Занятие 4 Нормы словоупотребления. Проверка домашнего задания Проверка домашнего задания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речевые ошибки Автор презентации: Крюкова М.А., учитель русского языка русского языка МОУ «СОШ 99» МОУ «СОШ 99» г. Омска 2010 год.
Advertisements

«Язык что одежда», – говорит некий английский лингвист. И действительно, на лыжах не ходят во фраке, никто не явится на официальный бал, облачившись в.
«Виды речевых ошибок» Урок русского языка В 10 классе.
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Дистанционное обучение Урок русского языка в 10 классе ГОУ СОШ
Творческая площадка, 2012 г. Кожевникова И. В.. По отступлениям от норм литературного языка ( в сочинениях и изложениях ) судят о состоянии речевой подготовки.
Тема: «Развитие культуры речи как одной из составляющих коммуникативной компетентности учащихся». Презентацию подготовила учитель русского языка Частоступова.
Лексические трудности современного русского языка. Мама песню напевала, Одевала дочку. Одевала – надевала Белую сорочку. Е. Благинина.
Типы речевых ошибок. Речевая ошибка - ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только.
Занятие 2 Смысловые ошибки. Кирпичные очки Слышали ли вы такие выражения? Спать бегом Фиолетовый апельсин Кричать шепотом.
АВТОР:Головко Т.К.,учитель русского языка и литературы.
Автор : Иванова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБУ СОШ 924 г. Москвы Классификация ошибок в русском языке. Грамматические и речевые.
Готовимся к ГИА. Приемы написания вступительной части сочинения-рассуждения 1) Обобщение, связанное актуальностью предложенной темы. 2) Цепь вопросительный.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Урок -практикум. Лексические нормы – это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Слово – это.
1 Работу выполнил ученик 6 класса Стариков Иван. Работу выполнил ученик 6 класса Стариков Иван. Автор работы.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
ТЕМА « МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА » В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ « ШИНЕЛЬ » Автор – Васильева Н. И.
Лексика (9-10 класс)
Язык. Речь. Слово. Секреты хорошей речи.. «Русский народ создал русский язык- яркий, как радуга после весенней грозы, меткий, как стрела, певучий и богатый,
Типы стилистических ошибок. 1 часть. Произносительные, лексические ошибки. Элективный курс «Практическая стилистика»
Транксрипт:

Занятие 4 Нормы словоупотребления

Проверка домашнего задания Проверка домашнего задания

Сочетаемость слов Сочетаемость слов Соблюдение норм сочетаемости представляет собой важнейший и необходимый признак литературного словоупотребления Нельзя нарушать устойчивость и воспроизводимость оборота. страх берет, тоска берет, смех берет, охота берет, но недопустимы сочетания: радость берет или удовольствие берет Нельзя нарушать устойчивость и воспроизводимость оборота. страх берет, тоска берет, смех берет, охота берет, но недопустимы сочетания: радость берет или удовольствие берет Сочетание слов не должно в принципе противоречить смыслу соединяемых понятий. Нельзя сказать: высоченный домик или маленький домище, радостное мыло или душистое событие. Сочетание слов не должно в принципе противоречить смыслу соединяемых понятий. Нельзя сказать: высоченный домик или маленький домище, радостное мыло или душистое событие. Исключением являются окказиональные сочетания и оксюмороны: красный смех (Л. Андреев),седая юность (Герцен), живой труп (Л. Толстой), радостная печаль (Короленко), конфетная боль (Вс. Иванов) Исключением являются окказиональные сочетания и оксюмороны: красный смех (Л. Андреев),седая юность (Герцен), живой труп (Л. Толстой), радостная печаль (Короленко), конфетная боль (Вс. Иванов)

Сочетаемость слов Ошибки часто возникают из-за стилистически несоразмерного, несозвучного соединения слов Сочетаемость слов Ошибки часто возникают из-за стилистически несоразмерного, несозвучного соединения слов «Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему этого нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете к уровню культуры» В. Солоухин «Осенние листья» «Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему этого нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете к уровню культуры» В. Солоухин «Осенние листья»

Творческое задание Творческое задание Внимание! Задание микрогруппам: подберите как можно больше эпитетов к словутишина Внимание! Задание микрогруппам: подберите как можно больше эпитетов к слову тишина

Тестирование по теме «Нормы словоупотребления». Тестирование по теме «Нормы словоупотребления». Ответы: 1 – 4; 2 – 2; 3 – 4; 4 – 3; 5 – 2; 6 – 3; 7 – 3; 8 – 2; 9 – 4; 10 – 1; 11 – 1; 12 – 3; 13 – 4; 14 – 4; 15 – 2.Ответы: 1 – 4; 2 – 2; 3 – 4; 4 – 3; 5 – 2; 6 – 3; 7 – 3; 8 – 2; 9 – 4; 10 – 1; 11 – 1; 12 – 3; 13 – 4; 14 – 4; 15 – 2.

Виды лексических ошибок и речевых недочётов Виды лексических ошибок и речевых недочётов Вид ошибкиПример 1 Употребление слова в несвойственном ему значении Зимой нас согревали мемуары о летнем отдыхе. 2 Ошибки, вызванные смешением в речи паронимов Канал оказался судоходным и очень длительным. 3 Употребление слов иной стилевой принадлежности Следствие выявило наплевательское отношение Ивановой к исполнению своих должностных обязанностей. 4 Неуместное использование эмоционально окрашенных слов и словосочетаний Автор данного текста то и дело прибегает к гиперболе. 5 Неоправданное употребление просторечий Скрываясь за образом Белкина, А. С. Пушкин хотел надуть цензоров.

Виды лексических ошибок и речевых недочётов Виды лексических ошибок и речевых недочётов Вид ошибкиПример 6 Нарушение лексической сочетаемости Это не имеет никакой роли. 7 Плеоназм, речевая избыточность Пожилой старик; очень премилый. 8 Тавтология, употребление близко (в одном предложении) родственных слов В повести писатель повествует о своём детстве. 9 Неоправданный повтор словаАвтор повести показывает нам жизнь деревни. Автор повести пытается быть правдивым в её изображении. 10 Смешение в речи синонимичных слов В итоговом предложении текста допущена ошибка. 11 Речевая недостаточность, алогизм Внимательно слушают ребята о героизме и мужестве русских солдат.

тестирование по теме «Лексика» продолжить работу над составлением плана-конспекта урока дополнить таблицу «Виды лексических ошибок и речевых недочётов» своими примерами