Лекция 5. "АРАБО-ЯЗЫЧНАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средневековая арабоязычная философия. Развитию культуры Арабского халифата, выросшей на богатейшей почве древнейших культур – иранской, среднеазиатской,
Advertisements

Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Философия средневекового феодального общества на Ближнем востоке. Философия феодального общества в Европе. Физические идеи средневековья Алхимия как феномен.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
АВИЦЕННА (Ибн Сина) Выполнила студентка гр.3/1 с Нечеснова Анастасия.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Философия и Математика Выполнил: Болтовский С.Н. Проверила: Гефнер О.В. ФГБОУ ВПО Омский Государственный Аграрный Университет имени П.А.Столыпина кафедра.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Ибн Сина (Авиценна). Презентация ученика 6б класса МОУ СОШ 86 Сундетова Марата.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Воспитание как педагогический процесс.
О П Т И К А. Оптика – учение о природе света, световых явлениях и взаимодействии света с веществом. И почти вся ее история – это история поиска ответа:
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города москвы «медицинский колледж 4 департамента здравоохранения.
Западная Европа Школы при монастырях Византия Школы при монастырях и частные. Арабы Надомное обучение. Медресе.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Аристотель ВЫПОЛНИЛИ : БАДЬЕВА ТАТЬЯНА ТОЛЧИНИНА КСЕНИЯ.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Транксрипт:

Лекция 5. "АРАБО-ЯЗЫЧНАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ"

ПЛАН: 1. Культура арабо-язычных народов в период Средневековья 2. Общие идейно-теоретические основы арабо-язычной перипатетики 3. Антропологическое и психологическое учение Ибн-Сины 4. Психологические воззрения Ибн- Рушда 5. Психологические воззрения Альгазена

КУЛЬТУРА АРАБО-ЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В средние века наблюдался активный выход арабских племен на арену исторического процесса. Они распространились на огромные территории - от Аравийского полуострова до берегов Атлантики, с одной стороны, и до Индонезии - с другой. Образуется ряд арабских народностей, создавших свои государства. Более того, в средние века арабоязычный Восток начинает играть вновь передовую роль в развитии мировой истории. На определенном отрезке времени, пока сложившиеся феодальные отношения не стали тормозом общественного развития, Восток, и прежде всего арабо-язычные страны, стали носителем передовой философско-психологической мысли. Они первыми восприняли и продолжили изучение Аристотеля, обеспечив его преемственное исследование и перенеся позже его идеи на почву европейской культуры.

Самобытная культура, которая сложилась в XVII-XVIII вв. в этих странах, являлась синтезом ценностей, созданных арабами и народами, завоеванными ими. Интенсивные торговые связи, осуществляемые арабоязычными странами, связывали их с другими культурами и способствовали распространению на их территориях научных достижений Греции, Рима, Индии, Китая. В феодальном арабском мире интенсивно развивались ремесла, торговля, мореходство; высокого уровня достигла техника земледелия; возникали крупные богатейшие города, превратившиеся в очаги культуры, образования, науки. В страны арабского халифата стекалась научная литература со всего цивилизованного мира. Есть сведения, что во время правления династии Аббасидов (XVIII-XVII вв.) в Багдад прибывали караваны, навьюченные книгами на всех известных языках. Все это способствовало тому, что на Востоке получают дальнейшее развитие ростки точного знания, зародившиеся в эллинистический период и возникает ряд новых идей в области психологии. В арабском мире господствовала мусульманская религия. Но социально-экономические запросы, потребности развивающейся культуры требовали изучения работ "неверных", что и обусловливало рост научных представлений о мире, природе и человеке.

В работах Ибн Сины дается интересная возрастная периодизация развития человека, Выделяется 4 основных возрастных периода. Возраст "роста" ("юность"), включающий младенчество, детство, подростковый возраст, период отрочества и полового созревания, юношество. Он охватывает период от рождения человека до 30 лет. Возраст "остановки роста" ("молодость") - от 30 до 40 лет. Возраст "понижения при сохранении части сил" ("зрелости") - от 40 до 60 лет. Возраст "упадка при ослаблении сил" ("старость") - от 60 лет до конца жизни.

ОБЩИЕ ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРАБО-ЯЗЫЧНОЙ ПЕРИПАТЕТИКИ Под влиянием освоения и творческого переосмысления Аристотеля в арабоязычной культуре сложились два наиболее ярких философских учения - Ибн Сины (Авиценна) и Ибн Рушда (Аверроэса). В них были сконцентрированы и получили интегрированное выражение главные достижения ученых арабского мира в разных областях знания, преимущественно в естественных науках. Обобщив труды астрономов, географов, химиков, врачей Востока, накопленные наукой данные опытного познания, Ибн Сина и Ибн Рушд создали учения, в основе которых лежали следующие постулаты: Природа вечна (со-вечна) божеству и ее законы не меняются произвольно. Душа обусловлена деятельностью тела. Индивидуальная душа не обладает бессмертием. Психические качества человека детерминированы естественными причинами, условиями жизни, воспитания.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИБН СИНЫ Ибн Сина (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах), или Авиценна ( ) - наиболее выдающийся ученый, один из самых ярких перипатетиков Средней Азии. Его отец, Ибн Сина-Абдаллах - начальник сбора налогов в одном из районов Бухары, являвшейся в конце 1 в. одним из крупнейших культурных центров Востока. В детстве Хусейна обучали Корану, адабу (грамматика, стилистика, поэтика) и к 10-ти годам он достиг совершенства в этих областях. Началось его знакомство с точными науками: арифметикой, алгеброй, логикой. Но скоро его учитель признался, что ему уже нечему учить мальчика, полностью освоившего школьную программу, и предложил ему продолжать образование самостоятельно.

Особое внимание в дальнейшем Ибн Сина обращал на изучение естественных наук. Есть сведения о том, что уже в раннем возрасте Ибн Сина начал заниматься медицинской практикой, бесплатно помогая нуждающимся в его помощи людям. В 17 лет он уже снискал славу как искусный врач и даже был приглашен ко двору правителя Бухары Нуха ибн-Мансура, которого он вылечил, что не удавалось сделать ранее никому. За это он получил право пользоваться редчайшим собранием книг в эмирской библиотеке, что имело большое значение в его образовании и расширении знаний. В это время он освоил метафизику, изучил труды Абу-Насра Фараби, впервые заявил о себе как об оригинально мыслящем ученом, вступив в письменную дискуссию с Беруни. К 18-ти годам он закончил свое образование. "С тех пор у меня ничего не прибавилось", - напишет он позже в своей автобиографии.

Первые научные труды Ибн Сина пишет в гг.: по просьбе соседа он подготовил книгу, в которой были изложены главные разделы философских наук "Ал-Хикмат ал-арудийя". Своему другу он посвятил другой, не дошедший до нас, философский труд "Получаемое и достигаемое" в 20 томах. В начале века в Бухаре произошел дворцовый переворот, старая династия пала. Это заставило Ибо Сину покинуть город. Начинаются его странствия. В поисках удобного места для работы и спасаясь от преследований, он переезжает из одного города Средней Азии и Ирана в другой. В Гурганже он встречает Абу-Убейда Джузджани, который, став учеником Ибн Сины, сопровождал его в течение всей жизни и записал его автобиографию. В Гурганже Ибн Сина пишет книгу "Каноны врачебной науки" и другие свои труды. В гг. он создает многотомную философскую энциклопедию "Китаб аш-шиф" ("Книга исцеления"). Непосильный труд, скитания, преследования подорвали здоровье ученого, и он умер в 1037 г. в г. Хамадане, где и поныне сохраняется его могила.

Направления научной деятельности Ибн Сины Ибн Сина- ученый-энциклопедист. Он работал в разных областях знания и создал около 450 работ, из которых до нас дошло около 240. Необыкновенно широка сфера его научных интересов, включающая философию, медицину, логику, психологию, физику, астрономию, математику, музыковедение, химию, этику, филологию, языкознание. Главные области его научной деятельности - философия и медицина. Основные философские труды Ибн Сины - "Книга исцеления", "Указания и наставления", "Книга знания". Философия Ибн Сины по праву считается вершиной теоретической мысли стран Востока в раннем средневековье. Религии он противопоставил научное познание, основанное на опыте, логических доказательствах.

Ибн Сина - один из величайших ученых-медиков в истории человечества. Им создано около 50 трудов в этой области. В его главном медицинском трактате "Канон врачебной науки" ( гг.) и других трудах дается анатомическое описание человека, содержится характеристика его телесной структуры, рассматриваются проблемы нервных и психических болезней и их лечения. Особенно важным является рассмотрение им взаимосвязи между патологическими отклонениями в функционировании организма и психическими состояниями больного. Книга Ибн Сины была чрезвычайно популярна в Европе. В XII в. она была переведена с арабского языка на латынь, в XV в. напечатана. По числу последующих переизданий она может соперничать с Библией (40 раз переиздавалась полностью, много раз - в выдержках). Главным объектом медицины Ибн Сина считает тело человека, а главными задачами - исследование причин его здоровья и нездоровья. Материальные причины состояния тела - "заложенные" в нем "основы" (элементы, соки, пневма). Действенные причины - факторы, поддерживающие жизнь организма: воздух, пища, вода, состояние жилища, половые и возрастные различия, сфера профессиональных занятий, привычки, время сна и бодрствования, душевный покой.

Особенности и источники развития научного мировоззрения Ибн Сины Ибн СинаИбн Сина - сторонник опытного познания, естествоиспытатель, последовательный борец с астрологией и суевериями, видный арабский перипатетик. Он широко развернул опытное исследование психофизиологических явлений, исходя из идей отсутствия бессмертия индивидуальной души, ее материальности. В его учении сочетаются естественно-научная концепция психофизиологических функций и философско- метафизическая теория души. Он разделял эти части своего учения, говоря о двух несовпадающих точках зрения на душу - медицинской (естественно-научной) и философской, каждая из которых имеет собственную логику развития. Философское учение о душе определялось им как зона разграничения науки и религии, где достигается их согласование, а за ее пределами - поле свободного исследования. Тем самым делалась попытка оградить естественно-научное знание о душе от вмешательства религии.

Ибн Сина творчески осмыслил и развил психогуморальные идеи Галена, философско-психологическое учение Аристотеля и Платона о душе. И если в своей медицинской концепции души он являлся сторонником Галена и Аристотеля, то, давая ее философскую трактовку, он был близок к Платону и неоплатонизму. Огромна роль Ибн Сины в распространении в арабском мире идей античной научной и философской мысли. Из арабских мыслителей своим духовным наставником Ибн Сина считал Аль Фараби. Важным общенаучным основанием учения Ибн Сины являлись также достижения восточных натуралистов, прежде всего, в области медицины. Исходным философским постулатом Ибн Сины было признание вечности материи, ее роли как первоосновы вещей. Ибн Сина не являлся чистым материалистом, но его мировоззрение по своей общей направленности может быть охарактеризовано как материалистическое.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ИБН РУШДА Ибн Рушд (Ибн Рушд Абу-ль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед), или Аверроэс ( ) известный арабский мыслитель, приверженец опытного, точного знания, последний из крупных оригинальных представителей арабского перипатеизма, критик Аристотеля и Ибн Сины. Ибн Рушд жил в Испании в период Кордовского халифата. Не порывая с мусульманской религией, развивал материалистические элементы философии Аристотеля. Говорил о вечности и несотворимости материи, отрицал бессмертие индивидуальной души и загробный мир. Критиковал мистические идеи Альгазена. Велико его влияние на философскую мысль западной Европы. Аверроэс считается автором самых глубоких комментариев к сочинениям Аристотеля, которые помогли ознакомить Европу с античной мыслью. Он дал новую трактовку Аристотелевского учения о душе, о ее высшей способности - разуме (нусе). Это было материалистическое объяснение души, связанной с телом.

Аристотель говорил о "пассивном" и "активном" уме как о материи и форме, возможности и действительности. "Пассивный" ум под действием "активного" приобретает форму; в нем актуализируется потенциально данное. Соответственно Аристотель делит душу на две части - чувственную, возникающую, развивающуюся и исчезающую вместе с развитием и смертью тела и разумную, бессмертную. Это противоречие, заложенное в трудах Аристотеля, пытались разрешить многие его последователи. Так, Александр Афродизийский (конец II - начало III в.) считал, что "пассивный" ум индивидуален и преходящ, неотделим от других, более простых способностей души и развивается под влиянием внешнего Божественного разума. Но божество у него носит условный характер. Соответственно личное бессмертие им отвергается, он утверждает, что с уничтожением тела исчезает и душа. Иное мнение высказывал Фелисий. Он считал, что "потенциальный" и "актуальный" ум составляют одну божественную субстанцию, отличную от всех других психических способностей. Она временно проявляется в теле и сохраняется после его гибели. Тем самым доказывалось индивидуальное бессмертие души.

Ибн Рушд дал свое решение этого вопроса, создав, таким образом, учение - аверроизм. Он считал, что и "потенциальный", и "активный" ум - одна субстанция, существующая вне индивида. Важнейшим же свойством души является чувствительность, благодаря которой она воспринимает "нус". Подобно солнцу, действующему на зрение, "нус" освещает индивидуальные души. И в них проявляется ум - и потенциальный, и актуальный. С исчезновением тела и соответствующих ему психических способностей (чувствительность), то, что было приобретено божественным умом в итоге его актуализации в данной душе, не исчезает бесследно, а поглощается им и существует как момент универсального разума, свойственного человеческому роду. Это - некое божественное истечение, эманация, исходящая из нижней сферы неба. Таким образом, отвергается идея индивидуального бессмертия души.

С Кораном было несовместимо также вытекающее из учения Ибн Рушда утверждение о богоподобии человека. Человек, способный воспринимать божественный разум, соотносился тем самым с высшими духовными сущностями. Наконец, наличие универсального всеобщего разума приводило к гуманистическому выводу о равенстве людей по интеллектуальным способностям. Эта идея противоречила духу феодального общества с присущими ему принципами сословного строения. Много идей высказал мыслитель и по частным вопросам психологического знания. В частности, исследуя зрительное восприятие, Аверроэс показал, что чувствительным аппаратом глаза является не хрусталик, а сетчатая оболочка. Ибн Рушд защищал права науки на независимость от догм религии, говорил о возможности достижения глубин достоверного познания истины с помощью разума. Пример тому - аподейктическое толкование священных тестов, направленное, по сути, на раскрытие противоречий в религиозных догматах.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АЛЬГАЗЕНА Ибн Аль-Хайсам, или Альгазен ( ) - арабский ученый, создатель психофизиологического учения о зрении. В своем труде "Оптика" Альгазен рассматривает глаз как тончайший оптический прибор, математически и экспериментально обосновывает законы отражения и преломления света, определяя их в качестве причины возникновения чувственного образа. Он вскрывает роль умственных актов как важной предпосылки осуществления акта восприятия, позволяющей воспринимать форму и объем предметов, находить в них сходство и различия. Предметом его исследования были многие феномены зрительного восприятия: бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст, мышечные движения глаз и другое. Впервые он ставит вопрос о длительности психических актов, утверждая, что между раздражением зрительного органа и субъективным ощущением существует определенный промежуток времени, необходимый для передачи возбуждения по нервам. Таким образом, прогрессивная арабоязычная культура вернула в культуру Европы античные интеллектуальные ценности, существенно их обогатив. Она привнесла новые антропологические идеи, наносящие серьезный удар по идеологии феодального общества. Работы арабоязычных мыслителей формировали интерес к человеку и его психическому миру, утверждали в европейской научной мысли идеалы опытного познания

Словарь терминов Аверроизм Перипатетики Пневма Суфизм Фатализм

Вопросы для самопроверки Какие подходы в понимании человека формируются в арабоязычной культуре? Проанализируйте основные постулаты учений арабских мыслителей Какие идеи лежали в основании учения Ибн Сины? Охарактеризуйте основные психологические идеи Ибн Сины Как решал Ибн Рушд проблему "активного" и "пассивного" ума? Кто из арабских мыслителей специально занимался проблемой зрительного восприятия?

Темы курсовых работ и рефератов Причины расцвета аристотелизма на рабском Востоке Восточный перипатетизм как философско- психологическое учение Аль Фараби как "второй Аристотель" - жизнь и творчество Идейно-теоретические основания арабоязычной философии и психологии Биография и психологическое наследие Ибн Сины Ибн Рушд как основоположник аверроизма Вклад в развитие психологического знания Ибн Аль-Хайсама

Список литературы Аль Фараби. Существо вопроса // Антология мировой философии: В 4-х т. М., Завадовский Ю.Н. Абу Али Ибн Сина. Жизнь и творчество. Душанбе, Ибн Габирол. Жемчужная россыпь // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., Ибн Габирол. Человек и его судьба // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., Ибн Рушд // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., Ибн Сина. Избранное. М, Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., Ибн Сина. Канон врачебной науки. Ч.1. М., Ибн Сина. Книга о душе // Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., Ренан Э. Аверроэс и аверроизм / Пер. с франц. Киев, Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М Степанянц М.Т. Арабская философия // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., Терновский В.Н. И.С. Авиценна. М., Шидфар Б.Я. Ибн Сина. М., 1981.