Инновационный учебно-методический комплекс: размышления и реальность Ан. Каспржак, Москва, март 2005.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Элективные курсы в учебном плане старшей профильной школы Москва, октябрь 2004 Анатолий Каспржак.
Advertisements

Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
Цели информатизации начального обучения Формирование ИКТ грамотности детей и функциональной готовности включиться в информационную деятельность в учебной.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
ЦОР - цифровые образовательные ресурсы; ЭОР - электронные образовательные ресурсы.
Основные особенности работы по системе «Школа 2100» в 5 классе 1.Цели 2.Технологии 3.Содержания.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Структура рабочей программы. Рабочая программа имеет следующие составляющие: Титульный лист; Пояснительная записка; Календарно-тематическое планирование.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
* Новые технологии, о которых так много говорят сегодня, это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
Основные технологии Образовательной системы «Школа 2100» ©Малова Г.В., учитель начальных классов МОУ СОШ 1, 2010г.
Реализация компетентностного подхода к организации ОП начальной школы в системе УМК «Перспективная начальная школа» 1 Учитель начальных классов Язвенко.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Программа элективного курса : требование по оформлению и содержанию.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Транксрипт:

Инновационный учебно-методический комплекс: размышления и реальность Ан. Каспржак, Москва, март 2005

ЧАСТЬ 1 – РАЗМЫШЛЕНИЯ

3 Говорить о педагогической инновации можно, если в пособии, технологии, организации образовательного процесса и т.д. прослеживается: Ориентация на новые образовательные результаты (новое качество образования); Принципиальное изменение содержания, форм работы учителя и ученика (процессов учения и обучения); Изменение характера взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. Сегодня, обычно, обеспечивается переходом на работа в логике компетнтностного подхода (ориентация на развитие способность результативно действовать в нестандартных ситуациях)

4 Образовательный процесс, представленный в в виде результата и условий обучения (из национального плана внедрения информационных технологий в программы подготовки учителей, Нидерланды, 1998) ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н Ы Й П Р О Ц Е С С УЧИТЕЛЬУЧИТЕЛЬ УЧЕНИКУЧЕНИК УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Информатизация школы (общества) диктует новые требования к содержанию образования и методам обучения Одно из доказательств – результаты российских школьников в международных сопоставительных исследованиях уровня учебных достижений (в первую очередь, PISA)

6 Предварительное замечание для «поклонников» отечественного образования В рамках проекта по анализу результатов российских школьников в исследовании PISA – 2000, которые были обескураживающими, оказалось, что – Культурная адаптация текста; Имеющиеся недостатки в переводе; Дефициты, связанные с отсутствием опыта выбора стратегии решения теста (в первую очередь, связанные с критериями оценивания «на пять»), НЕ ПОВЫШАЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ «В РАЗЫ»

Основные учебные дефициты, выявленные в ходе анализа заданий, составляющих тест PISA ИЛИ – над чем авторам следует задуматься

8 Первая группа дефицитов. Работа с текстом. Оказалось, что если они и читают плохо, то, во всяком случае не хуже, чем их сверстники из других стран. Но! Они читают по-другому. Россияне: хорошо работают с общим содержанием художественного текста, но не обращают внимание на детали; тогда как в естественных науках они успешны в заданиях, где требуется точный ответ и затрудняются при решении качественных заданий.

9 Первая группа дефицитов. Работа с текстом и школьный учебник Причина – не сформированы различные типы чтения. Гипотеза состоит в том, что российские учебные материалы, учителя предлагают ученику только учебные, реже – научные, но обязательно специально подготовленные тексты. Работа с такими «отжатыми» текстами приводит к строго определенным результатам. Но! Времена то изменились, а способ подготовки текста ученику….

10 Первая группа дефицитов. Работа с текстом и школьный учебник Традиционный учебник: Ученик – умеющий и знающий. Основной модуль – тема одноименной предмету науки; предполагается, что учебный материал будет вещать учитель, «наполняя сосуд» (голову ученика). Инновационный учебник: Ученик – «делатель», производитель отчуждаемого продукта. Основной модуль – задача (проблема) всестороннее рассмотрение которой способствует формированию потребности осознанного практического действия и ученика и учителя.

11 Вторая группа дефицитов. Учебная несамостоятельность школьника. Наши школьники не умеют самостоятельно: Решать задачи, которые требуют реконструировать условие, переформулировать вопрос, несколько раз вернуться к нему; Найти дополнительные данные и/или привлекать условия для решения задач; Извлекать нужную информацию из составного (часто не учебного) текста, отвечать на вопросы, которые требует соотнести информацию с одним из представленных текстов; Установить требуемый уровень точности ответа.

12 Вторая группа дефицитов. Учебная несамостоятельность школьника и школьный учебник. Традиционный учебник: Учебный материал - «академичен»; задачи, имеющие лишь один способ решения и несвязанные с «жизнью», снабжены «особо точными» инструкциями по их решению (работа по образцам). Инновационный учебник: Учебный материал – жизненные проблемы (задачи), представленные в форме «зашумленных» текстов, предполагающие несколько «правильных» ответов и способов решения.

13 Группа дефицитов «два прим». Взаимная изоляция предметов, составляющих образовательную программу. Если в тексте задачи есть сигналы, которые указывают школьнику на тот или иной предмет, то способ решения задачи для него становится для него определенным. Если задача состоит из вопросов, которые требуют различных способов решений (осваиваемых на различных предметах), то у школьника в голове возникает «короткое замыкание» и он ее просто бросает.

14 Третья группа дефицитов. Фундаментальность, академичность и «учеба для жизни». Наши школьники испытывают затруднения при решении задач, которые требуют: Соотнести форму ответа с адресатом; Использовать личный опыт; Реконструкции замысла автора, То есть, наши школьники (учителя) не готовы обсуждать социальные, личностно значимые проблемы, используя предметные знания и умения.

Как эти дефициты можно преодолеть или сопоставление традиционного и современного уроков

16 Некоторые учебные практики и возможность их трансформации за счет введения ИУМК или: «От учебника ориентированного на учителя – к учебнику ориентированному на ученика». Основные виды деятельность в процессе «учения-обучения» Учебные материалы ТрадиционныеИнновационные 1Формирование интереса (мотивация) Исторический материал, практические работы, справочные материалы не всегда попадают в учебник. Возможности включения не ограничены. 2Стимулирование индивидуального роста Уровневая дифференциацияПоявляются возможности (нет ограничений по объему) включения избыточного набора индивидуальных (в том творческих и исследовательских) заданий разного уровня сложности. 3Фокусирование вниманияРисунки, схемы, выделения в тексте и т.д. Текст может быть построен по принципу гипертекста, содержащего тексты различных жанров; фотографии, видео и т.д..

17 Некоторые учебные практики и возможность их трансформации за счет введения ИУМК или: «От учебника ориентированного на учителя – к учебнику ориентированному на ученика». Основные виды деятельность в процессе «учения-обучения» Учебные материалы ТрадиционныеИнновационные 4Организация работы с учебными материалами (регулирование процесса) Учебник – конспект учительской лекции (урока), ориентированный на то, что организатором образовательного процесса является учитель. Возможно, представить избыточный материал по изучаемой теме, предложить несколько вариантов его освоения. Предусматривается возможность выстраивание «пути» решения задачи совместно учителем и учеником. 5Мониторинг, оценка, самооценка, обратная связь и отображение результатов Вопросы (упражнения, практические и др. работы) для самоконтроля. Результаты мониторинга не отображаются. Появление рабочих тетрадей. Избыточный набор проверочных заданий разного уровня сложности, тестов и т.д. (в том числе – для самопроверки). Использование оценочных карт, электронного журнала успеваемости. 6Формулирование выводовСделано авторомПоявляется возможность «подвести» ученика к тому, чтобы он сделал вывод («открытие») самостоятельно. 7Принятие мер по восстановлению пробелов в знаниях Обычно – не предусматривается.Одна из функций электронного учебника – самоучитель.

18 Стадии внедрения информационных технологий в образовательный процесс (из национального плана внедрения информационных технологий в программы подготовки учителей, Нидерланды, 1998) 1. З А М Е Н А (автоматизир ует существующи е способы обучения) 2. П Е Р. П Е Р И О Д (начинают меняться учебные практики) 3. П Р Е О Б Р А З О В А Н И Е (абсолютно новые учебные практики)

Часть 2 Реальность первая – Итоги конкурса по созданию УМК для элективных курсов

20 Авторы ставили перед учителями следующие образовательные задачи: Образовательная областьОсновные образовательные задачи ФилологияРабота с художественным текстом, его анализ. МатематикаДемонстрация красоты математики как науки, а не как аппарата для изучения других наук ИнформатикаПоказать итнегрирующую роль информатики в содержании общего образования человека. ОбществоУчители и ученик «собеседники». Они вместе ищут способ понимания сложных социальных проблем. ЕстествознаниеОриентация работы ученика на приобретение практических и исследовательских умений

21 Рекомендуют привлекать литературу: Образовательная областьОсновные типы текстов, источников ФилологияАвторские тексты МатематикаНаучно-популярная литература, пособия для подготовки в вузы ИнформатикаНаучно-популярная литература, специальные пособия для программистов ОбществоИсточники ЕстествознаниеНаучно-популярная литература, практикумы

Реальность вторая - Конкурс на создание ИУМК

23 Конкурс – Носит формирующий характер; Его основная задача – поддержать наиболее перспективные педагогические практики.

24 Основные, наиболее общие, характеристики ИУМК: Ориентация на действующие образовательные стандарты при четком обозначении новых образовательных результатов; Содержит систему проверки промежуточных и итоговых учебных результатов; Дидактическая полнота при законченности каждого модуля, составляющего комплект; Техническая доступность комплекта для пользователя (подготовка учителей, учеников; оборудование).

25 Прежде, чем набраться окаянства и взяться за создание ИУМК, следует самому себе ответить на следующие вопросы (по К. Поливановой): В чем состоят цели разработки ИУМК (в отличие от уже существующих учебных средств) и чем обусловлена постановка этих целей? Каковы конкретные задачи, встающие при разработке ИУМК, и как они обусловлены целями? Как должно измениться содержание оснащаемых учебных курсов (какова инновационная образовательная среда учебных курсов)? Как должен измениться учебный процесс, обеспечивающий изучение оснащаемых учебных курсов (каковы инновационные способы работы в обогащенной образовательной среде учебных курсов)? Какие новые образовательные результаты можно ожидать получить в связи с планируемым обогащением образовательной среды?

26 Авторы заявки должны: Помнить, что ИУМК это не имеющийся УМК с приложенным CD-диском; Ориентироваться (предпочтительно) на использование уже созданных цифровых ресурсов; Формат ИУМК позволяет поместить избыточный по отношению к действующим программам (стандартам) учебный материал, что создаст возможности выстроить индивидуальные траектории учения; Ответить на вопрос: «Какие смыслы использовать ИУМК увидит учитель?».

27 Карл I, незадолго до того, как ему отрубили голову, сказал: «Делать гораздо труднее, чем приказывать»…