(с) ВЦИОМ, 2010 119072, РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) 748-0807, (495) 261-0414 e-mail: inform@wciom.com.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОССИЙСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: СОЦИАЛЬНО- ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ д.э.н. Дискин Доклад на Научном совете ВЦИОМ 10 февраля 2010 г.
Advertisements

Дмитрий Медведев: 100 дней на посту президента России По результатам инициативного всероссийского репрезентативного опроса общественного мнения ВЦИОМ 16–17.
МОСКВА, 2011 год Абрамов Константин Валерьевич, первый заместитель генерального директора ВЦИОМ Влияние института Общественного мнения на инвестиционную.
Люди, деньги и работа: социально-экономические итоги 2008 года.
Россияне о местном самоуправлении. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Ноябрь Характеристики.
Люди и события 2008 года. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Декабрь 2 По результатам.
Экономический кризис = кризис доверия?. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Ноябрь По.
Любовь во время кризиса. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Февраль 2 По результатам.
Люди и работа в условиях финансового кризиса. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Февраль.
Финансово-экономический кризис:мониторинг. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Январь.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
Москва, 2007 г. Прогноз результатов выборов в Государственную Думу РФ 2 декабря 2007 г.
Россия, Европа, Америка: мировой кризис и национальные стратегии борьбы с ним Международное сравнительное исследование Он-лайн опрос проведен «Ciao Surveys–Greenfield.
Лето-2010: как и где отдохнут россияне? Всероссийские опросы общественного мнения, гг. Выборка: 1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов.
Южная Осетия, Абхазия… кто следующий? Ольга Каменчук, д.п.н. Директор по коммуникациям ВЦИОМ.
Москва и Киев: «холодный мир» после «газовой войны» По результатам опросов общественного мнения населения России в январе 2006 – январе 2009 гг. (1600.
Институт международного наблюдения за выборами: взгляд социолога Ольга Каменчук, д.п.н. Директор по коммуникациям Всероссийский Центр Изучения Общественного.
Москва, 2010 г. Осведомленность представителей малого и среднего предпринимательства о действующих схемах поддержки малого и среднего бизнеса Отчет по.
СБЕРЕГАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОССИЯН И ИХ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ О СИСТЕМЕ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ.
Докладчик: Первый заместитель генерального директора ВЦИОМ Абрамов Константин Валерьевич Исследование как основа и как инструмент продвижения регионов.
Транксрипт:

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) Москва, 2010 г. Социальный потенциал российской модернизации (на материале Южного федерального округа) Руководитель проекта: к. полит. н. Фёдоров В.В. Научный руководитель проекта: д.э.н. Дискин И.Е.

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) СОДЕРЖАНИЕ 1.Идеология проекта3 2.Дизайн исследования7 3.Социальный потенциал модернизации10 4.Наличный социальный потенциал модернизации12 5.Доверие власти как условие модернизации17 6.Институциональная среда для модернизации22 7.Барьеры на пути модернизации26 8.Основные выводы исследования30 9.Контактная информация32

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) Идеология проекта

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ Инициативы Президента Д.А. Медведева подвели итог дискуссий относительно характера российской модернизации: Интегрированная модернизация – экономики, государства, политической и социальной систем; иначе модернизация одних локальных систем будет обрушена отставанием других; Модернизация ненасильственная, основанная на демократических ценностях; успешная модернизация в конкретных условиях России может быть только с опорой на народ и для народа. «РОССИЯ, ВПЕРЕД!» Инициативы Президента Д.А. Медведева подвели итог дискуссий относительно характера российской модернизации: Интегрированная модернизация – экономики, государства, политической и социальной систем; иначе модернизация одних локальных систем будет обрушена отставанием других; Модернизация ненасильственная, основанная на демократических ценностях; успешная модернизация в конкретных условиях России может быть только с опорой на народ и для народа. «РОССИЯ, ВПЕРЕД!» Базовые ценности: патриотизм, демократия, справедливость Базовые ценности: патриотизм, демократия, справедливость Средства: национальная консолидация, стимулирование активности, умножение точек роста Средства: национальная консолидация, стимулирование активности, умножение точек роста Принципы: стратегичность, органичность, реализм и социальность развития Роль государства: концептуальное лидерство, проблемная постановка целей, «живой» контакт с «низами», анализ противоречий развития, корректировка его целей Роль государства: концептуальное лидерство, проблемная постановка целей, «живой» контакт с «низами», анализ противоречий развития, корректировка его целей

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) С какими рисками модернизации должна бороться демократия? Модернизация - время инноваций. Нужно отсекать маниловщину и авантюры, не теряя «жемчужины»; Модернизация часто страдает технократизмом. Нужно поддерживать социальное измерение модернизации, ее связь с нуждами людей; Демократическая модернизация чревата популизмом, подрывающим стратегические ориентиры. Нужен баланс роста качества жизни и создания заделов устойчивого развития. С какими рисками модернизации должна бороться демократия? Модернизация - время инноваций. Нужно отсекать маниловщину и авантюры, не теряя «жемчужины»; Модернизация часто страдает технократизмом. Нужно поддерживать социальное измерение модернизации, ее связь с нуждами людей; Демократическая модернизация чревата популизмом, подрывающим стратегические ориентиры. Нужен баланс роста качества жизни и создания заделов устойчивого развития. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ДЕМОКРАТИЯ Какие задачи модернизации должна решать демократия? Формировать атмосферу доверия к государственным институтам; стимулировать экономическую и социальную активность основных субъектов модернизации; Расширять социальную поддержку модернизации; определять ее задачи на основе учета и баланса интересов основных «игроков» Обеспечивать «обратную связь», своевременно корректировать задачи модернизации, обеспечить практичность и действенность институциональных норм. Какие задачи модернизации должна решать демократия? Формировать атмосферу доверия к государственным институтам; стимулировать экономическую и социальную активность основных субъектов модернизации; Расширять социальную поддержку модернизации; определять ее задачи на основе учета и баланса интересов основных «игроков» Обеспечивать «обратную связь», своевременно корректировать задачи модернизации, обеспечить практичность и действенность институциональных норм.

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ РЕМОНТ» – КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ УСПЕХА МОДЕРНИЗАЦИИ Будут институты, адекватные задачам модернизации - будут инвестиции и технологии; Институты - не продукт идеологизированного догматизма, а разумный компромисс между нормативными установками и практическими нуждами; Институты - продукт модернизационной социальной динамики; Реформы институтов ориентированы на решение ясно понимаемых проблем; Заимствование образцов: решение сходных проблем в сходных условиях при апробации и адаптации.

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОДЕРНИЗАЦИИ Социальный потенциал модернизации – совокупность социально- экономических ресурсов различных слоев и групп населения, которые могут быть реализованы в ходе модернизационного проекта при наличии условий: формирование мотивационного комплекса, стимулирующего различные слои и группы населения к использованию собственного социального потенциала, к их наращиванию; создание комплекса благоприятных экономических, социальных и политических институциональных условий, обусловливающих стимулирование наиболее полного использования располагаемых социальных ресурсов; формирование комплекса ресурсных возможностей для дальнейшего наращивания социальных ресурсов слоев и групп, наиболее значимых для успеха модернизации.

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) цели и жизненные стратегии активных групп населения, возможность их реализации; оценки нравственно-этических характеристик людей - «двигателей» модернизации; факторы и барьеры личного успеха при реализации политики модернизации; квалификационный потенциал населения, характеристика его использования; оценка изменений в деятельности, которые могут быть достигнуты при наращивании квалификационного потенциала; структура социального потенциала, его специфические особенности в региональном и социально-групповом разрезах; характер социальной динамики, ее соответствие требованиям модернизации. характер российского модернизационного проекта; предпочитаемые модели, приоритетные направления политики модернизации; уровень поддержки лидеров страны, проводящих курс модернизации; влияние различных компонент социального потенциала модернизации на личный успех; приоритетные направления развития социального потенциала; оценка качества функционирования различных институтов, реализующих задачи модернизации; уровень доверия активных групп населения институтам управления; направления повышения эффективности государственных органов управления; роль коррупции в снижении эффективности институциональной системы, масштабы, влияние и распространение коррупции; ИССЛЕДУЕМЫЕ ФАКТОРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОДЕРНИЗАЦИИ

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ: ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА 1,5 – 2 % 20 – 25 % 13 – 25 % 50 – 60 % «Креативное меньшинство» «Новая Россия» «Благожелательное большинство» « Дезадаптированное меньшинство» Взаимная адаптация общества и институтов Апробация модернизационных образцов Запрос на «институциональный ремонт» Социальная поддержка, контроль за напряженностью

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Массовый опрос населения Генеральная совокупность - экономически-активное население ЮФО в возрасте лет. Параметры выборки: многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная выборка, репрезентативная для взрослого населения округа суммарный объем реализуемой выборочной совокупности – человек Статистическая ошибка не превышает 1,7%. Метод исследования: личное формализованное интервью по месту жительства респондента. 2. Экспертный опрос Представители федеральных и региональных органов власти Представители местных органов власти Представители бизнес-сообщества Параметры выборки: 900 экспертов, в каждом регионе опрошено 50 экспертов каждой группы. География исследования: Астраханская обл., Волгоградская обл., Краснодарский край, Республика Адыгея, республика Калмыкия, Ростовская обл.

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) Наличный социальный потенциал модернизации

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) Эксперты, считающие, что модернизация – главный национальный приоритет. (В % от числа опрошенных, n=900) 23% ЭКСПЕРТОВ СЧИТАЮТ МОДЕРНИЗАЦИЮ ГЛАВНЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИОРИТЕТОМ

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ: Готовы мобилизоваться в условиях кризиса Стремятся получить хорошее образование Хотели бы иметь собственный бизнес Стремятся стать богатыми Стремятся сделать карьеру Готовы заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию, оставаясь на той же работе Готовы больше работать, искать дополнительный заработок Готовы переехать на новое место жительства, чтобы найти лучшую работу Готовы при необходимости освоить новую профессию Готовы рискнуть стабильностью, попытаться изменить свою жизнь Уверены, что человек должен сам, (а не государство) позаботиться о своей старости Прилагают много усилий, чтобы заработать много денег и тем самым обеспечить свое будущее Чувствуют себя современными людьми Для них важно достичь успеха в жизни, сделать карьеру СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОДЕРНИЗАЦИИ – АКТИВНЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ количество пунктов соответствия% кумуляти вный % активные умеренно- активные пассивные

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ПО ИНДЕКСУ АКТИВНОСТИ

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) ТИПЫ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ПО ИНДЕКСУ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) Доверие власти как условие модернизации

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) ОДОБРЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕ 80% - одобряют деятельность руководства страны - Президента и Председателя Правительства. 60% - одобряют деятельность Правительства. 49%- одобряют деятельность губернатора области\президента республики. ЭКСПЕРТЫ 87-86% - одобряют деятельность руководства страны - Президента и Председателя Правительства 70% -одобряют деятельность Правительства. 69% -одобряют деятельность губернатора области\президента республики.

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕ губернатор\президент работают: 9% - очень эффективно, 40% - довольно эффективно. правоохранительные органы, работают: 6% - очень эффективно, 29% - довольно эффективно; органы местного самоуправления работают: 5% - очень эффективно, 32% - довольно эффективно. ЭКСПЕРТЫ губернатор\президент работают : 29% - очень эффективно, 41% - скорее эффективно. правоохранительные органы, работают: 7% - очень эффективно, 39% - довольно эффективно; органы местного самоуправления работают: 15% - очень эффективно, 43% - довольно эффективно.

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) МОДЕРНИЗАЦИЯ: ИНФОРМИРОВАННОСТЬ, НАСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРИОРИТЕТЫ НАСЕЛЕНИЕ 17% - «хорошо осведомлены о политике модернизации», 50% - «что-то слышали, но неточно». 38% - «модернизация важнее, чем стабильность», 42% - «стабильность важнее». 28% -модернизация «снизу», 48% - с модернизация «сверху». Приоритеты: 39% - «общество, в котором гарантированы социальные права граждан» ; 30% - «высокоразвитые отрасли «традиционной» промышленности; 29% – высокоразвитая инновационная экономика. ЭКСПЕРТЫ 66% - «хорошо осведомлены о политике модернизации», 29% - «что-то слышали, но неточно». 60% - «модернизация важнее, чем стабильность». 23% -модернизация - главный приоритет, 66% - один из приоритетов. 53% - модернизацию проводить быстро и энергично, 34% - осторожно и постепенно. Приоритеты : 49% – высокоразвитая инновационная экономика ; 29%- создание системы стимулов инновационной деятельности; 25% - выбор и реализация проектов по созданию прорывных технологий, качественно новых продуктов.

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) В какой мере, на Ваш взгляд, руководители разного уровня способны реализовать цели и задачи модернизации? Вариант «скорее способны» (В % от числа опрошенных по группам населения) СПОСОБНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РЕАЛИЗОВАТЬ ЦЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) Институциональная среда для модернизации

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) В какой мере, на Ваш взгляд, руководители разного уровня способны реализовать цели и задачи модернизации? Вариант «скорее способны» (В % от группы «активного» населения)

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) В какой мере, на Ваш взгляд, руководители региона способны реализовать цели и задачи модернизации? Вариант «скорее способны» (в % от экспертов, считающих модернизацию важным национальным приоритетом) ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) СПОСОБНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РЕАЛИЗОВАТЬ ЦЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ ТИП РЕГИОНА: 1.ВЫСОКИЙ РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: Краснодарский край- 71%; Астраханская область-74%; 2. ВЫСОКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: Ростовская область- 72%; Волгоградская область -53%; 3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСПУБЛИКИ: Республика Калмыкия-59%; Республика Адыгея -66%. Ростовская область – высокая способность в трудных условиях.

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) Барьеры на пути модернизации

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) ОСНОВНЫЕ БАРЬЕРЫ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ Запрос на модернизацию выражает только треть населения, тогда как почти половина предпочитает ей стабильность. Значительная часть населения ориентирована на социальную составляющую модернизации, воспринимает ее как раздачу дополнительных благ, а не как развитие инновационной экономики. Основные ожидания по реализации стратегии модернизации связаны с федеральной властью, а не с собственными усилиями. Важнейший барьер на пути модернизации – коррупция. Две трети экспертов и три четверти населения оценивают ее уровень как «очень высокий или «высокий».

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) Какие институты, на Ваш взгляд, могли бы стать движущей силой, а какие – тормозом модернизации?» (индекс)

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) КОРРУПЦИЯ – ЗНАЧИМЫЙ БАРЬЕР Оценки населения по группам Оценки экспертов, считающих модернизацию важным национальным приоритетом Распределение ответов на вопрос: «Оцените уровень коррупции в Вашем регионе»

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) Основные выводы

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ Социальный потенциал, необходимый для успешной модернизации, накоплен. Имеется креативное меньшинство (2%), активные слои (25%), готовые апробировать модернизационные нововведения, и благожелательное большинство (66%). Очаги активности населения – мегаполисы и малые города. Политика модернизации получила поддержку как среди статусных групп, представленных в исследовании в качестве экспертов, так и среди потенциально активных групп населения. В то же время «благожелательное большинство» плохо понимает, что именно стоит за политикой модернизации. Недостаток информированности активных групп населения требует разъяснения политики модернизации, сфокусированного на ценностях и интересах соответствующих групп, увязывающего общие цели модернизации с их жизненными стратегиями

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ Ожидания населения от модернизации связаны с социальным измерением развития и являются предупреждением против чистого технократизма, требованием сочетания инновационного развития с решением актуальных социально-экономических проблем. Важный индикатор – оценка институтов активными группами населения. Более активные группы выше оценивают возможности руководства по реализации задач модернизации. Одновременно эти группы критичнее в отношении распространенности уровня коррупции.

(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495) КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Центральный офис ВЦИОМ г.Москва, Болотная наб., дом 7, стр. 1 т./ф. +7 (495)