ЮНИСЕФ, МОСКВА Двухгодичная конференция по Городам, доброжелательным к детям 26-28 апреля 2010 года Международный взгляд на участие детей и молодежи Бэрри.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как связать государственный сектор c жизнью молодежи : От участия молодежи к повышению ее самостоятельной роли ? Доклад был представлен 26 января 2010.
Advertisements

Что такое инклюзивное образование?. Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
Проблемы сотрудничества и Вместе руководим Силламяэское Общество Защиты Детей совместно Peace Child Эстония Проект финансирует : Фонд по азартным Играм.
1 ОБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ План Обучающаяся организация Состав технологий обучающейся организации Признаки обучающейся организации. Содержание обучения.
Гражданское образование в России на современном этапе.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
Местное самоуправление и жители. Понятие местного самоуправления (гл.1.ст.1.п.2): Форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах,
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Пол и гендер Ряд определений. Пол и гендер Пол связан с биологическими различиями: определение, на биологической основе, пола при рождении, как мужской.
Сеть социальных лидеров Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Методический центр развития социального обслуживания» г. Сургут,
Центр региональных и муниципальных исследований МАУ «ДИАЛОГ» Великий Новгород 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ «РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Статья по теме: Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
МЕТОД СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ М&О С УЧАСТИЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН МОДУЛЬ 10.
Дистанционное обучение общественных экспертов (членов Управляющих советов всех уровней, родителей, педагогов, управленцев) Минеева Светлана Алексеевна,
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Транксрипт:

ЮНИСЕФ, МОСКВА Двухгодичная конференция по Городам, доброжелательным к детям апреля 2010 года Международный взгляд на участие детей и молодежи Бэрри Перси-Смит Институт экспериментальных исследований « SOLAR » Университет Западной Англии

Достижения, связанные с участием Участие детей является основополагающим принципом, лежащим в основе создания городов, доброжелательных к детям. Обсуждение вопросов, касающихся защиты прав детей, играет решающую роль в содействии участию детей и молодежи. В настоящее время вопросы, касающиеся участия, являются ключевыми в политических и программных повестках дня во всем мире. Язык участия широко используется среди специалистов- практиков, работающих с детьми и молодежью. Тем не менее, существуют некоторые проблемы...

Неудачи, связанные с участием Неспособность сделать участие нормой для всех детей и молодежи. Воздействие участия на процесс принятия решений носит ограниченный характер. Ограниченная польза от участия для молодежи. Неспособность изменить существующий статус молодых людей, которые не признаются активными гражданами. Неспособность изменить характер структур и систем, формирующих жизнь молодежи.

1.Понятие «участие» интерпретируется ограниченно как «консультация» или «право высказывать свое мнение», а не как вовлеченность на всех этапах в процессы планирования и принятия решений. Участие предполагает не только высказывание своего мнения и определение круга проблем … Оно также предусматривает совместные действия молодежи с другими лицами по решению выявленных проблем. Эти действия включают: -Выявление вопросов или проблем -Исследование/aнализ (изучение/ понимание проблемы и причин ее возникновения), -Поиск решений в области изучения/планирования -Осуществление необходимых действий -Оценку предпринятых действий Некоторые вопросы, связанные с участием молодежи

2. Чей план действий? В большинстве случаев участие молодежи определяется намерениями и планами взрослых и организаций /служб; Слишком много внимания уделяется официальному участию молодежи в структурах, имитирующих структуры, созданные взрослыми; Необходимо содействовать участию, происходящему как по инициативе детей, так и взрослых; Молодежь необходимо поощрять к развитию их собственных средств выражения и участия; Официальные структуры должны дополняться неформальными возможностями для участия молодежи в соответствии с их интересами, способностями и намерениями.

3. Узкая ориентация на формальный процесс принятия решений, а не на действия молодежи в качестве активных граждан в их повседневной жизни Эффективность городов, доброжелательных к детям, также зависит от того, каким образом дети общаются с окружающими дома, в школе и в своем сообществе Социальное участие в контексте повседневной жизни может содействовать более непосредственной вовлеченности детей, чем их участие в контексте принятия официальных решений Проявление самостоятельности и осуществление действий в качестве активных граждан Критическая настроенность: как люди смотрят на окружающий их мир и реагирует на происходящее вокруг них (Пауло Фрер)

4. Различные формы и способы участия Но также неформальное (социальное) участие: Проекты, реализуемые по месту жительства Участие в молодежных мероприятиях и проектах Вклад в жизнь семьи и сообщества Выполнение обязанностей в школе Обучение по принципу «Равный обучает равного» /группы самопомощи Работа с работниками по вопросам участия и молодыми активистами Официальные структуры по принятию решений: - молодежные парламенты - молодежные советы - «теневые» комитеты по изучению положения - объединения пользователей услуг (напр., дети в советах по опеке)

5. Участие как процесс познания Участие предусматривает как процесс познания, так и конечные результаты Сам процесс участия молодежи так же важен, как и конечные результаты Сами по себе структуры не могут гарантировать успешных результатов – качество взаимоотношений также имеет важное значение Важность диалога и сотрудничества между представителями различных поколений

5. В центре внимания – роль взрослых и качество взаимоотношений между взрослыми и детьми Взрослые должны оказывать поддержку и содействие детям, а не контролировать их Различные взаимоотношения, основанные на взаимном доверии и уважении Совместные проекты с участием детей и взрослых Разделение полномочий с детьми Совместное участие взрослых и детей

6. Не просто слушайте! Сделайте что-нибудь! – Познание на основе практики Важность критического размышления по поводу причин неудач Дети и взрослые совместно находят альтернативные пути решения проблем Создание новых систем и практик Systemic learning They say they listen but nothing changes (Young person)

7. Необходимо подвергать критике и оспаривать дискриминацию со стороны взрослых и их негативное восприятие детства Большим препятствием является негативное отношение к молодежи Необходимо подвергать критике и сомнению отношение со стороны взрослых посредством демонстрации способностей молодежи к участию Лоббирование правительств с целью включения в законодательство основ гражданских прав и участия для детей Подотчетность взрослых и полномочия для молодежи

8. Разработка организационных стандартов участия 1.Общие ценности 2.Стратегии 3.Структуры 4.Системы 5.Персонал 6.Навыки и знания 7.Стиль руководства

Жизнь и взросление детей в городских условиях : П одход, предусматривающий привлечение молодежи к развитию города Исследовательский проект ЮНЕСКО, касающийся действий на основе участия, предусматривает привлечение молодежи, членов сообщества и местных руководителей к мероприятиям по оценке и улучшению жизни в их городах и местах проживания Уделение основного внимания пониманию значимости мест проживания для детей Молодежь как партнер при проведении оценки жизни в сообществе и принятии решений на местах Участие способствует расширению знаний и развитию любого человека Создание городов, доброжелательных к детям, требует многоуровневого подхода Realising childrens participation in practice – towards a new agenda

Как связать государственный сектор c жизнью молодежи : От участия молодежи к повышению ее самостоятельной роли ? Доклад был представлен 26 января 2010 года на семинаре в Шеффилде по вопросам участия Бэрри Перси-Смит Институт экспериментальных исследований «SOLAR» Университет Западной Англии

Осуществление участия детей на практике – на пути к новой повестке дня Участие не оправдало ожиданий?... с точки зрения: Превращения участия в норму для всех детей и молодых людей Степени воздействия участия на принимаемые решения Пользы для молодежи; действий / расширения прав и возможностей Изменения существующего статуса молодежи по отношению к взрослым – молодые люди не признаются активными гражданами Основополагающего соотношения сил и систем, формирующих жизнь молодежи

Позитивные достижения Создан целый ряд структур и систем, таких как: Программы молодых профессионалов (YPP), Комитеты по изучению положения, Объединения пользователей услуг, Школьные советы и советы по делам молодежи Сети молодых исследователей Финансирование под руководством молодежи (Фонд возможностей для молодежи YOF/Ассоциация молодых христианских семей YCF) Проведение под руководством молодежи оценки качества услуг Кампании и проекты Расширяющееся использование социальных сетей Но какие из этих структур действительно работают? Насколько они являются значимыми для молодежи? Насколько реальны возможности и полномочия молодых людей и их автономия?.

1. Уделение особого внимания консультациям и праву высказывать свое мнение Понятие «участие» интерпретируется ограниченно как «консультация» или «право высказывать свое мнение» - изучение различных мнений и взглядов – участие рассматривается с функциональной точки зрения как вспомогательное средство. Но … наиболее насущные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут решаться просто посредством высказывания того, что мы уже хорошо знаем. Участие предполагает не только высказывание своего мнения … Оно также предусматривает такие процессы как изучение, рассмотрение, диалог, познание и действия. Дилеммы и трудности, связанные с участием молодежи

Ключевой вопрос: Каким образом наше переосмысление понятия «участие» может способствовать вовлечению молодежи в работу на всех этих этапах? Начало Определение проблемы Анализ Планирование Оценка и рассмотрение Действия Успешное завершение проекта Дальнейшее планирование или определение новой проблемы

«Исходя из созерцательного понимания демократической практики, демократия является не только средством, благодаря которому граждане могут продвигать свои интересы и держать под контролем действия своих правителей. Демократия также является средством коллективного решения проблем, правомерность и целесообразность которого зависит от возможности для всех членов общества выражать различное мнение и взгляды или подвергать их критике». (Тhomas 2007 год) А Джейн Далримпл писала о деятельности по защите общественных интересов следующее... «В процессе ознакомления с мнением детей и молодежи мы можем получить информацию, необходимую для более полного понимания вопросов, касающихся их жизни. Выслушивая их мнение, мы тем самым влияем на соотношение сил. Выслушать людей – это значит способствовать расширению их прав и возможностей. …. Если бы мы действительно смогли выслушать детей и понять их взгляды и мнение, то это привело бы к необходимости радикально изменить работу многих из существующих служб. … Начать надо с того […], чтобы продолжать выявлять парадоксальные умозаключения, проистекающие из осуществления взрослыми своих полномочий».(Boylan и Dalrymple, Практика адвокации: Участие, мнение и сопротивление», 2009 год) Ключевой вопрос: Каким образом мы можем пересмотреть участие как процесс познания с целью осуществления перемен?

2. Проблемы, связанные с репрезентативными моделями Существующие подходы имитируют репрезентативные структуры, созданные взрослыми. Многие молодые люди имеют ограниченные возможности для непосредственного участия. Дети не обязательно могут выразить, что действительно имеет значение в работе структур по принятию решений, например в школьных советах. Хотя репрезентативные структуры играют важную роль на уровне местных советов, они должны дополняться сетью коллективных общественных структур и возможностями активного общественного участия на уровне сообществ. Молодые люди могут потенциально внести свой вклад самым различным способом. Ключевой вопрос: Каким образом мы можем расширить возможности для молодежи непосредственно участвовать в демократических процессах?

3. Отсутствие возможностей приобретения знаний по социальным и организационным вопросам «Если мы будем делать то, что мы всегда делали. Мы получим то, что мы всегда и получаем». Мало внимания уделяется системному изучению, рассмотрению и исследованию проблем, выявленных при ознакомлении с мнением детей». Процесс познания должен осуществляться на различных уровнях: На индивидуальном уровне – подвергать сомнению существующие предположения, ценности и практики, быть критически настроенными На межличностном уровне – поиск решений изучается и обсуждается в процессе диалога с другими участниками Пространства для коммуникативных действий.... Креативное решение проблем в процессе их совместного обсуждения (Kemmis after Habermas) На организационном и системном уровнях - все механизмы познания в целях осуществления перемен

Реанимирование пространства для (коммуникативных) действий с участием специалиста и молодого человека Специалист Молодой человек Диалог и обсуждение Социальное научение Критические размышления Поддержка Участие

Познание на основе практики ПОЛИТИКА ПРАКТИКА Реальная действительность, окружающая молодых людей

«Чтобы разработать эффективную практику, предполагающую активное участие, организации должны создать инфраструктуру, которая будет всячески содействовать новым методам работы, а это означает, что они должны стать научающимися организациями, которые экспериментируют и размышляют на практике. Все изменения должны происходить на уровне персонала, на уровне руководства и политики». «Истинная трудность участия заключается в необходимости для организаций «преобразовать самих себя». Этот процесс включает глубокие изменения в установках, поведенческих моделях, нормах, навыках и процедурах, широко распространенных в том или ином учреждении». (Кirby и др., Формирование культуры участия, 2003 год, стр.7)

Создание научающейся организации Kлючевой вопрос: Каким образом мы можем формировать культуру познания в организациях и службах как часть нашей стратегии участия? Специалист-практик Исследовательская работа Молодежь Привлечение пользователей Руководство Коммуникация и oбучение по вопросам политики Структуры, системы, поддержка, ресурсы Межведомственное взаимодействие Эффективно работающие службы ПолитикаЦели

Участие прежде всего подразумевает полномочия на осуществление действий. Это не просто политические полномочия/при принятии официальных решений.. A также: Общественное участие: выборы, действия и поведение индивидуумов Способность людей решать проблемы, возникающие в окружающей их действительности, зависит в одинаковой степени как от их собственного ощущения своей самостоятельности, так и от действий со стороны государства. Участие без расширение прав и возможностей?

«Иметь право выразить свое мнение» как иллюзия расширенных прав и возможностей. Культура зависимости от специалистов не содействует активному участию и реализации потенциала детей и членов сообщества. Основной упор на экспертов, решающих проблемы, а не на поощрение развития способностей детей по самостоятельному преодолению трудностей и повышение их жизнестойкости. Необходимость в tinorangatiratanga -самостоятельность - осуществление действий в качестве активных граждан при управлении своим жизненным выбором - cпособность реагировать на происходящее в окружающем мире.

Пауло Фрер: Критическое сознание Развитие критического сознания означает: «и меть критический взгляд на мир, проводя диалог с другими. Имея в своем распоряжении средства, необходимые для проведения такого диалога, индивидуум может начать постепенно воспринимать личную и социальную реальность, а также существующие в ней противоречия, осознавать свое восприятие этой реальности, относиться к ней критически.. и определить способы своего участия в преобразовании мира». Kлючевой вопрос: Каким образом мы можем пересмотреть участие с точки зрения той степени, в которой молодежь ощущает необходимость самостоятельного осуществления действий и расширения своих прав и возможностей?

Чей план действий доминирует? Упор на участие, ориентированное на услуги. Не монополизировал ли корпоративный план действий эмансипационный потенциал участия? В 2006 году Филдинг проводит различие между участием в интересах эффективной работы служб (которое, по всей видимости, превалирует) и участием на благо общества. Необходимо перебалансировать план действий, связанный с участием, в сторону отхода от организационного плана действий и начать в большей степени учитывать интересы молодежи. Что представляет собой осмысленное и значимое участие для молодого правонарушителя или пациента психиатрической службы? …. Эффективная работа служб или его способность контактировать с внешним миром? 5. Несоответствие между организационным (служебным) планом действий взрослых и приоритетами молодежи

Если участие предусматривает личные или социальные трансформации, то этого не произойдет, пока пространство для участия ограничено институциональными структурами или использованием тех или иных услуг. Kлючевой вопрос: Каким мог бы быть подход к участию, если в центре внимания находилась бы молодежь, а не услуги? Ориентированные на молодежь Ориентированные на доверие Примеры План консультаций детей и молодежи Молодежный Парламент Решения о молодежных проектах «Нам необходимо… создать институты, которые бы способствовали личному, креативному и автономному взаимодействию и возникновению таких ценностей, которые не могли бы контролироваться технократами». (Illich, 1970 год, стр.2)

5. Разделение пространств для участия детей и взрослых Отчуждение и разделение жизненного мира детей и взрослых Отсутствие внимания к совместным подходам к участию, в рамках которых взрослые и дети участвуют вместе в жизни сообщества. Многие проблемы, касающиеся молодых людей, являются результатом нарушения взаимоотношений, а не отсутствия необходимых учреждений Разрешение конфликтных ситуаций как творческий процесс Участие детей предусматривает способность договариваться и поддерживать отношения со взрослыми. Участие как борьба за признание - общее понимание и ответственность

Участие как социальное научение Познание через механизмы коллективного участия, такие как группы, сети, организации и сообщества в условиях, являющихся новыми, неожиданными, неопределенными, конфликтными и трудно предсказуемыми … когда необходимо найти решения для непредвиденных контекстуальных проблем … основной акцент на оптимальное использование потенциала по устранению проблем, которым располагает группа, учреждение или сообщество. Социальное научение ориентировано на действия и опыт, оно критически настроено, а это означает, что участники подвергают сомнению обоснованность конкретных мнений, суждений, стратегий, действий, эмоций, чувств и т.д. Оно носит согласованный и коммуникативный характер, а это означает, что крайне важное значение имеет диалог между участниками, постоянно вовлеченными в явно или неявно выраженные совещательные процессы [Wildemeersch и др, 1998 год (адаптировано)]. Kлючевой вопрос: Каким образом мы можем содействовать более активному взаимодействию, диалогу и сотрудничеству между молодежью и взрослыми?

7. Происходят ли какие-либо изменения? Какая польза для молодежи? Специалисты рассуждают о пользе участия в основном с точки зрения повышения эффективности предлагаемых услуг. Но … Для большинства молодых людей мало что меняется. «Они говорят Мы просим, вы сказали, мы сделали … но в этом не так уж много правды». Мы должны задавать себе неудобные вопросы относительно того, каким образом мы привлекаем к участию молодежь, почему мы уделяем особое внимание именно такому участию молодежи, а также какие результаты мы ожидаем от такого участия.

Польза от участия для молодежи Молодежь ценит больше сам процесс участия и непосредственную пользу от участия, а не конечный результат Молодежь склонна рассматривать пользу от своего участия с точки зрения: - их личных достижений, познания и развития, - вновь приобретенного опыта, - осознания собственных способностей, - ощущения того, что их вклад был должным образом оценен, - просто самого участия.

Как молодежь понимает свое участие: Молодые люди могут контролировать свою жизнь / чувствуют себя уверенными, чтобы справляться с различными обстоятельствами в личной жизни и делать осознанный выбор Двусторонняя общение с окружающими / выслушивание мнения других и представление своей точки зрения Сотрудничество с другими /взаимная поддержка / совместные действия Участие, привлеченность и чувство принадлежности Чувство, что тебя ценят и уважают Способность высказать, что ты думаешь и чувствуешь, и просить о помощи Чувство ответственности Понимание других Обладание навыками, способствующими участию, и знанием того, как все происходит Участие в действиях, способствующих происходящим событиям / оказывающих влияние на происходящее Приобретение опыта / новых знаний Возможность и время для осуществления конкретных действий Возможность развлечься и чувствовать себя счастливым

8. Уделение особого внимания принятию решений в государственном секторе (политическое участие) Понятие «участие» ориентировано в основном на процесс принятия решений, а не на более широкий круг действий, свойственных детям и молодым людям в их повседневной жизни, где они реализуют себя в качестве активных граждан. «Недостаточно просто предоставить в распоряжение детей механизмы участия в процессе принятия решений, если они не способствуют изменениям в их способности участвовать в общественной жизни на равных условиях с другими членами сообщества». (Micha de Winter, 1997 год) Участие как проявление социально активного гражданства: «демократическое действие и участие индивидуумов и групп в жизни своих сообществ». Различие между выполненным и прожитым участием.

Участие как социальное, так и политическое действие «Происходит значительное количество активных действий, которые носят намного более подлинный характер участия … которые часто воспринимаются как … увлекательные и динамичные, но которые не имеют какого-либо четкого отношения креальной политике … а в результате есть мало свидетельств того, что молодежь принимает участие в процессах, которые фактически порождают важные политические решения или определяют условия политических дискуссий, или когда она выражают свои общие интересы как единая социальная группа». (Thomas, 2007 год) «Происходящие рассуждения об … участии носят преимущественно социальный характер. В них упоминаются различные социальные сети, инклюзия, детско-родительские отношения, а также возможности для развития социальных связей …. Наряду с этим происходит альтернативный диалог, носящий более или менее открыто политический характер, в процессе которого затрагиваются вопросы, касающиеся власти, политических вызовов и перемен». Если мы хотим, чтобы молодежь эффективно участвовала в общественной жизни в качестве активных граждан, то нам необходимо уделять больше вниманиясоциальному участию, а также многосторонним формам и способам привлечения молодежи к более всестороннему участию в повседневной жизни сообщества – дома, в школе, по месту жительства – посредством действий, взаимоотношений и сотрудничества, а не ситуации, когда молодежь озабочена участием только в процессах по принятию политических и государственных решений.

От услуг для детей к пространствам для детей (Moss и Petrie, 2002 год) Услуги для детей – «действенные понятия, в которых основными средствами являются технологии работы с детьми с целью получения конкретных результатов, заранее определенных взрослыми». Пространства для детей – «Общественные пространства, в рамках которых дети вместе со взрослыми участвуют в различных проектах социального, культурного, экономического и политического значения».

Пространства для детей (молодежи) Физическое пространство – окружение, в котором находятся дети Социальное пространство – территория социальных практик и взаимоотношений Культурное пространство – где создаются ценности, права и культура Дискурсивное пространство – где происходит диалог, конфронтация (обмен различными взглядами и опытом), обсуждение и критические размышления

Создание возможностей для различных форм и способов участия молодежи Участие детей и молодежи может принимать различные формы и осуществляться различными способами. Они вносят свой позитивный вклад в соответствии со своими интересами и способностями, выполняя различные роли и обязанности, и за это их ценят. «Если участие могло бы восприниматься как не только состоящее из высказывания своего мнения и взглядов, а также из активного и повседневного включения в жизненно важные социальные процессы, то могли бы открыться новые перспективы для создания определенных условий для детей в обществе». (Liebel & Saadi, 2010 год) Kлючевой вопрос: Каким образом мы можем создать более широкий круг возможностей для различных форм участия молодежи в повседневной общественной жизни?

Предложения по переосмыслению участия Расширение перспектив: От выражения своего мнения и взглядов к действиям (от репрезентативной функции к непосредственному участию) Переосмысление участия в контексте повседневной жизни сообщества Поддерживать связь с молодежью и их программой действий и поощрять возможность для молодежи изучать и развивать свои собственные формы выражения и действий Содействовать расширению прав и возможностей молодежи, их самостоятельности и автономии (tinorangatiratanga), развивая их способности и умение общаться с окружающим миром Уделять особое внимание роли взрослых и качеству взаимоотношений между взрослыми и детьми (диалог и сотрудничество между представителями различных поколений) Формировать культуру обучения по организационным вопросам – пространство для исследования и размышления Реализовать структуру гражданских прав и участия для детей Побуждение к переменам: Не просто слушайте! Предпримите какие-нибудь действия! Рискните! «Чтобы действия по преобразованию социального порядка имели успех, мы должны уметь признать и способствовать процессу демократического саморазвития среди молодежи и создавать образовательные и институциональные рамки, которые бы способствовали благоприятному развитию личностей и эволюционирующих характеров молодых людей». (Jim Block, 2008 год)