Методология научного творчества Макиенко Марина Алексеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с одарёнными детьми О.С. Тимонина. Виды одарённости интеллектуальная, академическая, лидерская, психомоторная (двигательная сфера), технико-конструкторская,
Advertisements

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Креативность включает в себя: интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позволяющей создавать нечто новое;
Исполнитель: ученица 52 группы Пекарь А. Научный руководитель: Илимятов Я.Я.
Основные концепции одаренности Выполнила студентка группы ПС-41: Чачило.А.А.
Тренинг Цель – развитие креативного мышления. Креативность (от англ, сгеаге создавать, англ, созидательный, творческий) творческие способности индивида,
Творческий потенциал личности – это единство ума, воли и эмоциональной сферы.
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛЕКЦИЯ 5 Актуализация творческих способностей Лектор ТАРАКАНОВ Антон Вениаминович, канд. психол. наук, доцент ФГОУ ВПО «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ.
Общая характеристика творческого мышления. Этапы творческого мышления.
Развитие креативности младших школьников. Когнитивные и личностные аспекты.
Формирование творческих способностей обучающихся Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ 99 Накаряковой Н.В.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Диагностика ранней одаренности – теории и практика Концепция одаренности : «Одаренные дети - это дети, демонстрирующие выдающиеся достижения в том или.
Кого боги хотят погубить, того они объявляют подающим надежды. Сирил Конноли.
Развитие творческого мышления учащихся. Обработка информации полушариями головного мозга Левое полушарие Правое полушарие последовательнонелинейно линейноглобально.
Развитие наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила.
Инструментарий для диагностики профессиональной направленности школьников. Психологическая служба ГОУ ЦО Психологическое сопровождение школьников.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности.
1 КРЕАТИВНОСТЬ, по Лэндри Креативность – метод эксплуатации культурных ресурсов, т.е. материала для создания и цикловой реактуализации базовых ценностей.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
Транксрипт:

Методология научного творчества Макиенко Марина Алексеевна

Творчество как процесс

«Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение не рука, которая держит его, направляет и руководит им: он действует под давлением посторонней силы» Микеланджело Микеланджело

Творчество – создание нового Признаки творческого процесса: Бессознательный процесс Бессознательный процесс Спонтанность, внезапность, независимость от внешних причин Спонтанность, внезапность, независимость от внешних причин

Личностные качества, необходимые для творческого процесса Способность действовать в уме Способность действовать в уме Интенсивность поисковой мотивации Интенсивность поисковой мотивации Чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе Чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе

Концепции креативности

Концепция редукции творчества к интеллекту уровень творческих способностей определяется уровнем развития интеллекта (Айзенк Г.Ю – 1997 гг.) уровень творческих способностей определяется уровнем развития интеллекта (Айзенк Г.Ю – 1997 гг.)

Исследования Л. Термена IQ знаменитостей значительно выше среднего (158,9) IQ знаменитостей значительно выше среднего (158,9) 1921 г средних школ Калифорнии 1528 мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 12 лет с IQ равным 135 баллов (1% от всей выборки ) 1921 г средних школ Калифорнии 1528 мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 12 лет с IQ равным 135 баллов (1% от всей выборки )

достижения членов выборки Термена через 60 лет после начала исследования: с мужчин с IQ, превышающим 135 баллов, входящих в выборку Термена: достижения членов выборки Термена через 60 лет после начала исследования: с мужчин с IQ, превышающим 135 баллов, входящих в выборку Термена: опубликовали 67 книг (21 художественные произведения и 46 научные монографии), получили 150 патентов на изобретения, 78 человек стали докторами философии, 48 стали докторами медицины и т. д. Фамилии 47 мужчин вошли в справочник «Лучшие люди Америки за 1949 год» опубликовали 67 книг (21 художественные произведения и 46 научные монографии), получили 150 патентов на изобретения, 78 человек стали докторами философии, 48 стали докторами медицины и т. д. Фамилии 47 мужчин вошли в справочник «Лучшие люди Америки за 1949 год» Эти показатели в 30 раз превысили данные по контрольной выборке. Эти показатели в 30 раз превысили данные по контрольной выборке. Все интеллектуальные дети успешно закончили школу, 2/3 получили университетское образование, а 200 человек стали докторами наук Все интеллектуальные дети успешно закончили школу, 2/3 получили университетское образование, а 200 человек стали докторами наук

Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса Модель интеллекта Дж. Гилфорда Конвергентное мышление (схождение) актуализируется когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. Дивергентное мышление - идущее в различных направлениях». Допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

четыре основных параметра креативности: 1) оригинальность способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; 3) образная адаптивная гибкость способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности

Примеры тестов Гилфорда 1. Тест легкости словоупотребления: «Напишите слова, содержащие указанную букву»(например,«о»). 2. Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета» (например, консервной банки). 3. Составление изображений: «Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или лишние». 1. Тест легкости словоупотребления: «Напишите слова, содержащие указанную букву»(например,«о»). 2. Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета» (например, консервной банки). 3. Составление изображений: «Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или лишние».

Определите чувства и намерения действующих в ней персонажей и выберите среди трех рисунков справа тот, который показывает наиболее правдоподобный вариант продолжения (завершения) данной ситуации

Диагностика невербальной креативности Е. Торренса Креативность - способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. Креативность - способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. Структура творческого акта: Структура творческого акта: восприятие проблемы, восприятие проблемы, поиск решения, поиск решения, возникновение и формулировка гипотез, возникновение и формулировка гипотез, проверка гипотез, их модификация проверка гипотез, их модификация нахождение результата. нахождение результата.

Дорисуйте картинки и дайте им название

Оценка картинка 1

Диагностика вербальной креативности предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. 1. случайная - гора - долгожданная 1. случайная - гора - долгожданная 2. вечерняя - бумага - стенная 2. вечерняя - бумага - стенная 3. обратно - родина - путь 3. обратно - родина - путь

Индекс уникальности равен количеству всех уникальных (не имеющих аналогов в типовом перечне) ответов Беседа - 0,99 Беседа - 0,99 Вершина - 0,98 Вершина - 0,98 Восхождение - 0,98 Восхождение - 0,98 Встреча - 0,00 Встреча - 0,00 Высота - 0,97 Высота - 0,97 Газета - 0,99 Газета - 0,99 Гроза - 0,99 Гроза - 0,99

теория интеллектуального порога При IQ ниже баллов (среднее плюс стандартное отклонение) - интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор При IQ ниже баллов (среднее плюс стандартное отклонение) - интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами

характеристика основных параметров креативности Торренса Легкость Легкость Гибкость Гибкость Оригинальность Оригинальность

Источники творческого поведения

Гений человек, творящий на основе бессознательной активности, который способен переживать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции

З. Фрейд ( ) творческая активность - результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социально приемлемой форме сексуальная фантазия творческая активность - результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социально приемлемой форме сексуальная фантазия Дальше «психология тво-ва с.15» Дальше «психология тво-ва с.15»

А. Адлер ( ) Творчество - способ компенсации «комплекса неполноценности» Творчество - способ компенсации «комплекса неполноценности»

Юнг К.Г. ( ) Творчество – проявление архетипов коллективного бессознательного Творчество – проявление архетипов коллективного бессознательного

Черты, присущие творческой личности 1) независимость личностные стандарты важнее стандартов группы; неконформность оценок и суждений; 2) открытость ума готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; 3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; 4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте; 5) особенности «Я-концепции», которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера; 6) смешанные черты женственности и мужественности в поведении (их отмечают не только психоаналитики, но и генетики); 7) ??? противоречивыt данные о психической эмоциональной уравновешенности.

Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство