КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКО ГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА МЕТОДОМ ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА. педагог-психолог МБДОУ ДСКВ 49 «Родничок» г. Нижневартовск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Укрепление физического, психического, умственного здоровья через кинезиологические упражнения Учитель-логопед: Н.А.Щелчкова.
Advertisements

Образовательная кинезиология.. «Кнопки мозга» Одна рука легко массирует углубления между первыми и вторыми ребрами в зоне слева и справа под ключицами.
Физкультминутка каждый день, Отгонит прочь подальше лень Отгонит прочь подальше лень Физкультминутка каждый день, Отгонит прочь подальше лень.
«МАРАФОН ЗДОРОВЬЯ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Комплексы физкультминуток у компьютера Упражнения для глаз Упражнения для снятия утомления Для снятия утомления с плечевого пояса и рук Для улучшения мозгового.
Вариант 1 (длительность 3-5 минут). Исходное положение – сидя в удобной позе: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
«Нейропсихологический подход при подготовке детей с задержкой психического развития к школьному обучению». «Обучая левое полушарие, вы обучаете только.
Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный (Мишель.
В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа). Определенную роль в их возникновении играют нарушения.
Кинезиологические упражнения. Глазодвигательные упражнения.
Стретчинг (упражнения на растягивание) Учитель: Кудинкина С.В. Практическое руководство по физической культуре. Выполнили ученицы 10 класса А Толочкова.
«Телесно-ориентированный подход как здоровьесберегающий компонент воспитательно-образовательного процесса» Подготовили: Спиридонова И. А., педагог-психолог.
Дубовая Людмила Владимировна Учитель физической культуры МБОУ гимназия 36 г.Краснодар.
1 Занятия лечебной физкультурой в кружке «Здоровейка» в условиях детского сада общеразвивающего вида. Исполнитель: Инструктор по физической культуре Рочева.
Использование нетрадиционных оздоровительных методик на уроках физической культуры ХАТХА - ЙОГА учитель физической культуры: Панарин В.А. с. Становое 2012г.
Комплексы упражнений для проведения физкультминуток, для снятия напряжения рук, шеи, туловища и глаз.
ПСИХОГИМНАСТИКА МОЗГА Программа по Образовательной Кинесиологии П. Деннисона и Г. Деннисон.
1. Гимнастика для глаз Не вставая из-за рабочего стола, примите удобное положение – спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения.
По кинезиологическим упражнениям. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно: указательный,
Транксрипт:

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКО ГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА МЕТОДОМ ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА. педагог-психолог МБДОУ ДСКВ 49 «Родничок» г. Нижневартовск Коростелёва Татьяна Викторовна

И СПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДОКЛАДЕ ТЕРМИНЫ ПОНИМАЮТСЯ НАМИ КАК : онтогенез – индивидуальное развитие организма, формирование основных структур психики в динамике. замещающий онтогенез – формирующее обучение и развитие мыслительных структур внешнего и внутреннего плана на основе сенсомоторных взаимодействий. сенсомоторные взаимодействия – интеграция сенсорных систем и двигательной активности человека. психофизиологическое развитие - соотношение телесных и душевных качеств личности, их взаимодействие взаимозависимость. патофон психологического и психического развития – болезни и тревожно-возбуждающая атмосфера, отягощающие адекватное развитие ребёнка.

Г ИПОТЕЗА РАБОТЫ - ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СЕНСОМОТОРНЫЙ УРОВЕНЬ С УЧЕТОМ ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОНТОГЕНЕЗА ВЫЗЫВАЕТ АКТИВИЗАЦИЮ РАЗВИТИЯ ВСЕХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. З АДАЧИ : Разработать систему двигательных методов, активизирующих взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Обеспечить поэтапную систему включения методов когнитивной коррекции. Создать условия активизации развития эмоционально-волевой сферы развития. Обеспечить профилактику психосоматических дисфункций развития ребёнка. Ц ЕЛЬ РАБОТЫ : РАЗРАБОТАТЬ СИСТЕМНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЕГО К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Р АБОТА ВКЛЮЧАЕТ ТРИ ЭТАПА : Первый диагностический, направленный на выявление патопсихологического синдрома развития. Второй этап комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации отклоняющегося развития. На данном этапе с детьми индивидуально и по подгруппам проводятся занятия в объёме двадцати по два раза в неделю. Каждое занятие трехуровневое и включает по иерархическому принципу упражнения на сенсомоторное развитие, формирование вербальных и невербальных психических процессов, формирование смыслообразующих функций психических процессов и произвольной саморегуляции. Третий этап контрольной диагностики. По результатам обследования принимается решение на продолжение коррекции или на выведение в общеразвивающий режим группы образовательного учреждения.

П РОЦЕССЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ : сенсомоторное развитие (общий тонус тела, ориентация в пространстве, наличие локальных мышечных зажимов). Обследование приводится совместно с воспитателями и инструктором по физическому воспитании. развитие вербальных и невербальных психических процессов (восприятие, мышление, память, зрительный гнозис, кинестетические процессы, фонетико- фонематичекие процессы). Обследование проводится совместно с логопедом и дефектологом. смыслообразующие функции психических процессов и произвольная саморегуляция (интеллектуальные процессы, коммуникативные навыки, деятельностное развитие). Обследование проводится совместно с воспитателями групп.

Ф ОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ БАЗОВЫХ СЕНСОМОТОРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ОНТОГЕНЕЗА МЕЖПОЛУШАРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ. К ОРРЕКЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЁМ СИНХРОННОГО И ОДНОВРЕМЕННОГО ДВИЖЕНИЯ РУКИ, НОГИ, ГЛАЗА И ЯЗЫКА ПО ЗАДАННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ. З АДАНИЯ ДЛЯ РЕБЁНКА УСЛОЖНЯЮТСЯ ОТ ЗАНЯТИЯ К ЗАНЯТИЮ, НАПРИМЕР : 1.Дыхательное упражнение. Ребёнок лежит на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребёнок делает вдох через нос и выдох через широко открытый рот. 1.Дыхательное упражнение. Ребёнок лежит на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде ребёнок делает вдох через нос и поднимает правую руку и левую ногу так, чтобы они «смотрела» в потолок. Делая выдох через широко открытый рот, ребёнок опускает руку и ногу. Затем упражнение повторяется с левой рукой и правой ногой. Упражнения первого занятия Усложнения через несколько занятий

2. Глазодвигательные упражнения. Исходное положение – лёжа на спине, голова фиксирована и лежит неподвижно. Психолог берёт яркий предмет и плавно водит предметом слево-направо, вверх- вниз, приближая к переносице, отдаляя от глаз на метр. 2. Глазодвигательные упражнения. Исходное положение – лёжа на спине, голова фиксирована и лежит неподвижно. Ребенок самостоятельно берёт яркий предмет и плавно водит предметом слево-направо, вверх- вниз, приближая к переносице, отдаляя от глаз на метр. Рот во время упражнения открыт и язык двигается вместе с движением глаз (глаза вправо и язык вправо и т.д.). Руки вытянуты, затем руки сгибаются в локтях и упражнение повторяется. Упражнения первого занятия Усложнения через несколько занятий

3. «Качели». Ребёнок сидит, обхватив согнутые ноги руками. В таком положении ребёнок откатывается назад на спину и возвращается в и.п.. 3. «Растяжки», «Звёздочка» Исходное положение – лёжа на спине слегка разведя руки и ноги в позе звезды - голова фиксирована и лежит неподвижно. Психолог берёт одну руки и слегка растягивает её, затем другую. То же – с ногами. Затем ребёнок самостоятельно тянет руку на вдохе, на выдохе – расслабляет, то же с левой ногой, левой рукой, правой ногой. Упражнения первого занятия Усложнения через несколько занятий

4. Ползание. Ребёнок произвольно ползает на спине и на животе. 5. Массаж ладоней и пальцев. Психолог массирует ребёнку ладони и пальцы, предлагает проделать несколько вращательных движений кистями рук. 4. Ползание. Ребёнок стоит на четвереньках (на руках и коленях). 1) Делает шаг сначала правой рукой и ногой, затем левой рукой и ногой и т.д. Важно, чтобы ребёнок одновременно переставлял руку и ногу. После этого упражнение выполняется в обратном направлении (ребёнок пятится назад). 2) Ребёнок делает шаг сначала правой рукой и левой ногой, затем левой рукой и правой ногой. Потом это же упражнение выполняется в обратном направлении. Рот открыт, язык высунут и двигается в сторону «шагающей» руки. Упражнения первого занятия Усложнения через несколько занятий

РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, КОТОРЫЕ НАДСТРАИВАЮТСЯ НАД СЕНСОМОТОРНЫМ ОНТОГЕНЕЗОМ Рисование на спине и руках геометрических фигур и букв. Вместе с ребёнком следует вспомнить геометрические фигуры и нарисовать их на листе бумаги, используя трафарет. Затем фигуры поочерёдно рисуются пальцем на спине ребёнка, а он должен их угадать и назвать. То же проделать на ладонях ребёнка, глаза при этом у него закрыты. 5. «Развитие чувства ритма». Психолог задаёт ритм отстукивания ногой, а ребёнок повторяет. 6. «Дорисуй предмет до целого». Предложить ребёнку изображение с неполным количеством элементов. Надо дорисовать недостающие предметы и назвать их. 7. Рисование двумя руками. Ребёнок берёт в обе руки по карандашу и рисует одновременно двумя руками, по заданному конуру, окружность: справо-налево, слево- направо. Одной рукой слево- направо, другой рукой справо- налево и наоборот. Упражнения первого занятия Усложнения через несколько занятий

ВЗАИМОДЕЙСТВИ Е ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ МОЗГ А, СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ). ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ТАК ЖЕ ИМЕЮТ СИСТЕМУ УСЛОЖНЕНИЙ. «Животные-детёныши». Ребёнку предложить картинки животных и их детёнышей и попросить разложить детёнышей к животным. «Животные-детёныши». Ребёнку предложить картинки насекомых, животных и их детёнышей и попросить разложить только животных на группы хищных и травоядных, и детёнышей к животным. Упражнения первого занятия Усложнения через несколько занятий

Р ЕЗУЛЬТАТ КОРРЕКЦИИ РЕБЁНКА С АШИ 5 ЛЕТ. ПРОЦЕССЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ Стартовые результаты диагностики Итоговые результаты диагностики Сенсомоторное развитие: общий тонус тела, ориентация в пространстве, наличие локальных мышечных зажимов Р азвитие вербальных и невербальных психических процессов: восприятие, мышление, память, зрительный гнозис кинестетические процессы, фонетико-фонематичекие процессы). Смыслообразующие функции психических процессов: общее освоение программы, игровая деятельность, задатки учебной деятельности, коммуникативные навыки. Произвольная саморегуляция 2 частично присутствует 3 вялая динамика онтогенеза 2 частично присутствует, 3 вялая динамика онтогенеза 2 частично присутствует 3 вялая динамика онтогенеза 4 умеренная динамика 1 отсутствует 4 умеренная динамика 1 отсутствует 5 процесс сформирован в пределах возрастной нормы. 5 процесс сформирован в пределах возрастной нормы. 3 вялая динамика онтогенеза 4 умеренная динамика 5 процесс сформирован в пределах возрастной нормы. 4 умеренная динамика 1 – отсутствует, 2 – частично присутствует, 3 – вялая динамика онтогенеза, 4 – умеренная динамика, 5 – процесс сформирован в пределах возрастной нормы.