Обеспечение обязательности и качества общего образования как организационно- педагогическая проблема Клейман Илья Самуилович начальник отдела оценки качества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обеспечение обязательности и качества общего образования как организационно- педагогическая проблема Итоговый Педагогический совет ГОУ СОШ 317 Москва 2011.
Advertisements

Обеспечение обязательности и качества общего образования как организационно- педагогическая проблема Клейман Илья Самуилович начальник отдела оценки качества.
Обеспечение обязательности и качества образования как организационно-педагогическая проблема Анализ деятельности системы образования Гремячинского муниципального.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную.
Об обеспечении обязательного общего образования в общеобразовательных учреждениях края.
Мониторинг качества образования Сентябрь, 2008 г. Совещание со специалистами муниципальных органов управления образованием.
ЧТО МЕНЯЕТСЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ С ВВЕДЕНИЕМ НОВОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»? Зачесова Е.В.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений Нижегородской области в 2011 году в рамках построения общероссийской системы.
общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение.
Законопроект «Об образовании»- школьное образование и обучение. Мифы и реальность.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273 -ФЗ Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Об утверждении Порядка реализации мероприятий по стимулированию педагогических работников по результатам обучения школьников в учебном году.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КДН И ЗП ПЕРМСКОГО КРАЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КДН И ЗП. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
Конституция РФ Статья Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Институциональная структура законодательства об образовании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРА ТИВНО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.
Законодательная база государственно- общественного управления.
СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.
Транксрипт:

Обеспечение обязательности и качества общего образования как организационно- педагогическая проблема Клейман Илья Самуилович начальник отдела оценки качества образования и лицензирования Министерства образования Пермского края Коллегия Министерства образования Пермского края 25 июня 2008 года

Конституция РФ Статья Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Закон РФ «Об образовании» Статья 19. Общее образование 1.Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. 3. Общее образование является обязательным. 4. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Закон РФ «Об образовании» о разграничении полномочий в части обязательности образования Статья 29. Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования Статья 31. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 17) надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, исполнением федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также за деятельностью органов местного самоуправления 6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования 8.1) обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме ЕГЭ 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам 5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования 14) самостоятельное формирование контингента 15) самостоятельное осуществление образовательного процесса 16) осуществление контроля успеваемости и промежуточной аттестации 3. Образовательное учреждение несет ответственность за: 2) реализацию не в полном объеме образовательных программ; качество образования своих выпускников

Документы федерального уровня об обеспечении обязательности образования Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Статья 14. Органы управления образованием и образовательные учреждения в пределах своей компетенции: 1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних. 4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях. Письмо Минобразования РФ от 21 марта 2002 г. N 419/28-5 "О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях» К компетенции органов управления образованием субъектов Российской Федерации относятся: - координация деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений по сбору данных о детях, подлежащих приему в образовательные учреждения, о детях, не получающих образование в нарушение закона; - осуществление контроля за соблюдением муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями законодательства об образовании; - формирование регионального банка данных о численности детей, подлежащих приему в образовательные учреждения, о детях, не обучающихся в образовательных учреждениях; - подготовка предложений по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, по обеспечению гарантий прав детей на получение обязательного общего образования в субъекте.

Обязательным считается тот уровень образования, который государство обязано предоставить гражданам и который гражданин обязан освоить для полноценного участия в жизни общества. ГосударствоРодители ШколаУченики Ответственность ? за все

Факторы, влияющие на обеспечение обязательности образования Сеть Материальная база Укомплектованность кадрами Разнообразие форм получения образования Система воспитательной работы Учет, контроль Управленческие решения Обновление содержания образования

ДУАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕСУРСЫУСЛОВИЯ ПРОЦЕСС (образовательная программа) РЕЗУЛЬТАТ РЕГИОН ОМС ДИРЕКТОР УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК

Установка системы «Хронограф» в образовательные учреждения края, формирование баз данных учреждений и обучение персонала работе с системой (в части персонифицированного учета детей, подлежащих обучению) Создание системы учета детей при взаимодействии заинтересованных ведомств и учреждений, общественности, подготовка распорядительного документа на уровне Правительства края г. Мероприятия Министерства образования края по обеспечению исполнения законодательства об обязательности общего образования Создание условий для обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (ресурсы) Обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена Осуществление контроля и надзора за исполнением законодательства в части обязательности общего образования

Организация учета детей, подлежащих обучению, на региональном уровне Во исполнение постановления Губернатора Пермской области Об обеспечении обязательности основного общего образования (447-р от ) Министерством образования Пермского края, муниципальными органами управления образованием организован учет детей, подлежащих обучению по программам основного общего образования.

Постановление Губернатора Пермской области Об обеспечении обязательности основного общего образования (447-р от ) 1.2. Деятельность по учету детей, подлежащих обучению, представляет собой систему организационных, социальных, педагогических и иных мероприятий, направленных на обеспечение обязательности основного общего образования, закрепленного в статье 43 Конституции Российской Федерации, статье 19 закона Российской Федерации "Об образовании» Учет детей, подлежащих обучению, осуществляется с целью установления, предупреждения, снижения и устранения безнадзорности несовершеннолетних, обеспечения необходимых мер, направленных на получение начального общего и основного общего образования гражданами в возрасте от 6 до 15 лет Учет детей, подлежащих обучению, осуществляется органами местного самоуправления в лице органов управления образованием, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при содействии органов управления здравоохранением, социальной защиты населения, органов внутренних дел 2.7. Департамент образования Пермской области: обеспечивает сбор, хранение и анализ полученной готовит проекты нормативно-правовых актов Губернатора; принимает необходимые распорядительные акты; готовит аналитические материалы; представляет ежегодно к 15 октября информацию по вопросу обеспечения основного общего образования в Администрацию области.

Информация по вопросам обеспечения обязательности образования и сроки ее представления (циклограмма) ИнформацияСроки представления информации ОУ в МОУО Сроки представления информации МОУО в Министерство образования Сроки представления информации Министерством образования в Администрацию губернатора Пофамильный список детей, не приступивших к занятиям и отчет о мерах, предпринятых для их возвращения в школы (в электронном виде для формирования банка данных); Формы Госстатистики (ОШ-1, РИК-76, Д-12 и др.) 5 сентября15 сентября- Пофамильный список детей, из числа не приступивших к занятиям 1 сентября, которых не удалось вернуть в школы и отчет о предпринимаемых мерах 10 ноября15 ноября- Информация о детях, пропускающих занятия в течение длительного периода времени без уважительной причины 5 ноября 5 февраля 5 мая 15 ноября 15 февраля 15 мая - Информация о выполнении распоряжения губернатора «Об обеспечениии обязательности основного общего образования» --15 октября

9 класс УНПО 11 класс работа УСПО курсы работа УНПО УСПО вуз Армия юноши вуз бакалавриат специалитет работа магистратура специалитет магистратура аспирантура работа магистратура работа ППК работа ППК второе высшее вечерняя школа курсы УСПО вуз заочное отделение ПК вуз Выбор образовательной траектории работа

Барьеры Институциональные Территориальные Социальные и культурные Экономические Мотивационные Информационные …………………………

9 класс 11 классвуз бакалавриат магистратура аспирантура работа Выбор образовательной траектории и барьеры в системе образования ППК Барьер 1 Экономический, Образовательный Барьер 2 Экономический, Территориальный, Образовательный В регионе В другом регионе Столичный вуз Барьер 3 Столичная Региональная Экономический, Образовательный, Временной

Продолжение обучения после 9-го класса

Стратегия А Расширение ресурса качественного образования

Проблемы качества Увеличение количества школ с хорошими показателями качества процесса и результата обучения Увеличение количества учащихся в школах с хорошими показателями качества процесса и результата обучения Подъем школ, средних по качеству процесса и результата обучения, до уровня хороших (не обязательно лучших)

Стратегия В Увеличение доступности существующего ресурса качественного образования

Адресная поддержка для увеличения доступности качественного образования Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений Дошкольное (предшкольное) образование Уточнение социальной направленности изменения системы финансирования учреждений общего среднего образования Налаживание взаимодействия системы образования с общественностью Повышение мотивированности молодежи к получению качественного общего образования

качество образования – это А. уровень достижения комплекса образовательных задач, включая: – учебные результаты, – социализацию выпускников, –включая овладение навыками –ориентации и функционирования –в современном обществе – развитие гражданского самосознания, Б. соответствие ожиданиям/требова ниям потребителей С. при условии соблюдения нормативных требований условиям обучения и освоению образовательного стандарта

Особенности управления качеством – открытость системы Открытость - зависимость результатов от факторов, на которые мы не можем влиять А. Результаты обучения зависят от: Социальной среды, родителей (образование, социальный статус), Информационно-культурной среды Образовательной среды В Ресурсы зависят от социально-экономических факторов Уровень экономического развития территории Уровень урбанизации и др.

Нельзя требовать одинаковых результатов от систем, находящихся в разных условиях Результаты российских учащихся в зависимости от расположения образовательных учреждений

75 Школа 1 55 Школа 2 Т к

75 Школа 1 55 Школа 2 Т нТ к 20 60

75 Школа 1 55 Школа 2 φ ¹φ ¹ φ ² Т нТ к

Качество Качество - это всегда оценка достигнутого результата по сравнению с первоначальным состоянием Под оценку качества должна подпадать не абсолютная величина того или иного показателя, а так называемая «добавленная образовательная стоимость» Важно понимать, что оценка качества работы педагога - это всегда не оценка результатов его учеников с неким абстрактным внешним мерилом (типа "отличников и хорошистов не менее 75%"), а оценка результатов относительно возможностей именно этих учеников Иными словами, в образовательной оценке качества ведущую роль должны играть не абсолютные, а относительные показатели

Стратегия контроля Одной из важнейших сторон управления качеством образования является выбор стратегии контроля из двух основных вариантов – внешний контроль и внутреннее стимулирование. Выбор стратегии контроля на различных уровнях управления требует учета совместимости контроля и стиля управления, учета сложившихся традиций, возможности получения надежных оценок качества.

Внешний контроль Внешний контроль проявляется в постоянном контроле сверху за деятельностью нижестоящего уровня и в четком материальном стимулировании результатов работы. Он основан на постановке перед управляемым уровнем трудных целей, стимулировании большинства и действует против недобросовестных работников. К нежелательным последствиям этого варианта контроля относится стремление контролируемых улучшить не саму работу, а ее показатели, желание заниматься только тем, что контролируется, забросив остальное, старание блокировать сведения, снижающие оценку, что приводит к утрате достоверности всей системы управленческой информации, непроизводительному расходованию сил и времени.

Внутреннее стимулирование Внутреннее стимулирование – это путь к признанию, средство самоутверждения и завоевания авторитета. Оно содержит коллективное и индивидуальное установление целей работы, использование оценки контроля для выявления проблем и поиска их решения, возможной комплексной оценке контролируемой работы. Действенное управление качеством образования возможно только при стратегии внутреннего стимулирования. Образовательный процесс и контроль за качеством результатов не должны разделяться или противопоставляться друг другу. Ни ужесточение внешнего контроля, ни предоставление независимого статуса контролерам не обеспечит качества. Контролируя качество, надо ставить перед собой задачу не наказания виновных, а выявления причин, порождающих низкое качество, и их последовательное устранение.

При создании системы управления качеством образования необходимо иметь в виду, что требуется реализация одновременно двух подходов: сверху вниз и снизу вверх. Сверху надо строить систему обеспечения условий управления качеством образования нормативную базу, научно-методическую основу, организационные структуры, подготовку кадров, разрабатывать технологии и методики, осуществлять информационное обеспечение и т.п. Это даст возможность сделать управление качеством обязанностью каждого педагога и каждого образовательного учреждения.

Как изменить школу Развитие школьного дела эмпирически показало, что управляемая извне, государственная школа не в состоянии полноценно выполнять возложенные на нее задачи, то есть обеспечить надлежащее качество образования. Было установлено, что все попытки реформировать школу со стороны государства, извне при самых благих намерениях и самых замечательных программах не приводят ни к чему.

На вопрос, как может школа стать педагогически лучше, эффективней и экономней, есть только один ответ: школа должна стать самостоятельной.

Информация о результатах ЕГЭ в Пермском крае в сравнении с РФ, май-июнь 2008 г. Предмет "2""3""4""5" средний балл РФПКРФПКРФПКРФПКРФПК английский язык5,903,5026,1023,1349,6053,3718,4020,0064,967,7 немецкий язык13,78,1638,8041,8434,6038,7812,9011,2256,258,9 французский яз4,500%22,402,6347,0060,5326,1036,8469,379,7 химия11,69,8037,9039,7033,9035,3016,6015,2055,755,9 физика9,608,5041,0043,6737,2035,8512,2011,975352,8 история России10,08,803839,5037,0037,0215,0014,6851,151,2 биология6,605,5345,3052,3035,1033,8513,008,3254,452,8 география8,706,4440,0036,0239,5042,8311,8014,7151,453,3 русский язык9,108,2044,0039,9036,2039,0010,7012,9056,357,7 математика23,512,6039,5045,6028,0028,909,0012,9038,142,2

ВЫБОР ПРЕДМЕТОВ ВЫПУСКНИКАМИ 11-х классов 33709; 76%

ВЫБОР ПРЕДМЕТОВ ВЫПУСКНИКАМИ 11-х классов (76%)

1Горнозаводский район ,38 2Гайнский район ,34 3г. Кудымкар ,31 4Косинский район ,09 5Кочевский район ,03 6Ленинский район ,02 7Юсьвинский район ,00 41Кишертский район ,50 36Верещагинский район ,50 59Чернушинский район ,49 33Бардымский район ,47 21Александровский ,43 52Сивинский район ,40 46Октябрьский район ,38

Широкая диверсификация образования - один из путей развития образовательной системы России и вхождения ее в мировое образовательное пространство. Диверсификация образования предполагает: многообразие образовательных учреждений и программ, квалификаций и документов об образовании, их нострификацию; разнообразие уровней и подуровней образования, базы и сроков подготовки и переподготовки; многоканальное финансирование и многообразие в управлении образованием.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ОТВЕТ НА ВОПРОС: «ЗАЧЕМ?» КАЧЕСТВО ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ДОСТУПНОСТЬ