Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры Русский язык и культура речи Чиконина Г.В., к.п.н., доцент Резюме.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура речи в структуре профессиональной компетентности специалиста.
Advertisements

Бейшен Құ мар Қ Т-243. Культура делового общения один из феноменов коммуникации, в основе которого лежит совокупность моральных норм, принципов, правил.
Русский язык и культура речи Речевой этикет к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Учитесь властвовать собою… А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» В чем заключаются особенности национального русского речевого этикета ? Авторы: учащиеся 8Б Иванова.
Овладение нормами делового общения выступает в качестве непременного условия качественной подготовки специалистов самого различного профиля. В связи с.
Потребность ребёнка в общении со взрослыми и со сверстниками Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения Приемлемое отношение.
Курс по выбору русский язык «Речевой этикет» 9 класс Позднякова Людмила Анатольевна.
Программа элективного курса по русскому языку «Речевой этикет» Программа разработана Л. В. Ковалевской, учителем русского языка и литературы МОУ Екатерининской.
Технология педагогического общения. Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны: - Неумение наладить контакт. - Управлять.
КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Деловой русский язык»
Новокузнецкий филиал Томского политехнического университета Кафедра социально-гуманитарных дисциплин Русский язык и культура речи Чиконина Галина Владиславовна,
Духовно – нравственное воспитание в рамках новых стандартов образования. Культура речи и профессионализм.
Речевая тактика «Обращение» в русском и финском коммуникативном поведении Магистерская диссертация Морозовой Ю. Г. Научный руководитель – доктор филологических.
Речевой этикет в устной и письменной речи
Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых.
Межличностные отношения и общение. 1. Межличностные отношения и социальные роли. Понятие и структура общения. 2. Виды и функции общения. 3. Средства общения.
Автор: Иванова Серафима ученица 9Б класса МОУ ООШ 3 г.Камешково Владимирской области «Современный русский литературный язык как основа культуры речи русского.
М-6. Межличностные отношения и общение Цели: уяснить специфику межличностных отношений и социальных ролей; понять сущность общения и его структуру; научиться.
КамГУ имени Витуса Беринга Культура речи. Автор: Самыгина Е.В. г. Петропавловск-Камчатский г.
Транксрипт:

Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры Русский язык и культура речи Чиконина Г.В., к.п.н., доцент Резюме

1.5. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры Содержание Основные аспекты речевой культуры Понятия речевого этикета, социального статуса, социальной роли, ситуации общения Умение обращать внимание на факторы ситуации общения, пользоваться формулами речевого этикета

Основные аспекты речевой культуры Нормативный (соблюдение речевых норм). Коммуникативный (умение добиваться поставленной цели, используя все языковые возможности). Этический (умение использовать этикетные формы и средства для достижения взаимопонимания и гармонизации диалога)

Нормативный аспект речевой культуры (соблюдение речевых норм) Д. Быков «Как Путин стал президентом США: новые русские сказки»

Коммуникативный аспект речевой культуры Умение добиваться поставленной цели, используя все языковые возможности – высшая ступень во владении языком. Нормы речевого общения у разных народов различны.

Речевой этикет Речевой этикет – это выработанная обществом совокупность правил речевого поведения, определяемых взаимоотношениями субъектов общения в стереотипных ситуациях. Какова функция этикета в человеческом обществе?

Речевой этикет Нормы речевого этикета – это обязательные для выполнения правила, невыполнение которых привлекает внимание окружающих и вызывает их осуждение. Традиции общения - это правила, не обязательные для соблюдения, но в силу тех или иных причин их принято придерживаться

Речевой этикет Речевой этикет устного общения: формулы вежливости и правила ведения разговора. Речевой этикет письменного общения: формулы вежливости и правила ведения переписки. Требование учета особенностей партнеров, вступающих в общение

Факторы речевого поведения Социальный статус – определенная позиция, занимаемая человеком в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Социальная роль – ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом.

Факторы речевого этикета Коммуникативная роль – типовая позиция в общении, занимаемая его субъектами для достижения цели общения. Ситуация общения

Факторы, определяющие ситуацию общения 1. Тип ситуации: официальная, неофициальная, полуофициальная. 2. Степень знакомства субъектов общения. 3. Психологическая дистанция субъектов общения. 4. Функции участия собеседников в разговоре: контактная, интеллектуальная, эмоциональная, функция наблюдателя. 5. Отношение к собеседнику. 6. Место и время общения

Факторы, определяющие речевой этикет Национальная специфика ситуации и традиции. Выводы: на публичную речь влияют и собственно лингвистические (языковые), и экстралингвистические (внеязыковые) факторы

Практикум Тест 1. Умение добиваться поставленной цели, используя все языковые возможности это: а) этический аспект речевой культуры; б) коммуникативный аспект речевой культуры; в) нормативный аспект речевой культуры; г) эффективный аспект речевой культуры.

Практикум Тест 2. Позиция, которую занимает человек в обществе или социальной группе, называется: а)социальная роль; б)коммуникативная роль; в)социальный статус; г) коммуникативный статус.

Практикум Тест 3. Гости на свадьбе кричат: "Горько!" Это можно расценивать как соблюдение: а) традиции речевого этикета; б) нормы речевого этикета; в) речевой нормы; г) нормы деловой риторики.

Практикум Тест 4. Речевой этикет менее всего регламентирует: а) общение деловых партнеров; б) общение начальника и подчиненного; в) общение равных по статусу коллег; г) общение близких людей, родственников.

Вопросы для самоконтроля 1. Что такое нормативный аспект речевой культуры? 2. Что такое речевой этикет? Чем отличаются традиции от этикетных норм? 3. Какие факторы определяют речевой этикет? 4. В каких ситуациях уместно обращение на «ты»? 5. Что такое социальный статус?

Вопросы для самоконтроля 6. Чем отличается социальная роль от коммуникативной? 7. Какие факторы определяют ситуацию общения? 8. Какие функции может выполнять собеседник в диалоге? 9. Какие формы обращения используют ваши преподаватели и в каких ситуациях? А какие – вы?

Темы для рефератов 1. Изменения в русском речевом этикете последних лет. 2. Социально обусловленные формы обращения в русском языке. 3. Употребление местоимений «ты» и «Вы» в современной речи (на материале современной художественной литературы).

Литература Акишина А., Формановская Н. Этикет русского письма. М., Балакай А.Г. Толковый словарь русского речевого этикета. М., Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М., 2002 Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., http: //echo.msk.ru/programs/speakrus