Методы психологической диагностики невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств Брябрина Татьяна Викторовна ст.преподаватель кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическая диагностика в клинике соматоформной вегетативной дисфункции Брябрина Татьяна Викторовна ст.преподаватель кафедры Клинической психологии.
Advertisements

Клинический (медицинский) психолог Специалист с высшим психологическим образованием по специальности «психология» и получивший дополнительную подготовку.
МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области Социальный педагог Самсонова В.Ю.
Задачи психологической диагностики в клинической медицине Щелкова О.Ю. Кафедра медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного.
Методы психологической диагностики в семейной психологии и психотерапии Трофимова И.М. психолог Кафедра клинической психологии ЮУрГУ.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.» Ушинский К.Д.
"Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.»- Ушинский К.Д.
Михайлова И.И. Центр по изучению систем поддержки психического здоровья НЦПЗ РАМН (Москва) Виды самостигматизации психически больных.
"Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.»- Ушинский К.Д.
Организация психолого- педагогического мониторинга развития личности способных и одаренных детей Л.А.Дементьева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Клинико-психологическая диагностика развития ВПФ детей дошкольного и младшего школьного возраста Астаева Алена Васильевна Преподаватель кафедры клинической.
ЭМОЦИОНАЛЬНО- ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТИРОВАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КОСТАЛЕС ЗАВГОРОДНЯЯ Анна Изабель Специальность: – общая психология, психология.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический.
Перспективы внедрения современных инновационных технологий в практику медико-социальной экспертизы с использованием положений МКФ и конвенции о правах.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
Б.М.Абушкин, к.псх.н.,доцент,. Варианты психодиагностических подходов (Ю. М. Забродин, 1980, 2000) качественная классификация особенных свойств человека.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА СКП-ЛПБ-31 ИСМУХАМБЕТОВА АНАСТАСИЯ Виды психологических диагнозов.
Психологический диагноз (П.Д.) План. 1.Определение понятия. 2.Характеристика особенностей психологического диагноза. Дискуссии о значимости П.Д. 3.Уровни.
Транксрипт:

Методы психологической диагностики невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств Брябрина Татьяна Викторовна ст.преподаватель кафедры Клинической психологии ЮУрГУ

Клиническая (медицинская) психодиагностика инструмент целенаправленного и развернутого изучения личности во всем многообразии ее проявлений. составная часть медицинской диагностики, связанная с изучением роли психологических факторов в этиологии, патогенезе, лечении и профилактике заболеваний. Это часть как диагностического, лечебно-восстановительного процессов, так и системы психопрофилактики, различных видов экспертизы.

Основная задача психологической диагностики – это классификация людей, ранжирование их по психологическим признакам, или - постановка психологического диагноза.

Психологический диагноз есть психологический анализ проблемы и ее описание Имеет следующие компоненты: описание проблемы (расстройства) например, степень выраженности классификация проблемы, определение ее типа объяснение ее причины и условий прогноз пути решения, рекомендации

При выборе мишеней психодиагностики (и последующей коррекции) целесообразно ориентироваться на понятие функционального диагноза, как реализации биопсихосоциальной концепции. Функциональный диагноз психического расстройства должен включать три аспекта их взаимосвязь: Клинико-психопатологический, психологический, социальный.

Модели клинической психодиагностики Нозологическая (дифференциально- нозологическая) основной задачей является получение информации для верификации диагноза, уточнения клинической картины и динамики заболевания. Предусматривает использование экспериментально- психологических методов для обнаружения определенных нарушений психической деятельности, их структуры. Также предусматривает использование тестовых методов (психометрических) с целью определения глубины (степени выраженности) нервно- психических нарушений и их динамики в процессе лечения. Заключение выступает частью клинико-психопатологического аспекта функционального диагноза. Функциональная основной задачей является всестороннее изучение личности испытуемого с целью определения «мишеней» и «опор» психотерапии и социальной реабилитации. В рамках этой модели заключение психолога о наличии или отсутствии расстройств познавательной, личностной и социальной сфер выступают как часть функционального диагноза (его личностный и социальный аспекты).

Основные диагностические задачи психолога в соматической клинике Диагностика субъективных жалоб с помощью самооценочных опросников, интервью Психодиагностика преморбидной структуры личности больного и личностных особенностей, потенциально значимых для генеза психосоматических расстройств, с помощью одношкальных и многофакторных опросников (алекситимные характеристики, поведенческие типы, интрапсихические конфликты, стиль семейных взаимоотношений и т.д.) Изучение ВКБ, представлений и переживаний, связанных с болезнью, отношения к болезни и лечению, изучение динамики субъективного отношения к болезни в процессе лечения, типов реагирования на болезнь исследование аффективных состояний (уровня тревоги и тревожности, депрессии и соматизации аффекта) Психологическая диагностика социальных установок и межличностных отношений больного Психодиагностика качества жизни как критерия физической, психологической и социальной адаптации Диагностика социальной фрустрированности и стрессоустойчивости Диагностика защитно-приспособительных механизмов личности, компенсаторных ресурсов больного Оценка взаимоотношений больного с врачом и медицинским персоналом

При выборе комплекса методик, которые могут быть использованы для исследования соматических больных, должны быть учтены следующие принципы: Относительная простота применяемых методик. Быстрота их проведения. Полнота изучения исследуемого явления. Взаимная дополняемость применяемых методик. Высокая суммарная валидность. Достаточная чувствительность к изменению наблюдаемого явления у здоровых и больных, а также к изменению показателей в течение лечения.

Классификация методов медицинской психодиагностики Клинико-психологический метод Наблюдение Беседа Интервью Биографический (анамнестический) метод Изучение продуктов деятельности Качественно- количественный анализ содержания (контент- анализ) Экспериментально- психологический метод Нестандартизованные (качественные) методы Нейропсихологические методы Патопсихологические методы Стандартизованные (количественные) методы Методы исследования интеллекта Методы исследования личности и психического состояния Проективные методики Психосемантические методики

Методы наблюдения и беседы являются базовыми, основными включены в процесс психологической диагностики как самостоятельные или как вспомогательные методы применимы в случаях, когда экспериментальные методики (тесты, опросники) применить не возможно целесообразны при подозрении на установочное поведение больного эффективные при наличии языкового барьера, дефектах анализаторных систем

Отличительные особенности клинического подхода а) ситуативность повышенное внимание к текущим обстоятельствам и конкретной ситуации в жизнедеятельности пациента; б) многоаспектность использование многообразных источников информации о пациенте с акцентом на биографическую информацию, индивидуальную динамику и историю психического развития; в) идеографичность повышенное внимание к уникальным, свойственным только данному человеку характеристикам и особенностям, для которых по определению просто нет готовых шаблонных схем фиксации, подсчета, интерпретации; г) индивидуализация неформализованный и нестандартизированный, а приспособленный к особенностям данного испытуемого способ получения и анализа эмпирической информации; д) интерактивность - активное взаимодействие психолога и испытуемого в форме индивидуализированной беседы, нестандартизованных клинических проб и т. п.; е) «интуитивность» доминирующая нагрузка при получении информации и ее интерпретации не на стандартизированные процедуры и стандартные рекомендации по анализу данных, но на профессиональную, экспертную интуицию психолога.

Методики исследования психических процессов и функций Нестандартизованные патопсихологические методики (определение понятий, исключение понятий, классификация предметов, толкование половиц и др.) Нейропсихологические методики (пробы на изучение праксиса, гнозиса и т.д.) Тесты интеллекта: Векслера, Кеттелла, Бентона, Равена и др.

Применение опросников возможно Если имеется достаточная степень мотивированности больного При наличии определенной соматической и психической (в том числе интеллектуальной) сохранности больного Возраст испытуемого не старше лет При наличии ряда внешних ситуационных условий: относительная изолированность, тишина, конфиденциальность

Исследование актуального психического состояния Опросник нервно-психического напряжения Т.А. Немчина (НПН). Уровень невротической астении (УНА) Опросник невротических состояний Менделевича (ОНС) Опросник невротических расстройств симптоматический (ОНР-Си) Гиссенский опросник соматических жалоб Опросник для определения невротических и неврозоподобных нарушений (ОНР) Шкала для психологической экспресс- диагностики уровня невротизации (УН) Тест дифференцированной самооценки функционального состояния (САН)

Исследование состояний тревоги и депрессии Тест ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина Шкала личностной тревоги Тейлора Интегративный тест тревожности (ИТТ) Шкала оценки депрессии Зунга Опросник депрессивности Бека Опросник депрессивных состояний (ОДС)

Исследование состояния агрессии и состояния фрустрации тест «Руки» Вагнера (HAND) Опросник Баса-Дарки Тест Розенцвейга Вербальный фрустрационный тест Собчик (ВФТ) Уровень социальной фрустрированности (УСФ)

Исследование факторов риска психической дезадаптации Шкала экспресс-диагностики Копиной Шкала психической адаптивности Дюка Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге Оценка выраженности психопатологической симптоматики (ОВПС) Экспресс оценка уровня адаптации (СФРД)

Исследование выраженности стрессового расстройства, ПТСР Миссисипская шкала (гражданский и военный вариант) Шкала оценки влияния травматического стресса Шкала-интервью для клинической диагностики ПТСР (CAPS) Шкала диссоциации

Исследование особенностей и структуры личности Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Опросник для диагностики акцентуации личности (Шмишека) Индивидуально-типологический опросник Собчик (ИТО) Миннесотский многошкальный личностный опросник (MMPI) Я-структурный тест Г. Аммона Тип поведенческой активности (ТПА) Торонтская шкала алекситимии Семантический дифференциал времени (СДВ) Исследование механизмов адаптации «Индекс жизненного стиля» Опросник «Способы копинга» Лазаруса Тест Томаса для выявления типов поведения в конфликте Исследование содержания внутреннего опыта с помощью метода свободных ассоциаций Методика Фанталовой для изучение внутриличностного конфликта Опросник внутриличностных конфликтов Опросники для изучения мотивации успеха и мотивации неудач Опросники для изучения локуса контроля (УСК, ЛК) тест «Ценностные ориентации» Рокича Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)

Исследование самоотношения Измерение уровня притязаний и уровня самооценки Самоописание Методика самооценки Дембо-Рубинштей Q-классификация Контрольный список прилагательных (тезаурус личностных черт Шмелева) Личностный дифференциал (ЛД) Тест репертуарных решеток Келли Опросник самоотношения Столина Методика исследования самоотношения Пантилеева (МИС)

Исследование ВКБ и качества жизни Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни (ТОБОЛ) Классификация соматических ощущений (Тхостов) Методика Сакса-Сиднея Проективный рисунок «Я и моя болезнь» Опросник для изучения отношения к болезни и лечению Отношение к здоровью (Березовского) Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни Опросник качества жизни (ВОЗКЖ-100) Опросник оценки статуса здоровья (SF-36)

Спасибо за внимание!