МО учителей русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа 37.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Урок-презентация по творчеству В.П. Астафьева. Повесть "Пастух и пастушка"
Advertisements

Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем,
МОУ лицей 2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся Скородумова.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
У читель русскогоыка и литературы МБОУ » СОШ 6» г. Чебоксары Козлова Р. В.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения. 2. Проблема выбора книги для чтения и роли книги в становлении личности.
Литература 7 класс Урок 1 Изображение человека как важнейшая задача литературы. Личность автора, его труд, позиция и авторское отношение к героям.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Обращение к мифологической традиции в разные периоды развития литературы. Организация самостоятельной деятельности учащихся. Выполнила: Малеванова Юлия.
Тема: «Чтобы слышать боль каждого» (по произведениям В. Астафьева)
Виталий Закруткин «Матерь человеческая» «Матерь человеческая»урок-размышление Автор презентации: Васильева В.А. Учитель русского языка и литературы МОУ.
Виктор Петрович Астафьев Биография С. Овсянка, недалеко от Красноярска. С. Овсянка, недалеко от Красноярска. Воспитывала бабушка, затем в детдоме.
«Мы – люди, потрясённые Шукшиным» Презентация к уроку литературы в 7-ом классе по рассказам В. М.Шукшина.
Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам.
Виктор Астафьев ( ) русский писатель, автор многочисленных повестей и рассказов о Великой Отечественной войне В центре внимания писателя - жизнь.
1. Рассказ - это а) разновидность очерка, где главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций; б) жанр.
Сиротина Анастасия, ученица 9 класса А МОУ «СОШ 25 с углубленным изучением отдельных предметов»
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Автор: Макеева А.В. МОУ «Благодаровская СОШ». «Уроки доброты». Главный герой рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского». «Я написал этот рассказ в надежде,
Транксрипт:

МО учителей русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа 37

Твое имя – УЧИТЕЛЬ Учитель влияет на вечность: он никогда не может сказать, где прекращается его влияние. (Г.Адамс)

Общий педагогический стаж – 182 Средний педагогический стаж – 26 Средний возраст – 47 Категория: высшая – 5 первая- 1 вторая- 1

Многому я научился у своих наставников, ещё большему у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников.

Педагогический перекресток (про наши педагогические принципы и методические идеи)

Русский язык – национально- культурное наследие Педагогическая философия: Воспитание языкового эстетического идеала... Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, выразительности, о вместительности своего родного языка. (Н.К.Рерих) Ценности: 1.Русское слово 2. Языковая личность (ученик)

Миссия : Формирование языковой личности с ценностным взглядом на язык: Воспитание у школьников языкового эстетического идеала (убеждения), что родной язык не только универсальное средство общения людей, познания окружающего мира, но и национально-культурное наследие, способное вызвать языковое эстетическое чувство. Формирование языкового эстетического идеала, или умения оценивать родной язык и родную речь по законам прекрасного.

Факторы актуальности эстетического познания русского языка: Либерализация и расшатывание норм языка, снижение общей и словесной культуры, изменение эстетического вкуса носителей языка. Современная методическая наука определяет родной язык как главную духовную ценность и основу для формирования у ученика ценностных ориентаций, повышающих гуманистическое, а следовательно, и эстетическое отношение к действительности, искусству, миру, человеку и языку.(М.Т.Баранов, М.Р.Львов, А.Д.Дейкина, Е.А.Быстрова и др.) Утверждение в школьном преподавании русского языка приоритетных позиций текста как средства обучения, его лингвистического и лингвостилистического анализа. (Н.М.Шанский, А.Д.Дейкина, А.Ю.Купалова и др.)

Ожидаемый результат: Развитый языковой эстетический идеал.

Учебно-методическое обеспечение реализации педагогической идеи: «Русская словесность» «Стилистика и культура речи» «Мировая художественная культура» 1. Интегративные курсы: 2. Серия учебников Е.И.Никитиной «Русская речь» (5-9кл) 3. А.Д.Дейкина «Обучение и воспитание на уроках русского языка»-М., Тексты художественных произведений русской литературы

Некоторые подходы к решению задачи формирования и развития у школьников языкового эстетического идеала Основные задачи: Формирование у учащихся понятия,что эстетическая природа родного языка – это следствие духовно-нравственной жизни народа, его стремления к совершенству и духовности во всем. Сочетание формирования и развития у школьников языкового эстетического идеала с духовно-нравственным воспитанием. (мировоззренческий и культуроведческий план в обучении русскому языку)

Как приблизить учащихся к осмыслению того, что язык – эстетический феномен? Обращение к фольклору, высказываниям писателей, ученых, к анализу художественных текстов. Например: В.Белов «Лад: очерки о народной эстетике» (отрывок): Что значило для народной жизни слово вообще? Дело в том, что слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с тем (и, может быть, как раз поэтому) оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло.

Отрывок из повести К.Г.Паустовского «Словари»: Из многих местных слов, которые я услышал, к примеру, во Владимирской и Рязанской областях, часть, конечно, мало понятно и мало интересно. Но попадаются слова, превосходные по своей выразительности, - например, старинное слово «окоем» - горизонт. Горизонт – это все то, что способен охватить наш глаз на земле, или, говоря по-старинному, все то, что «емлет око». Отсюда и происхождение слова окоем. Очень благозвучно и слово «Стожары»,- так в областях… народ называет созвездие Ориона. Это слово по созвучию вызывает представление о холодном небесном пожаре… Такие слова украсят и современный литературный язык… Форма работы с учениками: беседа об особом отношении русского человека к родному слову, о его значении в жизни, об эстетической природе слова вообще и такой части национального языка, как диалектное слово.

Знакомство учащихся со сведениями об эстетических свойствах родного языка: благозвучии языка, богатстве языковых средств, их выразительности, уместности употребления, а также примерами отступлений от эстетической нормы. На уроках повторения после изучения разделов науки о языке В процессе изучения грамматического материала

Цикл специальных уроков по ознакомлению учащихся с эстетическими свойствами русского языка. (по модели уроков А.Д.Дейкиной, с 5-9кл.) 5 класс: начало знакомства с эстетическими свойствами русского языка с понятия «благозвучие» (на уроке повторения раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Культура речи.») 5-9 классы: формирование умения составлять устное или письменное высказывание об эстетической стороне звучания слова. Для этого выполнение различных творческих заданий: сочинение-этюд о слове, звучание которого создает ощущение благозвучия или неблагозвучия; сочинение – рассуждение по теме высказываний писателей, лингвистов об эстетических качествах звуков; сочинение-миниатюра о слове по личным впечатлениям, характеризуя его со стороны звучания и значения (по высказываниям ученых – лингвистов, например, Л.И.Скворцова об экологии языка, фрагментам из книги К.И.Чуковского «Живой как жизнь», работе С.Я.Маршака «Воспитание словом», очерку Н.К.Рериха «Русский язык» и др.) Логическое завершение цикла уроков в 9 классе – обобщающий урок «Эстетическая функция русского языка».

Подготовка учащимися сообщений (или рефератов) в течение учебного года (8-9 классы). Примерные темы: 1. Эстетические свойства русского языка (благозвучие, богатство, выразительность, уместность употребления). 2. Коммуникативные качества хорошей речи. 3. Языковой эстетический вкус нашей эпохи (на материале современной публицистики, наблюдений над языком прессы, телевидения и т.д.) 4. Эстетическая функция языка художественной литературы. 5. «В нем все богатство, сила и гибкость нашего языка» (Из наблюдения над языком произведений А.С.Пушкина)

О Ч Е Н Ь В А Ж Н О ! Необходима систематическая работа по формированию у школьников умения находить нужные примеры в образцовом и несовершенном текстах, оценивать использование речевых средств выразительности, создавать свои творческие работы, отвечающие эстетическим нормам. Орфографические и пунктуационные задачи не должны заслонять эстетического восприятия текста и анализа его эстетической организации.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как жемчуг, и, право, иное названье драгоценней самой вещи. Н.В.Гоголь

Всевозрастная, всевременная, человекоформирующая литература. Закон триединого «О»: Очаровать книгой, Окрылить героем, Обворожить писателем.

Философия: Принцип гуманизации обучения и гуманизации знаний – основная стратегия уроков литературы. Ценности: художественная книга русское слово ученик, познающий себя

Миссия: Учебная роль художественной книги – нравственно помочь школьнику средствами искусства слова. «Человек во всем!» - главная заповедь уроков литературы.

Затеси Для ученика учеба – фундамент самообразования, писатель – источник глубоких, поучительных раздумий, литературный герой – мучительные искания Человека (в том числе и самого ученика). Решая учебную задачу, учитывай интересы, потребности ученика в каждом аспекте урока. Дай ученику право на свой путь и свой темп развития. Не подрезай ему крылья негативной отметкой. учителя литературы

Процесс литературного образования

Знание – сила, если в нем прорастает человек, состоявшийся и защищенный не только самим знанием, но и знанием самого себя. Е.Н.Ильин

ЛЮБИТЬ! ПОНИМАТЬ! ПРИНИМАТЬ! СОСТРАДАТЬ! ПОМОГАТЬ!

Звонки одного урока

Виктор Петрович Астафьев Наши духовные ценности

Цель урока: 1.Дать представление о личности В.П.Астафьева. 2.Показать нравственные идеалы писателя. 3.Дать краткий обзор тематики творчества Астафьева. 4.Определить жанровые особенности и идейное содержание повести «Пастух и пастушка». 5.Раскрыть философский смысл повести.

В.П.Астафьев ушел из жизни совсем недавно.Таких людей, как он, называют совестью нации.Восприимчивость и чуткость к людям,ярость при встрече со злом,честность и способность по-новому видеть мир,требовательность к себе и сентиментальностьлишь некоторые черты его неординарной личности.

Астафьев Виктор Петрович (родился г. в с. Овсянка Советского района Красноярского края), русский советский писатель. В детстве был беспризорным, воспитывался в детдоме. Участник Великой Отечественной войны. Начал печататься в 1951г. Автор книги "До будущей весны" (1953), романа "Тают снега" (1958), маленьких повестей "Перевал", "Стародуб" и "Звездопад", повестей "Кража" (1966), "Последний поклон" (1968). Произведения Аста- фьева посвящены людям труда, их напряжённой внутренней жизни, теме возмужания души.

Что с нами стало?! Кто и за что вверг нас в пучину зла и бед? Кто погасил свет добра в нашей душе? Кто задул лампаду нашего сознания, опрокинул его в тёмную беспробудную яму? Зачем это все похитили и ничего взамен не дали, породив безверье всесветное во всё. Кому молиться? Кого просить, чтоб нас простили? Мы ведь умели и еще не разучились прощать, даже врагам нашим...

Основная тематика творчества писателя Человек и война «Пастух и пастушка» 1971 г. «Прокляты и убиты» ч г. и ч Нравственные проблемы «Кража» 1966 г. «Печальный детектив» 1986 г. Человек и природа «Царь-рыба » 1976 г.

Повесть Астафьева «Пастух и пастушка» Это первое крупное произведение Астафьева о войне, оно относит- ся к тем произведениям, которые воссоздают правду о войне. 14 лет писатель работал над повестью, сделал пять её редакций. Это говорит о требовательном отношении писателя, оно связано с ощущением ответственности, долга перед теми, кто не вернулся с войны. Героями книги являются простые люди, которые своим каждодневным трудом, волей, позволяющей преодолевать страх смерти, способностью сохранить в тяжелейших условиях свою доброту,духовное богатство и сделали возможной и явной нашу победу в этой страшной войне.

1.Почему так названа повесть? Что даёт уточнение «современная пастораль»? 2.Чем, по вашему мнению,отличается эта повесть от всех других произведений о войне? 3.Где и когда происходит действие повести? 4.Каков событийный фон повести? 5.Прочитать описание сражения в 1-й части повести- «Бой». Как ведут себя солдаты: что происходит с героем повести? Что это за состояние, если он «завопил» и «завизжал», какая ситуация породила такое состояние? Какой видит писатель войну, как изображает её? Что она для него?

(продолжение вопросов и заданий) 6.Как соотносится с военной темой тема любви? Как изображается любовь? 7.Каковы особенности астафьевского символа? (символ жестокости войны и символ вечной любви) 8.В чём особенность образа Люси? 9.Какое значение имеют эпизодические персонажи? 10.В чём особенность авторской речи? 11.Каков авторский замысел произведения?

Утончённо психологическая повесть «Пастух и пастушка»-- повесть-притча,она призывает читателя к философскому осмыслению жизни. Современная пастораль- так определил писатель жанр своей повести. Пастораль( от лат. Pastoralis)-пастушеский жанр антич- ной, так называемой пастушеской поэзии, изображавшей дере- венскую мирную жизнь пастухов. В пасторалях пейзаж всегда мирный, жизнь безмятежна.,,

«Спящий пастушок». Худ. А. Г. Васнецов. 1825г.«

В основе же «современной пасторали» Астафьева- один из катаклизмов 20 века- Великая Отечественная война. В повести соотнесены два антагонистически несовместимых явления: любовь,то есть созидание, жизнь, и война - разрушение, смерть.

Выводы: Великая Отечественная война поглотила 26 миллионов человеческих жизней, разрушила пол- России, заставила народ ценою титанических усилий восстанавливать хозяйство.В войне погибло целое поколение рождения годов. Из четырёх человек этого поколения в живых остался один. Но самое страшное то, что война делает человека другим. Интеллигентный юноша Борис Костяев, мечтательный и светлый юноша, в бою теряет себя, «вопит» и «визжит». Писатель утверждает мысль: Если пуля и не убьёт человека в бою, война отнимет у него все силы, порой исчерпав их все до конца, не оставив ничего для жизни.

Пройдя через войну, Борис Костяев не смог бороться за свою жизнь и умирает от совсем лёгкой раны. Писатель показывает, что война калечит человека физически,нравственно, провоцирует в человеке подобное ей самой,опустошает, «истрачивает» человека. И всё-таки лучшие герои В.Астафьева остаются на войне спасителями человеческих начал жизни и её ценностей. Композиция повести кольцевая. Повесть начинается и заканчивается рассказом об одинокой женщине,опустившейся на колени перед могилой единственного любимого человека:«Как долго я искала тебя!» Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а осветила всю жизнь и память человека. А память не подвластна времени, она преодолевает смерть, преодолевает время…

Философское раздумье писателя о войне: «Эта война должна быть последней! Последней! Или люди не достойны называться людьми!»- произносит «светлый парень» Борис Костяев, погибший в огне войны». Но та война не стала последней… И сегодня, когда в мире льётся кровь, В.Астафьев, познавший и прошедший через огонь Великой Отечественной войны, словом своей притчи призывает людей жить в мире. И любить…

Критика о повести: Критик Валентин Курбатов видит художественное открытиеАстафьева в том, «что до сих пор пока это единственная книга по взгляду на войну…», где главное…-- это несовместимость войны и жизни, это невозможность уцелеть на войне,даже возвратившись с неё без единой царапины…» «Война рождает привычку к смерти, готовность убивать. Это была первая повесть победителя о том, что война как средство решения мировых вопросов– есть стыд человечества, его горе, его проказа,»-- так определил смысл и значение повести критик. Так что повесть эта писалась не для тех, кто прошёл войну, а для тех, кто живёт сейчас и кто будет жить после нас.

Домашнее задание: «Бой», «Свидание», «Прощание», «Успение» ? 2 «Такое лёгкое ранение, а он умер,--сокрушается Арина, когда лейтенанта похоронили в степи.Как эта фраза связана со всем содержанием повести и её названием? 1.Какую роль играют названия четырёх частей повести: «Ни дня без строчки!» (В.П. Астафьев)