Применение ИКТ на конкретном уроке. Компьютерное и мультимедийное оборудование используются как современные технические средства обучения (ТСО). Цель их применения – повысить наглядность предъявляемого материала, расширить рамки урока за счет использования мультимедиа, усилить контроль знаний, применяя различные виды тестирования, повысить мотивацию учащихся к освоению новых знаний и закреплению имеющихся. Внеурочная деятельность, в процессе которой и у учащегося, и у преподавателя появляется больше свободы в выборе средств, путей и способов достижения образовательных целей, реализации познавательных интересов, практического применения ранее полученных знаний, приобретения новых навыков, умений, компетентностей. ИКТ в управлении образовательным учреждением. АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ
Автоматизированное рабочее место (АРМ) – программно- технический комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида. АРМ объединяет программно- аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и ее вывод на экран монитора, принтер, графопостроитель, звуковую карту – динамики или иные устройства вывода. Администра ция УчителяУченикиРодители В образовательном процессе можно выделить следующих основных пользователей: администрация; учителя; ученики; родители.
САНИТАРНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОУ С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Главной целью обновления норм было приведение санитарных требований в соответствие с действительностью: появились новые планировочные решения, новые строительные и отделочные материалы, источники освещения, новое техническое оснащение, изменилась степень насыщенности школы информационными технологиями и др. Эти изменения отразились в новых санитарных нормах и правилах.
Требования к освещению При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана (оборудование должно отвечать гигиеническим требованиям) необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
Требования к помещению Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с видеодисплейными терминалами (ВДТ) на базе электроннолучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – 4,5 м 2. т.е на 15 компьютеров 67,5 м 2
Наглядность и интерактивность (возможность активно менять работать с компьютером прямо на доске) – вот основное преимущество интерактивной доски! Человек запоминает 20% услышанного, 40% увиденного, 60% увиденного и услышанного, 80% увиденного, услышанного и сделанного им самим
Интерактивная доска Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента: 1. компьютер, 2. мультимедийный проектор, 3. соответствующее программное обеспечение, 4. интерактивная доска.
Доски прямой проекции Доски с таким видом установки называются доски прямой проекции за счет того что проектор устанавливается непосредственно перед панелью, или подвешивается под потолком. Такой вид досок самый простой и дешевый что не мало важно, однако он имеет существенный минус при её использовании приходиться стоять боком к доске что бы не загораживать проецируемое изображение что не всегда удобно.
Технологии определения положения маркера или пальца на поверхности Сенсорная резистивная технология применяется в интерактивных досках, поверхность которых, состоит из двух слоев, между которыми расположены датчики. При нажатии любым предметом ( или пальцем ) на верхний слой рабочей поверхности доски датчики, определяют место касания и передают информацию в компьютер. Оптическая технология, применяемая в интерактивных досках, также позволяет работать с доской любым предметом. Инфракрасные датчики «видят» предмет, который подносится достаточно близко к поверхности доски, определяют его координаты и передают в компьютер. Инфракрасная и ультразвуковая технологии позволяют работать с доской только с помощью специального маркера. При касании поверхности маркер издает ультразвуковой и инфракрасный сигнал, который фиксируется датчиками в рамке доски. Электромагнитная технология также подразумевает использование с интерактивной доской специального маркера. Его положение определяется датчиками в поверхности доски. Эта же технология используется в беспроводных планшетах, а также в интерактивных панелях, заменяющих монитор компьютера.
возможность демонстрировать презентации, а также делать пометки по ходу изложения материала, выделять, удалять, добавлять фрагменты; возможность управлять системой компьютера, и всеми процессами прямо с доски, здорово акцентирует внимание учащихся; эстетический аспект: тема урока, выведенная с помощью проектора или написанная на интерактивной доске, выглядит намного привлекательнее, чем на обычной доске. работа с интерактивным экраном не требует специальных навыков или знаний, поэтому вносить пометки или изображать на доске необходимую информацию, в схемах может даже пятиклассник. Преимущества использования
Когда использовать ИД? Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Учитель в зависимости от предмета, темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Нужно также и не забывать про СанПиН.
Основные способы использования делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений; демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса; демонстрация картин, видеороликов, фильмов; создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши; создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке. использование групповых форм работы; совместная работа над документами, таблицами или изображениями; управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску) использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.; изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски; изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок; сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках; сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;
Функция интерактивной доски Содействие обучению ЦветДиапазон цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет учителям использовать различные цвета, чтобы указать важные области объектов, выделить их, показать связи между объектами. Примерами этого могла бы быть географическая карта или схема пищеварительной системы в биологии. Аннотации на экране Аннотации полезны для моделирования процессов, для добавления заметок к демонстрируемым объектам, диаграммам или изображениям на экране. Аннотации могут быть сохранены на компьютере и использованы в будущем, на других уроках по этой теме или при повторении материала. Все файлы с аннотациями к материалам можно распечатать и передать ученикам. Использование звука и видео Это может значительно увеличить объем изучаемого материала на уроке. Интерактивная доска позволяет делать снимки с экрана при воспроизведении видео, чтобы потом работать с этими файлами изображений - сохранять их, распечатывать, делать аннотации и т.д.
Функция интерактивной доски Содействие обучению Drag and drop (Перетащи и отпусти) Это позволяет ученикам группировать, разделять объекты, выделять недостатки, общие черты и различия объектов, позволяет эффективно использовать интерактивные материалы (например, презентации или специальное программное обеспечение для обучения). Выделение объектов Текст, диаграммы и изображения могут быть подсвечены на доске, чтобы учителя и ученики могли сосредоточиться на специфических аспектах определенного объекта. Это достигается скрытием части дисплея и его открытием только при необходимости. Эта технология позволяет сконцентрировать внимание учеников на разных объектах в течение урока Вырезать и вставитьФрагменты текста, изображения и другие ресурсы могут перемещаться, копироваться в память компьютера, могут быть удалены и вновь восстановлены. Эта особенность интерактивной доски позволяет ученикам не бояться изменений, ведь в любой момент можно вернуться на шаг назад, восстановить все в прежнее состояние.
Функция интерактивной доски Содействие обучению Флип-чарты (лекционные плакаты) Страницы флип-чартов могут перелистываться назад и вперед, позволяя учителям пробежаться через все содержание урока или резюмировать области, возвращаться к ним, если некоторые ученики не поняли материал. Разделение экранаЭкран интерактивной доски можно разделить на части, в каждой из которой можно использовать различные режимы работы. Вращение объектовПеремещайте, вращайте и отображайте объекты средствами интерактивной доски Подключение электронного микроскопа Подключение электронного микроскопа позволит проводить опыты и видеть результат на доске.
Издательством БИНОМ было подготовлено и выпущено электронное приложения к учебнику «Информатика и ИКТ» Н.В. Матвеевой
Документ-камера для обучения– характеристики и функционал Для школ или университетов обычно требуются документ-камеры с небольшим разрешением, но большим функционалом. Во-первых, решение должно быть бюджетным, во-вторых - его монтаж должен быть максимально простым, в-третьих – решение должно обладать большими функциональными возможностями для проведения различных уроков и презентаций.
Документ-камера для обучения– характеристики и функционал Функция «Заморозка изображения» используется для того, чтобы поменять лист или экспонат, в то время как на большом экране остается изображение предыдущего отображаемого предмета. «Колонтитул» очень удобен для просмотра длинных схем и таблиц - в том случае, если вам необходимо заморозить лишь «шапку». Существуют малые переносные документ-камеры, которые в сложенном виде помещаются в небольшой чемодан и имеют малый вес, при этом обладая большим набором функций (таких как просмотр слайдов и негативов), имеют достаточно мощный трансфокатор и обладают проходными сигналами.
Документ-камера для обучения– характеристики и функционал Функция трансфокатор (или, как все привыкли его называть, zoom). Параметры могут варьироваться от х5 до х22 оптического зумирования и обычно x10 цифрового. При этом, если документ- камера имеет оптический трансфокатор х18-22 (как, например, на QOMO QD700), его можно использовать как микроскоп со среднем разрешением.
Функция масштабатора и коммутатора позволяет соединить с помощью одной документ-камеры все приборы, используемые в учебном процессе: проектор, компьютер, ноутбук, видеокамеру или магнитофон. Входные сигналы C-video / S-video / VGA, объединенные посредством документ- камеры, передаются на проектор, и изображение выводится на интерактивную доску или экран. Управление источниками сигнала можно запрограммировать при помощи предоставляемого программного обеспечения с использованием последовательного COM-порта документ- камеры. Еще одно значительное преимущество - когда документ-камера обладает свойствами масштабатора и коммутатора аудио-видео сигналов и является универсальным пультом дистанционного управления для многих аудио- и видеоустройств.
Многофункциональное устройство (МФУ), комбайн устройство, объединяющее в себе копировальный аппарат, принтер и сканер. Иногда к этим функциям добавляют факс, модем и телефон. копировальный аппаратпринтерсканерфакс модемтелефон Различают МФУ: По принципам печати: струйные, лазерные. По цветности: цветные, чёрно-белые, цветное сканирование чёрно- белая печать. Экономия пространства. Цена. МФУ принтер-копир-сканер-факс стоит намного дешевле, чем все эти устройства, приобретенные отдельно. Возможность проделать весь спектр офисных работ на одном универсальном сетевом устройстве. Удобство обслуживания. Меньшая стоимость копии например, стоимость копии факса, сделанной с помощью МФУ копир-принтер-факс, значительно ниже, чем стоимость копии, сделанной с помощью специального факсимильного аппарата. Возможность двухсторонней печати или копирования (в некоторых моделях).