Методы развития творческого воображения (РТВ). Лирическое отступление: «Быть счастливым – это великое умение! Это внутреннее состояние души. И ежели трудом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мозговой штурм Выполнила студентка гр.ИМ-09 Чедырян Нина.
Advertisements

Студент группы Зайнуллин Ш.Р. Метод мозгового штурма.
Изобретательная деятельность Подготовила Афонина Т.В. Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Леляевка»
Методы решения творческих изобретательских задач Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)
Как логика помогает в жизни. Логика - наука о законах и формах мышления, методах познания и условиях определения истинности знаний и суждений 16 Команда.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ. Интерактивные: От англ. (inter - между; act – действие) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие.
Метод МОЗГОВОЙ АТАКИ Технология. 11 класс Методы решения творческих задач "Мы закрыли дверь, чтобы туда не вошло заблуждение, но как же теперь войти истине?"
Мозговой штурм. эффективный метод коллективного обсуждения Его преимущества в свободном выражении мнений всех участников Использование коллективных возможностей.
Мозговой штурм. эффективный метод коллективного обсуждения Его преимущества в свободном выражении мнений всех участников Использование коллективных возможностей.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ АРИЗ - пошаговая программа для анализа и решения изобретательских задач. 3 основных инструмента ТРИЗ: - программа.
Проблема текста. Определение Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения. Проблематика.
Технология. 11 класс Метод решения творческих задач М Е Т О Д ОБРАТНОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ.
Числовые множества 4. Какие виды чисел использует современная математика Ознакомившись с материалом данной презентации, вы узнаете: 1. Что такое аксиома,
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Вопросы темы 1.Что и как изучает физика? 2.Научный метод познания. 3.Где используются физические знания и методы?
Использование ТРИЗ- технологии в образовательной деятельности ДОУ Подготовила: воспитатель Азанова Н. Н.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
4.4 Прямая и обратная пропорциональные зависимости Школа 2100 school2100.ru Презентация для учебника Козлова С. А., Рубин А. Г. «Математика, 6 класс. Ч.
Критическое мышление математика в начальной школе.
Транксрипт:

Источник: Методы развития творческого воображения (РТВ)

Лирическое отступление: «Быть счастливым – это великое умение! Это внутреннее состояние души. И ежели трудом и размышлением, умением радоваться каждой секунде быстротекущей жизни человек овладеет, а не истратит жизнь на поиски материальных благ или на поиски счастья вне себя, то он сумеет не только прожить достойно и радостно, но и окружающих сделает счастливыми» А.Т. Болотов ( )

Имея специальные знания мы можем решать соответствующие стандартные задачи. Умение их решать необходимо для профессионала. Но приступая к решению нестандартной задачи, мы невольно пытаемся опять применить уже известные нам решения – шаблоны, прототипы, методики. Они «заставляют» идти по «проторенной дорожке», заводя в тупик. Это явление и называется психологической инерцией или инерцией мышления. Некоторые причины психологической инерции: Традиции (профессиональные, фирменные, национальные, территориальные и т.п.). Стандарты и законы, правила; Употребление специальных терминов, штампов; Пространственно-временные представления об объекте; Система ценностей, привычек, предрассудков.

Примеры инерции мышления: В будущем компьютеры будут весить не более чем 1,5 тонн. (Popular Mechanics, 1949 г.) Думаю, что на мировом рынке мы найдем спрос для пяти компьютеров. (Thomas Watson директор компании IBM, 1943 г.) 640 кБ должно быть достаточно для каждого. (Bill Gates, 1981 г.) Нам не нравится их звук, и вообще гитара это вчерашний день. (Decca Recording Co., отклонившая запись альбома группы «The Beatles» в 1962 г.) Да кого, к чертям, интересуют разговоры актеров? (Реакция Н. М. Warner Warner Brothers на использование звука в кинематографе, 1927 г.) Все, что могло быть изобретено, уже изобрели. (Charles Н. Duell специальный уполномоченный американского Бюро Патентов, 1899 г.) Бурение земли в поисках нефти? Вы имеете в виду, что надо сверлить землю для того, чтобы найти нефть? Вы сошли с ума. (Ответ на проект Edwin L. Drake в 1859 г.) Летающие машины, весом тяжелее воздуха, невозможны! (Lord Kelvin президент Королевского Общества Royal Society, 1895 г.)

Когда уже были построены десятки паровозов, влиятельный английский журнал "Куортерли Ревью" утверждал: "Нет ничего более смешного и глупого, чем обещание построить паровоз, который двигался бы в два раза быстрее почтовой кареты. Так же маловероятно, впрочем, что англичане доверят свою жизнь такой машине, как и то, что они дадут себя добровольно взорвать на ракете". Вскоре паровоз Стефенсона "Ракета" провел пассажирский состав со скоростью около сорока километров в час... Когда изобретатель телефона Грэхэм Белл начал продажу своих аппаратов, одна из американских газет потребовала, чтобы полиция положила конец "шарлатанскому выманиванию денег из карманов доверчивой публики". Газета заявила: "Утверждение, что человеческий голос можно передать по обычному металлическому проводу с одного на другое место, является в высшей степени смешным..."

«Допустим, 300 электронов должны были несколькими группами перейти с одного энергетического уровня на другой. Но квантовый переход совершился числом групп на две меньше, поэтому в каждую группу вошло на 5 электронов больше. Каково число электронных групп? Эта сложная проблема до сих пор не решена». Слушатели - высококвалифицированные инженеры-заявляли, что они не берутся решать эту задачу: - Тут квантовая физика, а мы - производственники. Раз другим не удалось, нам подавно не удастся... Тогда я взял сборник задач по алгебре и прочитал текст задачи: «Для отправки 300 пионеров в лагерь было заказано несколько автобусов, но так как к назначенному сроку два автобуса не прибыли, то в каждый автобус посадили на 5 пионеров больше, чем предполагалось. Сколько автобусов было заказано?» Задача была решена мгновенно». Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1969 г., с. 195

«Все мы в детстве учились ездить на велосипеде, и со временем этот процесс стал автоматическим и превратился в стереотип. Наблюдательный предприниматель соединил руль велосипеда с колесом зубчатой передачей, и теперь, когда ездок поворачивает руль влево, колесо поворачивается вправо, и наоборот. За определенную плату любому желающему предлагается с трех попыток (для женщин – с пяти!), проехать на этой необычной конструкции всего шесть метров (!) в любую сторону, не касаясь ногами земли. Приз – десятикратная сумма первоначального взноса. Многим это предложение кажется легкой возможностью заработать, тем более, что они видят, как лихо разъезжают на этом велосипеде сам хозяин и его помощник. На моих глазах десятки желающих проверить свою ловкость объезжали непокорного железного коня. Результат – разбитые об асфальт локти, колени и носы, и ни одного (!) справившегося с такой простой, казалось бы, задачей. Человек садится в седло, настраивается, хорошо понимая, что ему нужно всего лишь поворачивать руль в обратном направлении, при этом смещая центр тяжести в другую сторону. Но – его стереотип настроен иначе, а подсознание охотнее подчиняется стереотипу, чем разуму. Итог: велосипед летит в одну сторону, человек, вместе с непокорённым стереотипом, – в другую»

Известен случай, происшедший при конструировании космического аппарата "Венера-12". Аппарат был уже почти готов, как вдруг от ученых поступила заявка заложить в него еще один прибор весом всего в 6 кг. Первая реакция конструкторов – это невозможно, поскольку борьба шла за каждый кубический миллиметр, за каждый грамм. При более тщательном анализе возможностей размещения дополнительного прибора оказалось, что в качестве центровочного груза используется обычная металлическая болванка весом 15 кг. Функцию центровочного груза передали этому дополнительному прибору, при этом стало возможным взять еще несколько приборов.

Аристотель, великий естествоиспытатель древности, написал в одном из своих сочинений, что у мухи 8 ног. Этому свято верили почти два тысячелетия, пока кто-то не удосужился пересчитать ноги назойливого насекомого. Их оказалось шесть. Авторитет почитаемого ученого не вызвал сомнений в течение нескольких столетий. Наш век век узкой специализации. Специалист по железнодорожной автоматике не знает, как работает автоматика в лифтах, конструктор самолетов очень далек от конструктора комбайна и т. д. Каждый из них читает литературу только по своей специальности, общается только с коллегами и все задачи стремится решать только в рамках своей специализации. Во многих случаях никому не приходит в голову посмотреть, как решаются такие же задачи в других областях техники, в животном и растительном мире, в микромире и т. п.

Социально-психологическая модель стилей поведения

Несколько лет назад один из крупных специалистов по автомобилестроению писал: "Допустим, нужно определить диаметр колеса будущего автомобиля. Уже известно, что из года в год наблюдается сокращение диаметра: взяв колеса разных автомобилей за 50 лет, можно увидеть, что уменьшение их становится все менее заметным: приближается момент, когда оно и вовсе остановится. Однако был короткий период, в течение которого диаметр колеса резко сократился; если ограничиться изучением только этого периода, можно прийти к неправильному выводу: диаметр колеса через 20 лет дойдет до нуля!" Внимательно проследите за ходом этого рассуждения. Исходная мысль абсолютно правильная: диаметр автомобильных колес из года в год уменьшается, и, зная эту тенденцию, можно заглянуть в будущее. Далее идет логический вывод: наступит момент, когда машина вообще лишится колес. Тут-то и появляется "невозможно". Во-первых, как так автомобиль без колес, ведь "это до сих пор не существует!" Во-вторых, уменьшение диаметра колес становится все менее заметным. Значит, "невозможно"... Попробуем, однако, разобраться в этих доводах. КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ИНЕРЦИЮ МЫШЛЕНИЯ?

Действительно, бесколесных автомобилей раньше не было. И мы к этому настолько привыкли, что трудно представить себе автомобиль, висящий над дорогой "без ничего". Но это еще не основание для категорического "невозможно". Просто мы не знаем, как это осуществить, хотя вообще очень заманчиво избавиться от колес. Ведь они играют чисто служебную роль. Следовательно, стремление к уменьшению диаметра колес тенденция отнюдь не случайная, и нельзя ожидать, что она сойдет на нет. Правда, колеса ниже какого-то предела практически не могут уменьшаться. Сам принцип, заложенный в конструкции колесного автомобиля, вступает в противоречие с тенденциями автомобилестроения. История техники знает множество случаев, когда та или иная конструкция "не хотела" продолжать развиваться. Исход всегда был один от такой конструкции отказывались. И если колеса автомобиля тоже пришли в противоречие прогрессивной технической тенденции, значит, пора подумать о бесколесном автомобиле. Вывод этот полностью подтверждается практикой. Диаметр колеса, как это ни казалось невероятным, дошел до нуля: появились автомобили на воздушной подушке.

Существуют разные подходы, помогающие изобретателю раскрыть свой творческий потенциал: Метод проб и ошибок; Параметрический метод РВС (размер – время – стоимость); Метод мозгового штурма; Метод маленьких человечков; Морфологический анализ; Функционально-стоимостной анализ; … Существуют различные приёмы преодоления инерции мышления. Один из методических приёмов, широко используемых в ТРИЗ при решении изобретательских задач – правильная формулировка Идеального Конечного Результата

Простые рекомендации по преодолению психологической инерции Отказ от терминов Термины навязывают старое представление о технологии работы объекта (например, ледокол колет лёд, хотя можно продвигаться на корабле по льду, не раскалывая его), скрывают особенности веществ и сужают представления об их возможных состояниях (термин «смазка» тянет к традиционному представлению о жидкой, консистентной или твердой смазке, хотя она может быть и газообразной). При формулировке задачи необходимо заменять термины простыми, нетехническими и даже «детскими» словами, всячески избегая специальной терминологии. Переформулировка задачи для другой области техники В основе этой рекомендации лежит известная предпосылка: творческая деятельность человека продуктивна в новой и неизвестной для него области. Особенно эффективен этот прием при постановке задачи перед группой узких специалистов из разных областей знаний. Он широко используется при проведении мозгового штурма. Использование оператора РВС Он состоит в последовательном увеличении и уменьшении в тысячи раз размеров объекта (Р), времени протекания процесса (В) и стоимости процесса (С). Оператор РВС позволяет взглянуть на задачу с неожиданной стороны, увидеть скрытые резервы и новые направления применения.

Метод проб и ошибок

Задача о переброске нефтепровода через ущелье. По условиям задачи устройство опор или подвески исключалось. Обычно в таких случаях изгибают нефтепровод в виде арки. Но в задаче было сказано: трубопровод необходимо перебросить без прогибов. Решение получилось тривиальное: "Нужно увеличить площадь поперечного сечения трубы". В следующий раз та же задача формулировалась иначе: "Нефтепровод необходимо перебросить "без ничего" и "без прогибов". Таким образом, заменено было одно лишь слово: вместо "трубопровод" в задаче теперь говорилось "нефтепровод". На этот раз среди решений оказалось и такое: "Прочность зависит от площади и формы поперечного сечения нефтепровода. Площадь менять нельзя по условию задачи (проигрыш в весе). Остается менять форму поперечного сечения. Пусть это будет полый двутавр. Тогда при том же расходе металла на единицу длины несущая способность нефтепровода повысится. Но такая форма сложнее в изготовлении. Однако двутавр (на этом участке) можно составить из двух труб (меньшего диаметра, чем основной трубопровод), расположенных одна над другой и соединенных вертикальными связями". Вот к каким результатам привела замена одного только термина на более общий! В первом случае в условиях задачи присутствовало слово "труба". И хотя нефтепровод не обязательно должен иметь в поперечном сечении форму трубы, но инерция мысли такова, что "сойти с рельсов" трудно, а они ведут в направлении малоперспективном. Как только слово "труба" исчезло из условий задачи, инерция мышления была погашена. В поле зрения сравнительно легко попала простая, но в данном случае новая мысль: нефтепровод не обязательно должен быть трубой.

Оператор Размер-Время-Стоимость (РВС) - серия мысленных экспериментов, помогающих преодолеть привычные представления об объекте или процессе. Пример. Как вывозить нефть (газ) из месторождений в Арктике? 1)Р : Длину танкера увеличиваем до тех пор, пока толщины обшивки не станут достаточными, чтобы выдержать давления льда большой толщины (проблема – площадь контакта со льдом также растёт); 2) Р : Уменьшаем площадь контакта со льдом до нуля => подводное судно (проблемы – малые глубины и подводные айсберги опасны на скорости); 3) В : Уменьшаем скорость => подводный супертанкер со скоростью до 5 узлов (ламинарное обтекание, малое сопротивление, экономичность. Эффективность – за счёт большой грузоподъемности); 4) В : Увеличиваем скорость => резонансный метод разрушения льда; 5) С : Увеличиваем мощность ЭУ и прочность корпуса (как у ледокола) => танкер с ЯЭУ (отпадает необходимость в ледоколе); 6) С : Малая мощность ЭУ, малая скорость, большой DW => подводный танкер без экипажа, использование естественных подводных течений.

Оператор РВС не предназначен для получения окончательного ответа. Он должен расшатать, сломать старые представления- и только. Важно расковать мысль для дальнейшего планомерного продвижения к принципиально новому ответу. Далее формулируют ИКР, идеальный конечный результат (это и есть новый образ объекта или системы в целом), выявляют и устраняют физическое противоречие, мешающее приближению к ИКР. И все-таки нередки случаи, когда решение задачи начинает вырисовываться сразу же после отхода от старых представлений.

Во время Второй мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал экипаж корабля и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду, - может быть, она свернет в сторону. Смешно? Глупо?.. Но Осборн запатентовал изобретение, состоящее в том, что в борт корабля монтируется небольшой дополнительный винт, который гонит вдоль борта струю воды. Тем самым заметно снижается уязвимость судна - торпеда может изменить курс и скользнуть вдоль борта... Психолог А. Осборн считается отцом классического мозгового штурма - brainstorming"a. В 1953 г. вышла книга А. Осборна "Управляемое воображение", в которой раскрыты принципы и процедуры творческого мышления. Мозговой штурм …Говорят, что мозговой штурм придумали древние викинги. Когда во время плавания команда дракара попадала в трудную ситуацию, на палубе собирались все начиная с капитана и заканчивая юнгой. Все они поочередно предлагали свой способ решения проблемы, причем начинал юнга, а заканчивал капитан. Именно такой порядок исключал влияние авторитета старших на высказывания младших. Принятие решений оставалось за вождём.

Мозговой штурм направлен на разрушение вектора психологической инерции

Мозговой штурм: Решение проблемы коллективом на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких разных людей и ведущий. Этапы: 1. Постановка проблемы. Проблема должна быть четко сформулирована. Отбор участников штурма, определение ведущего и распределение ролей в зависимости от поставленной проблемы и способа проведения штурма. 2. Генерация идей. Выполняется коллективом (5-10 чел.) «генераторов» идей. Правила для этого этапа: Главное количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Допускаются и не критикуются любые абсурдные идеи. Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Если возникает «кризис идей» ведущий использует «контрольные вопросы», направляя «генераторов идей» в разных направлениях:

3 этап. Группировка, отбор и оценка идей. Выполняется экспертами. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.

Метод моделирования маленькими человечками применяют тогда когда возникают трудности при реализации выбранного принципа разрешения физического противоречия.

Техника применения метода МЧ: Необходимо выделить проблемную часть объекта (которая не может выполнить требования задачи) и представить эту часть в виде маленьких человечков. Разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи. Человечков надо перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия. Примеры маленьких человечков: твёрдое тело жидкость газ

ПРИМЕР. Дозатор жидкости.

ПРИМЕР 2. Как сделать, чтобы противник не обнаружил поставленную подводную мину?

ЗАДАЧИ. 1. Проблема мошенничества на почте. На почту приходили посылки, на которых было указано, что их вес - 8 кг, с до- вольно большой объявленной ценностью. На самом деле их вес оказывался намного меньше. Получатель требовал возместить убытки. 2. Зима 42-го года. Военный завод, эвакуированный на Урал, срочно монтирует оборудование на новом месте. Требуется опустить в глубокую яму большой тяжелый пресс. Крана "под рукой" нет, доставка его займет много драгоценного времени. Как быть?

Развитие изобретательских способностей Основные принципы развития изобретательских способностей: 1)изобретательский взгляд - иными словами, научиться всегда и везде спрашивать себя: «А почему именно так? Нельзя ли сделать по- другому, лучше?»; 2)уверенность в себе - «я добьюсь успеха» там, где остальные потерпели неудачу. Даже если есть авторитетные противники и критики твоей идеи. Для развития чувства уверенности в себе постоянно изобретать и обновлять, творить разные «мелочи» в повседневной работе и жизни; 3)умение «держать удары» и отстаивать свои идеи. Для этого следует не уходить от критики, а прислушиваться к доводам противников и анализировать. Если критика несправедлива – докажите это, причём лучше всего практическими результатами. Критика чаще всего бывает справедливой – но это не значит, что надо всё бросить. Обычно Вам указывают на проблемы реализации идеи, которые можно преодолеть. Если даже Ваша идея оказалась ошибочной в корне – это не беда – часто анализ ошибки позволяет выйти на другую идею – иногда гениальную; 4)стремление и развитие умений моделировать, создавать образы идеи (макеты, рисунки, схемы, матем. модели, алгоритмы и др.), постепенно уточняя их на пути к цели; 5)настойчивость, терпение и трудолюбие при возникновении трудностей.