МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ КУРСЕ «ТЕХНОЛОГИЯ» Автор: Н. М. Конышева, д.п.н., профессор, зав. кафедрой Московского городского педагогического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСОБЕННОСТИ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ КОНЫШЕВОЙ Н.М. Автор: Кутлахметова Т.П., учитель начальных классов МБОУ сош г.
Advertisements

Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер МКОУ «Березовская основная общеобразовательная школа» 30 марта 2012 года.
Метапредметный подход в образовании Смирнова Е.В., учитель английского языка.
Цыганова О.С., методист кафедры педагогики, психологии и управления образованием.
Реализация ФГОС средствами УМК. Ст.32 п.2 Закона Об образовании «Компетенция ОУ» -разрабатывает и утверждает образовательные программы и учебные планы.
Образовательные программы начальной школы. Традиционные программы «Начальная школа 21 века» «Школа 2100» «Школа России» «Гармония» «Перспективная начальная.
Презентация к уроку на тему: Что такое метапредмет?
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ( В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ )
Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
Метапредметный подход В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Составила: Ю. В. Фомина, учитель начальных классов МБОУ СОШ 33 п. Октябрьский.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. С ОВРЕМЕННЫЕ УЧЁНЫЕ, РАЗРАБАТЫВАЮЩИЕ ИДЕИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА А.Г. Асмолов, д.пс.н. А.В. Хуторской, д.п.н. Ю.В.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
Деятельностный подход в образовании как методологический базис, на котором строятся различные системы обучения и воспитания.
Реализация программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Реализация требований ФГОС в УМК «Начальная инновационная школа»
ПЕРЕХОД НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ( ФГОС ) 1.
Транксрипт:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ КУРСЕ «ТЕХНОЛОГИЯ» Автор: Н. М. Конышева, д.п.н., профессор, зав. кафедрой Московского городского педагогического университета Комплект по технологии отмечен Премией Правительства Российской Федерации 2005 г. УМК Гармония

МЕТА МЕТА…[гр. meta – после, за, через] Первая составная часть сложных слов, обозначающая следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, превращение… Метапредметный (результат образования) – более высокий, «обобщающий» уровень (по сравнению с узко предметным).

Метапредметный подход Это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в образовательном процессе. Существуют разные концепции выстраивания метапредметного подхода в образовании: 1 (по Ю.В. Громыко). Создание «метапредметов» («Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»). 2. Предметный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных универсальных способностей, умений и пр.

Вызывает тревогу тенденция – создание специальных учебных предметов «метапредметного» плана и вынесение их за рамки основного образовательного процесса.

«Чтобы уметь решать составные уравнения, надо знать, как это делать. … ученики получают это знание… на уроках математики. … Чтобы правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, надо знать соответствующее правило. Его … «открывают» на уроках русского языка. ПРИМЕРЫ:

Чтобы уметь учиться, надо знать, что значит учиться и как это делать. На каком уроке учащиеся приобретут эти знания? На современном этапе в массовой практике такого урока нет… Отсюда логично следует вывод о необходимости специального предмета». (Из статьи учителя в пед. журнале: об опыте изучения спец. «надпредметного курса», разработанного с целью «создания теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений»)

Самфакт существования отдельных «надпредметных курсов» любого вида противоречит современному состоянию педагогической науки, психологических теорий, идее системно- деятельностного подхода в образовании. Сам факт существования отдельных «надпредметных курсов» любого вида противоречит современному состоянию педагогической науки, психологических теорий, идее системно- деятельностного подхода в образовании.

Почему мы считаем создание «надпредметных» курсов заблуждением? 1.Это всегда дополнительная нагрузка на ребенка. 2.Это фактическое засилье вербальных методов. 3.И то, и другое (увеличение нагрузок и вербальные методы в образовательном процессе) относится к самым агрессивным факторам, отрицательно влияющим на здоровье детей!

Чтобы научиться учиться, РЕАЛЬНОМУ, ЖИВОМУ РЕБЕНКУ ТРЕБУЕТСЯ ПОГРУЖЕНИЕ В РЕАЛЬНУЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, А НЕ ЖОНГЛИРОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ!

Метапредметные результаты ( по А. Г. Асмолову) Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Требованиям нового образовательного стандарта соответствует интеграция и комплексное решение воспитательных, образовательных, развивающих задач на основе предметного содержания конкретных учебных курсов интеграция и комплексное решение воспитательных, образовательных, развивающих задач на основе предметного содержания конкретных учебных курсов.

Особые возможности учебного предмета «технология» в реализации метапредметного подхода Из всех школьных предметов технология - это единственный учебный предмет, целиком основанный на преобразовательной предметно- практической деятельности самих обучающихся.

Психологический механизм предметно- практической деятельности идеальным образом отвечает особенностям познавательной деятельности школьников в целом (которая находится у них в стадии формирования).

Развивающие возможности уроков технологии в системе общего образования: 1) активизация познавательной деятельности и интенсификация развития интеллекта и личности в целом (за счет соединения различных форм познания и видов деятельности);

Развивающие возможности уроков технологии в системе общего образования: 2) гармонизация развития личности (за счет более реалистического учета в образовательном процессе функциональных возможностей ребенка и природных закономерностей развития);

Развитие мышления и формирование познавательной деятельности Специальные задачи: на сообразительность, поиск способов достижения практического результата и пр. Развитие тонкой моторики способствует развитию определенных участков мозга.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ: ) ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (ИЗУЧЕНИЕ ПРАВИЛ ДИЗАЙНА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ, СРЕДСТВ ЕЕ ГАРМОНИЗАЦИИ, ПРАВИЛ ХУДОЖЕСТВЕНОЙ КОМБИНАТОРИКИ, ОСОБЕННОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ); 1) ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (ИЗУЧЕНИЕ ПРАВИЛ ДИЗАЙНА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ, СРЕДСТВ ЕЕ ГАРМОНИЗАЦИИ, ПРАВИЛ ХУДОЖЕСТВЕНОЙ КОМБИНАТОРИКИ, ОСОБЕННОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ);

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ: 2) ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: ОСВОЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЧНОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА; ОСВОЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЧНОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА; ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОТРАЖЕННЫХ В ПРЕДМЕТНОМ МИРЕ; ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОТРАЖЕННЫХ В ПРЕДМЕТНОМ МИРЕ; ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ КАК ПЕРВООСНОВЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ КАК ПЕРВООСНОВЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ: 3) социальная адаптация - через формирование практических умений, социально ценных качеств личности и развитие творчества (приобретать реальный опыт практической преобразовательной деятельности, учиться мастерству в различных видах рукоделия, развивать у себя вкус к творчеству, привычку к продуктивным видам деятельности; воспитывать усидчивость, терпение, добросовестность и аккуратность).

Все это позволяет решать большинство образовательных и развивающих задач одновременно, во взаимосвязи друг с другом. Таким образом, правильно построенные уроки технологии являются полифункциональными, т.е. одновременно выполняют целый ряд важнейших дидактических функций.

Реальные трудности свидетельствуют о взаимосвязи практической деятельности с мышлением

Пример: 1) ознакомьтесь с заданием из учебника 1 класса (слайд ниже); 2) рассмотрите типичный вариант его выполнения (см. след. Слайд)

Полифункциональность занятий – это и возможность максимального учета психологии ребенка, особенностей его учебно-познавательной деятельности.

С этой целью в содержании и организации занятия продумывается каждая деталь, и всё имеет дидактический смысл Например, должна быть предусмотрена возможность смены видов деятельности детей: чтобы не допустить переутомления, а также расширить спектр психических процессов, уча- ствующих в познавательной деятельности. Но при этом не нарушить общую логику занятия! (Примеры из пособия Н. Конышевой для предшкольного образования)

Зрительный ряд помогает расширить познания детей и вместе с привлекательным результатом работы организовать необходимое эмоционально-эстетическое воздействие

Развитие тонкой моторики тесно связано с развитием внимания, мышления, ориентировочных действий. Содержание занятий дополняется также расширением знаний о предметах окружающего мира и предполагает эмоционально привлекательный результат.

учебные задания связаны с наиболее важными событиями социальной жизни, что позволяет включить учебный процесс в жизненную канву ребенка и постепенно приобщать его к участию в жизни общества.

На каждой образовательной ступени получаемые знания расширяются, сложность заданий повышается по мере накопления опыта. (пример из учебника 1 класса )

Планируемые Метапредметные результаты освоения программы по технологии (АВТ. Н. м. Конышевой) Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте; планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

Планируемые Метапредметные результаты освоения программы по технологии (АВТ. Н. м. Конышевой) Регулятивные: руководствоваться правилами при выполнении работы; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов; осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Примеры из учебников и рабочих тетрадей 2-3 классов: