Марченко Е.П., Учитель химии МОУ «Машинская СОШ» Тосненский район Ленинградской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок химии в 11 классе по программе Габриеляна (базовый уровень) Учитель: Коротышева Юлия Николаевна, ГОУ СОШ год.
Advertisements

Презентацию составила учитель МОУ « Ягринская гимназия » г. Северодвинска Шапошникова Т. С.
Урок химии в 11 классе по программе Габриеляна (базовый уровень)
Гидролиз солей 11 класс Всё познаётся в сравнении.
Гидролиз Гидролиз- это реакция обменного разложения веществ водой.
МОУ «Гимназия 2» г. Кимры Тверской области урок химии 11 класс Гидролиз солей урок химии (11 класс) частный случай реакции ионного обмена одно из химических.
Тесты Слабая кислота – это: 1) HNO 3 2) H 2 SiO 3 3) HCl 4) H 3 PO 4.
Гидролиз Гидролиз- это реакция обменного разложения веществ водой, в результате которой образуется слабый электролит.
Испытуемый раствор Цвет лакмуса Среда раствора рН раствора H 2 O (дист.) NaCl Na 2 CO 3 AlCl 3 рН=7 рН>7 рН<7.
Гидролиз солей Тюнина Яна. Классификация солей СОЛИ, образованные Na2CO3ZnSO4Na2SO4 сильным основанием и слабой кислотой слабым основанием и сильной кислотой.
Соли 8 класс.
Гидролиз солей Учитель химии Раджабова Е.Е. ГБОУ СОШ 3 пгт. Смышляевка.
Гидролиз солей.. Гидролиз – это реакция обменного разложения веществ водой.
Гидролиз – это реакция обменного разложения веществ водой от греч. Hydro –вода, Lysis – разложение, распад.
ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ Арентова Рамзия Сэнжэловна учитель химии МОУ СОШ 10 г Нижнекамска.
Гидролиз солей. Попова Светлана Анатольевна Учитель химии ГБОУ СОШ 1465 им. Н.Г.Кузнецова Город Москва.
ПРИРОДА ОКРУЖАЕТ НАС ЗАГАДКАМИ; ПОПЫТКИ ИХ РЕШИТЬ ПРИНАДЛЕЖАТ К ВЕЛИЧАЙШИМ РАДОСТЯМ ЖИЗНИ... Яковлева Т.А. г. Ярославль.
Гидролиз – это обменная реакция между химическим соединением и водой, приводящая к разложению водой исходного вещества.
Растворы. Электролитическая диссоциация Подготовила: Нарбекова М.И.
Гидролиз солей Разработка урока по теме: ЛИЕН Ермошин М.П.
Транксрипт:

Марченко Е.П., Учитель химии МОУ «Машинская СОШ» Тосненский район Ленинградской области

Цели: Cформировать представление о гидролизе органических и неорганических веществ; Cформировать представление о гидролизе органических и неорганических веществ; Показать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов Показать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов Формировать умение определять тип соли, тип гидролиза, реакцию среды растворов Формировать умение определять тип соли, тип гидролиза, реакцию среды растворов Развивать познавательный интерес в процессе приобретения химических знаний, научить самостоятельно оценивать наблюдаемые явления Развивать познавательный интерес в процессе приобретения химических знаний, научить самостоятельно оценивать наблюдаемые явления Воспитывать убеждённость в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью Воспитывать убеждённость в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью

Актуальность темы Все части ЕГЭ по химии (А, В, С) содержат задания по «теме Гидролиз». Все части ЕГЭ по химии (А, В, С) содержат задания по «теме Гидролиз». Гидролиз является основой обменных процессов, имеющих важнейшее значение в жизнедеятельности живых организмов: Гидролиз является основой обменных процессов, имеющих важнейшее значение в жизнедеятельности живых организмов: 1. Обмена веществ: белкового, жирового и углеводного 2. Энергетического обмена (ассимиляции и диссимиляции)

Продолжи предложение Гидролиз углеводов начинается Гидролиз углеводов начинается Слюна выполняет роль … Слюна выполняет роль … Реакция среды в ротовой полости… Реакция среды в ротовой полости… Продукт гидролиза углеводов Продукт гидролиза углеводов Гидролиз белков происходит… Гидролиз белков происходит… Под воздействием… Под воздействием… При этом образуются… При этом образуются… Гидролиз жиров осуществляется… Гидролиз жиров осуществляется… Этому способствует… Этому способствует… И образуются… И образуются… в ротовой полости в ротовой полости биокатализатора (ускоряет) биокатализатора (ускоряет) Слабощелочная Слабощелочная глюкоза глюкоза в желудке в желудке Желудочного сока – раствора соляной кислоты Желудочного сока – раствора соляной кислоты α-аминокислоты α-аминокислоты в кишечнике в кишечнике Желчь Желчь Жирные кислоты и глицерин Жирные кислоты и глицерин

Гидролиз – это обменное взаимодействие веществ с водой, приводящее к их разложению. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ: Белки + вода аминокислоты Белки + вода аминокислоты Жиры + вода глицерин + жирные кислоты Жиры + вода глицерин + жирные кислоты Крахмал + вода глюкоза Крахмал + вода глюкоза ОБМЕН ЭНЕРГИИ: АТФ + вода АДФ + Н 3 РО 4 + энергия АТФ + вода АДФ + Н 3 РО 4 + энергия

Гидролиз солей Живой организм и его клетки нуждаются не только в жирах, белках и углеводах – им необходимы разнообразные минеральные (неорганические) соли Живой организм и его клетки нуждаются не только в жирах, белках и углеводах – им необходимы разнообразные минеральные (неорганические) соли Соли – вещества, состоящие из катионов металлов и анионов кислотного остатка Соли – вещества, состоящие из катионов металлов и анионов кислотного остатка Соли – вещества, образованные основанием и кислотой Соли – вещества, образованные основанием и кислотой

СОЛИ Мe n+ (kt) m - КИСЛОТЫ H + kt m- ОСНОВАНИЯ Me n+ (OH - )n Сильные: Li +, Na +, K +, Rb +, Cs +, Fr + Ca 2+, Sr 2+, Ba 2+ Сильные: Cl –, Br –, I –, NO 3 –, SO 4 2–, ClO 4 – Слабые: Все остальные металлы (ионы) и NH 4 + Слабые: F –, S 2–, CO 3 2–, SO 3 2–, PO 4 3–, SiO 3 2–, CN -

Типы солей Анионы (–)Катионы (+) Сильное основание: Li +, Na +, K +, Rb +, Cs +,Fr + Ca 2+, Sr 2+, Ba 2+ Слабое основание: Все остальные металлы NH 4 + Сильная кислота: Cl –, Br –, I –, NO 3 –, SO 4 2–, ClO 4 2– Не гидролизуются Среда: кислая (pH7) Гидролиз по аниону Гидролизуются с образованием слабых кислот и оснований

Изменение окраски индикаторов в разных средах Экспериментальная задача: исследуйте реакцию среды растворов солей: NaCl, Na 2 CO 3, Al 2 (SO 4 ) 3, результаты занесите в таблицу и на основании наблюдений сделайте вывод о типе соли, типе гидролиза (по какому иону) и образующейся среде. Экспериментальная задача: исследуйте реакцию среды растворов солей: NaCl, Na 2 CO 3, Al 2 (SO 4 ) 3, результаты занесите в таблицу и на основании наблюдений сделайте вывод о типе соли, типе гидролиза (по какому иону) и образующейся среде. Вещество ИоныИндикаторы Реакция среды катионыанионылакмус Метил- оранж Фенол- фталеин КислотаН+Н+ красныйрозовыйбесцветныйКислая ОснованиеОН - синийжёлтыймалиновыйЩелочная Водафиолетовыйоранжевбесцветный нейтральная Na 2 CO 3 ???? ? ? Al 2 (SO 4 ) 3 ???? ? ?

Экспериментальная задача Вещество катионыанионыЛакмус Метил- оранж Фенол- фталеин Вывод КислотаН+Н+ красныйрозовый бесцветный Кислая ОснованиеОН - синийжёлтый малиновый Щелочная NaClNa + Cl - фиолетовыйоранжев бесцветный нейтральная Na 2 CO 3 Na + CO 3 2- по аниону синийжёлтый малиновый Щелочная ОН - Al 2 (SO 4 ) 3 Al 3+ по катиону SO 4 2- красныйрозовый бесцветный Кислая Н +

? Каким образом образуются в растворах солей ионы ОН - и Н +

Составление уравнения гидролиза Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой Na 2 CO 3 + H 2 O Na 2 CO 3 + H 2 O 2Na + + CO H + OH - 2Na + + CO H + OH - по аниону по аниону NaHCO 3 + NaOH гидрокарбонатнатрия HCO Na + + OH - (щелочная среда) (щелочная среда)

Составление уравнения гидролиза Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой MgCl 2 + H 2 O MgCl 2 + H 2 O Mg 2+ + Cl - + H + OH - Mg 2+ + Cl - + H + OH - по катиону MgOHCl + HCl гидроксохлоридмагния MgOH + + Cl - + H + (кислая) (кислая)

Составление уравнения гидролиза Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой Al 2 S H 2 O = Al 2 S H 2 O = 2 Al(OH) 3 +3 H 2 S B реакцию с водой вступает и катион, и анион: Гидролиз идёт по катиону и аниону

Алгоритм выполнения задания Примеры 1. Определяем, каким основанием и какой кислотой образована соль Al Cl 3 Слабое осн. Сильная к-та 2. Выбираем слабый ион, т.к. гидролиз идёт по слабому иону 3+ Al - катион 3. Выбираем сильный ион, т.к. он определяет реакцию среды Сильная кислота Кислая среда 4. Формулируем вывод: соль образована слабым основанием и сильной кислотой, гидролизуется по катиону с образованием кислой среды Установление соответствия между составом соли, реакцией среды её водного раствора и отношением к гидролизу.

Закрепление («учимся говорить») Определите тип соли, тип гидролиза, реакцию среды по алгоритму: Определите тип соли, тип гидролиза, реакцию среды по алгоритму: карбонат натрия Na 2 CO 3 – соль образована сильным основанием и слабой кислотой, гидролизуется по аниону с образованием щелочной среды карбонат натрия Na 2 CO 3 – соль образована сильным основанием и слабой кислотой, гидролизуется по аниону с образованием щелочной среды AlCl 3 Fe 2 S 3 K 2 SO 4 FeBr 2 CaCl 2 Na 3 PO 4 Сu(NO 3 ) 2 AlCl 3 Fe 2 S 3 K 2 SO 4 FeBr 2 CaCl 2 Na 3 PO 4 Сu(NO 3 ) 2 Помните: Помните: 1. Тип гидролиза определяем по слабому иону (катион или анион) 2. Реакцию среды устанавливаем по сильному иону (кислая, щелочная, нейтральная)

Гидролиз в ЕГЭ Задания А-26 (ЕГЭ) Кислую среду имеет водный раствор: Кислую среду имеет водный раствор: 1. Na 3 PO 4 2. KCl 3. Na 2 CO 3 4. ZnSO 4 Ответ: 4 Ответ: 4 ФОРМУЛА СОЛИ СРЕДА РАСТВОРА А) NaNO 2 Б) Al 2 (SO 4 ) 3 В) NaNO 3 Г) KCN 1) кислая 2) щелочная 3) нейтральная АБВГ 2132 Задания В-4 (ЕГЭ-2011) Установите соответствие между составом соли и реакцией среды её водного раствора.

проверь себя: Фенолфталеин приобретает малиновую окраску в растворе соли: Из букв, соответствующих правильным ответам, составьте слово CaCl 2 Е Na 2 SС FeF 2 Р Ag 3 PO 4 Л Na 2 CO 3 П NaNO 2 А Li 2 SO 3 С ZnCl 2 У Na 3 PO 4 И Li 2 SБ Al 2 S 3 Д KFО

СПАСИБО