Личность. Индивидуальные особенности личности. Доклад на педагогической конференции. 30.01.2009 Демидов Н.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Темперамент Учение о темпераменте Типы темпераментов Типы темпераментов.
Advertisements

Тема урока: «Психологические особенности человека и общение»
Презентация к уроку по психологии по теме: психология человека
Подготовила педагог-психолог МОУ»СОШ 1»г. Емва – Субботина К. В.
Темперамент Понятие темперамента в общей психологии.
Роль темперамента и характера в общении. Роль способностей в жизни человека. Выполнила студентка второго курса БТ Р Умбетова Линара.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
1 Сфо рмир оват ь поня тие темп ерам ент и хара ктер, опре дели ть тип темп ерам ента 2 Развивать знания и умения при работе с прикладными программами.
Темперамент Педагог – психолог МБОУ ДОД ЦДТ г. Томари Сахалинской области Игонина Ольга Петровна.
Воля - сознательная саморегуляция поведения, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели. Функции: побудительная (борьба с препятствиями)
Словарь по обществознанию для 7 класса Ищенко А.Е., моу сош 4, ст. Кущёвская Краснодарского края.
Внутренний мир человека Человек. Общество. Государство, 9 класс Prezentacii.com.
Педагогика и психология ПСИХОЛОГИЯ 4 класс Автор презентации Жук Марина Анатольевна Психолог ГБОУ СОШ 917 Город Москва.
«Формирование личности». «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что.
Психические свойства личности. Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик,
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ: ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 7 КЛАССЕ УЧИТЕЛЬ – СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ- ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
Темпераменты. Темпераменты - Темперамент: определение из словаря Ефремовой 1) Совокупность психических свойств человека, имеющих физиологической основой.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
Транксрипт:

Личность. Индивидуальные особенности личности. Доклад на педагогической конференции Демидов Н.А.

Личность. Индивидуальные особенности личности. План. 1. Понятие о личности. 2. Три основы личности. 3. Периоды изучения личности. 4. Психологическая структура личности Структура личности по Гиппократу Структура личности по Фрейду 4.3. Структура личности по Платонову Структура личности по Кречмеру и Юнгу.

1. Понятие о личности. Большинство психологов считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.

Другое определение : Личность - это человек; - энергетическое существо, - это существо общественное, воплощающее высшую ступень развития жизни, - это субъект общественно- исторической деятельности.

Личность - это совокупность таких психологических качеств индивида, как : отношение к чему – либо, нормы поведения, взгляды, ценности.

2. Три основы личности. Личность - в широком плане - интегральная целостность элементов: биогенных, социогенных, психогенных

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальная основа личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. В социологии: личность - совокупность статусно - ролевых характеристик.

Социальные роли - совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом.

ОСНОВНЫЕ РОЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Толкот Парсенс предложил 5 характеристик любой роли : Эмоциональная : одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности. Способ получения : предписанные и завоёванные По масштабу: часть ролей строго ограниченна, часть - размыта. Формализация : деятельность в строго установленных рамках или произвольная. По мотивации: личная прибыль, общественное благо и т. д.

Личность - это автономная система, которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности, в её самосознании. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Когда происходит противоречие 2-х ролей, имеет место ролевой конфликт.

Социогенные слагаемые личности: социальные роли, выполняемые в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), субъективное «Я», созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, отраженное «Я» - комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Теория Ч. Кули - Теория общественного зеркала: сравнивая себя с другими, человек проявляет собственное мнение из оценок других людей. Формирование оценки связано с вознаграждением. Мы анализируем, как к нам относятся люди. Мы анализируем, как мы относимся к этой оценке. Мы анализируем, как мы реагируем на эту оценку.

Психогенная основа личности В основе личности лежит связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности.

От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир -других людей, обстоятельства жизни и т. п.

Темперамент можно подразделить на четыре обобщенных типа: 1. Холерик - сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности. 2. Сангвиник - сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью. 3. Флегматик сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности. 4. Меланхолик слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сензитивность.

Характер человека определяет его поступки в отношении других людей.

Типы характеров людей Гипертимный тип таких людей характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.

Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контактность, немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкнутый образ жизни, редко конфликтуют. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны. Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения. Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада по дистимному.

Педантичный тип. Этим людям характерны добросовестность и аккуратность, надежность в делах, но в то же время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью. Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны; их мышление и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Вместе с тем, такие люди эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.

Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любят уединенных размышлений, нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, имеют много друзей. Легковнушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным поступкам. Интровертированный тип. Они ориентированы на свой внутренний мир, поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и глубокомыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдержанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться.

Садо-мазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди – мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Люди-садисты ставят людей в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждения.

Конформистский тип. У таких людей почти никогда не бывает ни собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это -тип сознательных и бессознательных приспособленцев.

Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание. Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.

Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей.

Основные признаки волевого акта: а) приложение усилий для выполнения волевого акта; б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта; в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия; г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Эмоции и мотивация - это переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

Ведущим компонентом структуры личности является направленность система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д.),определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

3. Периоды изучения личности.

философско-литературный {древность-начало 19 в.} - рассматриваются проблемы нравственности и социальной природы человека, его поступки и поведение. Толкование личности - очень широкое.

клинический {до начала 20 в.} - работа врачей, психиаторов; упор делался на нездоровых людей.

экспериментальный - изучение личности ведут профессиональные психологи. В основе: математическая обработка данных, попытка создания теорий развития личности.

4. Психологическая структура личности. НАПРАВЛЕН НОСТЬ > ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПОТРЕБНОСТЯХ, ИНТЕРЕСАХ, ИДЕАЛАХ, УБЕЖДЕНИЯХ, ДОМИНИРУЮЩИХ МОТИВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ, В МИРОВОЗЗРЕНИИ. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ > ПРИОБРЕТАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬ НО- ТИПОЛОГИЧЕС КИЕ ОСОБЕННОСТИ > ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ТЕМПЕРАМЕНТЕ, ХАРАКТЕРЕ, СПОСОБНОСТЯХ Структура личности (по С.Л. Рубинштейну)

4.1. Структура личности по Гиппократу. Создатель учения о темпераментах. Четыре основных жидкости организма: кровь, флегма, черная желчь, желтая желчь. Основные характеристики темпераментов {доработка Павлова}: сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Сангвиник - преобладает кровь. Сильный, подвижный, уравновешенный. Флегматик - преобладает флегма. Сильный, слабо подвижный, уравновешенный. Холерик - желтая желчь. Сильный, подвижный, слабо уравновешенный. Меланхолик - черная желчь. Слабые все характеристики.

4.2. Структура личности по Фрейду имеет три составляющие: - "Оно" - наиболее примитивная материя которая охватывает все врожденное, подчиненное предмету удовольствия и ничего незнающее о реальности ; - "Я" - сознание. Следует принципу реальности вырабатывает ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде ; - "Сверх-Я" - источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказующий агент, продукт влияния исходящего от других людей. Возникает в раннем детстве. "Оно" находится в конфликте со "Сверх-Я".

4.3. Структура личности по Платонову. Личность - некую биосоциальная иерархическая структура. Выделил следующие подструктуры: направленность, опыт{знание, умение, навыки}; индивидуальные особенности различных форм отражения {ощущение, восприятие, память} и объединенные свойства поведения. Недостаток: общая структура личности объясняется как совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.

4.4. Структура личности по Кречмеру и Юнгу. Кречмер. Люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности: - Лептосоматик - хрупкий, высокий, плоская грудь, узкие плечи, конечности длинные и худые. - Пикник - толстый, тучный, средний рост, большой живот, короткая шея. - Атлетик - мускулистый, крепкий, высокий, широкоплечий. - Диспластик - строение бесформенное, неправильное, непропорциональное.

Юнг: 1. Экстраверты - реакция и деятельность зависят от внешних впечатлений. Открытые, жизнерадостные. 2. Интроверты - реакция и деятельность зависят от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим. Замкнутые, подозрительные.