Сочинение-рассуждение Часть С.. Сочинение должно иметь: 1.Вступление 2.Основная часть 3.Заключение Рассуждение должно содержать все композиционные элементы:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Advertisements

План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
1. Напишите вступление. 2. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. 3. Прокомментируйте ее. 4. Изложите авторскую позицию по рассматриваемой.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
О.В. Елисеева. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. СОЧИНЕНИЕ (ЧАСТЬ С)
Урок с использованием технологии дебатов. Дискуссия- Обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения Дебаты- обсуждение вопроса.
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
Цель урока: 1) подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту; 2) совершенствовать навыки анализа текста; 3) воспитывать уважительное.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учимся писать сочинение-рассуждение по данному тексту.
Подготовка учащихся 11 класса к выполнению 3-ей части теста (задание С) в формате единого государственного экзамена.
Русский язык Подготовка к выполнению части 3 (С) заданий ЕГЭ.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
Мастер - класс. " Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише "
Учимся писать сочинение-рассуждение. Урок в 10-ом классе Выполнила учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ 4 города Нефтекамска Васюткина С.Е.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Транксрипт:

Сочинение-рассуждение Часть С.

Сочинение должно иметь: 1.Вступление 2.Основная часть 3.Заключение Рассуждение должно содержать все композиционные элементы: 1.Тезис (Я считаю, что) 2.Обоснование (Аргумент, потому что) 3.Пример, подтверждающий аргумент 4.Вывод (Таким образом)

Вступление. Заключение. Вступление можетЗаключение может 1. Вводить в тему текста. 1. Быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением. 2. Сообщать об основной проблеме текста. 2. Завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное. 3. Быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать. 3. Быть логическим завершением рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором. 4. Быть основанием для объяснения основной проблемы. 4. Содержать решение проблемы, поставленной автором. 5. Быть формулировкой твоего понимания авторской позиции. 5. Отражать личное отношение к теме текста, его героям, проблеме. 6. Содержать сведения о своеобразии художественного мира автора текста. 6. Дополнять мысли автора. 7. Определять круг проблем, затронутых автором.7. Содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых темы и проблем. 8. Содержать взгляд на основные вопросы, рассматриваемые автором. 8. Содержать этически корректное возражение автору. 9. Содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором. 9. Представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.

Вступление может быть написано в форме: 1.Лирического размышления. 2.Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста). 3.Рассуждения о заглавии, которое ты бы дал данному тесту. ( Не забудь: в заглавии может звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт). 4.Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста. 5.Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста. 6.Может начинаться с цитаты, пословицы, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику. 7.Может начинаться с ключевого слова текста (именительной темы). 8.Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы теста. 9.Описательного утверждения.

Заключение может быть написано в форме: 1.Обзора всех положений, которые ты осмыслил в основной части, особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств. 2.Этически корректного возражения автору исходного текста. 3.Спора с воображаемыми критиками позиции автора. 4.Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста, но она должна быть обязательно прокомментирована. 5.Яркого примера, обобщающего твои суждения. 6.Иллюстрации, облегчающей понимание высказанного(-ых) положения(- ий). 7.Вывода-впечатления. 8.Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям. 9.Развернутого рассуждения об идее теста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях.

Основная часть Какие проблемы чаще всего рассматриваются в художественных и публицистических текстах? Обычно они: нравственные экологические социальные психологические философские социально-психологические социально-философские и т.п.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть: социальной философской неотложной основной глубокой назревшей неразрешимой наболевшей мучительной жгучей тяжёлой первоочерёдной принципиальной нравственной главной политической идеологической межнациональной морально-этической злободневной животрепещущей актуальной жизненной насущной острой важной серьёзной общественно значимой

Основная проблема Автором проблема может быть: поставлена изложена рассмотрена выдвинута затронута поднята сформулирована исследована проанализирована Проблема (Чего?) (Род. падеж): Нравственного выбора Экологии Добра и зла и т.д. Основная проблема - это та, которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно возвращается; по которой отчетливо заявлена авторская позиция. Основная проблема в тексте: исследуется анализируется поднимается рассматривается

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (критерий 2) Начиная комментировать проблему, ты можешь указать: К какой категории относится избранная автором проблема; Насколько она злободневна (как правильно, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем); Что делает её злободневной; Традиционна ли эта проблема или нова; Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу; Если нова, то что стало причиной её появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее); объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы: Как удалось автору привлечь внимание читателей к данной проблеме; Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества; не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции; интернационалист: глубокий знаток человеческой души и т. п.)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В комментарии не должно быть: Пересказа исходного текста или любой его части. Рассуждений по поводу всех проблем текста. Комментариев о действиях героев текста Общих рассуждений о тексте: ведь вам нам нужно прокомментировать одну из проблем!

Отражение позиции автора исходного текста (Критерий 3) Авторская позиция может быть выражена: Четко, прямо, непосредственно Через модальный план текста 1. В названии текста.1. Риторические вопросы. 2. В отдельных предложениях текста. 2. Риторические восклицания. 3. Через ряд аргументов.3. Порядок слов. 4. Лексические повторы. 5. Оценочную лексику. 6. Модальные слова и частицы. 7. Ряд вводных словосочетаний, предложений

Автор может: Автор может.docx Авторская позиция проявляется в: Положительном Отрицательном Саркастичном Ироничном Осуждающем Неоднозначном Двойственном Небезразличном Суровом Скептичным Юмористичном и т.д. отношении к изображаемому.

Критерий 3 (продолжение) Автор считает, что... Автор утверждает, что... Автор убеждён, что... и подобная уверенность небезосновательна. Автору важно убедить читателя в том, что... Бесспорно мнение автора о том, что... Цель автора - заставить читателя обратить внимание на... Задача автора - убедить читателей в том, что... Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме:... Автор стремится донести до читателя мысль о том, что... Решая проблему, автор приходит к следующему выводу:... «...» - в этих словах, по-моему, отражена идея текста. «....»- в этом высказывании (указать автора) нашла своё отражение идея текста. «...»- это высказывание точно отражает позицию автора....- вот основная идея (мысль) текста. «...»- именно эта мысль отражает авторскую позицию....- эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию в этом предложении звучит прямая авторская оценка всё это позволило автору выразить мысль о том, что вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы вот итог авторских раздумий по основной проблеме. Позиция автора очевидна:...

Аргументация собственного мнения о проблеме (Критерий 4) Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!!! с удовольствием прочитал... нельзя остаться равнодушным... к сожалению... к немалому удивлению, узнал, что... убеждённость автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя… разделяя негодование автора, хочу сказать, что... оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение… возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что... интересно то, как автор... и т.п.

Как корректно возразить автору, излагая свою позицию: Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что... Точка зрения автора, конечно интересна, но я считаю, что... На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна. Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что... Автор, несомненно, прав, утверждая, что... но я убеждён, что его мнение о... вызовет читательскую дискуссию, так как... Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что... По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что... Автор справедливо осуждает..., однако я не могу согласиться с тем, что... Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но насколько я знаю, есть и такая точка зрения:... Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что... Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что... Вызывает сомнение тезис о том, что... Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений. Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора. Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что... Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что...

Критерий 4 (продолжение) Аргументация Цель использования Отличительные особенности Пример а)Помочь сформулировать общие выводы, положения (пример предшествует обобщению). б)Подкрепить сделанные выводы обобщения, высказанные положения (обобщение, а затем следует пример). а) Как правило, это реальный типичный факт, (событие, ситуация) нашей жизни. б) Данный факт позволяет сделать обобщение. Иллюстрация а) Создать образную картину какой-либо абстрактной мысли, какого-либо положения б) Облегчить понимание высказанного положения Факт, событие, которое иллюстрируется другим, сходным по смыслу. Образец (положительный или отрицательный) Оценить какое-либо явление, факт, показать, как должна быть (или осудить его, дать антиобразец). Факт, событие, личность как идеал, достойный подражания (или крайнего осуждения).

Аргументами также являются: Ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы Имена исторических деятелей Ссылки на признанные авторитеты и их произведения Свидетельства очевидцев Названия событий Цитаты Даты Различные факты (место, обстоятельства, участники событий) Собственные наблюдения и их выводы Положения официальных документов Различные общественные законы Законы природы Статистические данные Научные данные Примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы Примеры из жизни

Критерий 5 К логическим ошибкам относятся: нарушение логики, последовательности изложения; отсутствие взаимосвязи отдельных частей сочинения и их смысловой соподчиненности теме (например, несогласованность вступления и доказательством, основной частью и выводом и др.); стихийное чередование отдельных положений, мыслей, подтем; сообщение лишних сведений, не имеющих отношения к теме сочинения; отсутствие смыслового членения текста на абзацы и выделения красной строки. Вот пример подобных ошибок: «Композиция текста кольцевая. Авторскую позицию можно увидеть в характеристике героя. Нельзя не обратить внимания и на композицию», или «В тексте много метафор, проблем, мотивов», или «Исходя из вышесказанного мною, следует, что я никоим образом не разделяю свою точку зрения...», или даже так: «Я всё-таки согласна с автором, несмотря на то, что он мужчина».

Критерий 6 Выразительность речи создаётся с помощью отбора языковых средств, соответствующих условиям и задачами общения. Каждый функциональный стиль располагает своими средствами выразительности. В публицистической речи уместны тропы, слова и выражения, имеющие дополнительную эмоционально-оценочную окраску. Речь небогатая и просто бедная отличается ограниченным объемом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием.

Критерий 9 Вид ошибкиПримеры Ошибочное словообразованиеБлагородность; завпечатлеть Ошибочное образование формы существительного Выбора; договора Ошибочное образование формы прилагательного Более повеселее, самый важнейший вопрос Ошибочное образование формы числительного Пятистами восьмидесятью тремя Ошибочное образование формы местоимения Ихнее мнение, около его Ошибочное образование формы глагола Авторы подобных статей хочут научить нас нравственности. Нарушение согласования Он никогда не писал о проблемах, волнующие интеллигенцию Нарушение управления Удивляюсь его талантом; это статья о мечте к свободе

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Эта статья о книгах оказали огромное влияние на меня. Нарушение способа выражения сказуемого Статья интересна. Умна, увлекательная. Ошибки в построении предложения с однородными членами Этот автор научил меня отваге, силе воли и любить Родину. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Написав сочинение, мои мысли вновь обратились к тексту. Читая эту статью, меня всё время сверлила одна мысль. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Мы, выпускники, хорошо напишущие рецензию, можем стать студентами. Ошибки в построении простого и сложного предложения Я знаю то, что автор был прав. Пушкин, он написал много поэм. Нарушение границ предложений Мне нравится статья. Которая рассказывает о природе. Пропуски необходимых словЯ разделяю точку автора. Смешение прямой и косвенной речи Автор говорит, что «я всегда восхищался поэзией Лермонтова».

Критерий 10 Нарушение лексических норм, ошибки в использовании языковой единицы - это речевые ошибки. Наиболее распространенные из них: искажение значения слов; повторение одного и того же слова; употребление однокоренных слов в узком контексте; нарушение лексической сочетаемости; нарушение стилистического единства отбираемых языковых средств.

Вид ошибкиПримеры Употребление слова в несвойственном ему значении Автор описывает интерьер из одноименного романа «Обломовых» Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффективнее меры. Употребление слов иной стилевой окраскиАвтор возмущается упорным и настойчивым характером своего героя. Меня привлекает в рассуждениях автора человеколюбие и гуманность. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов Автор берёт проблему за жабры. Писатель умудряется применять лексические средства художественной выразительности. Неоправданное употребление просторечных слов Потрясающие метафоры в этой статье мне понравились. Нарушение лексической сочетаемостиАвтор текста ошарашил читателей Употребление лишних слов (плеоназм)На голову писателя после создания этого произведения обрушилась слава.

Употребление лишних слов (плеоназм)Необычный феномен, описанный в тексте, меня поразил. Автор негодует от возмущения. Тавтология (т.е.употребление рядом или близко стоящих однокоренных слов) Повествование ведется от лица повествователя. Писатель пишет о современных проблемах. Смешение лексики разных исторических эпох Автор текста поведал нам о своем детстве. Благодаря содейству писателя, этой проблемой заинтересовались ученые. Неудачное употребление личных и указательных местоимений Отец автора умер, когда ему было шесть лет. Писатель вынуждает думать о своем смысле жизни. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов Автор любит своих друзей и писал им письма. Неоправданное повторение словСтатья раскрывает тему памяти. В статье много и других проблем. Проблемы эти касаются всех нас. Неудачный порядок словЕсть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. Бедность и однообразие синтаксических конструкций Автор поднимает актуальную проблему. Она всегда волновала общество. Проблема экологии всегда важна. Мы должны о ней не забывать. Природу нужно охранять.

Критерий 11 Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия - грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.

Критерий 12 К фактическим ошибкам относятся искажения: фактов биографий писателей, ученых, путешественников и т.д.; дат; фамилий; исторических, культурных, научных фактов; неверная характеристика средств выразительности речи; подмена одних понятий другими; неверное истолкование содержания положений текста или всего текста в целом; и т.д. и т.п.