Как уже сказано, СЭВ выступает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия. Выгорание это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Изучая выгорание у профессионалов, психологи выяснили, что данное явление «заразно»: те, кто подвержен СЭВ, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».