Временная перспектива управленцев различного уровня и ее связь с выбором типа совладающего поведения в трудных ситуациях Хачатурова Милана Радионовна Преподаватель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ К ТРУДНЫМ ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ Хачатурова Милана Радионовна Преподаватель кафедры общей и экспериментальной.
Advertisements

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Динамика конфликтов 1.Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием.
Модель копинг-поведения (Сирота Н.А., 1994, Ялтонский В.М., 1995). Связанные с наркотизацией проблемы индивида – это одновременно и проблемы среды, общества.
Исследовательская работа Копинг-поведение и его связь с личностными особенностями подростков из разных социальных слоев Николаева Анастасия МГППУ, 5 курс.
Разрешение конфликтной ситуации. Пригодич М.И. 07-КМ.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Динамика конфликта Динамика конфликта Тверь, 2003 Лекция 2.
Конструктивное преодоление конфликтов. Конфликт – это такое отношение между Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия,
Ханнаннова Гузель Эльмановна, студентка 4 курса 542 группы специальности Сестринское дело Научный руководитель: Кромская Наталия Федоровна ГОСУДАРСТВЕННОЕ.
Конфликты Разрешение конфликтов 70-80% деятельности руководителя проходит при скрытых или явных противоречиях и противостояниях.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Внутриличностные конфдикты ТЕМА 5. Внутриличностный конфликт – это… Это внутренние противоречия, борьба, сильные негативные переживания. Это столкновение.
Презентация к уроку по теме: Конфликты и способы их разрешения.
Управление конфликтамиСущность конфликта, его понятие. Конфликт -это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие,
Управление конфликтами. Сущность конфликта, его понятие. Конфликт -это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие,
Московский Государственный Гуманитарный Университет имени М.А. Шолохова Изучение причин и видов конфликтов в организации Земцова Оксана Вячеславовна Научный.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Конфликты в органах государственной власти Осипова И.Н. 1.Типология конфликтов 2.Технологии управления конфликтами.
Транксрипт:

Временная перспектива управленцев различного уровня и ее связь с выбором типа совладающего поведения в трудных ситуациях Хачатурова Милана Радионовна Преподаватель кафедры общей и экспериментальной психологии НИУ ВШЭ Магистр психологии, аспирантка

Теоретическая база исследования 1. Представления о конфликте Н. Гришиной, А. Анцупова, О. Громовой, В. Кудрявцева и т. д. 2. Функции конфликта ( Л. Козер, Р. Дарендорф ). 3. Внешние и внутренние условия конфликта ( В. Мерлин, Н. Гришина, Н. Левитов ).

Определение конфликта Конфликт – это возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких - либо целей ( Н. Гришина ). Конфликт – это возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких - либо целей ( Н. Гришина ).

Функции конфликта Конструктивные функции ( Л. Козер ) Деструктивные функции 1. Конфликт полностью или частично устраняет существующее противоречие и позволяет ослабить психическую напряженность. 1. Конфликт оказывает негативное воздействие на психическое состояние и эмоциональный фон участников. Он требует большого количества энергии и сопровождается стрессом. 2. Конфликт может послужить развитию межличностных отношений. 2. Конфликт негативно отражается на эффективности деятельности оппонентов и отрицательно влияет на развитие личности. 3. Конфликт может оказывать положительное влияние на качество деятельности личности. 3. Конфликт формирует негативный « образ другого ». 4. В конфликте происходит объективизация источников разногласий и возможностей разрешения конфликтов.

Внешние причины возникновения конфликтных ситуаций ( на примере организационного конфликта ) борьба за ограниченные ресурсы ; борьба за ограниченные ресурсы ; борьба за власть ; борьба за власть ; моббинг, изоляция личности ; моббинг, изоляция личности ; неудовлетворительные коммуникации ; неудовлетворительные коммуникации ; стиль управления руководителя ; стиль управления руководителя ; инновационные изменения ; инновационные изменения ; несовершенная система стимулирования и т. д. несовершенная система стимулирования и т. д.

Внутренние причины возникновения конфликтов Важную роль в разработке проблемы внутренних и внешних условий конфликтов сыграл В. С. Мерлин. По его мнению, внутренние условия конфликтного взаимодействия - это противоречие между особенностями личности, ее различными мотивами и т. д. [ Мерлин, 1986].

Внутренние ( личностные ) причины конфликтов Локус контроля, эмпатия, темперамент, тревожность, самооценка ( О. Елисеев, Е. Ильин, О. Громова, А. Анцупов, Н. Гришина, С. Ерина, Т. Полозова, А. Тащева, Т. Ньютон, Б. Фелтон и т. д.).

Стратегии поведения в конфликтной ситуации Стратегия поведения в конфликте представляет собой основную линию поведения конфликтующих сторон на заключительном этапе конфликта. Стратегия поведения в конфликте представляет собой основную линию поведения конфликтующих сторон на заключительном этапе конфликта. Копинг - стратегия – это поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для совладания с трудными ситуациями. Копинг - стратегия – это поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для совладания с трудными ситуациями.

Копинг - стратегии поведения в конфликтной ситуации Выделяются три вида копинг - стратегий : поведенческий, когнитивный и эмоциональный. Выделяются три вида копинг - стратегий : поведенческий, когнитивный и эмоциональный. Виды копинг - стратегий имеют свои варианты : адаптивный, относительно адаптивный и неадаптивный. Виды копинг - стратегий имеют свои варианты : адаптивный, относительно адаптивный и неадаптивный.

Когнитивные копинг - стратегии адаптивный вариант : стратегия проблемного анализа. адаптивный вариант : стратегия проблемного анализа. относительно адаптивный вариант : стратегии игнорирования, диссимиляции, сохранения самообладания, религиозности, придачи смысла и установки собственной ценности. относительно адаптивный вариант : стратегии игнорирования, диссимиляции, сохранения самообладания, религиозности, придачи смысла и установки собственной ценности. неадаптивный вариант : стратегии смирения и растерянности. неадаптивный вариант : стратегии смирения и растерянности.

Поведенческие копинг - стратегии адаптивный вариант : стратегия сотрудничества. адаптивный вариант : стратегия сотрудничества. относительно адаптивный вариант : стратегии отвлечения, альтруизма, компенсации, конструктивной активности, обращения к другим людям за помощью. относительно адаптивный вариант : стратегии отвлечения, альтруизма, компенсации, конструктивной активности, обращения к другим людям за помощью. неадаптивный вариант : стратегии активного избегания и отступления. неадаптивный вариант : стратегии активного избегания и отступления.

Эмоциональные копинг - стратегии адаптивный вариант : стратегия оптимизма. адаптивный вариант : стратегия оптимизма. относительно адаптивный вариант : стратегии протеста и пассивной кооперации. относительно адаптивный вариант : стратегии протеста и пассивной кооперации. неадаптивный вариант : стратегии эмоциональной разрядки, покорности, самообвинения, агрессивности и подавления эмоций. неадаптивный вариант : стратегии эмоциональной разрядки, покорности, самообвинения, агрессивности и подавления эмоций.

Совладающее поведение личности Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет утверждать, что выбор копинг - стратегий поведения в конфликте можно также рассматривать в ключе его связи с такими свойствами и особенностями личности ( или « ресурсами » в рамках так называемого « ресурсного подхода ») как : 1. временная перспектива (F.Worrell, 2007; F.Zimbardo, 1999); 2. жизнестойкость (J.Crocker, 2004; S.Maddi, 2002; S.Luthar, 2000); 3. самоэффективность (P.Weber, 2004; M.Freydenberg, J.Lewis, 2002); 4. мотивация (P.Lockwood, 2005; M.Bong, 2004).

Временная перспектива личности рассматривает влияние, как прошлого опыта, так и планов на будущее, на процесс принятия решений, поведение человека в настоящем ( А. Сырцова, 2006).

F.Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI) Шкала « Негативное прошлое », которое отражает в целом пессимистичное отношение к прошлому, наличие в нем каких - либо травмирующих событий и переживаний. Шкала « Гедонистическое настоящее », которая предполагает ориентацию на текущие события, получение позитивных переживаний от них, отсутствие заботы о возможных последствиях. Шкала « Будущее », которая свидетельствует об ориентации человека на предстоящие события, цели и задачи, которые необходимо решить.

F.Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI) Шкала « Позитивное прошлое », отражающая положительные, ностальгические воспоминания о прошлом. Шкала « Фаталистическое настоящее », предполагающая безнадежное и беспомощное отношение к своей жизни в целом, уверенности в том, что от действий человека в его жизни ничего не зависит и все заранее предопределено, отсутствует надежда на позитивное будущее.

Цель и предмет исследования Цель исследования – изучение связи направленности временной перспективы управленцев с выбором копинг - стратегий поведения в ситуации межличностных конфликтов. Предмет исследования – временная перспектива управленцев как условия выбора копинг - стратегий поведения в конфликте.

Задачи исследования : 1. Рассмотреть теоретическое состояние изучения вопроса копинг - стратегий поведения в ситуации межличностного конфликта в отечественной и зарубежной психологической литературе. 2. Изучить предпочтения в выборе типов копинг - стратегий поведения в ситуации межличностного конфликта. 3. Эмпирически проверить влияние типа временной перспективы управленцев на выбор предпочитаемых копинг - стратегий поведения в межличностных конфликтах. 4. На основе полученных в исследовании результатов разработать практические рекомендации и программу социально - психологического тренинга по разрешению межличностных конфликтов в организациях.

Гипотезы исследования 1. Существуют значимые различия в направленности временной перспективы у управленцев различного звена : менеджеры высшего звена более ориентированы на будущее. 2. В ситуации межличностного конфликта : а. управленцы с преобладанием временной перспективы, ориентированной на будущее, предпочитают когнитивные стратегии поведения ; б. управленцы с преобладанием временной перспективы, ориентированной на фаталистическое настоящее и негативное прошлое, предпочитают неадаптивные эмоциональные и поведенческие стратегии поведения.

Методики исследования : 1.Методика Ф. Зимбардо на определения типа временной перспективы личности ( в адаптации А. Сырцовой ). 2.Методика на выявление типов копинг - стратегий поведения Э. Хайма.

Эмпирическая база исследования 83 человека - 49 женщин и 34 мужчины, средний возраст - 29 лет. Респонденты, принявшие участие в исследовании, были разделены на три группы : менеджеры низшего звена (34 человека ), среднего звена (28 человек ) и высшего звена (21 человек ).

Результаты исследования

Копинг-стратегии Временная перспектива Когнитивные стратегии Эмоциональные стратегии Поведенческие стратегии АОАНА НА Н Будущее r=0,487r=0,517 Фаталистическое настоящее r=0,410r=0,601r=0,496 Негативное прошлое r=0,614r=0,434 Позитивное прошлое r=-0,517r=0,498 Гедонистическое настоящее r=0,451r=0,467 Коэффициенты корреляции Пирсона и Спирмена при уровне значимости p

Выводы Управленцы, ориентированные на будущее, в ситуации конфликта прибегают к когнитивным и поведенческим копинг - стратегиям, 2. Управленцы, ориентированные на негативное прошлое, в трудных ситуациях склонны выбирать неадаптивные эмоциональные стратегии.

Программа социально - психологического тренинга игровые ( деловые, ролевые, исследовательские игры и т. д.); игровые ( деловые, ролевые, исследовательские игры и т. д.); групповая дискуссия ; групповая дискуссия ; « мозговой штурм »; « мозговой штурм »; анализ конкретных ситуаций (case-study); анализ конкретных ситуаций (case-study); мини - лекции. мини - лекции.

Литература : Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента : Пер. с англ. - М.: « Дело ЛТД », стр. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности : дисс. канд. психол. наук. - Москва, с. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. - 1, Caplan L., Schooler C. Socioeconomic Status and Financial Coping Strategies: Th e Mediating Role of Perceived Control // Social Psychology Quarterly. - Vol. 70, 2007, pp Heim E. Coping and Psychosocial Adaptation // Journal of Mental Health Counseling pp Lazarus R., Folkman S. Manual for Ways of Coping Questionnaire // Palo Alto, CA, Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable Individual-Differences Metric // Journal of Personality and Social Psychology. - Vol.77, 1999, pp

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !