Анализ кадровых потребностей бизнес- сообщества Воронежской области: сегмент «выпускники вузов» (август – октябрь 2008 г.) ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Advertisements

ПЕРВЫЙ ВОРОНЕЖСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ Партнерство регионов - конкурентоспособность России Титов В.Т., ректор, председатель Совета ректоров, д.филол.н.,
О возможной модели сетевого взаимодействия в сфере профессионального образования министр промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской.
Мониторинг деловой активности и анализ кадровых потребностей бизнес- сообщества Воронежской области Руководитель исследовательского проекта проф. Д.А.
Мониторинг деловой активности и анализ кадровых потребностей бизнес-сообщества Воронежской области Cообщение ректора ВГУ, проф. Д.А. Ендовицкого на ежегодной.
"Российский рынок труда в новых экономических и демографических условиях" Сухотина Ксения Анатольевна, Развитие Бизнес – Систем.
Исследование «Взаимодействие СПбГЭТУ с предприятиями Санкт-Петербурга» По заказу СПбГЭТУ «ЛЭТИ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ.
Основные проблемы трудоустройства студентов вузов и пути их преодоления 26 октября 2010 г. Конференц-зал ПГУПС.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Новосибирск, Квалификация вновь принятых не соответствует заявленным требованиям Экономисты Юристы Финансисты Бухгалтера Профессий, которые нужны.
Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт (технический университет) ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ БУДУЩЕГО Первый.
Регулирование взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования на основе прогноза кадровых потребностей региона Регулирование взаимодействия.
2 ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА Несоответствие требованиям рынка труда Несоответствие требованиям рынка трудаПРИЧИНЫ: – Система образования – сама заказчик и исполнитель.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Перспективы реализации программ целевой контрактной подготовки кадров для предприятий водного транспорта Иллюстрационный материал к докладу ректора ФГОУ.
Тенденции и принципы развития технического и профессионального образования.
Организация образовательного «адаптационного» процесса на примере строительной отрасли.
Экономист это специалист в области финансового планирования, исследования и управления финансово- хозяйственной деятельностью. Экономист принимает участие.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Транксрипт:

Анализ кадровых потребностей бизнес- сообщества Воронежской области: сегмент «выпускники вузов» (август – октябрь 2008 г.) ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Консультативный совет по корпоративному образованию, инновациям и бизнесу Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области Председатель Совета ректоров Воронежской области, ректор ВГУ, проф. Проректор ВГУ, проф. В.Т. Титов Д.А. Ендовицкий 2008

Цели и структура исследования Цель исследования – комплексное изучение возможностей сотрудничества работодателей с вузами и позиции бизнес-сообщества в отношении реформ в системе образования. Структура исследования: потребности работодателей региона в сотрудниках с высшим образованием профессиональные и иные предпочтения в отношении претендентов с высшим образованием требования к профессиональным компетенциям выпускников вузов оценка бизнесом реформы высшего образования

Масштабы исследования Исследование охватывает 35 ведущих организаций Воронежской области различных отраслей. Общая численность работников организаций-респондентов – более чел. крупный бизнес – 16 средний бизнес – 18 инновации – 9 из 35 Численность руководителей и специалистов организаций- респондентов – более чел.

Кадровое обеспечение бизнеса наличие высшего профессионального образования – обязательное квалификационное требование для руководителей и специалистов в отраслях реального сектора обеспеченность кадрами с высшим образованием находится на уровне ~70% потребности

Кадровое обеспечение бизнеса значительная часть специалистов получала высшее образование лет назад средний возраст специалистов с высшим образованием имеет тенденцию к росту и на производственных предприятиях приближается к пенсионному

Потребности работодателей Более 80% организаций-респондентов испытывают существенные проблемы с подбором кадров. Более 95% респондентов указывает на дефицит необходимых для их основной деятельности профессий, требующих высшего образования.

Потребности работодателей В перспективе работодатели прогнозируют рост потребности в работниках инженерных и экономических специальностей. Респонденты полагают, что через 5 лет им могут понадобиться работники гуманитарных и творческих профессий.

Предпочтения при найме Наиболее важными качествами считаются образование и стаж работы Требования к полу, возрасту, здоровью и психологии претендентов не являются приоритетными Возраст работников важен для гос. учреждений Требования к уровню образования варьируются в зависимости от отраслевой специфики.

Предпочтения при найме Предпочтение возраста от 30 до 40 лет соответствует желанию работодателей получить специалиста с опытом Наукоемкая промышленность принимает работников в возрасте свыше 40 лет на невысокую зарплату Финансовый сектор и торговля предпочитают молодых специалистов, промышленность и строительство – специалистов с опытом работы Предприятия не готовы нанимать выпускников и желают получить специалистов с опытом работы. Перспективы найма дополнительно усложняются диспропорциями образования.

Предпочтения при найме организации, активно создающие новые рабочие места для выпускников, реже используют прямой контакт с вузами и чаще – рекламу прямые контакты организаций с вузами в основном сводятся к традициям сотрудничества, заложенным в 70-е – 80-е гг. прошлого века

Кадровая политика бизнеса Разрыв между потребностью и активностью привлечения кадров определяется: отраслевыми тенденциями стагнации или роста; бюджетными ограничениями; наличием сформировавшихся коллективов. Бизнес региона предоставляет вузам широкие потенциальные возможности развития дополнительного и послевузовского образования. Потребность в приеме специалистов с высшим образованием определяется сложившейся возрастной структурой кадров. Потребность в дополнительном образовании определяется структурой кадров по уровню образования и профессиональными требованиями.

Кадровая политика бизнеса Производственные отрасли наименее склонны принимать на работу выпускников вузов Наибольший спрос на работников с высшим образованием предъявляют организации финансового сектора Отрасли, наименее обеспеченные кадрами с высшим образованием – торговля и строительство – проводят более активную кадровую политику Определяющая роль в кадровой политике принадлежит руководителям организаций. Наблюдается зависимость между уровнем образования руководства, уровнем образования персонала и активностью компании по привлечению работников с высшим образованием и молодых специалистов.

Трудоустройство молодых специалистов Средний балл выпускника при приеме на работу учитывается наряду с другими факторами в промышленности, строительстве и, в меньшей степени, в торговле. Организации финансового и государственного сектора при найме не учитывают успеваемость в период обучения. Принимая на работу выпускника вуза, организации не рассчитывают на опыт работы. Однако его отсутствие определяет нежелание организаций принимать выпускников в целом.

Трудоустройство молодых специалистов В промышленности готовы принимать исключительно специалистов и лиц со средним проф. образованием Финансовый сектор отдает предпочтение магистрам В торговле положительно относятся к бакалаврам В строительстве уровень образования не является определяющим фактором Адекватное прогнозирование потребности в работниках с высшим образованием невозможно без учета отраслевой специфики.

Трудоустройство молодых специалистов Работодатели уделяют меньше значения государственному статусу вуза по сравнению с профессиональными компетенциями будущего работника. Местонахождение вуза (центральный, региональный и др.) также не является определяющим фактором.

Предпочтения инструментальных компетенций Исследовалась значимость для работодателей следующих компетенций: информационные –методы получения, хранения, переработки информации технические –компьютерная грамотность речевые –владение деловой и публичной письменной и устной речью текстуальные (редакционные) –создание профессиональных текстов, анализ логики высказываний лингвистические –владение не менее чем одним иностранным языком коммуникативные –коммуникация в личном деловом общении технологические –информационные технологии как средство коммуникации адаптивные (обучаемость) –скорость формирования и изменения профессиональных навыков оперативные (скорость и точность) –надежность исполнения, точность, темп выполнения операций психоэмоциональные –эмоциональная устойчивость, возникновение стрессовых ситуаций

Предпочтения инструментальных компетенций Оценка значимости инструментальных компетенций Несмотря на существенную корреляцию оценок по отраслям разброс значений достаточно велик. Работодатели затрудняются в точной оценке важности для их сотрудников той или иной компетенции. Высший рейтинг получили: владение методами и техническими средствами обработки информации профессиональная обучаемость Низший рейтинг получили: владение иностранными языками – вариация оценок

Стимулирование молодых специалистов Организации считают возможность профессионального роста достаточным стимулом для молодых специалистов. Привлекать выпускников высоким уровнем зарплаты считают необходимыми предприятия промышленности и наукоемких отраслей. Торговые и финансовые организации не склонны обеспечивать молодых специалистов высокой заработной платой. Большинство респондентов, выделивших те или иные меры социальной политики стимулирования молодых специалистов, не осуществляют их фактически или не способны осуществить из-за бюджетных ограничений. Указанные обстоятельства относятся также к дополнительному образованию как способу стимулирования профессионального роста.

Перспективы дополнительного образования Признание необходимости повышения квалификации –94% респондентов признают необходимость повышения квалификации работников, из них: –57% респондентов считают необходимым ежегодное повышение квалификации –37% респондентов согласны только на эпизодическое повышение квалификации * * обычно эти предприятия в фазе стагнации или финансового кризиса Готовность повышать квалификацию работников –86% респондентов готовы оплачивать повышение квалификации лишь в случае "производственной необходимости" –9% согласны оплачивать регулярное повышение квалификации только 50% организаций согласны проводить повышение квалификации с отрывом от производства (в рабочие дни)

Бизнес и реформа образования Организации считают целесообразным… …создать центр корпоративного образования 13 …учредить стипендию или конкурс для студентов 9 …участвовать в ГАК или ГЭК 2 …участвовать в формировании учебных планов 12 57% респондентов положительно относятся к созданию Федерального университета Центрального Черноземья 31% считает это нецелесообразным респонденты не планируют участие в данном процессе

Бизнес и реформа образования Организации могут выступать поручителями при получении студентами образовательного кредита. До 50% респондентов участвуют или планируют участие в данной программе. Создание благотворительных фондов – перспективное направление финансирования высшего образования. Однако данная инициатива не пользуется поддержкой у представителей бизнес-сообщества.

Итоги исследования Планирование потребности в студентах востребованных специальностей Совершенствование образовательного процесса для формирования целевых компетенций Рекомендации по развитию дополнительного и послевузовского образования Организация сотрудничества вузов с бизнес- сообществом по привлекательным для обеих сторон направлениям Оценка эффективности маркетинговой политики на рынке образовательных услуг

Благодарим за внимание! © ГОУ ВПО "Воронежский государственный университет", 2008