Развитие системы стратегического планирования в Ленинградской области Шарапов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
Advertisements

1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
Н ОРМАТИВНАЯ БАЗА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Л.С. Ведерникова, заведующая.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление в городских и сельских поселениях. Местное самоуправление –
НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Местное самоуправление Бисултанов А. А Андреев Г..
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
LOGO Основные сведения о бюджете МО ГО «Сыктывкар» (в соответствии с решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от / «О бюджете МО ГО «Сыктывкар»
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
Ратификация Конвенции ООН о правах инвалидов. Конвенция ООН о правах инвалидов Принята Генеральной Ассамблеей ООН - 13 декабря 2006 года Подписана Российской.
Основы организации бюджетного процесса. Правовой основой бюджетного процесса в Российской Федерации выступают: Конституция Российской Федерации, Бюджетный.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Обзор жилищного законодательства Российской Федерации.
1 Тема 16 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ СПК ПС ОМС.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Подготовили : Студенты 41 группы Дегтеренко Марина и Жуковская Алла.
Транксрипт:

Развитие системы стратегического планирования в Ленинградской области Шарапов

Политико-правовые факторы и условия развития Официальное признание местного самоуправления в России как института народовластия, независимого от государственной власти и отражающего процесс демократизации гражданского общества, произошло лишь в последние годы. В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления, ратифицированной Федеральным Собранием в апреле 1998 года, под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Политико-правовые факторы и условия развития В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституцией РФ (ст.ст. 12, ) признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Федеральный закон от ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дает понятие местного самоуправления в Российской Федерации.

Политико-правовые факторы и условия развития Законом Ленинградской области от ОЗ «О местном самоуправлении в Ленинградской области» практически дублируется понятие, данное в Законе РФ, и местное самоуправление в Ленинградской области определяется как, признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Уставом Ленинградской области самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению путем референдума, выборов, сходов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Нормативно-правовые акты В настоящее время в Российской Федерации существуют ряд нормативно- правовых актов, касающихся стратегического планирования. Международные нормативно-правовые акты; Нормативно-правовые акты федерального значения; Нормативно-правовые акты регионального значения (Ленинградская область); Нормативно-правовые акты местного значения.

Международные нормативно- правовые акты 1. Европейская Хартия местного самоуправления. Международный договор от года. Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от года 55-ФЗ – Собрание законодательства РФ 1998, 15 ст. 1695). 2. Декларация о принципах местного самоуправления в государствах - участниках Содружества. Принята Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества независимых государств от года.

Нормативно-правовые акты федерального значения 1. Конституция Российской Федерации от года. 2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 8 декабря 2003 года) Федеральный закон от ФЗ 3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от года 131-ФЗ. 4. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 29 июня 2004 года). Федеральный закон от года 126-ФЗ.

Нормативно-правовые акты федерального значения 5. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации (с изменениями на 9 июля 1999 года). Федеральный закон от года 115-ФЗ. 6. Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утверждены Указом Президента РФ от года Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ от года 440.

1. О местном самоуправлении в Ленинградской области (с изменениями на 6 июня 2002 года). Закон Ленинградской области от года 12-ОЗ 2. О региональных целевых программах Ленинградской области (с изменениями на 23 октября 2001 года). Закон Ленинградской области от года 23-оз 3. Устав Ленинградской области (в редакции Закона Ленинградской области от 12 июля 2001 года N 44-оз) (с изменениями на 20 декабря 2002 года). Закон Ленинградской области от года 6-оз. Нормативно-правовые акты федерального значения

4. Порядок разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области, утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от года О Концепции социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области на период до 2005 года. Постановление Правительства Ленинградской области от года О разработке стратегического плана развития Ленинградской области на период до 2010 года. Распоряжение Губернатора Ленинградской области от года 267-рг. Нормативно-правовые акты федерального значения

7. О мерах по осуществлению стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований Ленинградской области. Распоряжение Губернатора Ленинградской области от года 50-рг. 8. О порядке проведения конкурса муниципальных образований Ленинградской области по итогам социально-экономического развития за год (с изменениями на 15 августа 2003 года). Распоряжение Губернатора Ленинградской области от года 26-рг. Нормативно-правовые акты федерального значения

Нормативно-правовые акты местного значения Нормативно-правовая база местного значения состоит прежде из Устава муниципального образования, и принимаемых в соответствии с ним актов местного самоуправления. Уставы Муниципального образования устанавливают порядок и формы реализации жителями муниципального образования своих конституционных прав на осуществление местного самоуправления на территории муниципального образования при решении вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения.

Определение статуса документов по стратегическому планированию В соответствии с теорией юриспруденции акты российского законодательства по их юридической силе (юридическому статусу) можно подразделить на: Законодательные акты Подзаконные акты Локальные акты

Законодательные акты Конституция РФ (основной закон); Федеральные Конституционные законы; Кодификационные законодательные акты (Кодексы) Федеральные законы (Законы РФ); Законы субъектов РФ.

Подзаконные акты Постановления Правительства РФ; Указы и Распоряжения Президента РФ; Акты органов исполнительной власти РФ Акты органов исполнительной власти субъектов РФ Решения органов местного самоуправления.

Локальные акты правовые акты, регламентирующие порядок осуществления хозяйственной деятельности юридических лиц.

Принятие законодательных актов РФ по стратегическому планированию Принятие законодательных актов Российской Федерации по стратегическому планированию, в соответствии со ст.ст Конституции РФ можно подразделить на следующие основные этапы: Подготовка законопроекта. Процесс внесения и рассмотрения законопроекта в Федеральном Собрании РФ и Аппарате Президента РФ Обнародование и вступление принятого закона в юридическую силу.

Стратегическое планирование на региональном уровне В Ленинградской области действует областной Закон «О региональных областных программах в Ленинградской области» от г. 23-оз (с изменениями на г.). В соответствии с данным Законом «региональная целевая программа или региональная целевая программа социально-экономического развития Ленинградской области - утвержденный Законодательным собранием Ленинградской области комплекс обоснованных и согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение приоритетных социально-экономических задач, имеющих общеобластное значение».

Эффективность программ Социальная эффективность программы зависит от составляющих уровня и качества жизни населения, являющихся непосредственным следствием реализации программы и имеющих количественные оценки. Экономическая эффективность программы - совокупные изменения финансового положения всех участников программы, наступившие вследствие ее реализации.

Разработка программ Проекты программ разрабатываются на основании решений Законодательного собрания Ленинградской области, органов исполнительной власти Ленинградской области или органов местного самоуправления. Проекты программ могут разрабатываться как силами органов исполнительной власти Ленинградской области, так и с привлечением специализированных научно- исследовательских и консалтинговых организаций. Орган, принявший решений о разработке проекта программы, обеспечивает финансирование его разработки.

Финансирование программ Финансирование программ осуществляется в соответствии с действующими федеральными и областными законами, нормативными правовыми актами Правительства и Губернатора Ленинградской области, а также договорами, заключенными в рамках программ. Финансирование программ за счет средств областного бюджета Ленинградской области осуществляется в соответствии с областным законом об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий год. К финансированию программ могут привлекаться на договорной основе средства федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, бюджетов других субъектов Российской Федерации, а также юридических лиц и физических лиц.

Рассмотрение проекта Разработанная программа до 1 февраля предшествующего бюджетному года направляется на рассмотрение органа исполнительной власти по профилю деятельности. При положительной оценке соответствующий орган исполнительной власти до принятия официального решения исполняет функции представителя заказчика, который должен обеспечить до 1 апреля предшествующего бюджетному года, предоставление проекта программы в комитет по экономике и инвестициям, комитет финансов, юридический комитет и экспертный совет, доработку в течение месяца проекта программы в соответствии с полученными замечаниями и предложениями.

Рассмотрение проекта После согласования и доработки, при наличии заключений комитета по экономике и инвестициям, комитета финансов, юридического комитета и экспертного совета проект программы вносится на рассмотрение Правительства Ленинградской области и далее - в Законодательное собрание Ленинградской области для утверждения. Орган местного самоуправления или его представители включаются в состав исполнителей программы на договорной основе, если часть мероприятий программы осуществляется на подведомственной им территории.

Экономические факторы и условия развития процесса территориального стратегического планирования Анализу и оценке экономической ситуации и уровня достигнутого территорией экономического развития уделяется в отечественной практике стратегического планирования достаточно значительное внимание, иногда эта оценка занимает центральное место и гипертрофированна по сравнению с другими элементами стартового стратегического анализа, что создает риск недооценки уровня социального развития территории, недоучета возможных будущих социальных противоречий и конфликтов.

Основные показатели для оценки уровня экономического развития ВВП или ВРП в целом и на душу населения; ВВП или ВРП в целом и на душу населения; отраслевая структура экономики и ее динамика по численности занятых и/или по количеству предприятий и/или по объему произведенной продукции; отраслевая структура экономики и ее динамика по численности занятых и/или по количеству предприятий и/или по объему произведенной продукции; структура производимой продукции; структура производимой продукции; отраслевая структура промышленности; отраслевая структура промышленности; оценка состояния основных фондов в промышленности, на транспорте и в других ключевых отраслях; оценка состояния основных фондов в промышленности, на транспорте и в других ключевых отраслях; выявление и анализ развития современных кластеров экономики; выявление и анализ развития современных кластеров экономики; конкурентоспособность продукции, производимой на территории, и ее основные рынки сбыта; конкурентоспособность продукции, производимой на территории, и ее основные рынки сбыта;

Основные показатели для оценки уровня экономического развития оценка (характеристики) инвестиционного климата и уровня инвестиционной активности, в том числе иностранных инвесторов; оценка (характеристики) инвестиционного климата и уровня инвестиционной активности, в том числе иностранных инвесторов; оценка потребительского рынка, показатели розничного товарооборота и др.; оценка потребительского рынка, показатели розничного товарооборота и др.; оценка уровня внешнеэкономической деятельности; оценка уровня внешнеэкономической деятельности; экспортно-импортная структура экономики; экспортно-импортная структура экономики; баланс валютных поступлений; баланс валютных поступлений; объем производства, выполненный в рамках муниципального заказа объем производства, выполненный в рамках муниципального заказа

Анализ российской практики оценки уровня социального развития территорий для целей разработки стратегических документов

Оценка уровня социального развития территории в практике отечественного стратегического планирования включает, как правило, оценку различных секторов социальной сферы. Оценка уровня социального развития территории в практике отечественного стратегического планирования включает, как правило, оценку различных секторов социальной сферы.

Оценка демографической ситуации и здоровья населения Оценка демографическое ситуации и здоровья населения, что определенным образом характеризует уровень социального благополучия территории. Эту оценку основывают на: Оценка демографическое ситуации и здоровья населения, что определенным образом характеризует уровень социального благополучия территории. Эту оценку основывают на: оценке социально-демографической ситуации и ее влиянии на состоянии здоровья населения; оценке социально-демографической ситуации и ее влиянии на состоянии здоровья населения; оценке влияния экологии на здоровье населения; оценке влияния экологии на здоровье населения; оценке здоровья населения. оценке здоровья населения. Комплекс этих оценок свидетельствует о жизнедеятельности различных социально-демографических групп, в том числе и среди беднейшего населения. Комплекс этих оценок свидетельствует о жизнедеятельности различных социально-демографических групп, в том числе и среди беднейшего населения.

Оценка сферы социальной защиты Оценка сферы социальной защиты, имеющей важную роль в борьбе с бедностью и социальной интеграции Оценка сферы социальной защиты, имеющей важную роль в борьбе с бедностью и социальной интеграции данные о структуре и количественных характеристиках лиц, нуждающихся в социальной защите (пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи, безработные, лица БОМЖ, освободившиеся из мест заключения и т.д.); данные о структуре и количественных характеристиках лиц, нуждающихся в социальной защите (пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи, безработные, лица БОМЖ, освободившиеся из мест заключения и т.д.); структура и материальная база учреждений сферы социальной защиты; структура и материальная база учреждений сферы социальной защиты; характеристика системы социальной защиты по группам особо нуждающихся характеристика системы социальной защиты по группам особо нуждающихся

Оценка жилищных условий населения Показатели состава и структуры жилищного фонда, его движения, капитального ремонта, реконструкции, Показатели состава и структуры жилищного фонда, его движения, капитального ремонта, реконструкции, Степень благоустройства жилищного фонда коммунальными услугами и связью, Степень благоустройства жилищного фонда коммунальными услугами и связью, Обеспеченность населения жильем и число домохозяйств, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. Обеспеченность населения жильем и число домохозяйств, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. Показатели жилищно-коммунального обслуживания: тарифы, % оплаты населением, % сбора оплаты и т.д. Показатели жилищно-коммунального обслуживания: тарифы, % оплаты населением, % сбора оплаты и т.д.

Оценка развития сферы образования Обеспеченность населения местами в детских дошкольных учреждениях, мест на 1000 жителей Обеспеченность населения местами в детских дошкольных учреждениях, мест на 1000 жителей Обеспеченность населения местами в общеобразовательных школах, мест на 1000 жителей Обеспеченность населения местами в общеобразовательных школах, мест на 1000 жителей Численность учащихся в муниципальных общеобразовательных дневных школах, чел. Численность учащихся в муниципальных общеобразовательных дневных школах, чел. Численность учителей в государственных дневных общеобразовательных школах (на начало учебного года), чел. Численность учителей в государственных дневных общеобразовательных школах (на начало учебного года), чел. Обеспеченность населения местами в учреждениях профессионального технического образования, мест на 1000 жителей Обеспеченность населения местами в учреждениях профессионального технического образования, мест на 1000 жителей Удельный вес учащихся в дневных общеобразовательных школах, занимающихся во 2 смену, к общему числу учащихся, %. Удельный вес учащихся в дневных общеобразовательных школах, занимающихся во 2 смену, к общему числу учащихся, %.

Оценка степени развития сферы культуры Общее число, состав и состояние материальной базы учреждений культуры Общее число, состав и состояние материальной базы учреждений культуры Степень удовлетворения потребностей населения в клубных учреждениях, кинотеатрах, учреждениях искусства, библиотеках Степень удовлетворения потребностей населения в клубных учреждениях, кинотеатрах, учреждениях искусства, библиотеках Организация и развитие различных форм досуга для различных категорий населения, в том числе для социально уязвимых групп. Организация и развитие различных форм досуга для различных категорий населения, в том числе для социально уязвимых групп. Развитие и поддержка семейных форм досуга Развитие и поддержка семейных форм досуга

Оценка развития сфер физической культуры Общее число, состав и состояние материальной базы спортивных сооружений и инфраструктуры досуга Общее число, состав и состояние материальной базы спортивных сооружений и инфраструктуры досуга Количественные параметры основных форм физической работы с гражданами, в том числе с подростками, социально уязвимыми группами Количественные параметры основных форм физической работы с гражданами, в том числе с подростками, социально уязвимыми группами Показатели активного отдыха населения, семейного, детского отдыха. Показатели активного отдыха населения, семейного, детского отдыха. Показатели объемов въездного и выездного туризма Показатели объемов въездного и выездного туризма

Градостроительство и архитектура показатели паспортизации и реставрации памятников истории и архитектуры; показатели паспортизации и реставрации памятников истории и архитектуры; характеристика мероприятий по сохранению градостроительных традиций, исторического облика территории; характеристика мероприятий по сохранению градостроительных традиций, исторического облика территории; характеристика новых градостроительных проектов. характеристика новых градостроительных проектов.

Общественная безопасность Общественная безопасность, являющаяся одной из наиболее острых социальных проблем в России, оценивается по: Общественная безопасность, являющаяся одной из наиболее острых социальных проблем в России, оценивается по: рангу территории в преступном массиве РФ (в %); рангу территории в преступном массиве РФ (в %); общему индексу преступности; общему индексу преступности; доле молодежной преступности. доле молодежной преступности.

Бюджетные расходы на социальное развитие и территориальное стратегическое планирование

Бюджетные расходы В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ обоснование бюджетных расходов на развитие социальной сферы учитывает: действующее на момент начала разработки проекта бюджета налоговое законодательство; нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов всех уровней управления; предполагаемые объемы финансовой помощи из вышестоящих бюджетов; виды и объемы расходов, передаваемые с государственного уровня бюджетной системы РФ на региональный и муниципальный уровни;

Бюджетные расходы нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг; нормативы минимальной бюджетной обеспеченности. Составление бюджета территории в целом на финансовый год основывается на: прогнозе социально-экономического развития территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики территории; прогнозе сводного баланса территориальных финансовых ресурсов; плане развития регионального/муниципального сектора экономики.

Действующая система критериев оценки уровня соц.-экон-го благополучия МО ЛО В Ленинградской области отделом экономических основ развития местного самоуправления Правительства Ленинградской области разработана методика рейтинговой оценки развития муниципальных образований, которая дает возможность оценить относительную эффективность мер, принимаемых органами местного самоуправления по реализации социально- экономической политики. Такая оценка представляет собой сравнение (в процентах) достигнутого результата в конкретном муниципальном образовании с наилучшим результатом среди всех муниципальных образований.

В качестве параметра позволяющего сравнить муниципальные образования между собой, используется рейтинг, построенный на формализованных показателях, отражающих уровень развития социальной сферы, уровень экономического развития и финансовое состояние муниципальных образований. Таким образом, структурно рейтинг развития муниципальных образований состоит из трех частных рейтингов: Рейтинг социального развития; Рейтинг экономического развития; Рейтинг финансового состояния.

Демографическое состояние: Частный рейтинг социального развития муниципального образования определяется рейтингами демографического состояния, состояния сфер образования, здравоохранения, культуры и жилищных условий, которые в свою очередь включают следующие показатели: Демографическое состояние: Демографическая нагрузка на население в трудоспособном возрасте, % Рождаемость на 1000 жителей Смертность на 1000 жителей

Обеспеченность населения местами в детских дошкольных учреждениях, мест на 1000 жителей Обеспеченность населения местами в общеобразовательных школах, мест на 1000 жителей Численность учащихся в муниципальных общеобразовательных дневных школах, чел. Численность учителей в государственных дневных общеобразовательных школах (на начало учебного года), чел. Обеспеченность населения местами в учреждениях профессионального технического образования, мест на 1000 жителей Удельный вес учащихся в дневных общеобразовательных школах, занимающихся во 2 смену, к общему числу учащихся, %. Образование:

Здравоохранение: Обеспеченность населения больничными койками, коек на 1000 жителей Обеспеченность населения амбулаторно- поликлиническими учреждениями, посещений в смену на 1000 жителей Обеспеченность населения врачами на жителей, чел Обеспеченность населения средним медицинским персоналом на жителей, чел. Число детей умерших в возрасте до одного года на 1000 родившихся, чел..

Культура и Жилищные условия: Число зарегистрированных преступлений на 1000 жителей; Посещаемость музеев, тыс. посещений; Книжный фонд в универсальных библиотеках, млн. экз.; Число спортивных сооружений, ед.; Количество детских летних лагерей отдыха, ед.; Средняя обеспеченность одного жителя общей площадью, кв.м.

Методика рейтинговой оценки муниципальных образований Ленинградской области Рейтинговая оценка уровней развития муниципальных образований дает возможность оценить относительную эффективность мер, принимаемых органами местного самоуправления по реализации социально- экономической политики. Такая оценка представляет собой сравнение (в процентах) достигнутого результата в конкретном муниципальном образовании с наилучшим результатом среди всех муниципальных образований.