Межпредметный урок химии -биологии- экологии в 10 классе на тему: Органические вещества - посредники коммуникации организмов в биогеоценозах учитель Мочалова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рассмотреть разнообразие, нахождение в природе и применение карбоновых кислот; Научится применять полученные теоретические знания о составе, строении,
Advertisements

Общение организмов в природе. Мир насыщен запахами - сигналами.
Истепанова Оксана Лионовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ 24.
Т Е С Т 1. Плотность паров вещества по кислороду определяется с помощью формулы: 1. Плотность паров вещества по кислороду определяется с помощью формулы:
Энергетический обмен в клетке Актуализация знаний Изучение нового материала Закрепление План 1. Способы получения энергии живыми существами 2. Этапы.
Альдегиды Альдегиды – это органические соединения, молекулы которых содержат карбонильную группу, связанную с атомом водорода и углеводородным радикалом.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 ст.Старотитаровской Автор: Отрошко Елена Александровна учитель химии МОУ.
Презентация по химии. Карбоновые кислоты
Классификация и строение углеводов Учитель химии ГОУ СОШ 424 Киселева Г.В.
Цель урока Дать понятие о карбоновых кислотах и их классификации. Рассмотреть основы международной и тривиальных номенклатур, применение карбоновых кислот.
Углеводный обмен Контроль над содержанием сахара в крови.
Альдегиды Строение молекулы Альдегидами называются органические соединения, содержащие карбонильную группу, в которой атом углерода связан с радикалом.
Тема: «СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ. ЖИРЫ» ГОУ СОШ 403 Ученик 10 класса Кухарев Антон ДОКЛАД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Углеводы Углеводы – органические вещества, молекулы которых состоят из атомов углерода, водорода и кислорода. Общая формула: С n (Н 2 О) m.
Тема урока «Спирты». Всюду в нашей жизни мы встречаемся с органической химией.
Девиз урока «Человек должен верить, что непонятное можно понять» И.Гёте И.Гёте.
Урок по теме: «Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот» 10 класс.
Кислород Химия – 8 класс Марон Е.Л., учитель химии.
Кислородсодержащие органические соединения. Цели урока : рассмотреть строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы ; познакомиться с классификацией.
1 Выполнила: Тишина О.Ю. учитель химии МКОУ «СОШ 2 г.Дмитриева»
Транксрипт:

Межпредметный урок химии -биологии- экологии в 10 классе на тему: Органические вещества - посредники коммуникации организмов в биогеоценозах учитель Мочалова Л.С. МОУ «Черноярская СОШ»

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: Вы повторите номенклатуру и свойства органических соединений; Вы повторите номенклатуру и свойства органических соединений; Вы вспомните способы решения задач; Вы вспомните способы решения задач; Вы создадите модели некоторых веществ; Вы создадите модели некоторых веществ; Вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много! Вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!

Разделы урока ЗадачиОтветыГлоссарийТеория Сигналы общения Хемомедиаторы

1.Звуковые сигналы Птицы, звери, насекомые, амфибии, пресмыкающиеся

Сигналы, поступающие через орган зрения, чрезвычайно важны для выживания организмов

Органы свечения у глубоководных действуют на другие организмы через орган зрения Рыба-удильщик осьминог

3.Поведенческие сигналы Токование глухарей

Танцы журавлей

Другие поведенческие сигналы, связанные с жизнью в сообществе

4.Тактильные сигналы

5.Химические сигналы (феромоны, гормоны, фитогормоны)

Химические сигналы называют - это самые важные источники информации для организмов в дикой природе

Воспринимаются хемомедиаторы органами обоняния

1.Медиаторы защитной функции Жук-бомбардир скунс крапива

2.Медиаторы наступательной функции (яды)

3.Медиаторы ориентации (мечение участков) У псовых, кошачьих, грызунов,насекомых (муравьев)

4.Медиаторы привлечения (аттрактанты -кайромоны)

5.Аттрактанты нектара цветов, запаха плодов

6.Аттрактанты запаха другого пола

7.Медиаторы адаптивные Приспособление к низким температурам - накопление антифризов

8.Медиаторы физиологические Например, приятные запахи снижают повышенное давление

9.Медиаторы информационные Антилопа Куду в Африке поедает листья акации. Акация на повреждение реагирует выделением отравляющего антилопу газа

Адаптации - приспособления Например, к передвижению

Аттрактанты- вещества с привлекающей функцией

Биогеоценоз- совокупность популяций, совместно проживающих на определенной территории

Кайромоны - вещества, выделяемые жертвой и привлекающие хищника

Феромоны - биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции и воспринимаемые особями того же вида Феромоны, выделяемые «царицей», руководят действиями муравьев- нянек

Реппеленты - вещества с отпугивающей функцией

ЗАДАЧА 1 Клопы боятся запаха лиственницы, а моль- кедра. Это происходит оттого, что хвойные растения выделяют живицу, содержащую скипидар. Составьте формулу одной молекулы мевалоновой кислоты (3,5 диокси 3 метилпентановая кислота), если известно, что скипидар состоит из остатка двух таких молекул.

Задача 2 Человек воспринимает около 10 тыс запахов, они влияют на физиологическое состояние. Составьте формулы веществ, благоприятно влияющих на здоровье: - аромата горького миндаля ( это нитробензол или бензальдегид); - аромата лимона ( это 3,7 диметилоктадиен 2,6-аль-1)

Задача 3 Муравьи выделяют феромон «следа», по которому находят дорогу. Этим феромоном является капроновая кислота. Составьте формулу капроновой кислоты и назовите ее по систематической номенклатуре.

Задача 4 Ароматы цветов привлекают насекомых, а фруктовые запахи- животных. Насекомые при этом опыляют растения, а птицы и животные расселяют семена.

Составьте формулы сложных эфиров и назовите их по систематической номенклатуре: 1 ) с запахом банана-изоамиловый эфир масляной кислоты; 2 ) с запахом ананаса- бутиловый эфир масляной кислоты; 3) с запахом груши - изоамиловый эфир уксусной кислоты; 4) с запахом абрикоса - этиловый эфир масляной кислоты; 5) с запахом вишни - амиловый эфир муравьиной кислоты.

Задача 5 Животные - жертвы выделяют запахи, по которым их узнают хищники. Хотя комар - очень маленький, он отлично улавливает запах вещества, выделяемого теплокровными животными. Напишите формулу этого вещества, если оно образуется в результате молочнокислого брожения глюкозы.

Задача 6 Реппелент по отпугиванию комаров синтезируется по схеме: Задача 6 Реппелент по отпугиванию комаров синтезируется по схеме: CH 3 [ X1X1 [O] +2CH 3 OH X2X2 Определите Х 2

Задача 7. Крапива покрыта специальными стрекательными клетками, имеющими хрупкие кончики из оксида кремния. При прикосновении они обламываются и их острые края прорезают кожу, а в рану проникает секрет стрекательных клеток. Установите молекулярную формулу кислоты, которая вызывает чувство жжения, если известно, что он содержит 26,08% (С), 4,35% (Н) и 69,56% (О)

Задача 8 Антилопа Куду (Ю.Африка) поедает листья с акаций. Чем меньше остается листьев на дереве, тем больше в них образуется горечи и ядовитости ( накапливаются таннины), тем больше из поврежденных листьев выделяется какой- то газ, от которого часть антилоп гибнет, часть уходит. Деревья отрастают и все повторяется снова. Какой это газ, если известно, что его плотность по водороду равняется 14, а углерода в нем 86%, водорода -14% ?

Задача 9 При подготовке растений к зиме в клеточных вакуолях накапливается антифриз. Он снижает температуру замерзания цитоплазмы и предохраняет белки от коагуляции. Чем больше такого антифриза в клетке, тем выше его морозоустойчивость. Определите формулу одного из антифризов по данным: сожгли 1,71 г вещества в струе кислорода, образовалось 2,64 г оксида углерода (IV) и 0,99г воды. Относительная молекулярная масса вещества равна 342.

Ответы 1 CH 3 -O-CH 2 -C (CH 3 )- O- CH 2 -COOH 3,5 диокси-3 метилпентановая кислота

2 нитробензол - C 6 H 5 -NO 2 бензальдегид - C 6 H 5 -COH цитраль- CH 3 - C(CH 3 )= CH-CH 2 -CH 2 - C(CH 3 )=CH-COH -3,7 диметилоктадиен 2,6-аль-1 3 CH 3 -(CH 2 ) 4 - COOH -гексановая кислота

4 1- изоамилбутират 2- бутилбутират 3- изоамилацетат 4- этилбутират 5- амилформиат 5 C 6 H 12 O изоамилбутират 2- бутилбутират 3- изоамилацетат 4- этилбутират 5- амилформиат 5 C 6 H 12 O 6 2 CH 3 - CHOH-COOH -молочная кислота

6 COO-CH 3 -1,2 диметилбензоат 7 HCOOH - муравьиная кислота 8 C 2 H 4 - газ этилен 9 C 12 H 22 O 11 - сахароза