А.П. Щапов – историк старообрядчества Автор - Е.А. Архипова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изучение истории и современного состояния старообрядчества чиновниками Министерства внутренних дел в 1840–1870-е гг. Автор – Е.А. Архипова.
Advertisements

Из собрания редкого фонда научной библиотеки МПГУ Афанасьев Александр Николаевич ( )
Политическая ссылка в Иркутск в 19 веке Выполнила Ученица 10 класса А МОУ СОШ 15 Ефремова Любовь.
Фёдор Иванович Буслаев ( ) Выполнил Харитоненко Никита Ученик 10А класса Руководитель: Магдий Г.К. Выполнил Харитоненко Никита Ученик 10А класса.
Петр Федорович Каптерев «Ни государство, «Ни государство, ни церковь, а только ни церковь, а только само общество может влиять, направлять и влиять, направлять.
Галичева Елена Ивановна, учитель обществознания МБОУ СОШ 2 учитель обществознания МБОУ СОШ 2 г. Семикаракорска Ростовской области.
Автор – А.С. Усачев. родился в семье московского священника закончил 1-ю Московскую гимназию (1838 г.) закончил Историко-философское отделение Философского.
Министерство образования и науки Республики Татарстан МОУ «Иж –Борискинская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района Республики.
Преподавателя литературы Борисовой Юлии Вячеславовны. Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное.
Культура XVIII-70-х гг. XIX веков Автор – учитель-методист специализированной школы 173 Киев Александр Худобец.
Общественное движение в годы правления Николая I 1. Основные черты общественного движения 30-х – 40-х годов XIX века 2. Общая характеристика основных идейных.
История социальной работы в России. Ведущий преподаватель: Ставров Иван Валерьевич.
ИСТОРИЯ Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого!
Выполнил: Учитель русского языка и литературы МБОУ «Энтузиастская ООШ» Кандрашкина А.Е.
Тема урока « Зарождение революционного народничества и его идеология» Материал разработан учителем истории МОУ Будинской ООШ Антоненковой А.В.
Россия на рубеже XVIII – XIX веков.. Цели урока: Определить географическое положение России. Выявить общие закономерности и особенности развития России.
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
Закончила Армавирский государственный педагогический университет в 2005 году по специальности «История» Разряд 13 Стаж педагогической работы – 9 лет Курсы.
Летописец земли Русской… 170 лет со дня рождения В. О. Ключевского.
Транксрипт:

А.П. Щапов – историк старообрядчества Автор - Е.А. Архипова

Афанасий Прокофьевич Щапов ( гг.)

Биография Родился в с. Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии в семье пономоря и бурятской крестьянки Окончил в Иркутске бурсу и духовную семинарию Окончил Казанскую духовную семинарию в 1856 г.

Биография Преподавал в Казанской духовной академии ( гг.) и Казанском университете ( гг.) 1861 г. – выступление на панихиде по жертвам расстрела в с. Бездна. Арест и перевод на службу в Петербург гг. – научная и публицистическая деятельность 1864 г. – ссылка в Ангу

Казанская духовная академия Здание Казанской Духовной Академии, конец XIX столетия.

Казанская духовная академия В 1797 г. казанская семинария преобразована в академию В 1818 г. закрыта и вновь открыта в 1842 г. В гг. открыты миссионерские отделения против ислама, буддизма, анимизма черемисов и чувашей, старообрядчества

Казанская духовная академия С 1855 г. издание журнала «Православный собеседник» В библиотеке Академии находились рукописи, вывезенные из Соловецкого монастыря Из консистории в Академию посылались старообрядческие рукописи, старопечатные книги, иконы и др. предметы

Казанская духовная академия В 1856 г. казанский архиепископ Григорий передал ректору Агафангелу отчет «О современном состоянии раскола в Нижегородской губернии» П.И. Мельникова

П.И. Мельников «Из них-то [отчеты чиновников МВД – Е.А.] преимущественно г. Щапов составил свою книгу Русский раскол старообрядчества, из них- то составлена и значительная часть статей о расколе, напечатанных вПравославном Собеседнике…»

Факторы формирования социально- политической концепции раскола А.П. Щапова 1.Демократический подъем в обществе на рубеже х гг. 2.Влияние на А.П. Щапова философии Гегеля 3.Влияние отчета П.И. Мельникова «О современном состоянии раскола в Нижегородской губернии»

Сочинения А.П. Щапова, посвященные старообрядчеству « О причинах происхождения и распространения раскола» (1857 г.) «Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века» (1858 г.) «Земство и раскол» (1861 г.) «Земство и раскол II. Бегуны» (1862 г.)

Экономический аспект старообрядчества в сочинениях А.П. Щапова Старообрядчество – единое движение, противостоящее государству и церкви Экономическая активность как способ сохранения и укрепления общины Положение гонимых способствовало обогащению старообрядцев Раскол распространялся из-за своей экономической привлекательности

Специфика аргументации позиции А.П. Щапова Низкий уровень источниковедческого анализа Использование отрывочных сведений и иллюстративного метода Объяснения заменяются риторикой

Последователи концепции А.П. Щапова Н.Я. Аристов ( гг.) «Устройство раскольнических общин» (1863) Раскол как альтернативная экономическая система, соответствующая интересам народа

Последователи концепции А.П. Щапова В.В. Андреев «Раскол и его значение в народной русской истории» (1870) Природа раскола определялась характером гонений на него

Последователи концепции А.П. Щапова Модель В.В. Андреева: Раскол как религиозная секта до правления Петра I Раскол как политическая оппозиция до правления Екатерины II Раскол как промышленная и торговая община начиная с правления Екатерины II

Реакция в прессе на книгу В.В. Андрева и оценка концепции А.П. Щапова «Гражданское чувство автора обмануло его иллюзией живой, страстной, самодеятельной политической мысли в среде народных масс. Талант автора увлек и убедил многих; его воззрения на раскол были приняты большинством образованного общества. Но наше общество еще не привыкло к строго-научному мышлению и утрирует каждую новую идею… Подобной же метаморфозе и утрировке подверглись и идеи г. Щапова, тем более, что они уже были утрированы при самом выходе своем из головы автора» [Рец.] // Дело С. 103.

Литература Архипова Е.А. Формирование экономической концепции старообрядческого движения в трудах А. П. Щапова // Вестник РГГУ С. 25–37. Вишленкова Е.А. Проблема церковного раскола в трудах А. П. Щапова: дис. … канд. ист. наук. Казань, Маджаров А.С. Афанасий Прокопьевич Щапов: история жизни (1831–1876) и жизнь «истории». Иркутск, Молзинский В.В. Очерки русской дореволюционной историографии старообрядчества. СПб., Эткинд А.М. Другой путь от книги к революции: Афанасий Щапов и его читатели. // Русский исторический журнал Т С