Общение это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общение - это сложный процесс взаимодействия людей. Проблемами общения занимаются представители различных наук : философы, психологи, лингвисты, социологи,
Advertisements

Доказательство и опровержение. Аргументация - особый способ речевого взаимодействия людей, в ходе которого на суд разумного собеседника или аудитории.
Доказательство и опровержение Настоящие презентации являются лишь иллюстрациями к лекциям и не могут использоваться в качестве самостоятельного источника.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ.
Невербальные средства общения. Общение вербальное общение вербальное невербальное словесное мимика жесты интонации мимика жесты интонации.
Презентация по логике на тему: Логические основы теории аргументации. Доказательства и опровержения.
Тема: Устное деловое общение. Комплексная цель: Знакомство со специфическими особенностями и основными жанрами устного делового общения. Выработка навыков.
Потребность ребёнка в общении со взрослыми и со сверстниками Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения Приемлемое отношение.
Тема лекции. 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов ( по Б. Ф. Ломову ). 2. Речь как специфический.
Понятие Деловой Коммуникации. Понятие деловой коммуникации Деловая коммуникация представляет собой сложный и многогранный процесс, имеющий объективные.
Невербальные способы указания на ошибки речи студента На уроках английского языка.
Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Человеческая речь - главное средство вербального общения. Однако! Большинство современных ученых сходятся в том,
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) © ГОУ ЯО ИРО © Коточигова Е.В.
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
Спецсеминар Тема «Понятие судебного доказывания и его структура.» Доклад студента группы Ю уг (б) – 12 (з) Аветисянц Артура Владимировича.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ : компоненты и правила.
Транксрипт:

Общение это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется полисистемностью и многогранностью явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение. Понятие «общение» приобрело междисциплинарный характер. Общение это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется полисистемностью и многогранностью явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение. Понятие «общение» приобрело междисциплинарный характер.

К основным единицам речевого общения исследователи относят: Речевая ситуация- это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных (дейктических) слов типа я, ты, этот, сейчас, здесь, там, вот и др. Она позволяет также правильно толковать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявлять причинные связи данного высказывания с другими со­бытиями и т.д. т.д.

Речевая ситуация диктует правила веденияразговора и определяет формы его выражения. Например, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии. Речевая ситуация диктует правила веденияразговора и определяет формы его выражения. Например, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии. Необходимо учитывать, что высказывание наряду с собственно семантическим значением (прямым смыслом) обладает прагматическим значением, обусловленным речевой ситуацией. Необходимо учитывать, что высказывание наряду с собственно семантическим значением (прямым смыслом) обладает прагматическим значением, обусловленным речевой ситуацией. Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называют косвенными. Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называют косвенными. Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказываний становиться понятным только в контексте речевой ситуации. Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказываний становиться понятным только в контексте речевой ситуации.

Основная единица речевого общения- речевое событие. Речевое событие- это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Речевое событие включает два основных компонента: 1) словесную речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.); 2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие (речевая ситуация).

Первую составляющую речевого события, т.е. живую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом ( от франц. discours –речь) Дискурс- это речь, « погруженная в жизнь». Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи ( мимика; жесты). Вторая составляющая речевого события- это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит общение. Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление: с одной стороны, это говорение, порождение речи субъектом, с другой – восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценки полученной информации и реагировки ( вербально, мимикой, жестами, поведением и т.д.)

Ученые сформулировали ряд важных организационных принципов речевой коммуникации: Ученые сформулировали ряд важных организационных принципов речевой коммуникации: Принципом последовательности предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, т. е. ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика вопрос, вторая ответ; приветствие сопровождается приветствием, просьба принятием или отклонением и т.д. Данный прин­ цип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

Принцип предпочитаемой структуры характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. Как отмечают исследователи, согласие обычно выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же формулируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой.

Принцип кооперации предполагает готовность партнеров к сотрудничеству. В работе «Логика и речевое общение» П.П. Грайс пишет: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно приня­ тая цель (направление) этого диалога». Эти постулаты он делит на четыре кате­гории Количества, Качества, Отношения и Способа. Принцип кооперации предполагает готовность партнеров к сотрудничеству. В работе «Логика и речевое общение» П.П. Грайс пишет: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно приня­ тая цель (направление) этого диалога». Эти постулаты он делит на четыре кате­гории Количества, Качества, Отношения и Способа.

Категорию количества он связывает с тем количеством информации, которое требуется передать. К этой категории относятся следующие постулаты: 1. Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога). 2. Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

К категории качества Г.П. Грайс относит общий постулат «Старайся, чтобы высказывание было истинным», а также два более конкретных: 1. Не говори того, что ты считаешь ложным. 2. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований. С категорией отношения связан одинединственный постулат релевантности (Не отклоняйся от темы). Категория способа касается не того, что говорится, а того, как говорится. К ней относится общий постулат Выражайся ясно и несколько частных: 1. Избегай непонятных выражений. 2. Избегай неоднозначности. 3. Будь краток (избегай ненужного многословия). 4. Будь организован.

Базовые категории, формирующие коммуникативный кодекс, коммуникативная (речевая) цель и коммуникативное (речевое) намерение. Важнейшими критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерий истинности (верность действительности) и критерий искренности (верность себе). Базовые категории, формирующие коммуникативный кодекс, коммуникативная (речевая) цель и коммуникативное (речевое) намерение. Важнейшими критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерий истинности (верность действительности) и критерий искренности (верность себе). При рассмотрении коммуникативного кодекса, анализе возможностей его использования в практике речевого общения, конечно, следует иметь в виду, что сформулированные максимы не имеют абсолютного значения, ни одна из максим сама по себе не обеспечивает успешного взаимодействия собеседников, более того, соблюдение одной максимы может привести к нарушению другого и т.п. При рассмотрении коммуникативного кодекса, анализе возможностей его использования в практике речевого общения, конечно, следует иметь в виду, что сформулированные максимы не имеют абсолютного значения, ни одна из максим сама по себе не обеспечивает успешного взаимодействия собеседников, более того, соблюдение одной максимы может привести к нарушению другого и т.п.

Вербальные и невербальные средства общения. Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду с вербальными (словесной) используют жестикулярно-мимические, т.е. невербальные средства. Язык мимики и жестов выражает чувства говорящего. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает.

Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать мимику» собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна. Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать мимику» собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна. Чтобы мимика была выразительной, рекомендуется систематически произносить перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных; веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз, следить, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию. Чтобы мимика была выразительной, рекомендуется систематически произносить перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных; веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз, следить, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию. О многом может рассказать и жестикуляция собеседника. О многом может рассказать и жестикуляция собеседника. В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия.

По своей функции жесты делятся на указательные, изобразительные, эмоциональные, ритмические, механические. Особый интерес представляют символические жесты. Они условны. Но некоторые из них имеют вполне определенное значение. Так, известен жест отказа, отрицания- отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Жест разъединения, расподобления- ладони раскрываются в разные стороны. Жест объединения, сложения, суммы- пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук.

Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Государственными служащим, преподавателям, юристам, врачам, менеджерам, продавцам, то есть всем, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми, важно знать, что мимика и жесты могут многое рассказать о характере человека, его мыслях, переживаниях. Лидер по натуре, здороваясь, подает руку ладонью вниз, а мягкий, безвольный человек- ладонью вверх. Сжатые руки за спиной свидетельствуют об уверенности и превосходстве. Такой жест характерен для высших военных чинов, работников милиции, директоров. Руки на бедрах - жест готовности, агрессии. Итак, мимика, жесты, поза выступающего с лекцией, докладом или принимающего участие в разговоре должны свидетельствовать о движении мысли, о чувствах говорящего, являться физическим выражением его творческих усилий.

Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи. Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной, публицистической и официально- деловой речи при возможной подготовке реплик развёртывание диалога будет спонтанным, поскольку обычно реплики - реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы. Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая информационная база его участников, а с другой - исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. Неинформативность может отрицательно сказаться на продуктивности диалогической речи.

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: Бытовой; деловая беседа; интервью. Поскольку термин "полилог" является менее употребительным, чем "диалог", следует особо указать на то, что в деловом общении увеличение числа коммуникантов до трех и более значительно изменяет структуру, ход и характер коммуникативного акта. Вследствие увеличения числа участников, взаимодействие становится более многогранным, так как каждый вопрос обсуждается всеми присутствующими, выражающими свою точку зрения, отталкиваясь от высказываний других коммуникантов.

Таким образом, обсуждая проблемы делового общения, представляется вполне правомерным, использовать термин "диалог" для обозначения актов только межличностного общения, а "полилог" - группового. Таким образом, обсуждая проблемы делового общения, представляется вполне правомерным, использовать термин "диалог" для обозначения актов только межличностного общения, а "полилог" - группового. В деловом общении сферой функционирования полилога являются совещания, т.е. групповые беседы, в которых принимают участие от 3 до 15 человек, объединяемых общими деловыми интересами. Деловое совещание представляет собой структурированную коммуникативную деятельность, поэтому его необходимым элементом является четкое распределение ролей в группе в соответствии с конкретной деловой ситуацией. В деловом общении сферой функционирования полилога являются совещания, т.е. групповые беседы, в которых принимают участие от 3 до 15 человек, объединяемых общими деловыми интересами. Деловое совещание представляет собой структурированную коммуникативную деятельность, поэтому его необходимым элементом является четкое распределение ролей в группе в соответствии с конкретной деловой ситуацией.

Основные виды аргументов. Аргументация – это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений и оценок, в которой наряду с логическими применятся также речевые, эмоционально- психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

Исследователи выделяют в аргументации два аспекта- логический и коммуникативный. В логическом плане аргументация выступает как процедура отыскания оснований ( доводов) для некоторого положения ( тезиса), выражающего определенную точку зрения. В коммуникативном плане аргументация есть процесс передачи, истолкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора. Конечная цель этого процесса- формирование убеждения. Аргументация достигает этой цели лишь в том случае, если реципиент: а) воспринял; б) понял; в) принял тезис аргументатора.

Логические аргументы: теоретические или эмпирические обобщения и выводы; ранее доказанные законы науки; определения основных понятий конкретной области знаний; утверждения о фактах. Факт – это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Мнение – суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что-либо. Достаточно весомыми логическими доводами считаются статистические данные. Однако цифрами нельзя злоупотреблять.

Значительную роль в убеждающей речи играют психологические доводы. Психологические доводы практически могут затрагивать любые чувства, помогая добиться желаемого результата. Наиболее распространенными считаются следующие доводы: довод от сочувствия; довод от общения; довод от суждения; довод от недоверия; довод от сомнения и т.п.

Необходимо учитывать, что психологические аргументы могут быть использованы недобросовестными людьми в качестве уловок и спекулятивных приемов. Вот некоторые из них: аргумент к силе ( вместо логического обоснования прибегают к различным видам принуждения); аргумент к невежеству ( используется неосведомленность оппонента); аргумент к выгоде ( агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком- либо отношении); аргумент к состраданию ( вместо реальной оценки корректного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию); аргумент к верности ( склоняют принять тезис в силу верности, привязанности, почтения и т.п.) и др.

Различают доводы сильные и слабые. Довод, против которого легко найти возражение, трудно опровергаемое, называют слабым. А если оппонент вынужден согласиться с доводами без каких- либо уточнений, значит, был использован сильный довод. Кроме того, чтобы добиться своей цели, надо хорошо знать того, к кому обращены доводы, и приводить аргументы с учетом индивидуальных особенностей оппонента.

Доказывание и убеждение- это разные процессы, хотя и тесно связанные друг с другом. Доказывать означает устанавливать истинность какого-либо положения, а убеждать- это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинно тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий. Что же такое доказательство? Доказательство- это логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Всякое логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: a)тезис (мысль или положение, истинность которого требуется доказать), b)аргументы, или основания, доводы (положения, с помощью которых обосновывается тезис), c) демонстрация, или форма, способ доказательства (логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов).

Различают доказательство прямое и косвенное: При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений. Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения- антитезиса. Из ложности антитезиса на основании закона исключенного третьего делается заключение об истинности тезиса.

При построении логического доказательства необходимо знать и соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов. При построении логического доказательства необходимо знать и соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов.

Правила относительно тезиса:1) тезис должен быть четко сформулирован; 2) тезис должен оставаться неизменным в ходе данного доказательства; 3)тезис не должен содержать в себе логического противоречия. Правила относительно тезиса:1) тезис должен быть четко сформулирован; 2) тезис должен оставаться неизменным в ходе данного доказательства; 3)тезис не должен содержать в себе логического противоречия. Правила относительно аргументов:1) в качестве аргументов должны быть использованы истинные положения; 2) истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса; 3) аргументы должны быть достаточными для данного тезиса. Правила относительно аргументов:1) в качестве аргументов должны быть использованы истинные положения; 2) истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса; 3) аргументы должны быть достаточными для данного тезиса. При нарушении этих правил в доказательстве возникают различные логические ошибки. При нарушении этих правил в доказательстве возникают различные логические ошибки.

Если тезис обосновывается ложными суждениями, которые выдаются за истинные, возникает ошибка, называемая ложное основание, или основное заблуждение. Когда в качестве аргумента берется недоказанное положение, совершается ошибка- предвосхищение основания. Следует опасаться ошибки, получившей название порочный круг или круг в доказательстве. Логические ошибки, как уже отмечалось, бывают не преднамеренными и намеренными.