III Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития «На пороге взросления» « Представление об отце и отношение к будущему у девочек-подростков,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интеллект и отношения между сиблингами Алексеева О. С., Козлова И. Е.
Advertisements

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ Сравнительная оценка влияния позитивного мышления на удовлетворенность трудом лиц молодого и старшего возраста.
Психологические особенности взаимодействия с детьми отцов-одиночек Т.М. Харламова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного.
Московский городской психолого- педагогический университет Научная работа на тему Восприятие стереотипного образа благополучия и успешности и идентификация.
Психодинамические характеристики и родительско-детские взаимодействия в однодетных семьях Л.Л.Баландина, кандидат психологических наук, доцент кафедры.
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ТЕМА: «Формирование гендерной позиции у детей дошкольного возраста посредством фольклора и произведений художественной.
Тревожность как психологическая проблема у детей младшего школьного возраста Научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Автор:
Тема: «Влияние детско-родительских отношений на самоотношение школьников с умственной отсталостью».
САМООЦЕНКА И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ КОРРЕКЦИИ.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Направленность современного учителя музыки на гуманистическую ориентацию личности учащихся Направленность современного учителя музыки на гуманистическую.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Особенности ценностно-смыслового принятия социальной рекламы студентами – будущими психологами Проненко Е. А. Студент 4 курса факультета психологии ЮФУ.
Ученика 7 класса «А» школы 574 Козловского Ивана Научный руководитель: Вечерина Н. И. Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Роль отца в воспитании ребёнка Роль отца в воспитании ребёнка.
Независимое расследование о здоровом образе жизни в наше школе Озерская средняя школа им.Д.Тарасова Выполнил Соколовский Сергей Руководитель Иванова Н.А.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения С. Дерябо, В. Ясвин, кандидаты психологических наук, кафедра экологической психологии.
Что такое идеальная семья? Семья это мини-общество, Семья это мини-общество, ячейка, с которой всё и начинается. Идеальная семья это семья, объединенная.
Транксрипт:

III Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития «На пороге взросления» « Представление об отце и отношение к будущему у девочек-подростков, воспитывающихся в разведенных семьях» Работу выполнили: Кандидат психологических наук Филиппова Елена Валентиновна, Муратова Дарья Сергеевна Москва 2011

Цель работы – исследование представления о будущем у девочек подросткового возраста из неполных семей, а также выявление взаимосвязи между образом отца и представление о будущем у этих девочек. Задачи исследования: 1. Исследовать представление о будущем у девочек-подростков из полных и неполных семей 2. Исследовать особенности образа отца у девочек-подростков из полных и неполных семей 3. Выявить различия в представлении о будущем и образе отца у девочек из полных и неполных семей 4. Проанализировать различия в образе отца и представлении о будущем у девочек младшего и старшего подросткового возраста. 5. Выявить взаимосвязь между представлением о будущем и образом отца

Основная группа: 40 девочек из неполных семей Контрольная группа: 40 девочек из полных семей 20 девочек младшего подросткового возраста (12-14 лет) из неполных семей 20 девочек младшего подросткового возраста (12-14 лет) из полных семей 20 девочек старшего подросткового возраста (15-17 лет) из неполных семей 20 девочек старшего подросткового возраста (15-17 лет) из полных семей Выборка

Для исследования представления о будущем: «Тенденция к саморазвитию» А.М.Прихожан «Транспектива» А.М.Прихожан сочинение на тему: «Мое будущее – каким я его вижу» методика «Временная перспектива» Зимбардо. Для исследования образа отца: методика Куна «Мой отец – какой он» методика «Незаконченные предложения» методика ПоР (подростки о родителях) Обработка: качественная и статистическая с помощью программы SPSS по критерию Манна-Уитни и критерию Спирмана. Методики:

Готовность к саморазвитию

Транспектива

Для девочек из неполных семей характерно: Пессимистичное отношение к прошлому Неудовлетворенность жизнью Отсутствие веры в себя и в свои силы Подвластность судьбе Отсутствие веры в улучшение Нехватка целей Для девочек из полных семей характерно: Теплое, сентиментальное отношение к прошлому Удовлетворенность жизнью Вера в собственные силы Ориентация на будущее Стремление к достижению целей Планирование жизни Временная перспектива Между основной и контрольной группой существуют значимые различия по шкалам «фаталистическое настоящее» (p0,001), «будущее» (p0,01) и «позитивное прошлое» (p0,05).

Различия между возрастами по Временной перспективе В группе полных семей и неполных семей различия между девочками младшего и старшего возраста по шкале «фаталистическое настоящее». Девочки старшего подросткового возраста наиболее оптимистично относятся к жизни, чем девочки младшего подросткового возраста. Они в большей степени осознают свои возможности, руководят своей жизнью, не полагаясь на судьбу и обстоятельства.

Временная перспектива у младших подростков У девочек младшего подросткового возраста различия по шкалам «фаталистическое настоящее» и «будущее». Для девочек из полных семей характерно: Ориентация на будущее Стремление к достижению целей Планирование жизни Вера в свои силы Для девочек из неполных семей характерно: Подвластность судьбе Нехватка целей Нет ориентации на будущее Неудовлетворенность жизнью Нет веры в улучшение

Временная перспектива у старших подростков В пределах старшего подросткового возраста различия по шкалам «позитивное прошлое» и «фаталистическое настоящее». Для девочек из неполных семей характерно: Подвластность судьбе Неудовлетворенность жизнью Нет веры в улучшение Пессимистичные воспоминания из прошлого Нехватка целей Для девочек из полных семей характерно: Вера в свои силы Удовлетворенность жизнь Теплое отношение к прошлому

ПараметрыПолные семьиНеполные семьи Отношение к будущему В 97,5% - оптимистичное (светлое, счастливое, интересное) В 2,5% - неопределенное (одна девочка не заглядывает в будущее, живет настоящим) В 52,5% - оптимистичное (интересное, счастливое, светлое, но не без трудностей) В 25% - пессимистичное (беспросветное, темное, в хаосе, с сомнением и опасением) В 22,5% - неопределенное (9 девочек написали, что живут только настоящим) СодержаниеО семье, муже, детях, работе и друзьях О семье, детях, работе, карьере Особенности будущей семьи Семья полная: муж и дети (о муже нет в 6-ти сочинениях) Акцент на детях, о том, что дети будут счастливы и не будут не в чем нуждаться (о муже нет в 27 сочинениях) Сочинение на тему: «Мое будущее – каким я его вижу»

«Мой отец – какой он» % от всех ответов

Область вопросовСреднее значение ответов испытуемых * из полных семейиз неполных семей Отношение к отцу0,9-0,3 Отношения к лицам противоположного пола 0,3-0,4 Отношение к матери0,90,8 Отношение к себе0,50,1 Отношение к семье0,90 Отношение к будущему0,80 Отношение к своему прошлому 0,60 Страхи и опасения-0,3-0,4 Незаконченные предложения * -1 – эмоционально отрицательный ответ; 0 – нейтральный; +1 – эмоционально положительный

Для отцов из неполных семей характерно: Интерес к дочери низкий или отсутствует Отстраненность отца и равнодушие к интересам и потребностям семьи Нет поддержки со стороны отца Для отцов из полных семей характерно: Забота и интерес Вовлеченность в процесс воспитания и проблемы семьи Доминирование теплых и дружеских отношений Директивность и поддержка со стороны отца Методика ПоР Между основной и контрольной группой существуют значимые различия по шкалам «позитивный интерес», «директивность» и «автономность».

Корреляционный анализ Представление о будущем Образ отца

Основные выводы : У девочек из полных семей реалистичное и оптимистичное представление о будущем, они ориентированы на будущее, планируют свою жизнь, готовы к саморазвитию и уверены в своих силах. Они подчеркивают важность семьи. У девочек из неполных семей представление о будущем в большей степени пессимистичное, смутное и неопределенное. Они большей частью не уверены в своих силах, не готовы к саморазвитию. В будущем они чаще представляют себя матерью, но не женой.

С возрастом девочки, независимо от состава их семьи, становятся все более ориентированными на будущее, на достижение целей, они всё более осознают полноту ответственности за свои поступки, за свою жизнь. У большинства девочек из разведенных семей образ отца негативно окрашен. Девочки говорят об отце как о человеке, который их бросил, которому нет никакого дела до жизни дочерей. У многих девочек отсутствует идеал противоположного пола.

Благодарим за внимание!

Различия между возрастами (по ПоР) В полных семьях девочки старшего подросткового возраста отмечают большую непоследовательность, непредсказуемость в поведении отцов (шкала «непоследовательность»), чем девочки младшего подросткового возраста. В неполных семьях девочки старшего подросткового возраста подчеркивают меньший интерес и заботу отца к дочерям (шкала «позитивный интерес»), по сравнению с девочками младшего подросткового возраста. А так же старшие подростки отмечают снижение директивности и контроля со стороны отца (шкала «директивность»).

Представление об отце у младших подростков (по ПоР) Среди девочек младшего подросткового возраста существуют значимые различия по шкалам «позитивный интерес», «директивность». Для отцов из полных семей характерно: Забота и интерес к дочери Теплые и дружеские отношения, с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя Отец – человек направляющий дочь, поддерживающий ее Для отцов из неполных семей характерно: Отсутствие интереса, внимание к дочери Отстраненность, безучастность отца Отсутствие поддержки и контроля

Представление об отце у старших подростков (по ПоР) Среди девочек старшего подросткового возраста существуют значимые различия по шкалам «директивность» и «автономность». Для отцов из неполных семей характерно: Низкая директивность Отсутствие контроля за поведением дочери Отстраненность от семьи Недоступность для взаимодействия Отсутствие интереса к потребностям семьи Для отцов из полных семей характерно: Директивность отца Контроль отца за соблюдением норм и правил общества Вовлеченность в процесс воспитания дочери Интерес к потребностям и проблемам семьи