Будущее высшей школы России : тенденции и сценарии Ефимов В. С., Лаптева А. В. Сибирский федеральный университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Advertisements

Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
КОНТЕКСТ И ЦЕЛИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ.
Государственная программа развития системы образования города Москвы на период годы Основные подходы и ключевые механизмы реализации.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
СТРАТЕГИЯ 2020: ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ.
Проект документа подготовлен Временной межведомственной рабочей группой при Совете Безопасности РФ и Совете по науке, технологиям и образованию при Президенте.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации НАУЧНАЯ ШКОЛА «Теория национальной финансовой системы»
ФГАОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СО СТРАНАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА» 10 октября 2015 г. Исаков.
Москва 2014 г. Директор Департамента административной и законопроектной работы Минэнерго России Смирнов Владимир Витальевич Человеческий капитал ТЭК в.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Модель регионального инновационного исследовательского университета - программа стратегического развития Белоцерковский А.В профессор, доктор физ.-мат.
Смена парадигмы мышления Горшенин В.П., д.э.н., профессор, декан Международного факультета Южно-Уральского государственного университета, директор МВА.
Транксрипт:

Будущее высшей школы России : тенденции и сценарии Ефимов В. С., Лаптева А. В. Сибирский федеральный университет

Основания для размышления Задача модернизация высшей школы и общего образования в России требует определения долгосрочных перспектив развития (15-20 лет ) Необходимость определения стратегий развития СФУ и других федеральных университетов Мы не должны просто ориентироваться на « лучшие практики » развитых стран, необходимо понимать специфику российской ситуации в исторической рамке Сложность ситуации определяется наложением двух исторических процессов : « перестройка » и « постиндустриальный переход » перестройка – переход от авторитарно - социалистической модели общества и государства к либерально - демократической модели с доминированием раннеиндустриальной ( сырьевой ) экономики постиндустриальный переход – глобализация знаний, финансов, рынков ; формирование « экономики знаний »; абсолютная ценность инноваций ; смена образовательных ориентиров

Трудности реформ в России Трудности реформ в России на примере реализации Стратегии развития науки и инноваций в РФ до 2015 года (1) На 1 этапе ( г.) достигнуто менее трети от запланированных показателей. При этом, большинство показателей оказались ниже параметров инерционного сценария, а ряд показал негативную динамику. На 2 этапе ( гг.) выполнения Стратегии средний уровень достижения был по 40% показателей, по большинству показателей не достигнут уровень инерционного сценария, по ряду ключевых показателей сохраняется негативная динамика. 1. ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ – Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

Трудности реформ в России Варианты 2005 (план) (факт) 2006 (план) (факт) 2007 (план) (факт) 2008 (план) (факт) 2009 (план) (факт) 2010 (план) (оценка) Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП инерционная динамика1,361,491,541,571,61,63 с учетом реализации Стратегии1,361,511,621,711,912 1,07 1,121,041,241,32 Удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки (%) инерционная динамика67,27,47,67,98,2 с учетом реализации Стратегии ,515 5,86,16,36,77,17,9 Удельный вес России в общем числе публикаций в ведущих научных журналах мира (по данным ISI) (%) инерционная динамика 2,9 33,23,33,53,6 с учетом реализации Стратегии 2,93,13,2 3,43,54 2,72,42,5 Удельный вес выпускников вузов, принятых на работу в научные организации, в численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками (%) инерционная динамика2,22,42,62,833,2 с учетом реализации Стратегии2,22,93,544,55 1,7 1,8 1,9 Прирост числа малых инновационных предприятий (единиц/в год) инерционная динамика с учетом реализации Стратегии Удельный вес используемых передовых производственных технологий, включающих ОИС, в общем их числе (%) инерционная динамика2,9 3,23,44,34,5 с учетом реализации Стратегии2,93,23,53,94,65 2,21,31,81,30,70,9

Пакет исследовательских работ по теме Прогноз и сценарии развития высшей школы в России - института, интегрирующего науку, образование и инновации, в горизонте до 2030 года, как основа государственной политики в образовании, научно - технической и инновационной сфере ( исследование с использованием методологии Форсайта ) гг. Форсайт сферы образования Красноярского края на период до 2030 г г. Развитие человеческого капитала Красноярского края. Форсайт – исследование г. Разработка концепции позиционирования и стратегии действий СФУ в формировании региональной инновационной системы Красноярского края г. Один из ключевых методов исследования – Делфи - опрос экспертов : всего опрошено 390 российских экспертов

Проект « Просвещения » – XVI- ХХ века Распространение идей Ф. Бэкона о ценности « наук и искусств » – « Знание – Сила ». Формирование педагогической парадигмы « Учить всех – учить всему » Создание системы научных и учебных предметов Разворачивание массовых образовательных практик : массовая школа ( Я. А. Коменский ); университетское образование ( В. фон Гумбольдт ). Формирование новых массовых профессий : преподаватель вуза, учитель школы. Успех социально - антропологического проекта « Просвещения » обусловлен синхронизацией трех взаимосвязанных процессов : формирования масштабного индустриального производства и, соответственно, социального заказа на подготовку рабочих и инженерно - технических специалистов ; мощных урбанизационных процессов и « культурной переработки » сельского населения в жителей крупных индустриальных центров ; демографического роста, обусловленного повышением благосостояния и снижением смертности.

Просвещение – индустриализация – урбанизация Годы Великобритания Германия США Россия Мир Китай 3643 Индия 2829 Доля городского населения в различных странах

Проект Просвещения завершен Упала значимость образования в общественном сознании. Высшее образование стремятся получить все, но за этим стоит не ценность знания и методов, а стремление получить диплом как « ключ » к трудоустройству, карьере, росту доходов Знания и образованность – утилитарная ценность. От них требуют быть простыми, дешевыми, доступными. Этот товар предлагают СМИ, Интернет. Появляются упрощенные форматы высшего образования Снижается роль высшего образования как социального лифта ( пока еще образование служит лифтом для стран с высокой долей сельского населения – Китай, Индия и др.) Падает мотивация учащихся к образованию ( усердные студенты – мигранты из Азии ) Вовлечение молодежи в творческую, проектную деятельность происходит вне формального образования ( в инновационном бизнесе, социальных сетях, « командах проектов ») Деформация профессии преподавателя ( в мире - меньше Мастеров и Учителей, больше « инструкторов »; в России – « пролетаризация » преподавателей )

Глобальная карта образования (10-20 лет ) В ряде стран Африки, Азии, Латинской Америки ( доиндустриальная фаза ) – актуальным будет достижение массовой грамотности населения, обеспечивающей : 1) снижение демографической и межэтнической напряженности ; 2) укрепление экономик и повышение занятости населения ; 3) включение в мировые процессы производства и потребления ; 4) освоение новых технологий и оборудования. В глобальных индустриальных центрах ( Китай, Индия, Бразилия и стран ЮВА ) будут развернуты системы образования обеспечивающие быстрое индустриальное развитие и связанных с ним процессов урбанизации, роста благосостояния населения и формирования внутренних рынков потребления.

Глобальная карта образования (10-20 лет ) В развитых странах будут формироваться системы образования, обеспечивающие долгосрочное экономическое и технологическое преимущество в условиях постиндустриального перехода : ориентация на управленческие и инновационно - технологические виды деятельности и на формирование глобального « интеллектуального насоса », обеспечивающего приток талантливых, образованных мигрантов. Формирование культурно - языковых образовательных ареалов : европейско - американский – англоязычный образовательный ареал ; китайский образовательный ареал ; испано - латиноамериканский образовательный ареал ; арабо - исламский образовательный ареал. В каждом образовательном ареале будет страна - лидер ( или группа стран ), экспортирующая высшее образование. У России остается возможность сформировать русскоязычный образовательный ареал на базе бывших республик Советского союза, где сохраняется владение русским языком, традиционные торгово - экономические, политические, культурные связи. В данных странах будет наблюдаться значительный прирост молодого населения, что сделает для них актуальной трудовую и образовательную миграцию.

Индустриальное общество (В СССР высшая школа = «фабрики кадров» в составе территориальных производственных комплексов) Постиндустриальное общество Специфика России – «расслоение» территории на постиндустриальные мегаполисы, регионы с сырьевой индустрией, депрессивные регионы с остаточной экономикой Постиндустриальный переход : « сдвиг » запросов общества к высшей школе

Сдвиг образовательно - профессиональных ориентиров у старшеклассников России « Инженеры »« Торговцы » Источник: Я.И.Кузьминов (ГУ ВШЭ) по данным вступительных экзаменов школьников в ВУЗы по ЕГЭ в 2010 году 70 52

ТРАДИЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ: Обеспечение экономики кадрами Социализация молодежи Трансляция знаний Воспроизводство научного/ инженерного профессионального сообщества Фундаментальные и прикладные исследования + НОВЫЕ ФУНКЦИИ: «Апгрейд» кадров, мобилизация взрослых – дополнительное образование, второе высшее, бизнес-образование Университет = испытательный полигон новых практик (технологических, экономических, культурных, социальных инноваций) Университет = мозговой центр (концентрация интеллекта для решения проблем развития страны, региона, экономического кластера) Изменение функций высшей школы

1. Функции и поле деятельности образования в системе общественного воспроизводства и развития сократились падение ценности образования для общества : осталась в прошлом задача развития социально - исторического масштаба – включение людей в процессы индустриализации и урбанизации ; функции ценностно - смысловой ориентации, формирования креативности, коммуникации выполняются в основном другими сферами деятельности ; функция профессиональной подготовки для индустриального производства существенно сократилась по масштабу. 2. Возник и закрепился разрыв между экономикой и образованием : сворачивание высокотехнологичных отраслей экономики, требующих сложной и продолжительной подготовки, сделало избыточным инженерно - техническое образование ; формирование сервисной (« городской ») экономики, где достаточно общих рефлексивно - коммуникативных комптенеций, привело к « нивелированию дипломов ». 3. Произошел сдвиг ценностей – снижение просветительской и культурной ценности образования для общества : переход к новому социально - экономическому устройству, где стали доминировать ценности общества потребления ; разрушение идеологической платформы прогрессистского социалистического, проекта – утрата общей ценности развития. Высшая школа в России : новые экономические и культурные контексты

* Higher Education to 2030 – Volume 2: Globalization. - OECD, – 302 pp. ** Индийские вузы « дотягиваются » до студентов Европы, США через дистанционное образование ; общее количество только американских студентов, уже получивших « виртуальное образование » в Индии, по данным Asia Pacific News, достигло 20 тысяч. Прагматизация и утилитаризация высшего образования Отказ от миссии становления человека, передачи смыслов и ценностей Редукция содержания к ситуативно полезным знаниям и операциональным навыкам Позитивный вариант прагматизации – переход от передачи знаний к освоению целостных парадигм деятельности Модернизация государства – политика снижения издержек Сокращение социальных обязательств государств – перекладывание бремени образовательных расходов на человека (семью) Компактизация, упрощение образовательных программ; дешевые форматы бесконтактного обучения Переход части вузов к «продаже дипломов» Смена социальных позиций относительно образования Десакрализация образования, падение статуса преподавателей Снижение мотивации молодежи к образованию Превращение университета в бизнес-единицу, производящую услуги Дистанцирование государства Изменение целевых групп образования (новые группы – взрослые, мигранты) Острая международная конкуренция Международная специализация стран по направлениям и уровням образования (*). Индия может стать мировым центром подготовки бакалавров (**) по информаци- онным и инженерно-техническим направле- ниям, США и страны Европы сконцентрируются на образовании магистров и аспирантов, в сочетании с R&D РИСК ДЛЯ РОССИИ – ОСТАТЬСЯ «ЗА БОРТОМ» МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТРУДА Факторы риска для высшей школы в мире и в России

Вызов образованию – образование вытесняется другими деятельностями, которые захватывают его функции Поле общественных потребностей / компетенций образования распространение знаний и информации формирование ценностей и установок «креатив» - генерация идей; инновации – воплощение идей генерация социо- культурных проектов воспроизводство стилей жизни воспроизводство квалификаций занятие молодежи - «камера хранения» СМИ, кино, реклама Интернет Бизнес Социальные сети, неформальные сообщества Конкуренция образования с другими сферами деятельности ( за общественную значимость и ресурсы )

Развитие институтов высшего образования в ответ на вызовы ( конкуренцию с другими социальными институтами ) распространение знаний и информации формирование ценностей и установок генерация социо- культурных проектов воспроизводств о стилей жизни воспроизводство квалификаций занятие детей и молодежи - «камера хранения» СМИ, кино, реклама Интернет Бизнес Социальные сети, неформальные сообщества Исследовательский университет; предпринимательский университет «креатив», инновации «Интерне- тизация» образования Компактизация, прагматизация программ Университет – региональный общественный центр Ответ высшей школы на вызовы ( опыт развитых стран )

Сценарии Сценарий 1. Локализация ВО концентрирует усилия на оставшихся функциях ( воспроизводство квалификаций, « камера хранения » молодежи, удовлетворение иллюзий ) ВО теряет « пафос » и получает статус сервиса. « Остаточные » функции весьма ценятся потребителями. Направления работы ВШ : Разработать, распространить социально - психологические технологии, поддержания благополучных молодежных сообществ ( здоровый образа жизни, минимум конфликтов ). Четко, операционально определить квалификации и компетенции ; обеспечить гарантированное их получение через внедрение современных подходов к управлению качеством. Сценарий 2. Стратегические игры и интеграция с конкурентами Отвоевание » функций - формирования ценностей, стилей жизни ; генерации технологических, социальных, культурных нововведений. Не вытеснение конкурентов ( инновационный бизнес, СМИ, Интернет и др.), а кооперация и интеграция с ними. Превращение университетов в исследовательские, предпринимательские, в региональные социально - культурные центры : Развитие ведущих вузов ( ФУ, НИУ ) через программы, выстроенные в инвестиционной логике Модернизация региональных систем образования Сценарий 3. Новые функции образования как ответ на новые вызовы обществу Дестабилизирующая ситуация общество выстраивает новые функции. Для ВШ - шанс быть « сильным игроком » на не занятом поле. Новый вызов – « социально - экологическая деструкция ». Вероятная причина – рост миграционных потоков. Без жесткой фильтрации и « культурной переработки » миграционные потоки создают социальные, межэтнические, межконфессиональные напряжения. Роль университетов - разрабатывать и внедрять социально - гуманитарные инновации, необходимые для интеграции мигрантов в общество. Важно выстроить механизм передачи ресурсов ( финансовых и др.) от пользователей привлекаемой рабочей силы в систему образования.

Сценарные развилки Развилка первая : Какие позиции российская высшая школа займет в международном разделении « образовательного труда »? Развилка вторая : Сформирует или не сформирует Россия русскоязычный образовательный ареал ? * Массовый бакалавриат будет освоен Индией, Китаем ( последний в 2007 году аккумулировал 7% мирового потока студентов, учащихся за пределами своих стран – см. Atlas of Student Mobility, Institute of International Education ) СЛАБЫЙ ВАРИАНТ : университеты России = локально значимые « техникумы » СИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ : центры превосходства в области науки и технологий по избранным направлениям, привязанные к ним центры магистерской * подготовки и аспирантуры СЛАБЫЙ ВАРИАНТ : втягивание в англоязычный и китайский образовательный ареалы. Рост значимости языковой подготовки в школе. Аккредитация программ ВО, вхождение в партнерские сети вузов, перевод учебно - методических материалов на английский язык СИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ : ареал с охватом СНГ и стран, входивших ранее в « соцблок »; сети представительств и филиалов вузов, качественное дистанционное образование, качественные учебники на русском языке. Деятельность на высоко конкурентном поле – катализатор обновления содержания, технологий и организации высшего образования

Сценарные развилки Развилка третья : Будет ли сформирована сеть федеральных вузов, или ФУ фактически останутся региональными »? Развилка четвертая : Каким образом будет преодолеваться « фиктивность » высшего образования ? СЛАБЫЙ ВАРИАНТ : ФУ опирается на человеческий ресурс региона и партнерские связи регионального масштаба ( уровень « массового вуза »). Фактически « федеральными » будут лишь несколько столичных вузов. СИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ : ФУ « стягивают » с территории всей страны лучшие кадры и лучших абитуриентов - создают центры превосходства и инфраструктуру ( кампусы ). Достигается высшее качество образования, в сравнении с « массовым вузом ». СЛАБЫЙ ВАРИАНТ : прагматизация и компактизация массового ВО ( сжатые по времени и по объему 1) общекультурная компонента - для формирования социальной адекватности молодежи 2) профессиональная компонента – достаточная для « человека функционального ». СИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ : Страновой проект – « Будущее России » ( экономика, наука, образование ; upgrade социально - политического управления, обновление « общественного договора »). Проект придает ценность и прагматический смысл высшему образованию, избыточному по отношению к текущему состоянию экономики. ВШ работает на « будущее »: 1) подготовка кадров для будущего, 2) исследования и разработки для развертывания « проекта ».