Я - учитель Бирюкова Светлана Тихоновна - учитель русского языка и литературы Олорской средней школы Параньгинского района
Сведения об учителе Бирюкова Светлана Тихоновна родилась в 1954 году в д. Шишор Арского района Республики Татарстан. Национальность - мари.
1961 по 1971 год училась в Мари-Биляморской средней школе Мари- Турекского района Республики Марий Эл В 1975 году окончила филологический факультет МГПИ им.Крупской. После окончания института работает учителем русского языка и литературы в Олорской средней школе Параньгинского района. Стаж педагогической работы – 32 года. С 1997 года по настоящее время является руководителем методического объединения учителей языка и литературы. Участник районного конкурса "Учитель года -98" Учитель года – 2006 В годах - член районной экспертной комиссии В 2004 году разработчик материалов для республиканской базы тестовых заданий. В 2002 году награждена нагрудным знаком»Почётный работник общего образования Российской Федерации» С 2005 года учитель высшей категории.
Заповеди учителя 4 Хорошо и много работать самой и учить этому своих питомцев. 4 Любить то, что преподаешь, любить тех, кому преподаешь 4 Учитель учит до тех пор, пока учится сам 4 Учитель - автор своей программы, системы, методов своего урока 4 Творчество в организации внеклассной работы 4 Тревожить душу каждого ребенка, учить его думать, размышлять, красиво и свободно выражать свои мысли
Неординарный учитель 4 Никогда не повысит голоса, никогда никого не унизит, но исполнения цели добивается 4 От неё исходит какая-то энергия – это влияние своей личностью, индивидуальностью 4 Обаяние, щедрость и искренняя любовь к детям, природе – главные личностные качества Светланы Тихоновны
Основа деятельности - развитие речи учащихся и привитие навыков культуры речи. Чем жаловаться на всеобщую темноту, не лучше ли самому зажечь хотя бы одну маленькую свечу
Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Речь большинства детей маловыразительна, монотонна; многие владея знаниями, не могут их правильно и выразительно изложить; при устном ответе чувствуют себя скованно, не умеют держаться, не всегда владеют интонацией; имеют низкую культуру общения. Навыки устной речи формируются у учащихся под влиянием многих факторов. Но есть вопросы, которые в основном решаются в результате целенаправленного воздействия учителя- словесника.
В данной таблице я показала, каково же место работы по развитию речи учащихся среди других систем.
Исходя из него, выдвинула для себя задачи по развитию речи: 4 обогащение речи учащихся лексическими и грамматическими средствами 4 предупреждение и преодоление ошибок в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений 4 формирование навыков связной речи (устной и письменной)
Методика преподавания предмета. Подумаешь, Америку открыла! Еще в пелёнках это мы знали! Е.Динокуров.
Урок - это творчество учителя, стремящегося сделать его интересным, не- утомительным, а главное - полезным. Как добиться эффективности урока? Эта проблема одинаково волнует и опытного и начинающего педагога. И многое здесь зависит от того, как он готовится к уроку. И теперь, по происшествию 30 лет, к каждому уроку по- прежнему тщательно готовлюсь. "Хорошо и много работать самой и учить этому своих питомцев" - вот мой педагогический лозунг.
Вот мои "маленькие хитрости": 4 необычное начало каждого урока Оно определяет ход общения, настраивает на занятия русским языком. Выступления по очереди в роли дежурного информатора учат ребят самостоятельно оформлять свои мысли на русском языке. 4 ежедневные разговорные пятиминутки Это ответно- вопросная беседа, диалогическая форма обучения языку развивает и речь, и мышление и закрепляет пройденный материал.Беседа- мой любимый вид работы - позволяет обсуждать разные вопросы, касающиеся многих сторон жизни.
4 фонетическая зарядка - на каждом уроке.Использую стихотворные тексты, скороговорки, грамзапись. Например: Произнести фразу "Подумаешь какая королева девчонка из квартиры сорок пять" с интонацией досады, зависти, презрения. При изучении отдельных тем много внимания уделяю правильному произношения существительных с предлогами. за руку за голову за спину на руку за нос на спину под руку по носу Заучиваем стихотворения, предварительно проставив ударения. Сосульки, как носы у цапель И тают, словно карамель; Я слышу звон апрельских капель Поет весенняя капель.
4 словарная работа - в центре внимания.Выясняем грамматические признаки слова, трудные орфограммы, не оставляем в стороне и историю слов, и его смысловые оттенки.Учимся правильно употреблять глаголы - синонимы: есть-кушать, сказать-говорить, ложить-класть, одеть-надеть. В течение нескольких уроков эти глаголы вводились в речь учащихся, а в итоге предложила написать сочинение "Я собираюсь в школу"
Оформляем таблицы, которые помогают избежать наиболее распространенные ошибки. 4 Применение игровых приемов, заданий. Игра - ради дела.Огромно положительное влияние игры на учебную деятельность пассивных детей. 4 Упражнения по речевому этикету - неотъемлемая часть работы по развитию речи.
Речевой этикет- это: 4 Постановка речевой этической проблемы, разрешение ситуаций 4 Работа под лексикой речевого этикета 4 Коротенькие сочинения о вежливости, скромности, правилах поведения 4 Инсценировки, диалоги по принципу «как надо, как не надо» 4 Этимологический экскурс по этическим понятиям 4 Уголок культуры речи 4 Кружок культуры речи 4 Урок культуры речи
4 Умеем ли мы в речи употреблять этикетные слова? 4 Учимся писать письма. 4 Урок общения "Искусство быть другим" 4 Урок культуры речи "Формы сравнительной и превосходной степеней имён прилагательных» (красивее или красивее) 4 "Грамматика и этикет" (изучение притяжательных местоимений) 4 "Приветствуем, улыбаясь» (Предложения с обращениями) Разработала цикл уроков по речевому этикету параллельно с изучением грамматического материала.
Работа под речевым этикетом развивает речь, учит общаться в нужной тональности, формирует вежливость, умение входить в контакт с людьми, воспитывает культуру поведения учащихся. Если работа ведется систематически, то дети здороваются при встрече, благодарят за еду, вежливо просят школьные принадлежности, умело обратятся к продавщице в магазине, научатся делать комплименты, вежливо, галантно пригласят партнёра на танцы.
4 -созданию развивающей речевой среды мне помогает и кабинет. В нем собрано всё, что необходимо для работы. 4 - Повышению речевой культуры учащихся должна содействовать и речь учителя. Ей принадлежит ведущая роль. Речь же словесника, я считаю, должна быть образцовой: грамотной, образной, эмоциональной. 4 Строго следую заповеди Е.Н.Ильина: «Словесник! Научись говорить сам – будут говорить и твои ученики!»
4 Литература – предмет особый. Он формирует человека, воспитывает высокие чувства, обогащает ум и сердце человека. 4 Урок литературы – - урок общения, дружеской беседы, душевного разговора - кропотливая работа с текстом - умелый выбор материала. Почему Пушкин ? Лев Толстой ? Пушкин - это всё. Лев Толстой - всегда путь к сердцу. Антуан де - Сент Экзюпери – благородный Дон Кихот 20 века - исследование важных для юношества проблем - связь с музыкой, живописью - образная выразительная речь - творчество учителя и учеников
Систематическая работа дает свои результаты. 4 Возрос интерес учащихся к урокам русского языка Из сочинений учащихся:... На уроке мы учимся красиво говорить, правильно писать, быстро читать. Без русского языка я не смог бы общаться с людьми другой национальности. Чтобы понять произведения Пушкина, Лермонтова, Есенина, я должен учить великий русский язык (Степанов Рома, 6 кл.) Уроки русского языка учат быть добрым и умным...(Иванова Олимпия, 8кл.) 4 Повысилась доказательность ответов учащихся 4 Уменьшилось смещение звукового и буквенного анализа слов 4 Возросла самостоятельность высказываний учащихся 4 Повысилась культура поведения детей 4 Школа обратилась лицом к словесникам. Работает над проблемой "Активизация речевой деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания"
Внеклассная работа по русскому языку и литературе Задача : развитияе речи учащихся Цели: 4 привить любовь к великому русскому языку; 4 повысить общую языковую культуру 4 развивать интерес к языку как к учебному предмету 4 развивать творческие способности учащихся.
4 В школе стало традицией проводить Неделю русского языка и литературы. Формы проведения ее самые разные, но польза от них несомненна. 4 Утренник "За культуру речи"; утренники, посвященные юбилярам(А.Н.Гайдару, К.И.Чуковскому, Мусе Джалилю) 4 Литературный вечер "Любовью дорожить умейте" 4 Материал для классного часа "Собирал человек слова"(о Владимире Дале) 4 Познавательная игра для старшеклассников "Литературный ринг"
4 КВН-ы, конкурсы знатоков 4 Выпуск лингвистических газет, литературных газет по творчеству поэтов и писателей 4 Кружок культуры речи 4 Оформление уголка "Культуры речи" 4 -Литературно - музыкальная композиция, посвященная 200- летию А.С.Пушкина, "Тютчев - певец родной природы" и посвященная жизни и творчеству Н.Рубцова "Россия, Русь! Храни себя, храни!" 4 Конкурсы стихов, сочинений о школе, учителях, писателях, лесе, о русском языке 4 Игра-конкурс «Русский медвежонок»
Мои ученики успешно выступают на районных олимпиадах. В 2000 году Сидорова Ирина -2 место по русской литературе, Коновалова Надя- 3 место по русскому языку. Учащиеся принимают участие на международной игре - конкурсе "Русский медвежонок". Многие ученики стали учителями русского языка и литературы В 2002 году награждена нагрудным знаком "Почетный работник общего образования Российской Федерации" С 2005 года- учитель высшей категории.
Обобщение и распространение педагогического опыта – Районный конкурс « Учитель года » - 98,2006 – Методическая разработка « Уроки развития речи. Учимся писать письма » в печати – Республиканский семинар « Пути повышения эффективности обучения русскому языку и литературе », 2003 – Районный семинар учителей русского языка и литературы, 2004 – Республиканский семинар директоров школ – Республиканский семинар директоров, заместителей директоров. День экспертизы, 2005 –. Всероссийский конкурс « Лучший урок письма » Конкурс сочинений : История семьи – история народа, 2006 – Всероссийский конкурс « Лучший урок письма – 2007» – Республиканский конкурс сочинений, посвященных Году русского языка
Достижения моих учеников Районная олимпиада: уч. год: Сидорова Ирина-2 место, Коновалова Надя-3 место уч. год: Сидорова Вероника-2 место, Очеева Надя-3 место, Смирнова Надя-4 место уч. год: Делянова Мария-4 место,Порфирьева Елена- 6 место уч. год: Делянова Мария-3 место Олимпиады Приволжского Федерального округа: уч. год: Делянова Мария-2 место Республиканский конкурс сочинений: 4 Порфирьева Таня, Коновалова Элина, Сунгурова Ирина, Федорова Надя, Чермакова Ангелина, Делянова Мария, Порфирьев Евгений Проект «Чистый родник» Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»
Успех за труд даётся, Талантом его добывают, Терпением он куётся. Случайным он не бывает.