Лекция 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА ВОЗРОЖДЕНИЯ (КОНЕЦ XV – НАЧАЛО XVII В.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Advertisements

Воспитание как педагогический процесс.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Эпоха возрождения. Эпоха Возрождения Это особый период в европейской истории, когда средневековье уже исчезала и ему на смену шло Новое время. Это период.
Новая идеология педагогики Методологическим основанием новой педагогики и нового воспитания является переориентация на общечеловеческие ценности.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Гуманизм Определение Возникновение Объект Предмет Задачи Цели.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Художественная культура эпохи Возрождения Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Филосовский взгляд на природу Презинтацию подготовил Ученик 11 А класса Земляков Егор.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Цель занятия - сформировать у студентов представление сформировать у студентов представление об основных идеях философии Средних веков и Возрождения и.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
«Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибо страх как любит человек все то, подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают.
Транксрипт:

Лекция 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА ВОЗРОЖДЕНИЯ (КОНЕЦ XV – НАЧАЛО XVII В.)

ПЛАН: 1. Предпосылки появления новых взглядов на человека в период Возрождения 2. Основные направления развития антропологических и психологических идей в культуре Возрождения 3. Развитие сенсуалистических идей в рамках натурфилософской мысли периода Возрождения. Натурфилософские идеи Бернардино Телезио и Джираламо Фракасторо 4. Идеи ренессанса в русле схоластики. психологические взгляды Пьетро Помпонацци 5. Концепция человека Леонардо-да Винчи

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ 1.1 Хронологические рамки периода. 1.2 Особенности социально-экономического, политического и культурного развития периода Возрождения. 1.3 история понятия «Возрождение». 1.4 Идеология культуры Возрождения. 1.5 культура Возрождения – почва возникновения гуманистических идей о человеке

1.1 Хронологические рамки периода Синхронности в возникновении культуры Возрождения в разных странах мира не было: раньше всего, в середине XIV в., культура Возрождения складывается в Италии; в большинстве других стран ее зарождение относится к концу XV в. Завершающим периодом эпохи Возрождения почти повсеместно были последние десятилетия XVI - начало XVII в.

1.2 Особенности социально- экономического, политического и культурного развития периода Возрождения Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место. Культура этого периода тысячами нитей связана с переменами в жизни общества, ее усложнением и противоречиями в условиях начавшегося перехода от средних веков к раннему Новому времени. Традиционная система феодально-общественных отношений уже переживает кризис и трансформируется; зарождаются новые формы хозяйствования. Ломаются устойчивые социальные структуры, изменяются положение и самосознание различных слоев населения города и деревни. На этой почве возникают широкомасштабные общественные конфликты и движения, потрясающие Европу. Напряженность и противоречивость социальной жизни эпохи Возрождения усиливается в связи с формированием нового типа государственности - абсолютной монархии, а также в итоге межконфессиональной борьбы, вызванной Реформацией и Контрреформацией.

Реформация началась в 1517 г. с принятием М. Лютером католической доктрины на основе "новой теологии". Евангелизм стал теоретической базой требований радикального переустройства католической церкви. Это привело к расколу римской церкви и возникновению новых христианских вероучений (протестантизма и других религиозных течений).М. Лютером Начавшееся вслед за этим наступление католической церкви на оппозиционные силы получило название "Контрреформация". Мощным фактором воздействия не только на экономику, но и на мировоззрение эпохи стали великие географические открытия, расширившие кругозор европейцев, обогатившие их знаниями об иных цивилизациях и народах.Указанный период характеризуется развитием интереса к проникновению в тайны природы на основе опыта, наблюдения, эксперимента; серьезными достижениями в математических науках, естествознании, технике; крупными открытиями в области астрономии. Все это способствовало формированию новых представлений о действительности, изменению установившейся картины мира.

1.3. История понятия "Возрождение" Понятие "Возрождение" возникло в Италии в XVI в. как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи. Этим понятием обозначали первый со времени античности блестящий рассвет культуры, гуманитарных наук, искусства, начавшийся после долгого, почти тысячелетнего упадка культуры. Время упадка идеологами Возрождения стало именоваться "Средними веками". В XIX в. применительно к эпохе Возрождения утвердился французский термин "Ренессанс", прочно вошедший в русскую речь.

1.4 Идеология культуры Возрождения Девизом и основной идеей культуры Возрождения становится обращение к "первоисточникам знания", восстановление во многом утраченных в средние века связей с культурными традициями античности - как с христианскими, так и с языческими; как с латинскими, так и с древнегреческими. Античность стала важнейшим ориентиром новой культуры Возрождения: на античном фундаменте строились разные области ренессансной культуры - от системы гуманитарного знания, образования, норм литературного творчества до архитектуры и изобразительного искусства. Но нельзя забывать, что и культура средних веков, несмотря на ее отрицательную оценку творцами Ренессанса, оказывала существенное и непосредственное воздействие на культуру Возрождения, прежде всего в силу преемственности общего для них христианского мировоззрения. По сути, Возрождение впервые после патристики и в гораздо более крупных масштабах осуществило широкий и многогранный синтез двух культурных миров - языческого и христианского.

1.5 Культура возрождения - почва возникновения гуманистических идей о человеке На почве новых культурных тенденций формируются новые гуманистические представления о человеке. В центре внимания деятелей периода Возрождения - "земное царство человека", образ человека - творца собственной судьбы. Человек занимает достойное его место в системе общественных ценностей. Антропоцентризм - характерная черта ренессансной культуры. Утверждается величие человека, сила его разума и воли, его высокое предназначение в мире. Под сомнение был поставлен один из основных постулатов средневекового общества - принцип сословного разделения людей, возникает идея о том, что ценить человека надо по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости и состоянию.

В это время, по мнению Л.М. Баткина, в определении человека происходит переход от понятия "индивид" к понятию "индивидуальность", в котором уже фиксируется оригинальность, уникальность и личностная неповторимость каждого индивида, его право на свободу индивидуального самоопределения. А это, в свою очередь, ведет к формированию нового идеала социальности, представляющего модель индивида, а не общества, образ чувственный реальности, пронизанный высшим мировым смыслом. Человек универсиализируется, рассматривается как центр бытия. В дальнейшем история покажет, что, исходя только из самодеятельности индивидуального человека, его внутренних возможностей, нельзя построить счастливое существование. Осознание этой идеи привело к тому, что к середине XVI в. ренессансный идеал социального начал превращаться в утопию. Таковы новые гуманистические ценности, утвердившиеся в культуре Возрождения и отличающиеся от средневековых схоластических представлений о человеке.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ 2.1. Моральная философия как сфера развития антропологических и психологических идей 2.2. Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке 2.3. Литература и искусство как сферы развития гуманистических традиций Гуманистические психологические и антропологические идеи развиваются в культуре Возрождения в разных сферах: в моральной философии, схоластике, в естественнонаучно ориентированных областях знания, в литературе и искусстве. Рассмотрим главные из них.

2.1. Моральная философия как сфера развития антропологических и психологических идей Моральная философия становится центром гуманистических знаний. В ней четко обозначаются новые идеи формирующейся светской этики. Главные ее проблемы - проблема достоинства человека, его свободы, путей и факторов его совершенствования. Акцент делается не на происхождении, а на индивидуальных достоинствах человека. Особое внимание уделяется этике, которая разрабатывает проблемы достоинства человека, основанного не на знатности происхождения или богатстве, а на высоких нравственных качествах и способности личностного самосовершенствования человека. Дается новая оценка труда, творчества, волевой активности личности. Яркий пример - трактат Поджо Браччолини ( ) о благородстве человека (1440). В нем доказывается, что труд - одно из главных условий достоинства человека, основа развития общества и культуры, утверждается приоритет активной жизни сравнительно с созерцательной, уединенной. Браччолини отмечает, что даже в древнем Риме занятия торговлей, сельским хозяйством не считались зазорными. Наоборот, благороден, по его мнению, созидающий человек.

Не отрицая значения знатности рода, Браччолини делает акцент на личной добродетели, достигаемой самим человеком в труде, в праведных делах. Он указывает, что истинное благородство является плодом индивидуальной добродетели, завоевывается собственными силами, а не чужой работой, и источником его является активная деятельная жизнь человека. Одновременно он резко критикует праздность, оценивая ее как проявление безнравственности (Хрестомат. 5.1). Об этом же пишет Леон Баттиста Альберти ( ), для которого предметом размышления и воспевания является "человек деятельный". Он осуждает мнение Эпикура о том, что высшее счастье - "ничегонеделание", утверждает, что самый большой порок - безделие, никчемность. Созерцание без действия оценивается им как лишенное всякого смысла. Альберти опирается на идею стоиков: "Человек природой устроен так, чтобы быть и мудрым и производящим". Мыслитель категоричен в своем убеждении: "человек рождается не для того, чтобы умереть и сгнить, но для того, чтобы производить", чтобы "упражняться в вещах великих и славных… чтобы использовать совершенства добродетели, и таким образом добывать счастье". Основное предназначение человека, его главное отличие от животного - в его созидательной способности, в творчестве. Последнее понимается им широко: от труда ремесленника до научной и художественной деятельности.Хрестомат. 5.1Леон Баттиста Альберти Эпикура

Труд оценивается Альберти как источник морального подъема: "В праздности люди становятся слабыми и ничтожными". Деятельность, наоборот, раскрывает возможности человека, воспитывает и просвещает его: "Искусство жить постигается в деяниях" Идею личного совершенства отстаивал также известный гуманист, один из основателей Платоновской академии во Флоренции Кристофоро Ландино. "Быть или не быть благородным, зависит от самого человека, его разума, воли, нравственного совершенства". С благородством не связаны титулы, родовитость, - доказывал он. Утверждается культ разума и знания: человек должен развивать способность к самопознанию, знанию мира, свои творческие начала. Выдвигается идея о возможности самосовершенствования индивида и общества путем освоения культуры и исторического опыта человечества. Проблеме достоинства человека, его превосходствам, возможностям посвящает специальный труд "О достоинстве и превосходстве человека" (1450) Джанноцо Манетти ( ). Он описывает все, что выделяет человека из других живых существ, говорит о его высоких возможностях. Человек, пишет он, - смертный, возвышающийся над другими существами разумом, безграничны его творческие возможности и потенциалы.

Отстаивая интересы человека, Манетти активно выступает против аскетизма. Он развивает идею о богатстве эмоционального мира человека, в силу чего он имеет право на чувственные удовольствия. Это был новый взгляд на человека, впервые утверждающийся в общественной мысли, так как античность приносила чувственность в жертву разуму, а средневековая схоластика отрицала ее с позиций идеи аскетизма как низменное и греховное проявление человека. Представляют интерес также идеи Пико делла Мирандола Джованни ( ), итальянского философа гуманиста, сторонника аверроизма, автора трактата "Речь о достоинстве человека" (1486) Основа его взглядов - антропологическое учение о свободе воли человека как главном свойстве его достоинства.. Человек, по его мнению, обладает абсолютной свободой самоформирования. Он - основа и узел мира, связывающий материю и дух. "Ничего нет более замечательного, чем человек", - пишет мыслитель. Как самодеятельное существо человек сам определяет путь своего развития. Он может силой разума как подняться до высоты мирового интеллекта, так и опуститься до уровня низменных тварей. Отсюда делается важный вывод - человек ответственен за свободу определения своего жизненного пути, за свои действия. Соответственно главные средства воспитания - развитие знаний, разума, познаний в области моральной философии и философии природы.

2.2. Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке Вопросы обучения и воспитания рассматривались в трактатах Пьетро Верджерио, Леонардо Бруни, Мефео Веджо и других гуманистов. Главная цель воспитания определялась ими как формирование человека- гражданина с высокоразвитым самосознанием и патриотическими убеждениями. Ставилась задача формирования свободного, всесторонне развитого человека, самостоятельно мыслящего, духовно и физически гармоничной личности. Пьетро ВерджериоЛеонардо Бруни

В основном практика обучения осуществлялась по-прежнему в рамках схоластики и сводилась к тренировке памяти, оттачиванию логики, развитию ораторского искусства, способности интерпретации текстов. Ученики рассматривалась и выступали реально как пассивные проводники чужих мыслей. Самостоятельность суждений не стимулировалась. В этом контексте особенно значимой являлась деятельность гуманистов и выдающихся педагогов периода Возрождения, выступивших за создание новой педагогики, за утверждение светской ориентации образования.

Особенно следует отметить взгляды известного славянского просветителя Я.А. Коменского, выдвинувшего идею о необходимости смотреть на ребенка не как на сосуд, который можно наполнить любым содержанием, а как на активного субъекта педагогического процесса.Я.А. Коменского Внимание уделяется не только интеллектуальной, но и эмоциональной сфере в процессе обучения. Акцент делается на похвалу, стимулирование ребенка, а не на наказание. Отстаивается принцип добровольности и сознательного выбора в овладении знаниями. Яркий пример - творчество Эразма Роттердамского, в котором выдвигается идея сочетания наглядности с положительными эмоциями во время усвоения знаний (методика "печеных букв", которые съедались детьми), направленного на реализацию принципа "управляемых эмоций".Эразма Роттердамского

Вюртембергский школьный закон 1559 г. требовал доставлять ребенку любовь и радость, учить в соответствии с индивидуальными особенностями детей (неслучайно одна из школ называлась "Домом радости"). О днако проблема психического развития ребенка в это время еще не была поставлена. За основу в поиске методов обучения брался не внутренний мир ребенка, а природа, внешний мир, принципы и методы обучения: переход от простого к сложному, принцип наглядности и т.д. Не выделялись и не исследовались еще стадии развитии психики ребенка.

2.3. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО КАК СФЕРЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ Большую роль в утверждении нового взгляда на человека внесло искусство периода Возрождения. Более того, искусство ранее, чем научная мысль, приступило к решению задач гуманистического переосмысления действительности. Ориентиром для развития искусства этого периода становится искусство античности. В это время появляется портрет, утверждающий значение индивида; изображения бытовых сцен и пейзажа, свидетельствующие о новом отношении к миру, об интересе к реалиям бытия. Расцветают монументальные формы живописи, героизирующие и прославляющие человека. В литературе возрождаются забытые жанры диалога, трагедии, комедии; появляются новые литературные формы: новелла и сонет, развивается лирическая и эпическая поэзия.

Одним из пионеров культуры Возрождения, известным гуманистом был Франческо Петрарка ( ), в творчестве которого наблюдается отход от схоластической традиции и аскетических идеалов Средневековья к новой культуре, обращение к проблемам земного бытия человека, утверждение ценности его творческих сил. Петрарка окончил университет в г. Болонья (юридический ф-т), принял духовный сан, много путешествовал Его имя обессмертила лирическая поэзия, написанная в стиле вольгары (народный итальянский язык) - "Книга песен", посвященная Лауре. В ней воспевается красота земной женщины, облагораживающая сила любви (даже, как у Петрарки, неразделенной).

Как без луны и солнца свод небесный, Как ветра воздух, почва без растений, Как человек безумный, бессловесный, Как океан без рыб и без волнений, Так будет все недвижно в мраке ночи Когда она навек закроет очи… Она живет - и жизнь зовут бесценной; Она исчезнет - счастье жизни бренной И мощь мою навек возьмет с собой

Для его творчества характерны любовь к древним образцам духовности; реабилитация языческой литературы. Он собирал античные рукописи, изложил основы филологии. Средние века он оценивал негативно, называл их "господством варваров", был противником схоластики. Главное внимание науки, по его мнению, должно быть обращено на человека, и в этом контексте особо подчеркивалась роль филологии, риторики, поэзии, моральной философии. Петрарка указывал, что овладение культурным опытом древних должно иметь целью воспитание духовно богатого и нравственно совершенного человека, руководствующегося разумом и высокими нормами добродетели (Хрестомат. 5.5). Продолжателем начинаний Петрарки был Джованни Боккаччо ( ), выходец из купеческой семьи, автор знаменитого "Декамерона". Он показывает пестроту жизни с богатством людских характеров и житейских обстоятельств. Образы его новелл жизненны; его герои ценят земные радости, плотские удовольствия. Раскрывается возвышенная нравственная сторона любви, критикуется ханжеская мораль, реабилитируется женщина, отстаиваются ее права. Это был новый жанр городской новеллы. Церковь роман осудила.Хрестомат. 5.5Джованни Боккаччо

3. РАЗВИТИЕ СЕНСУАЛИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В РАМКАХ НАТУРФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ПЕРИОДА ВОЗРОЖДЕНИЯ. НАТУРФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ БЕРНАРДИНО ТЕЛЕЗИО И ДЖИРАЛАМО ФРАКАСТОРО На фоне развития экономической жизни и интереса к изучению природы возникают широкие натурфилософские обобщения. Стимулом служит обращение к научным знаниям древности и заимствование созвучных духу Возрождения идей - эмпиризма, чувственного познания реальности. Во главе эмпирико-натурфилософского направления в Италии стоял Бернардино Телезио ( ), который, окончив университет в г. Падуе, являющемся центром свободомыслия в то время, создает в Неаполе Общество (Академию) естествоиспытателей (опытного изучения). Это стало примером и стимулировало возникновение научных обществ и в других городах Италии. Известен труд Телезио "О природе вещей" в девяти книгах ( ). Бернардино Телезио В концепции Телезио Бог выносился за пределы физической картины мира, хотя и признавался его творцом. Создав природу, он дает ей возможность развиваться далее самостоятельно. Таким образом, в соответствии с натурфилософскими воззрениями, природа развивается по своим собственным законам. Изучение природы, утверждал Телезио, должно вестись в соответствии с ее собственными началами, без оглядки на теологию.

Телезио, сторонник опытного познания, считал, что познание действительности, свойств вещей должно опираться на ощущения, опыт. В этом проявлялся его эмпиризм и сенсуализм. Он считал, что в основе природы лежат 2 начала: теплота (расширение, разряжение) и холод (сжатие, конденсация), выступающие как основные противоборствующие принципы. Теплота производит движение и жизнь, являясь материальным носителем возникающих психических процессов. Телезио восстанавливает идею пневмы. Божественная пневма, или "жизненный дух", воплощается в развитии мира (макрокосма), а затем через легкие, артерии, мозг становится материалом души, представляемой им как особое тонкое вещество, называемое, по аналогии со взглядами Лукреция, "духом". Все познание основано, согласно его подходу, на внешнем опыте - запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий. Из сравнений и связи чувственных впечатлений складывается разум. Обосновывая свои эмпирические идеи, Телезио пишет, что даже геометрия, казалось бы, независимая от чувственности наука - нуждается в опыте, так как построена на сравнении фактов и их переработке путем аналогии.Лукреция

Исходные идеи Фракасторо: – не может быть действия без физического контакта; – сама по себе душа не может изменяться; – изменения в ней вызывают только внешние толчки: "от объекта должно быть послано нечто такое, что непосредственно толкнет душу и изменит ее". В этих своих позициях Фракасторо выступает как продолжатель механистического детерминизма Демокрита в психологии.Демокрита Для объяснения генезиса и структуры образа им использовалась корпускулярная гипотеза (корпускулы отличаются от атомов делимостью и отсутствием пустых промежутков между ними). Фракасторо утверждал, что от вещей отделяются сочетания корпускул (симулакры) - образы, изображения, действующие на органы чувств и оставляющие в них свой отпечаток. Таким образом, ученый развивает особый подход в объяснении психологических явлений - телесный, психофизиологический. Познание определялось им как отделение истинного от ложного. Чтобы перейти от перцепции к подлинному знанию, душа должна произвести отбор в непрерывном и смешанном потоке чувственных элементов. Для этого она развивает собственную разумную деятельность, но при этом не формирует понятия, а только отбирает и комбинирует идущий извне материал. В этих утверждениях обосновывается первичность внешнего воздействия, главная роль чувственного познания.

Материя, движимая силами разряжения и конденсации, действует целесообразно и ориентирована на сохранение достигнутого состояния. Так как психическое (спиритус) есть определенное состояние материи, то ум, чувства и т.д. также подчиняются природному закону самосохранения. Эту же идею Телезио использовал при разработке теории аффектов: в положительных аффектах проявляется сила, стремящаяся к самосохранению, в отрицательных - слабость. Он отстаивал взгляд на личность как на высшую ценность и, несмотря на свою естественно-научную ориентацию, считал, что одним движением материи не объяснить особого положения человека, которого отличает бессмертная душа, данная ему Богом. Сходные идеи о зависимости динамики психических процессов от материальных факторов выдвигали Джироламо Фракасторо ( ) и ученик Телезио Томас Кампанелла ( ).Джироламо ФракастороТелезио Томас Кампанелла Фракасторо рассматривал знание как постижение не общих сущностей, а индивидуальных, находящихся в движении тел, отстаивая, таким образом, идеи номинализма. Но, в отличие от У. Оккамы, он отклонил "знаковую" теорию и пытался на новых началах восстановить теорию образов.

4. ИДЕИ РЕНЕССАНСА В РУСЛЕ СХОЛАСТИКИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПЬЕТРО ПОМПОНАЦЦИ Наиболее яркий пример философской мысли Возрождения, развивающейся в русле схоластики - творчество крупнейшего перипатетика, схоласта Пьетро Помпонацци ( ).Пьетро Помпонацци Он родился в зажиточной семье в Мантуе, окончил Падуанский университет и преподавал философию там же, а с 1512 г. - в Болонском университете. Е го труды определяли традицию так называемого "падуанского свободомыслия", хотя в целом его мировоззрение формировалось в традициях схоластики. Помпонацци - активный участник ренессансной философской мысли. Он говорил о необходимости "обновления философии". Выступал против схоластической закостенелости мысли, боролся с этим, хотя и в рамках традиции. Обвинял схоластику в самоуверенном невежестве, говоря вслед за Сократом: "Я знаю, что я ничего не знаю". Свой трактат "О фатуме, свободе воли и предопределении" он пишет, дабы преодолеть "собственное невежество". Он мучается, сомневается, ищет истину. Тем самым в его творчестве проявляется новое отношение к познанию, не присущее схоластике.Сократом

Одна из главных проблем Помпонацци - соотношение разума и веры. Он отстаивает линию "двойственной истины". При этом истины философии у него рациональны, опираются на разумное познание, базируются на разуме и ощущениях, не подлежат искажению ради их согласования с положениями веры. Философствовать надо, считал он, "исходя из естественных начал". Истина едина и достигается именно разумным признанием человека. Она - прерогатива философского знания. Вероучение как закон установления нравственности в народе, согласно Помпонацци, не содержит в себе "ни истины, ни лжи". Отсюда делается вывод о разных задачах религии и философии - воспитании и познании, об их независимости.

В 1516 г. Помпонацци пишет "Трактат о бессмертии души". Эту проблему он рассматривает в связи с двумя группами вопросов: – 1) показывает, что ее решение зависит от теории познания, понимания сущности человеческого разума; – 2) анализирует этическую сторону проблемы, значение тех положений, что следуют из смертности или бессмертия души, для человеческой нравственности. Его выводы: душа индивида, включая интеллект, уничтожается вместе с телом; душа материальна и смертна.

Он находит в структуре мироздания 3 вида одушевленных существ: – 1) высшие существа - небесные сущности: нематериальные, духовные, способные к высшему знанию, постижению всеобщего без посредства ощущений, не нуждающиеся в теле и органах; – 2) низшие существа - животные: нуждающиеся для того, чтобы познавать, в теле и познающие только частные свойства и явления; – 3) человек, занимающий среднее место: люди зависят от тела не как от субъекта, а как от объекта; они не созерцают всеобщее само по себе, но и познают не только частное, а "постигают всеобщее в частном«.

Фатум у Помпонацци - воплощение всеобщей причинно- следственной связи в мире. Он отрицает существование случайных событий (беспричинных). Эта всеобщая обусловленность происходящего универсальными причинами и есть фатум. Ч еловеческое поведение включено в общую совокупность причинно-следственных связей. А воля, выбор человека определяется как внешними объектами, так и самой природой человека. Поведение человека инициативно и детерминировано. Помпонацци отрицает идею о божественном всеведении, говорит о личной ответственности человека. Таким образом, П. Помпонацци - лидер движения антиклерикалов, подготовивший путь к развитию опытного изучения природы и человека, утверждению естественно- научных подходов в познании.

5. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ЛЕОНАРДО-ДА ВИНЧИ Леонардо да Винчи ( ) - титан Возрождения, гений, блестящий художник, инженер, конструктор машин, ученый- экциклопедист, знаток анатомии человеческого тела, скульптор, архитектор, мыслитель. Это воплощение гуманистического идеала, всесторонне развитой личности. Он значительно опередил свое время. Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи борется за восстановление роли и значения чувственного познания. Он утверждает, что созданные человеком чувственно воспринимаемые ценности - средство познания закономерного строя вещей.

В понимании сущности и природы чувственного познания он преодолевает механистические традиции, согласно которым чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего органа со своим объектом. Опосредованное же, проникающее вглубь объекта знание связывалось этой традицией с понятием и словом и относилось к интеллигибельному уровню. Как художник Леонардо да Винчи выступает против этого умаления роли чувственности в познании мира. Предметом его специального внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренних связях, - человеческий глаз, создающий совместно с рукой в процессе живописного творчества образные творения - изображения. Именно они, а не слово отражают реальность и становятся в этом случае посредниками между ней и сознанием, источниками ее познания. Зрительное воображение рассматривается им как важное средство практического преобразования действительности. Живопись - основа техники и инженерии. В этом проявилось стремление Леонардо да Винчи соединить естественные знания и искусство. Воображение, таким образом, впервые соединяется с творчеством.

Следует отметить, что фантазия начиная с античности считалась "дурной субъективностью". Познавательная ценность отводилась исключительно разуму, имеющему божественную природу. Леонардо да Винчи в качестве высшей ценности провозглашает творения субъекта, созданные им на основе подражания природе. Вводится соответственно новый критерий оценки человека - по образу его деятельности, направленной на преобразование природы. Сущность человека выражается в его творческой деятельности, отмечал Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи тщательно изучал анатомию и биомеханику организма, что объяснялось не только эстетически- познавательными, но и практическими задачами: изучить принципы работы живого организма, способного выполнять недоступные человеку функции, чтобы воссоздать их в специальной инженерной конструкции. Например, он строил схемы летательных устройств на основе изучения мышечного аппарата птиц и насекомых.

Им проводились многочисленные эксперименты по изучению поведения разных животных с целью изучения их двигательной активности, была создана экспериментальная модель спинномозговой лягушки, ставшая классической для нервно- мышечной физиологии ХIХ в. Многие его идеи и замыслы сохранились в набросках, эскизах, чертежах, и они свидетельствуют об оригинальности мысли и гениальности его замыслов. Он стремился быть в обществе ученых - естествоиспытателей, т.е. мятежников, а не художников. Много размышлял о познании. Считал, что опыт - главный источник знаний о человеке и о мире. "Мудрость есть дочь опыта", - говорил он. Познание, не прошедшее через опыт, и ощущения, с которых оно начинается, не дают истины о действительности. Опыт понимался им широко - это и наблюдение над природными явлениями, и физический эксперимент, и рисунок, и инженерная конструкция. Он выдвигает тезис о единстве теории и практики. Леонардо да Винчи - пантеист. Он считал, что в природе размыто "разумное божественное начало, которое открыто человеку как части природы". Верил в силу разума и знания, в созидательную мощь человека. Особо велики, как он полагал, возможности художника, создающего нечто новое. Художника он приравнивал к ученому.

Словарь терминов Антиклерикализм Антропоцентризм Гуманизм Моральная философия Сенсуализм Творческое воображение

Вопросы для самопроверки Укажите основные черты культуры Возрождения Как решалась проблема личного достоинства в работах П. Браччолини? В чем состоял новый взгляд на человека в трудах мыслителей Возрождения? В чем состояли взгляды Д. Фракасторо в области теории образов? Какая проблема была основной в творчестве Помпонацци? О каких трех видах разума говорил Помпонацци? Что является высшей ценностью у Леонардо да Винчи? Как рассматривал соотношение теории и практики Леонардо да Винчи?

Темы рефератов Харктеристика основных особенностей эпохи Возрождения Гуманистические идеи о человеке эпохи Возрождения Основные морально-философские и психологические воззрения периода Возрождения Психологические идеи в педагогических произведениях эпохи Возрождения Я.А. Коменский - выдающийся педагог и психолог эпохи Возрождения Литература периода Возрождения как источник психологических идей Философские и психологические идеи Бернардино Телезио Джироламо Фракасторо: биография, творчество, психологические идеи Жизнь и творчество Пьетро Помпонацци Психологические идеи Леонардо да Винчи

Список литературы Брагина Л.М. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. Мос. Гор. Архив Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского возрождения. М., Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.) / Сост., вступ. статьи и коммент. Н.В. Ревякиной, О.Ф. Кудрявцева. М.: Изд-во УРАО, Помпонацци П. Трактаты "О бессмертии души", "О причинах естественных явлений, или О чародействе"/ Пер. с лат., вступ. ст. и прим. А.Х. Горфункеля. М.: Главная редакция АОН при ЦК КПСС, Сочинения итальянских гуманистов эпохи. Возрождения (XV век) / Под ред. Л. М. Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.