Как корректно провести учебное исследование Методические рекомендации Составила: Иванова Э. Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
Advertisements

Научно-исследовательская работа учащихся ПОДГОТОВКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ.
Научно-исследователькая работа учащихся ПОДГОТОВКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ профессиональной школы.
Метод способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. От его выбора зависти всё исследование,
Метод способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. От его выбора зависти всё исследование,
Методические рекомендации по проведению учебного исследования.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
1. Планирование и анализ новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных) 2. Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
От замысла к открытию Всё сказано на свете: Несказанного нет. Но вечно людям светит Несказанного свет.
Учебно- исследовательская деятельность в школе. Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется.
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
Организация творческой исследовательской деятельности.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся Составитель – Брылёва Т.Г., зам.директора по НМР, ДТДМ, к.п.н.
Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы.
Учитель английского языка Сидельникова Надежда Валентиновна.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Транксрипт:

Как корректно провести учебное исследование Методические рекомендации Составила: Иванова Э. Г.

Барьер и трамплин исследования. Исследование имеет целенаправленный характер и определенную систему. Краеугольным камнем любого исследования является проблема, с определения которой начинается исследование. Формулировка проблемы является результатом осознания проблемной ситуации, ядром которой выступает противоречие между потребностями общества, человека и имеющимися средствами её удовлетворения (определять проблему – устанавливать несоответствие между желаемым и действительным). Проблема – это несоответствие между желаемым и реальным состоянием системы; - разница между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным.

Требования к выбору и формулировке темы. 1. Важно, чтобы тема была интересна не только на данный момент, но и будет востребована в будущем (в профильных классах тема вписывается в программу) 2. Тема должна быть актуальна, т.е. отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества. 3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях, т.е. по данной теме можно найти достаточно информации, оборудование, условия для ведения эксперимента. 4. Тема должна быть конкретна. 5. Важно с самого начала правильно сформулировать тему, ведь тема – это своего рода визитная карточка исследования.

Актуальность и практическая значимость. Актуальность: 1) результаты работы позволяют решать те или иные научно- практические задачи; 2) полученные результаты заполнят пробел в науке, которая в настоящее время не располагает средствами для решения этой актуальной научной задачи. Значимость: 1) решение на основе результатов исследования тех или иных практических задач; 2) проведение дальнейших научных исследований; 3) использование полученных данных в процессе различных видов деятельности.

Объект и предмет исследования. Определяя объект исследования, необходимо ответить на вопрос: что рассматривается? Устанавливая предмет, определяете, как рассматривать объект именно в данном исследовании, ибо предмет обозначает аспект рассмотрения объекта. Предмет исследования определяет точку зрения на объект исследования, акцентирует, какие присущие отношения, аспекты, функции станут изучаться, т.е. предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определённом аспекте рассмотрения. Объект всегда объективен, а предмет субъективен.

Следующие шаги… Одно из ценнейших свойств ума- вовремя сообразить – что важно. (Г.М. Бальтасар.)

Определение цели и задач исследования. Цель исследования- это сформулированный в общем виде желаемый результат, который будет получен в ходе исследования: теоретический и практический; - это конкретный охарактеризованный образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к чётко определённому моменту времени. Всякая цель должна обладать пятью основными признаками: 1. Полнотой содержания, т.е. определённостью всех характеристик результата. 2. Временной определённостью. 3. Реальностью (соответствием возможностям). 4. Побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности) 5. Операциональностью определения ожидаемого результата (контролируемостью).

Последовательность выдвижения задач. Теоретические.Практические. Анализ существа познавательной проблемы на основе информации. Анализ источников информации для определения способа решения проблемы. Разработка теоретической концепции исследования. Сбор фактических данных по проблеме исследования. Конструирование методик исследования, отбор информации об объекте исследования. Разработка вариантов решения проблемы и их проверка путём обсуждения с руководителем. Анализ полученных данных, определение путей решения проблемы. Анализ итогов эксперимента, оценка достигнутого результата, план дальнейших действий.

Формулировка гипотезы. Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто; - это предполагаемое решение проблемы в данной области исследования, решение противоречивой ситуации. Требования к гипотезе: 1. Она должна содержать предположение. 2. Она должна быть проверяема, подтверждаема при помощи методик. 3. Она должна быть логически непротиворечивой. 4. Она должна быть реально опровергаемая или доказуемая.

Определение методов исследования. Поставив цель и определив задачи, необходимо отобрать способы и методы ведения дальнейшего исследования. Метод- это способ достижения цели исследования. «Метод- самая первая и основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьёзность исследования. Всё дело в хорошем методе».(И.П.Павлов) Методы научного познания делятся на: 1. специальные- определяются характером исследуемого объекта; 2. Общие- используются в различных по предмету науках. К ним относятся: теоретические, эмпирические, математические методы.

Эмпирические методы Наблюдение. Целенаправ- ленное воспри- ятие реальных объектов. Эксперимент. Изменение объ- екта для полу- чения знаний. Моделирование Замещение объ екта-оригинала мысленно пред ставленным объ ектом. Анкетирование Опрос посред- ством самосто ятельного запол нения листа. Интервью. В форме бесе- ды по подго- товленному плану.

Теоретические методы. Анализ и синтез. Изучение час- тей и свойств и объединяя в целое. Сравнение. Установление сходства или различия. Обобщение. Определение Общих призна- ков объекта. Классификация Деление на виды на основе отли- чительных приз- наков. Определение понятий. Раскрытие содержания понятия.

Математи ческие. Статистичес- кие методы. Методы моде- лирования. Методы про- граммирования Методы и модели мас- сового обслу- живания Метод визуаль- ных данных (функции и графики)

Планирование исследования. План-основа для последующей оценки соответствия работы целям и задачам проводимого исследования. Он позволяет предварительно провести анализ его результатов и при необходимости внести коррективы в ту или иную часть работы. На составление плана работы влияет и выбор вида проекта и исследования. Безумству мысли надобна узда. (Д.Г.Байрон)

Обзор информационных источников. Виды источников информации: 1. Литературные источники: справочники, энциклопедии, учебники, книги с подробным описанием изучаемого объекта или явления. 2. Аудио- и видеоисточники, мультимедийные носители информации: научные, научно- популярные художественные фильмы, аудионосители, мультимедийные программы. 3. Глобальные компьютерные сети. 4. Человек – источник информации: специалисты, профессионально занимающиеся этим вопросом. 5. Реальные объекты действительности.

Оформление работы. Основные формы представления результатов научной работы: 1. Реферат. 2. Литературный обзор. 3. Доклад. 4. Тезисы доклада. 5. Научная статья. 6. Научный отчёт. 7. Сообщение. 8. Научное сочинение.

Приложения к работе. К ним относятся: 1. Копии документов. 2. Статистические материалы. 3. Таблицы. 4. Формулы. 5. Иллюстрации. 6. Чертежи. 7. Графики. 8. Фотографии. 9. Схемы. 10. Диаграммы.

Презентация проекта и исследования. Презентировать работу можно в различных формах : 1. Защита на конференции. 2. Деловая игра. 3. Демонстрация видеофильма. 4. Диалог исторических и литературных персонажей. 5. Игра с залом, спортивная игра. 6. Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций. 7. Инсценировка реального или вымышленного исторического события. 8. Научный доклад. 9. Отчёт исследовательской экспедиции. 10. Реклама. 11. Ролевая игра, спектакль, театрализация. 12. Теле-, радиопередача. 13. Экскурсия и т.д.

Презентация предназначена не для рассказа о процессе работы над проектом и исследованием: на презентации в первую очередь должен быть представлен продукт проектной и исследовательской работы. Одна из форм презентации работы – устная защита с одновременной демонстрацией иллюстрированного материала в формате Power Point – это набор слайдов и спецэффектов (слайд-фильм), раздаточные материалы, также конспект и план доклада. Слайд – это отдельная «страница» презентации, которые могут включать в себя заголовки, текст, диаграммы, таблицы, нарисованные объекты, фотографии, фильмы.

Чему-нибудь да научила Детей своих природа-мать: Кто ничего создать не может, Умеет тот критиковать. (Д.Р.Лоуэлл) Каждый убеждён, что другие ошибаются, когда судят о нем, и что он не ошибается, когда судит о других. (Г.Гейне)