Тема: Совершенствование обще-учебных компетенций в старших классах на уроках русского языка и литературы. Автор: Правдина В.П.. учитель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классификация компетентностей Теоретическое закрепление.
Advertisements

СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «КОМПЕТЕНЦИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
Компетентностно- ориентированное образование Педагогический совет.
Техническая Методическая Психологическая Первый принцип – тематический ; Второй принцип – на этапе подготовки тематический тест должен быть выстроен.
«Формирование ключевых компетенций на уроках в начальной школе».
Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения « отдаленного эффекта » школьного образования все. Что изучается. должно быть включено.
Семинар Формирование ключевых компетенций у учащихся МКОУ «ООШ с. Полевое »
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы в процессе работы над проектом Выполнил: Чугуевская Надежда Игоревна учитель начальных классов,
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Индивидуальный подход – основа развития личности Цель педсовета : * Акцентировать внимание учителей на технологиях обучения, способствующих формированию.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
Профессионально -педагогическая компетентность преподавателя Китайский язык.
Формирование базовых компетентностей обучающихся – одна из ключевых задач модели школьного образования.
Педагогический совет «Системно-деятельностный подход в контексте реализации ФГОС на ступени начального и основного общего образования». Повестка дня 1.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Транксрипт:

Тема: Совершенствование обще-учебных компетенций в старших классах на уроках русского языка и литературы. Автор: Правдина В.П.. учитель русского языка и литературы.

Предметом исследования работы стали обще-учебные компетенции учащихся старших классов, требующие совершенствования на русского языка и литературы Предметом исследования работы стали обще-учебные компетенции учащихся старших классов, требующие совершенствования на русского языка и литературы

Цель работы: Определить, какими обще-учебными компетенциями должны владеть учащиеся; Определить, какими обще-учебными компетенциями должны владеть учащиеся; Показать какие методы, приемы использует учитель на уроке, организуя работу по совершенствованию обще-учебных компетенций; Показать какие методы, приемы использует учитель на уроке, организуя работу по совершенствованию обще-учебных компетенций; Какие инновационные технологии обучения помогают решить эту проблему. Какие инновационные технологии обучения помогают решить эту проблему.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач: определить, какими компетенциями должны владеть учащиеся старших классов; определить, какими компетенциями должны владеть учащиеся старших классов; выяснить содержание работы по формированию, совершенствованию, каждой компетенции; выяснить содержание работы по формированию, совершенствованию, каждой компетенции; сравнить результативность работы по традиционным и инновационным технологиям. сравнить результативность работы по традиционным и инновационным технологиям.

Другими словами, компетентность - это способность установить и реализовать связь между «знанием- учением» и ситуацией. Другими словами, компетентность - это способность установить и реализовать связь между «знанием- учением» и ситуацией. Все преобразования, которые происходят в системе образования обоснованы документами. Все преобразования, которые происходят в системе образования обоснованы документами.

Из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально- экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально- экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Согласно положению «Общеобразовательная школа» должна формировать: Согласно положению «Общеобразовательная школа» должна формировать: 1. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков; 2. опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся т.е. формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество образования;

Ключевые компетенции - это наиболее общие (универсальные) культурно- выработанные способы действий (способности и умения), помогающие понимать человеку ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Они регулируются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений.

Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований:

1. Диагностические требования: Чёткое формирование образовательных задач Чёткое формирование образовательных задач Определение оптимального содержания урока Определение оптимального содержания урока Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля Реализация на уроке всех дидактических принципов Реализация на уроке всех дидактических принципов

2. Психологические требования: Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения Особенности самоорганизации учителя Особенности самоорганизации учителя Организация познавательной деятельности Организация познавательной деятельности Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений Организованность учащихся Организованность учащихся Учёт возрастных особенностей. Учёт возрастных особенностей.

3. Требования к технике проведения урока: Урок должен быть эмоциональным Урок должен быть эмоциональным Тема и ритм урока должен быть оптимальным Тема и ритм урока должен быть оптимальным Полный контакт учителей и учащихся Полный контакт учителей и учащихся Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда Смена видов деятельности Смена видов деятельности Обеспечение активного учения каждого ученика. Обеспечение активного учения каждого ученика.

Невозможно говорить об овладении школьниками ключевых компетенций если не соблюдать гигиену школы и класса. Невозможно говорить об овладении школьниками ключевых компетенций если не соблюдать гигиену школы и класса.

4. Требования к гигиене урока: Температурный режим Температурный режим Проветривание Проветривание Освещение Освещение Предупреждение утомления Предупреждение утомления Чередование видов деятельности Чередование видов деятельности Физкультминутка Физкультминутка Правильная рабочая поза учащихся Правильная рабочая поза учащихся Соответствие роста школьной мебели. Соответствие роста школьной мебели.

Формируются компетентности, если:

1.Обучение носит деятельностный характер. 2.Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.(для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера). 3.Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели.

4.Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, рефератный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО). 5.Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы). 6.Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика.

Какие же общеучебные компетенции школьников в старших классах совершенствуются на уроках русского языка и литературы?

1.Извлечение основного содержания прочитанного или услышанного. 2.точная формулировка мыслей. 3.Построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме. 4.Сотрудничество с другими (учениками и учителями) при выполнении задания. 5.Планирование действий и времени. 6.Оценка результатов своей деятельности.

Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (русского языка и литературы) и возможностей учеников, уровня их развития позволяет выделить в качестве наиболее актуальных следующие компетенции: учебно-познавательную, коммуникативную, информационную, личного самосовершенствования. Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (русского языка и литературы) и возможностей учеников, уровня их развития позволяет выделить в качестве наиболее актуальных следующие компетенции: учебно-познавательную, коммуникативную, информационную, личного самосовершенствования.

Что же включают в себя названные компетенции?

Учебно-познавательная - определяет цель и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль. определяет цель и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная - сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией. сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией.

Информационная - самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её. самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

Личного самосовершенствования - анализировать свои достяжения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности. анализировать свои достяжения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности.

Это на наш взгляд, позволяет в дополнение к общим базисным умениям и навыкам учащихся развить следующие навыки и умения: Пользоваться словарями различных видов для анализа художественного образа; Пользоваться словарями различных видов для анализа художественного образа; Уметь выявлять авторскую позицию и способы её выражения( Кимы, ЕГЭ) Уметь выявлять авторскую позицию и способы её выражения( Кимы, ЕГЭ) Уметь анализировать эпизод как составляющее цельного в художественной ткани произведения; Уметь анализировать эпизод как составляющее цельного в художественной ткани произведения; Писать творческие работы, опираясь на имеющийся творческий и читательский опыт. Писать творческие работы, опираясь на имеющийся творческий и читательский опыт.

В качестве промежуточного контроля используем: работу со словарём работу со словарём тесты тесты литературоведческие диктанты. литературоведческие диктанты.

На итоговых уроках используем следующие виды работ: самостоятельный анализ художественного текста и его интерпретацию самостоятельный анализ художественного текста и его интерпретацию написание рецензий, эссе написание рецензий, эссе составление тестов составление тестов составление текстов различных стилей и жанров составление текстов различных стилей и жанров

Успешному выполнению таких итоговых работ помогают разные по форме и содержанию уроки: урок – лекция урок – лекция семинар семинар аналитическая беседа аналитическая беседа урок – дискуссия урок – дискуссия практическая работа в группах практическая работа в группах урок – исследование урок – исследование урок – концерт. урок – концерт.

При проведении таких уроков используем разные образовательные технологии: проблемного обучения проблемного обучения личностно – ориентированного подхода личностно – ориентированного подхода технология интегрированного обучения (реже) технология интегрированного обучения (реже) компетентностного обучения. компетентностного обучения.

Сравнение результативности традиционных и инновационных технологий уроков (литературы). Показатели сравненияТрадиционный урокИнновационный урок Понимание художественного произведения 70%91% Мыслительная деятельность67%72% Проявление речевых умений71%75% Проявление коммуникативных умений 73%89% Проявление творческих способностей 70%90%