И.Г.Жданова-Заплесвичко заместитель начальника отдела социально-гигиенического мониторинга Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, К.м.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – ЗДОРОВЫЙ ОРГАНИЗМ Казнина Л.В. Учитель биологии МОУ «Основная общеобразовательная школа 7»
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение.
Мир здорового питания. Актуальность темы Отсутствие нормального питания препятствует разностороннему развитию школьника. Без нормального питания нет здоровья.
Пищевая ценность рационов питания. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
Здоровое питание школьника-залог его успеха Проект учащихся 8В класса МОУ СОШ 5.
Здоровое питание – здоровый школьник Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого.
Над презентацией Работал учитель физической культуры Н. В. Брагина.
«Чем младше ребенок, тем более здоровый образ жизни он ведет.» д-р Комаровский.
Презентация к уроку на тему: Рацион и режим питание школьников
Ц ЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ К АЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ О СНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Здоровое питание Классный час. Что мы любим есть?
Особенности рационального питания различных групп населения Выполнила: ст. 3 курса гр. М-33(2)-16 Ефремова К. А.
Витамины Витамины - органические соединения, которые требуются организму в малых количествах, но не могут быть им произведены. Не содержат калорий и не.
МБОУ «СОШ 4 «СОНО» Сердюкова Ольга Викторовна Учитель высшей квалификационной категории.
МУНИЦИРАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЗАЧЕМЫССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Урок математики по теме: «Решение задач с помощью пропорций»
Здоровый образ жизни. Что входит в ЗОЖ воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания,
« Правильное питание – залог здоровья наших детей » Родительское собрание на тему :
ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ. ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА И ИХ РОЛЬ В ПИТАНИИ Белки и аминокислоты Жиры Углеводы Витамины Минеральные соли и микроэлементы.
Здоровое питание- здоровый человек. Сытный и вкусный обед: Вариант 1: Салат свекольный Куриный бульон с гренками Курица отварная с рисом Хлеб Кисель Вариант.
Основы питания ребенка 5- 7 лет (информация для родителей) ГБДОУ 49 Невского района, г. Санкт-Петербург Подготовила воспитатель Полканова Ю.А.
Транксрипт:

И.Г.Жданова-Заплесвичко заместитель начальника отдела социально-гигиенического мониторинга Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, К.м.н., доцент кафедры охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности и физической культуры ОГАОУ ИИПКРО Иркутск, 2012 г. Формирование культуры здорового образа жизни и гигиеническое воспитание в образовательных учреждениях

5. Формирование культуры здорового питания.

Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами. Ежедневно в рационы разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в дня.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты. Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.

В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема. Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать в качестве второго ужина фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема.

Белки Роль белков многообразна. Они являются основным пластическим материалом, необходимым для построения клеток, тканей, органов. Белки входят в состав ферментов, гормонов, гемоглобина крови, участвуют в процессах усвоения жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов. Велика их роль в формировании соединений, обеспечивающих иммунитет. Энергетическая ценность при окислении - 4ккал/г. (13-14% от суточного рациона).

Содержание белка в основных продуктах питания (г/100г съедобной части продукта ПродуктЖивотный белок, г Говядина 1 категории 18,6-20,0 сосиски11,0 Куры 1 кат.18,2-21,2 Треска16,0 Икра кетов.31,6 Молоко, кефир2,8 Творог 9%16,7 Сыр19,0-31,0 продуктРастительный белок, г Хлеб пшенич.7,6-8,7 Хлеб ржаной4,7-6,0 Крупа, макароны 7,0-12,6 Горох лущен.23,0 Соя34,9 Овощи1,1-1,8 Фрукты0,4-1,0 картофель2,0

Жиры Жиры являются важным источником энергии, они принимают участие в обменных процессах, выполняют пластическую функцию, способствуют поступлению в организм жирорастворимых витаминов. Энергетическая ценность 1 г жира выше, чем белка и составляет 9 ккал.(более 30% суточной нормы энергии). Жиры животные и растительные (орехи, крупы, растительное масло).

Большую биологическую ценность имеют растительные масла. В них содержатся полиненасыщенные жирные кислоты, которые играют большую роль в регуляции процессов роста и развития. ПНЖК благотворно влияют на состояние кожи и сосудов, моторику кишечника, повышают сопротивляемость к заболеваниям. В зрелом возрасте – регулируют АД, понижают уровень холестерина в крови, препятствуют тромбообразованию. 1/3 от общего количества жиров должны составлять - растительные.

Содержание жиров в основных пищевых продуктах (г/100г съедобной части продукта) продуктсодержание жиров Говядина 1 кат.12,4 Куры 1 кат.18,4 треска0,6 Сардельки гов.18,2 Сосиски молочные 25,3 Яйца11,5 овощи0,1 продуктсодержание жиров Масло растительное 99,9 Масло сливоч.82,5 творог9,0-18,0 Молоко паст.3,2 Сыры твердые25,0-30,0 Крупы0,7- 5,8 Батон нарезной 2,9

Содержание холестерина в продуктах питания (мг/100г продукта) продуктхолестерин Масло сливочное Сметана 30%130 Творог 18%60 Сыры твердые Яйца куриные570 Говядина 1 кат.80 Баранина 1 кат. 70 продуктхолестерин Почки говяжьи300 Язык свиной50 Печень говяжья 270 Куры 1 кат.50 Треска30 мойва340 Растительное масло 0

Углеводы Углеводы – главный источник образования энергии, но этим не исчерпывается их значение. Они активное участие принимают в обменных процессах, являются необходимым компонентом при формировании клеток и клеточных мембран. В рационе школьника углеводов должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров. Энергетическая ценность углеводов такая же, как и белков- 4ккал (более 50% суточной энергии).

Содержание углеводов в продуктах питания (г/100г съедобной части продукта) продуктыУглеводы Хлеб пшенич.49,8 Хлеб ржаной34,2 Крупа, макароны 50,0-70,0 Сахар99,8 Зефир, карамель 76,0-78,0 Картофель17,3 фрукты8,0-19,0 продуктыУглеводы Овощи0-0,3 Молоко4,7 Куры0,7 Рыба0 Индейка0 мясо0 сыр0

Минеральные вещества Минеральные вещества являются регуляторами физиологических процессов. Они входят в состав различных тканей и биологических жидкостей, поддерживают постоянство состава клеток, оказывают влияние на развитие желез внутренней секреции, выработку гормонов, правильное кроветворение.

Витамины Значимость витаминов для жизнедеятельности детей трудно преувеличить. Недостаток – отрицательно сказывается на физическом и нервно-психическом развитии, ведет к нарушению обменных процессов, снижает активность иммунитета, повышает частоту и тяжесть заболеваний, снижает умственную и физическую работоспособность; усиливают негативное действие вредных экологических факторов и радиации.

Вода Вода- необходимая составная часть рациона. Она входит в состав клеток и тканей. Все химические и обменные процессы протекают с участием воды. В сутки дети должны потреблять от 1,5 до 3,0 л жидкости (с учетом массы тела, характера деятельности, климатических условий и др. факторов).

Стоимость здорового питания? Рассчитайте стоимость рациона питания на 1 месяц для разных возрастных групп населения.

Актуальные вопросы профилактики ожирения у детей и подростков

Динамика распространенности ожирения у населения Иркутской области (показатель на 100 тыс.населения) Показатель распространенности ожирения среди подростков Иркутской области за последние 9 лет увеличился в 2,7 раза - с 789,9 в 2003 г. до 2010,5 в 2011 г. (на 100 тысяч подростков). Среди детей - рост в 1,7 раза (с 626,9 в 2003 г. до 1130,4 в 2011 г.).

Что такое избыточный вес и ожирение? Избыточный вес и ожирение определяются как "патологическое или избыточное накопление жира, представляющее риск для здоровья".

Почему избыточный вес и ожирение у детей вызывают беспокойство ? Риск развития большинства болезней, связанных с ожирением, зависит от возраста, в котором появилось ожирение, и от того, как долго человек страдает от ожирения. Дети с избыточным весом и ожирением склонны к ожирению в зрелом возрасте, и у них с большей вероятностью в более молодом возрасте появятся диабет и сердечно-сосудистые заболевания. Последствия избыточного веса и ожирения, возникшего в детском возрасте: - сердечно-сосудистые заболевания (болезни сердца и инсульт); диабет; -костно-мышечные нарушения, особенно остеоартрит; -некоторые виды рака (рак эндометрия, молочной железы и толстой кишки). Избыточный вес и ожирение, а также связанные с ними болезни, в значительной степени предотвратимы. Поэтому, профилактике ожирения детей необходимо уделять первоочередное внимание.

Причины развития ожирения у детей и подростков Основополагающей причиной избыточного веса и ожирения детей является -нарушение энергетического равновесия между потребляемыми и расходуемыми калориями, в итоге - нарушение обмена веществ. Глобальный рост масштабов избыточного веса и ожирения у детей вызван рядом факторов, в т.ч.: 1.Глобальный сдвиг питания в сторону повышенного потребления высококалорийных продуктов с высоким содержанием жиров и сахаров и низким содержанием витаминов, минералов и других здоровых питательных микроэлементов; 2.Тенденция к снижению уровней физической активности в результате все более широкого распространения сидячих форм отдыха и развлечений, изменения способов передвижения и возрастающей урбанизации.

Причины развития ожирения у детей и подростков 3. Неправильное питание матери во время беременности и ребенка в грудном возрасте и последующие годы, усугубляемое потреблением высококалорийных продуктов с высоким содержанием жиров и низким содержанием питательных микроэлементов при недостаточной физической активности по мере дальнейшего развития ребенка.

Опасен ли избыточный вес для взрослых? Накопление жировой массы в организме является фактором риска многих серьезных заболеваний - сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета типа 2, заболеваний печени и желчного пузыря, опорно-двигательного аппарата и других. Продолжительность жизни больных с ожирением на лет короче, чем у их сверстников с нормальной массой тела. Чем больше жира накапливается в организме, тем более выражены нарушения в обмене веществ, тем чаще наблюдаются сопутствующие заболевания.

Как диагностировать ожирение? Наиболее широко используемый критерий для измерения избыточного веса и ожирения является Индекс массы тела (ИМТ) - простой показатель для классификации избыточного веса и ожирения среди популяций и отдельных взрослых людей. Он определяется как результат деления показателя веса в килограммах на показатель роста в метрах, возведенный в квадрат (кг/м2). ИМТ применяется для обоих полов и всех возрастных групп взрослых людей. Однако его следует рассматривать как ориентировочное руководство, так как он может не соответствовать одинаковому процентному содержанию жира у разных людей. ИМТ нельзя применять по отношению к детям (для детей применяются региональные стандарты физического развития)

Как рассчитать индекс массы тела?

Рассчитайте свой ИМТ: ИМТ= Масса тела (кг) /Рост(м)2 Если у Вас масса тела 77 кг, а Ваш рост 172 см, то Ваш ИМТ = 77/1,722 = 26,02 – Вы имеете избыточную массу тела.

Как можно бороться против эпидемии ожирения среди детей? Избыточный вес и ожирение, а также связанные с ними неинфекционные болезни, в значительной мере, предотвратимы. Профилактика считается самым целесообразным способом сдерживания эпидемии ожирения среди детей, так как нынешние методики лечения, в значительной степени, направлены скорее на установление контроля над проблемой, а не на исцеление. Целью борьбы против эпидемии ожирения среди детей является достижение правильного энергетического обмена, который можно и нужно поддерживать на протяжении всей жизни.

Как можно бороться против эпидемии ожирения? Общие рекомендации: повысить потребление фруктов и овощей (норма – 400 г ежедневно), а также бобовых, цельного зерна и орехов (достаточно употреблять г орехов в день); ограничить потребление энергии из всех видов жиров и перейти от потребления насыщенных жиров к потреблению ненасыщенных жиров-ПНЖК; ограничить потребление свободных сахаров; и ежедневно уделять не менее 60 минут физической активности от умеренной до высокой интенсивности, которая соответствует развитию и охватывает разнообразные занятия. Для снижения веса может требоваться более интенсивная физическая активность.

Обеспечение здорового питания и содействие регулярной физической активности – основные факторы профилактики ожирения среди детей Известно, что поведение детей в большей степени формируется на основе наблюдения и копирования поведения самых близких людей – родителей. Поэтому основная роль в формировании культуры здорового питания в период раннего детства принадлежит родителям. Приобретая и используя для приготовления здоровые продукты питания и напитки, а также обеспечивая, поддерживая и поощряя физическую активность у своего ребенка, родители способствуют его более здоровому развитию и профилактике заболеваний

Роль родителей в обеспечение здорового питания детей грудного и раннего возраста: - исключительное грудное вскармливание до 6 мес.; - избегать добавления сахаров при кормлении детскими сухими смесями; - принимать способность ребенка регулировать потребление энергии и не настаивать на том, чтобы он съедал все, что лежит на тарелке; - обеспечивать потребление надлежащих питательных микроэлементов, необходимых для оптимального развития.

Роль родителей в обеспечение здорового питания детей и подростков: предоставлять здоровый завтрак перед уходом в школу (например, овсяную кашу из цельной крупы). содействовать потреблению фруктов и овощей; ограничивать потребление высококалорийных продуктов с низким содержанием питательных микроэлементов (например, готовых закусок в упаковках);

Роль родителей в обеспечение здорового питания детей и подростков: ограничивать потребление сладких прохладительных напитков; организовывать семейные обеды/ужины, приготовленные из здоровых продуктов; ограничивать воздействие маркетинга (например, ограничивать просмотр телевизионных программ, рекламы);

Роль родителей в обеспечение здорового питания детей и подростков: обучать детей тому, как не поддаваться соблазнам и противостоять стратегиям маркетинга (разъясняя детям и подросткам, что рекламные стратегии направлены на увеличение потребления рекламируемых продуктов в целях извлечения максимальной прибыли за счет покупателей); обеспечивать информацию и навыки для выбора здоровых продуктов питания. Не менее важно в профилактике ожирения – приучать детей вести физически активный образ жизни

Роль родителей в обеспечении повышения физической активности у детей Родители должны сделать физическую активность частью ежедневной жизни семьи, выделив время для семейных прогулок или совместных активных игр; следить за тем, чтобы физическая активность соответствовала возрасту, и обеспечить защитные приспособления, такие как шлемы, напульсники, наколенники, уменьшать время неактивных занятий (например, время, проводимое перед телевизором, за компьютером); поощрять безопасное хождение/езду на велосипеде в школу и на другие общественные мероприятия;

Большая роль в сохранении и укреплении здоровья детского населения принадлежит образовательным учреждениям. Создание условий для реализации возможности здорового питания, формирование культуры здорового питания у обучающихся, воспитанников являются одними из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений в рамках внедрения Федеральных образовательных стандартов нового поколения.

Для обеспечения здорового питания и стимулирования физической активности в образовательных учреждениях необходимо: 1. Обеспечить гигиеническое воспитание и образование – в таком случае учащиеся смогут приобрести знания, установки, убеждения и навыки, необходимые для принятия информированных решений, выбора здоровых форм поведения и создания условий, благоприятных здоровью; 2.Обеспечить более широкий доступ к здоровым продуктам питания в школах в рамках школьных продовольственных программ 3.Устанавливать торговые автоматы только в случае продажи здоровых продуктов питания, таких как вода, молочные продукты, соки, фрукты и овощи, закуски с низким содержанием жиров;

Для обеспечения здорового питания и стимулирования физической активности в образовательных учреждениях необходимо: 4. Обеспечить, чтобы пищевые продукты, предоставляемые в школах, соответствовали требованиям гигиенических нормативов; 5.Обеспечивать, чтобы школьные медицинские службы для учащихся и персонала школ содействовали укреплению здоровья и благополучия, а также предотвращали, уменьшали, контролировали и лечили важные проблемы или нарушения здоровья учащихся и персонала школ, направляя их к соответствующим специалистам; 6.Использовать внеучебное время для развития знаний о происхождении продуктов питания; 7.Содействовать привлечению и просвещению родителей.

Для обеспечения здорового питания и стимулирования физической активности в образовательных учреждениях необходимо: 8.Предлагать ежедневные разнообразные занятия физической культурой с учетом максимального количества потребностей, интересов и способностей учащихся; 9.Предлагать общественные мероприятия: школьные спортивные занятия и школьные программы несоревновательного характера (например, активные занятия в перерывах между уроками); 10.Поощрять безопасные немоторизованные способы передвижения в школу и на другие общественные мероприятия; 11.Обеспечить доступ учащихся и сообщества к надлежащим местам и оборудованию для физической активности; 12.Поощрять физическую активность учащихся, учителей, родителей, общества в целом.

Физическая активность Под физической активностью понимается любое телодвижение, производимое скелетными мышцами и требующее расхода энергии

Физическая активность - является основной детерминантой расхода энергии и, поэтому, имеет решающее значение для энергетического обмена и контроля веса; - уменьшает риск развития ишемической болезни сердца и инсульта; - уменьшает риск развития диабета II типа; -уменьшает риск развития рака толстой кишки и рака молочной железы у женщин -приносит пользу для психического здоровья

Рекомендации ВОЗ по физической активности Дети и подростки (5-18 лет) 60 минут ежедневной физической активности от умеренной до высокой интенсивности, которая соответствует развитию и охватывает разнообразные занятия. Взрослые люди (18-65 лет) 30 минут физической активности умеренной интенсивности 5 раз в неделю; или 20 минут физической активности высокой интенсивности 3 раза в неделю; или эквивалентное сочетание физической активности умеренной/высокой интенсивности; и 8-10 упражнений для укрепления мышц (по 8-12 раз), как минимум, 2 раза в неделю. Пожилые люди (старше 65 лет) такие же рекомендации, как и для взрослых людей (приведенные выше), при надлежащих для пожилых людей интенсивности и типе физической активности; Рекомендуются упражнения для поддержания или увеличения гибкости. Пожилым людям, которые подвергаются риску падений, рекомендуются упражнения на равновесие.

ПИЩЕВЫЕ ВОЛОКНА Поступление пищевых волокон с повседневным рационом должно составлять не менее 20 г Потребление 14 г пищевых волокон на каждые 1000 ккал рациона питания обеспечивает доказанное снижение риска развития сердечно- сосудистых заболеваний. В лечебных целях их количество может повышаться в диете до 40 г, но не должно превышать 60 г в день.

Наибольшее количество пищевых волокон содержат (количество на 100 ккал продукта): пшеничные отруби (26,1) фасоль стручковая (15,6) капуста брюссельская (12,0) чёрная смородина (10,9). киви (8,1), курага (7,4), белокачанная капуста (7,1), морковь (6,9), зелень - петрушке, укропе, салате, луке зелёном – (6,7), отварная свёкла (6,3).

Источники пищевых волокон

Фасоль стручковая2,51615,6 Капуста брюссльская4,23512,0 Белокачанная капуста2287,1 Морковь2,4356,9 Петрушка, укроп, салат, лук зеленый2306,7 Свекла отварная3486,3 Помидоры1,4245,8 Грибы жареные6,81724,0 Горох отварной51303,8 Смородина черная4,84410,9 Киви3,8478,1 Курага182427,4 Яблоки сушеные14,92535,9 Апельсин2,2435,1 Абрикосы2,1444,8 Яблоки1,8473,8 Изюм9,62813,4 Виноград1,6722,2

Основные источники водорастворимых витаминов Вита мин Пищевые продукты Содержа ние, мг/100 г Количество продукта, обеспечивающего 50% потребности, г С Черная смородина, облепиха, болгарский перец Земляника, цитрусовые, свежая капуста зеленый горошек, зеленый лук Картофель отварной, квашенная капуста В1В1 свинина нежирная0,40-0, крупы (пшенная, овсяная, гречневая) 0,40-0,45175 хлеб (ржаной, из цельного зерна)0,18-0, Бобовые0,50-0,

Основные источники водорастворимых витаминов Вита мин Пищевые продукты Содержа ние, мг/100 г Количество продукта, обеспечивающего 50% потребности, г В2В2 печень, почки1,6-2, творог, сыр0,30-0, яйцо куриное0,44 шт. молоко, кисломолочные продукты0,13-0, (3 стакана) мясо0,10-0, крупы (гречневая, овсяная), хлеб (из муки грубого помола) 0,10-0, В6В6 Птица0,50-0, Мясо0,30-0, Рыба0,10-0, Бобовые0,9110 перец болгарский, картофель, крупы (гречневая, пшенная, ячневая), хлеб (из муки грубого помола) 0,3-0,

Основные источники водорастворимых витаминов Вита мин Пищевые продукты Содержа ние, мг/100 г Количество продукта, обеспечивающего 50% потребности, г В 12 печень0,062,5 Почки0,0256 мясо, рыба0,001- 0, продукты растительного происхождения 0 Ниац ин Сыр мясо, колбаса крупы (гречневая, пшенная, овсяная) хлеб (пшеничный грубого помола)3330

Основные источники водорастворимых витаминов ВитаминПищевые продукты Содержа ние, мг/100 г Количество продукта, обеспечивающего 50% потребности, г Фолацин Печень0,22-0, бобовые, хлеб (ржаной, из цельного зерна) 0,02-0, зелень (петрушка, шпинат, салат, лук) 0,04-0, Биотин печень, почки0,08-0, бобовые (соя, горох)0,02-0, Яйца0,0282 шт. Горох0, Пантоте новая кислота печень, почки4-650 Бобовые Мясо0,6-1, Рыба0,3-0,

Основные источники жирорастворимых витаминов ВитаминПищевые продукты Содержа ние, мг/100 г Количество продукта, обеспечивающего 50% потребности, г А печень трески Печень4-810 Сливочное масло0,4-0,5100 D печень трески0,15 рыба0,015- 0, Яйца0,00472 шт. Печень0, Сливочное масло0,

Основные источники жирорастворимых витаминов ВитаминПищевые продукты Содержа ние, мг/100 г Количество продукта, обеспечивающего 50% потребности, г Е растительные масла крупы, хлеб К зелень (шпинат, капуста) Бета- каротин Морковь930 зелень (петрушка, укроп, лук) абрикосы, тыква, облепиха1,5-1,6170 Помидоры1,2200

ВИТАМИН А

ВИТАМИН В1

ВИТАМИН В2

ВИТАМИН В6

ВИТАМИН В12

ВИТАМИН С

ВИТАМИН D

ВИТАМИН P

ВИТАМИН PP

Б иотин

ВИТАМИН Е

Фолиевая кислота

Особенности питания детей и подростков, страдающих хроническими заболеваниями Одними из наиболее распространенных среди учащихся являются заболевания желудочно– кишечного тракта, а также обмена веществ (избыточная масса тела и ожирение), вызванные прежде всего неправильным питанием детей. Исходя из этого, Институтом питания РАМН и Роспотребнадзором были разработаны меню для детей с этой патологией, основанные на использовании стандартных диет, соответствующих принципам заложенным ранее в диеты 5 и 8. При этом основными принципами разработки этих диет являются:

Для детей и подростков с хроническими заболеваниями органов пищеварения в стадии ремиссии -ограничение содержания соли; -обеспечение щадящей химической и термической обработки; -исключение из рациона мясных и рыбных бульонов; -исключение продуктов, содержащих значительное количество эфирных масел и жирных кислот; -исключение жареных блюд;

Для детей и подростков с избыточной массой тела, ожирением -ограничение энергетической ценности школьных завтраков и обедов до % от стандартного рациона -относительное уменьшение квоты жиров по отношению к квоте углеводов и белков - использование молока и молочных продуктов со сниженной жирностью - ограничение потребления продуктов с высоким гликемическим индексом -ограничение содержания соли -исключение жареных блюд

Для детей и подростков с аллергическими заболеваниями Для детей с аллергическими заболеваниями при неустановленном этиологическом факторе, либо имеющих высокий фактор риска (например заболевания бронхиальной астмой, поллинозом и т.п. ближайших родственников: родителей, братьев, сестер) рекомендуется придерживаться неспецифической гипоаллергенной диеты. Для детей и подростков, страдающих аллергией при формировании рациона следует учитывать возможные «перекрестные» реакции на пищевые продукты

Аллергенный продукт Возможные перекрестные реакции Яйцо Курица, продукты, содержащие в своем составе яйца (майонез, выпечка и др.). Молоко Говядина, творог, сливочное масло, мороженное, некоторые кондитерские изделия. Рыба Креветки, крабы, морепродукты, корм для рыбок. Мясо кроликаШерсть кролика, перхоть лошади. АпельсиныМандарины, лимоны, грейпфруты. Клубника Ежевика, земляника, малина, черная смородина. ГрибыСыры, сухофрукты, ацидофилин, домашняя пыль. Перечень пищевых продуктов, вызывающих «перекрестные» реакции

Основным принципом гипоаллергенной диеты является: исключение из рациона продуктов наиболее часто вызывающих аллергенную реакцию: -цитрусовые (апельсины, лимоны, грейпфруты, мандарины); -орехи (фундук, грецкие орехи, миндаль, фисташки) и содержащие их продукты; -рыба, морепродукты и рыбные продукты (свежая и соленая рыба, рыбные бульоны, консервы из рыбы, икра); -птица (гусь, утка, курица) и изделия из них; -шоколад и шоколадные продукты; -кофе, какао; -копченые изделия; -уксус, горчица, майонез и специи.; -томаты, баклажаны, красный перец (в сыром виде); -грибы; -яйца; -молоко; -клубника, земляника, дыня, арбуз, ананас, виноград; -изделия из сдобного теста, дрожжи; -мед и продукты пчеловодства.

Основным принципом гипоаллергенной диеты является: Можно употреблять : -нежирное говяжье отварное мясо, -супы крупяные и овощные, -масло оливковое, -картофель отварной, -каши (гречневая, рисовая, геркулесовая), -молочнокислые продукты, -яблоки печеные, -цельнозерновой хлеб, хлебцы. Рекомендации по диете для лиц с грибковой аллергией предусматривают исключение: острых сыров (рокфор, чеддер), кваса, копченого мяса и рыбы, винограда, сухофруктов. По показаниям также не следует включать в рацион кисломолочные продукты, дрожжевое тесто, квашенную капусту.

Чистота всего полезней защитит от всех болезней! Профилактика кишечных инфекций.

Кишечные инфекции - это целая группа заболеваний, которые в первую очередь повреждают желудочно-кишечный тракт. Вызывают их различные вирусы и бактерии. Заражение происходит при попадании возбудителя инфекции в организм, как правило, при употреблении зараженных пищевых продуктов и воды. В большинстве случаев у больных наблюдается диарея, рвота, интоксикация организма (температура, слабость). Иногда отмечается бессимптомное течение болезни (т.е. человек является носителем данного возбудителя). К группе кишечных инфекций относятся: дизентерия, сальмонеллёз, гастроэнтериты, лабораторно подтверждённые и не установленной этиологии. Наиболее распространёнными заболеваниями из кишечных инфекций являются острые кишечные инфекции.

Все о микробах Микроорганизмы встречаются везде, но наиболее часто – в почве, воде, на кожи животных и людей. Например, на одном квадратном сантиметре человеческой кожи постоянно проживает около 100 тысяч бактерий.

Кишечные инфекции Причины От больных и носителей инфекции микробы выделяются во внешнюю среду с испражнениями, рвотными массами. Практически все возбудители кишечных инфекций чрезвычайно живучи. Они способы подолгу существовать в почве, воде и даже на различных предметах. Например, на ложках, тарелках, дверных ручках и мебели. Кишечные микробы не боятся холода, однако все же предпочитают жить там, где тепло и влажно. Особенно быстро они размножаются в молочных продуктах, яйце, мясном и рыбном фарше, студне, киселе, а также в воде (особенно в летнее время).

Кишечные инфекции В организм здорового человека возбудители кишечной инфекции попадают через рот (реализуется фекально-оральный механизм передачи): вместе с пищей, водой или через грязные руки. Кишечную палочку можно съесть вместе с некачественным кефиром, йогуртом и другими продуктами. Стафилококковая инфекция комфортно себя чувствует в испорченных тортах с кремом. Возбудители сальмонеллеза попадают к человеку через любые зараженные продукты: куриное мясо и яйца, колбасу, сосиски, плохо промытые или вымытые грязной водой овощи и зелень.

Кишечные инфекции Заразиться кишечными инфекциями также можно через воду открытых водоёмов. Поэтому купаться следует в специально отведённых местах, не заглатывать воду. Пить воду из открытых водоёмов и мыть в них овощи и фрукты не следует. Ведь именно водным путём передаётся вирусный гепатит А, лептоспироз, энтеровирусная инфекция и др.

Кишечные инфекции Что происходит? Из ротовой полости микробы попадают в желудок, а затем в кишечник, где начинают усиленно размножаться. После попадания микробов в организм наступает бессимптомный инкубационный период, продолжающийся, в большинстве случаев, 6-48 часов.

Кишечные инфекции Что происходит? Симптомы заболевания вызывают как сами микробы, так и выделяемые ими токсины. Одно из самых опасных последствий, возникающих при кишечных инфекциях - обезвоживание организма вследствие рвоты и/или поноса. Особенно тяжело эти болезни протекают в раннем детском возрасте и у пожилых людей. Результатом резкого обезвоживания могут стать тяжелые осложнения, в частности, дегидратационный (связанный с потерей жидкости) шок.

Кишечные инфекции Статистика Данные заболевания регистрируются круглогодично, однако для них характерна сезонность, чаще всего лето и осень. За 7 месяцев 2011 года в Иркутской области зарегистрировано более случаев кишечной инфекции. 70% всех случаев заболеваний зарегистрировано у детей до 14 лет. Большая часть всех заболевших называют главной причиной - употребление в пищу немытых или плохо вымытых овощей и фруктов, несоблюдение правил личной гигиены..

5 важнейших правил профилактики кишечных инфекций

1. ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ЧИСТОТУ -мойте руки перед тем, как брать продукты и готовить пищу -мойте руки после туалета - вымойте и продезинфицируйте все поверхности и кухонные принадлежности, используемые для приготовления пищи ПОЧЕМУ? Многие микроорганизмы передаются через рукопожатия, бытовые предметы, кухонные принадлежности. При контакте возможно перенести эти микроорганизмы на продукты и вызвать заболевания пищевого тракта

2. ОТДЕЛЯЙТЕ СЫРОЕ И ГОТОВОЕ -отделяйте сырое мясо, птицу и морские продукты от других продуктов - для обработки сырых продуктов пользуйтесь отдельными кухонными приборами и Принадлежностями (нож, разделочные доски) - храните продукты в закрытой посуде, для предотвращения контакта между сырыми и готовыми продуктами ПОЧЕМУ? В сырых продуктах: мясе, птице, рыбе и морепродуктах могут содержаться опасные микроорганизмы, которые могут быть перенесены во время приготовления и хранения пищи на другие продукты.

3. ХОРОШО ПРОЖАРИВАЙТЕ ИЛИ ПРОВАРИВАЙТЕ ПРОДУКТЫ -тщательно прожаривайте или проваривайте продукты, особенно мясо, птицу, яйца и морские продукты - чтобы быть уверенным, что блюдо достигло готовности, проверьте сок - у мяса или птицы он должен быть прозрачным, а не розовым ПОЧЕМУ? При тщательной тепловой обработке погибают практически все опасные микроорганизмы. Исследования показывают, что тепловая обработка продуктов при температуре выше 70°С может сделать их значительно безопаснее для употребления.

4. ХРАНИТЕ ПРОДУКТЫ ПРИ БЕЗОПАСНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ -не оставляйте приготовленную пищу при комнатной температуре более чем на 2 часа -охлаждайте без задержек все приготовленные продукты и скоропортящиеся пищевые продукты (желательно ниже 5°С) -держите приготовленные блюда горячими (до 60°С) вплоть до сервировки -не храните пищу долго, даже в холодильнике - не размораживайте продукты при комнатной температуре ПОЧЕМУ? При комнатной температуре микроорганизмы размножаются очень быстро. При температуре ниже 5°С или выше 60°С процесс их размножения замедляется или прекращается. Некоторые опасные микроорганизмы всё же могут размножаться при температуре ниже 5°С.

5. ВЫБИРАЙТЕ СВЕЖИЕ И НЕИСПОРЧЕНЫЕ ПРОДУКТЫ -используйте гарантированно чистую питьевую воду, или кипятите её -выбирайте свежие и неиспорченные продукты -выбирайте продукты, подвергнутые термической обработке, например, пастеризованное или стерилизованное молоко -мойте фрукты и овощи, особенно когда они подаются в сыром виде - не употребляйте продукты с истёкшим сроком годности ПОЧЕМУ? Необработанные продукты, а так же вода, могут содержать опасные микроорганизмы и химические вещества. В подпорченных или покрытых плесенью продуктах могут образовываться опасные для здоровья токсины.

ВЛИЯНИЕ МАТЕРИАЛА ПОСУДЫ НА СТРУКТУРУ ВОДЫ ПРИ ЕЁ ХРАНЕНИИ (данные исследования ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН)

Используемая посуда 1.стеклянный графин 2.хрустальный графин 3.керамический глазурованный сосуд 4.керамический неглазурованный сосуд 5.алюминиевая кастрюля 6.эмалированная кастрюля 7.кастрюля из нержавеющей стали 8.серебряный сосуд 9.стеклянный стакан с чайной серебряной ложкой 10.пластиковая бесцветная бутылка 11.пластиковая зеленая бутылка

Влияние стекла и хрусталя на структуру воды Материал посуды КонтрольЧерез 10 мин Через 1 ч Через 2 ч Через 2 сут Стекло (на свету) 4,99±0,635,28±0,355,43±0,435,70±0,326,83±0,40 Стекло (в темноте) 4,99±0,634,89±0,514,67±0,443,95±0,553,40±0,24 Хрусталь (на свету) 4,74±0,344,95±0,475,20±0,375,52±0,216,37±0,33 Хрусталь (в темноте) 4,74±0,344,30±0,334,11±0,213,53±0,292,71±0,47

Влияние площади соприкосновения материала с водой Материал посуды КонтрольЧерез 10 мин Через 1 ч Через 2 ч Через 2 сут Серебро (сосуд) 4,11±0,096,92±0,126,53±0,106,43±0,126,28±0,17 Серебро (ложка/темнота ) 4,11±0,096,21±0,135,93±0,135,56±0,195,39±0,12 Серебро (ложка / свет) 4,02±0,106,60±0,116,94±0,157,06±0,137,35±0,14

Восстановление структуры бутилированной воды Пластик (контроль) Стекло (через1ч) Стекло (через 1 сут) Стекло (через 3 сут) БонАква 2,53 0,222,84 0,134,41 0,134,89 0,19 Biта 2,50 0,473,88 0,423,69 0,304,11 0,64

Факторы влияющие на структуру воды 1.Материал посуды 2.Площадь соприкосновения материала 3.Освещенность

Оптимальным и наиболее приемлемым в быту вариантом хранения воды является стеклянная посуда на рассеянном солнечном свету. Добавление металлического компонента, особенно серебра, усиливает процесс структурирования воды. Содержание структурированной фракции в такой воде к концу 2 сут составляет 6,5 - 7%, что соответствует показателям родниковой воды. Наихудшим вариантом является хранение воды в пластиковой посуде.

Благодарю за внимание! Жданова Инга Геннадьевна Тел