Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 42» г. Твери XIII.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стретчинг (упражнения на растягивание) Учитель: Кудинкина С.В. Практическое руководство по физической культуре. Выполнили ученицы 10 класса А Толочкова.
Advertisements

Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека.
ГБОУ ВПО Омская государственная медицинская академия Минздрава России КОЛЛЕДЖ Упражнения на фитболе.
Наиболее простой способ снятия усталости – это движение.
Растягивание передних мышц шеи. Исходное положение - сидя, руками упереться в подбородок. Усилием рук выполнить наклон головы назад и удерживать достигнутое.
Комплексы упражнений для проведения физкультминуток, для снятия напряжения рук, шеи, туловища и глаз.
Тема: З начение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Лыжина С.В. Учитель химии и биологии МОУ «Сетовенская средняя общеобразовательная.
Дубовая Людмила Владимировна Учитель физической культуры МБОУ гимназия 36 г.Краснодар.
Комплекс упражнений на ковриках. Упражнения для пресса хороши тем, что их можно выполнять отдельно, уделяя буквально 15 минут в день. Для занятий вам.
ТРЕНЕР- ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО РЕГБИ Фомаиди Л.К.. Упражнения по физической подготовке на поле 1. Отжимания Из позиции с прямыми руками и прямой спиной опустить.
Поза лотосаПоза лотоса... Как сесть в позу лотоса? Нет ничего проще. Выполняйте эти упражнения ежедневно и уже через несколько месяцев, а то и недель,
Профилактика нарушений осанки Воспитатель логопедической группы ГБДОУ 18 поселка Молодежное Ольшанская Л.Я.
Лечебная гимнастика для позвоночника. Работу выполнила ученица 11"А" класса школы 382 Льянова Альбина. Учитель т.В.Кривцова.
Корригирующие упражнения на физкультурных занятиях Корригирующие упражнения на физкультурных занятиях.
Презентация 3 «В» класса Учитель Маркова Алла Сергеевна.
Лечебно-оздоровительная физкультура Бессмертных Елена Борисовна Учитель физической культуры МОУ Октябрьская СОШ.
ЛФК При остеохондрозе. О БЩИЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ Лежа на спине: И. п. – руки вдоль туловища, ноги вместе. Вытянуть руки за голову, потянуться, носки.
Назовите тему нашей встречи? Тема занятия: « Королевская осанка»
Городищенский район, МОУ Ерзовская СОШ Составила: учитель физической культуры Мухина Екатерина Геннадьевна 19 сентября 2011 годаМухина Е.Г.
Презентацию выполнила Сказина Елизавета, 10 Б. У ПРАЖНЕНИЯ НА ШЕЙНЫЙ ОТДЕЛ Наклоны головой: влево- вправо, вперёд-назад Круговые движения головой.
Транксрипт:

Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 42» г. Твери XIII научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее» Научно-исследовательская работа по биологии «ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ЗАБОЛЕВАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА» Выполнил: Исоян Арман Левонович, ученик 9 А класса Научный руководитель: Учитель биологии высшей категории Савелова Наталья Геннадьевна Тверь, 2010

Еще советский педагог В. А.Сухомлинский отмечал, что примерно у 85% всех учеников наблюдается снижение успеваемости из-за плохого состояния здоровья. Вот лишь несколько данных по СОШ уч. г., показывающих важность проблемы здоровья:

режим дня соблюдают около 60% школьников с 5 по 11 классы правильно не умеют отдыхать 70% неправильно питаются более 50% имеют избыточный вес – 9% не соблюдают правил личной гигиены – 7%.

Цель работы определить гармоничность развития ОДС у учеников 9-х классов (15-16 лет), выявить нарушения и способы лечения и профилактики заболеваний ОДС.Задачи: рассмотреть строение ОДС раскрыть причины наиболее распространенных заболеваний ОДС провести исследование на определение гармоничности развития ОДС у учащихся 9-х классов (15-16 лет) подобрать методы профилактики заболеваний ОДС, исходя из результатов исследования, и ознакомить с ними учащихся Объект исследования: учащиеся 9-х классов (15-16 лет) МОУ СОШ 42 г. Твери

ОДС человека состоит из пассивного (скелет и его соединения) и активного (мышцы) отделов.

Кость содержит костный мозг, который заполняет ячейки между перекладинами губчатого вещества и полости.

МышцыМышцы являются активной частью опорно-двигательного аппарата, обеспечивающей передвижение тела в целом и его отдельных частей. Длительное сокращение мышц обеспечивает позу, т. е. определенное положение тела в пространстве.

«определение гармоничности физического развития организма подростка» Исследовательская работа

Оборудование: сантиметровая лента, лист бумаги, карандаш, линейка, весы. Методика: исследование нарушений ОДС по методике М.В. Высоцкой: расчет роста, веса и окружности грудной клетки каждого из исследуемых. А)Для теоретического расчета среднего роста подростков лет использовались формулы: Рост =6 * возраст для мальчиков среднего типа телосложения Рост=6 * возраст для девочек среднего типа телосложения

Б) Расчет окружности грудной клетки (ОГ) лиц, не занимающихся спортом: ОГ мальчиков лет =4.1 * возраст+20 ОГ девочек лет=2.2*возраст+45 В) Для теоретического расчета массы тела подростков 13 – 14 лет и взрослых использовалась формула Масса (кг) = Рост (см) * ОГ (см) / 240 определение типа телосложения Для того чтобы определить соответствует ли масса тела норме и типу Телосложения нужно использовать формулу Масса тела (кг)/Рост (см) оценка гармоничности телосложения: окружность грудной клетки в паузе * 100% / рост

определение правильности осанки. Показатели осанки рассчитывались по формуле: C = A / B * 100%, где C – показатель состояния осанки, А – ширина плеч, Б – величина дуги спины определение плоскостопия методом плантограммы (выполнялось дома каждым учеником).

исследование нарушений ОДС по методике А. Б. Сителя

На определение гармоничности физического развития ОДС учащихся 9-х классов МОУ СОШ 42 по методикам М. В. Высоцкой и А. Б. Сителя. Обобщенные результаты исследовательской работы

учащихся 9 классов СОШ 42

Если заболевание находится на ранних стадиях, этого можно избежать, занимаясь лечебной гимнастикой и профилактикой.

Домашние упражнения для позвоночника и стопы: лечебные позы-движения А. Б. Сителя;лечебные позы-движения А. Б. Сителя;лечебные позы-движения А. Б. Сителя;лечебные позы-движения А. Б. Сителя; комплекс упражнений для позвоночника;комплекс упражнений для позвоночника;комплекс упражнений для позвоночникакомплекс упражнений для позвоночника упражнения, рекомендуемые от плоскостопияупражнения, рекомендуемые от плоскостопияупражнения, рекомендуемые от плоскостопияупражнения, рекомендуемые от плоскостопия Релаксационные упражнения для учащихся: «медвежьи покачивания»«медвежьи покачивания», «медвежьи покачивания» соляризациясоляризация, соляризация релаксация с помощью йогирелаксация с помощью йоги, релаксация с помощью йоги аутогенная тренировкааутогенная тренировка. аутогенная тренировка Общие рекомендации для сохранения здоровья ОДС и красоты тела: как правильно сидетькак правильно сидеть, как правильно сидеть рекомендации по уходу за позвоночником в постели рекомендации по уходу за позвоночником в постели

Релаксационные упражнения для учащихся, соляризация

1. Я лежу спокойно. Мне удобно и хорошо. Я спокоен. Мне приятно ни о чем не думать Медленно течет время. Веки смыкаются, Я ничего не вижу и не слышу. Чувствую полный покой... полный покой.

В результате проведенной исследовательской работы: Проработан большой объем литературы, подробно изучено и проиллюстрировано строение ОДС. Выявлены причины появления наиболее распространенных заболеваний ОДС (сколиоз – 71%, лордоз – 6%. Кифоз – 4%, плоскостопие – 63%) учащихся 9-х классов, 15 – 16 лет, обусловленных особенностями их образа жизни. Проведено исследование на определение гармоничности развития ОДС у учащихся 9-х классов (15-16 лет) СОШ 42 по методикам М. В. Высоцкой и А. Б. Сителя, показавшее, что количество исследуемых, имеющих отклонения от нормы, находится на высоком уровне и составляет 78%. Исходя из результатов исследования, были подобраны методы профилактики заболеваний ОДС и проведена работа по ознакомлению с ними учащихся.

Разумное отношение к своему здоровью и работа по самовоспитанию очень важны. Можно не только разными способами предотвратить болезнь, но также и повлиять на её течение и последствия, проявляющиеся, например, в мышечной слабости, утомляемости, ограничении гибкости тела.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. М. В. Высоцкая Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. Издательство «Учитель», 2006 Н. А. Лезема, М. С. Морозик, Е. И. Морозов и др.; Пособие по биологии для поступающих в вузы – Мн.: Университетское, 1993 Р. Нордемар Боль в спине: причины, лечение, предупреждение. Пер. с шведского Э. А. Файзулина. – М.: Медицина, 1988 М. Р. Сапин, Г. Л. Билич Анатомия человека. Издательство «Высшая школа», 1989 А. Б. Ситель Гимнастика будущего. – М.: Метафора, 2009 Н. А. Степанчук Экология 7-8 классы. Практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека Издательство «Учитель», 2009

1. Лечебное движение для расслабления боковой мышцы поясницы проводят из исходного положения стоя, максимально наклоняя туловище в сторону, противоположную больной стороне. Из исходного положения проводить медленные ритмические плавные наклоны в сторону, противоположную той стороне поясницы, в которой ощущается боль. Продолжать до исчезновения или уменьшения болевых ощущений. Если боль усиливается, движения немедленно прекратить. Ритм упражнения движений в минуту. Затем нужно сделать перерыв 2-3 минуты и повторить упражнение еще раз. За один раз можно делать 1-5 подходов (рис. 1). 2. Лечебные движения при болях в среднегрудном отделе позвоночника, усиливающихся при наклоне в сторону, проводят в положении стоя на четвереньках на кушетке, ноги согнуты под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах. Руки согнуты в локтевых суставах и опираются на кушетку. Проводить медленные ритмические плавные боковые наклоны до уменьшения и исчезновения болевых ощущений. Если боль усиливается, движения немедленно прекратить. Ритм упражнения движений в минуту. Затем нужно сделать перерыв 2-3 минуты и повторить упражнение еще раз. За один раз можно делать 1-5 подходов (рис. 4). 3. Лечебные движения при болях в верхнегрудном отделе позвоночника, усиливающихся при наклоне в сторону, проводят в положении стоя на четвереньках на кушетке, ноги согнуты под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах. Руки выпрямлены в плечевых и локтевых суставах и опираются предплечьями на кушетку. Проводить медленные ритмические плавные боковые наклоны до уменьшения и исчезновения болевых ощущений. Если боль усиливается, движения немедленно прекратить. Ритм упражнения движений в минуту. Затем нужно сделать перерыв 2-3 минуты и повторить упражнение еще раз. За один раз можно делать 1-5 подходов (рис. 3).

4. Лечебное движение при болях в грудном отделе позвоночника, усиливающихся при разгибании, про водят в положении сидя, кисти «наперекрест» на противоположные надплечья. Осуществлять сгибание своего туловища в грудном отделе позвоночника так, чтобы при целенаправленном вдохе болезненная часть приходилась на пораженный двигательный сегмент. Нужно как бы «нащупать» боль на вдохе и удержать ее в течение всего вдоха. Далее проводить медленные ритмические плавные вдохи-выдохи до уменьшения и исчезновения болевых ощущений. Упражнение выполнять два раза в день в течение месяца (рис. 2). 5. Лечебные движения при болях в нижнегрудном отделе позвоночника, усиливающихся при поворотах туловища, проводят на кушетке с согнутыми под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах ногами. Выпрямленной рукой опираться на кушетку, другая рука максимально поднята и отведена в сторону. Медленно ритмично плавно отводить поднятую руку максимально назад, создавая пассивное вращение в нижнегрудном отделе позвоночника. Продолжать до уменьшения и исчезновения болевых ощущений. Если боль усиливается, движения немедленно прекратить. Ритм упражнения движений в минуту. Затем нужно сделать перерыв 2-3 минуты и повторить упражнение еще раз. За один раз можно делать 1-5 подходов (рис. 5). 6. Лечебные движения при болях в среднегрудном отделе позвоночника, усиливающихся при поворотах туловища, проводят на кушетке с согнутыми под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах ногами. Локтем опираться на кушетку, другая рука максимально поднята и отведена в сторону. Медленно ритмично плавно отводить поднятую руку максимально назад, создавая пассивное вращение в среднегрудном отделе позвоночника. Продолжать до уменьшения и исчезновения болевых ощущений. Если боль усиливается, движения немедленно прекратить. Ритм упражнения движений в минуту. Затем нужно сделать перерыв 2-3 минуты и повторить упражнение еще раз. За один раз можно делать 1-5 подходов (рис. 6).

7. Лечебные движения при болях в верхнегрудном отделе позвоночника, усиливающихся при поворотах туловища, проводят на кушетке с согнутыми под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах ногами. Рукой, вытянутой в плечевом и локтевом суставах, опираться на кушетку, другая рука максимально поднята и отведена в сторону медленно ритмично плавно отводить поднятую руку максимально назад, создавая пассивное вращение в верхнегрудном отделе позвоночника. Продолжать до уменьшения и исчезновения болевых ощущений. Если боль усиливается, движения немедленно прекратить. Ритм упражнения движений в минуту. Затем нужно сделать перерыв 2-3 минуты и повторить упражнение еще раз. За один раз можно делать 1-5 подходов (рис. 7). 8. Лечебное движение при болях в средне - и нижнешейном отделах позвоночника, усиливающихся при наклоне головы в сторону, осуществляют в положении сидя или стоя. Рукой со стороны боли обхватить голову так, чтобы кисть располагалась на противоположном виске пальцами вниз, устанавливая уровень бокового наклона. Средним пальцем кисти другой руки фиксировать за остистый отросток нижнюю часть болезненного двигательного сегмента. Рукой, обхватывающей голову, медленно ритмично плавно наклонять голову в сторону боли до уменьшения и исчезновения болевых ощущений. Если боль усиливается, движения немедленно прекратить. Ритм упражнения движений в минуту. Затем нужно сделать перерыв 2-3 минуты и повторить упражнение еще раз. За один раз можно делать 1-5 подходов (рис. 10). 9. Лечебное движение при болях в средне - и нижнешейном отделах позвоночника, усиливающихся при разгибании головы, осуществляют в положении сидя верхом на стуле (как на коне) лицом к спинке стула. Опираться локтями на спинку стула с максимальным приведением подбородка к грудине так, чтобы указательные пальцы обеих рук, расположенные на затылке, и большие пальцы, расположенные на скуловых дугах, фиксировали затылок в положении максимально возможного сгибания головы. На вдох и выдох проводить медленные ритмические плавные активные движения головой на разгибание до уменьшения и исчезновения болевых ощущений. Если боль усиливается, движения немедленно прекратить. Ритм упражнения движений в минуту. Затем нужно сделать перерыв 2-3 минуты и повторить упражнение еще раз. За один раз можно делать 1-5 подходов (рис. 9).

10. Лечебное движение при болях в предплечье и кисти при поворотах кисти наружу и внутрь проводят в положении стоя. Кисть здоровой руки фиксирует больную, максимально разведенные пальцы больной руки опираются на край стола. Осуществлять медленные ритмические движения вперед-назад, «переваливаясь» основанием ладони наружу и внутрь (рис. 12). 11. Лечебное движение при болях в плече при отведении руки за спину проводить рядом со стеной. Кисть выпрямленной руки, заведенная за спину, своей тыльной стороной опирается на стену. С опорой на кисть проводить медленные ритмические плавные пассивные движения, приближая к стене, а затем отдаляя от стены туловище до уменьшения и исчезновения болевых ощущений. Если боль усиливается, движения немедленно прекратить. Ритм упражнения движений в минуту. Затем нужно сделать перерыв 2-3 минуты и повторить упражнение еще раз. За один раз можно делать 1-5 подходов (рис. 8). 12. Лечебное движение при болях в пальцах руки осуществляют в положении сидя. Фиксировать большим и указательным пальцами здоровой руки ближний отдел, а средним - дальний отдел больного пальца. Медленно ритмично плавно проводить вытяжения здоровой рукой за ближний отдел больного пальца до уменьшения и исчезновения болевых ощущений. Если боль усиливается, движения немедленно прекратить. Ритм упражнения Движений в минуту. Затем нужно сделать перерыв 2-3 минуты и повторить упражнение еще раз. За один раз можно делать 1-5 подходов (рис. 14). 13. Лечебное движение при болях в пятке при сгибании пальцев ноги выполнять в положении сидя, установив больную ногу на колено здоровой ноги. Одной рукой захватить пятку, а другой рукой - пальцы и передний отдел стопы (большой палец руки снизу стопы). Проводить медленные ритмические плавные движения рукой, держащей пальцы ноги, на их сгибание. Движения проводить до уменьшения и исчезновения болевых ощущений. Если боль усиливается, движения немедленно прекратить. Ритм упражнения движений в минуту. Затем нужно сделать перерыв 2-3 минуты и повторить упражнение еще раз. За один раз можно делать 1-5 подходов (рис. 11).

14. Лечебное движение при болях при разгибании стопы и пальцев ноги осуществлять в положении сидя поперек кушетки. Перекинуть больную ногу через колено здоровой ноги, фиксировать сверху большими, а снизу - указательными пальцами рук передние отделы стопы и проводить медленные ритмические плавные пассивные движения руками, удерживающими стопу, разгибание. Движения выполнять до уменьшения и исчезновения болевых ощущений. Если боль усиливается, движения немедленно прекратить. Ритм упражнения движений в минуту. Затем нужно сделать перерыв 2-3 минуты и повторить упражнение еще раз. За один раз можно делать 1-5 подходов (рис. 13).

Упражнения для позвоночника. Упражнение 1. Лягте на пол лицом вниз, поднимите таз и выгните спину дугой. Тело опирается только на ладони и пальцы ног. Таз должен быть расположен выше головы. Голова опущена. Ноги расставлены на ширину плеч. Колени и локти выпрямлены. Опустите таз почти до пола. Поднимите голову и резко откиньте ее назад. Это упражнение оказывает воздействие на ту часть нервной системы, которое обслуживает голову и сеть нервов, идущих к желудку и кишечнику. Упражнение 2. Исходное положение то же, что и в упражнении 1. Лягте на пол лицом вниз, поднимите таз и выгните спину. Тело опирается на ладони и пальцы ног. Руки и ноги прямые. Поверните таз, как можно больше влево, опуская левый бок как можно ниже, а затем вправо. Руки и ноги не сгибайте. Сначала упражнение покажется вам очень утомительным. Но постепенно делать его будет легче не потому, что усиливаются мышцы, а потому, что значительно укрепляется нервная система. Ведь это упражнение предназначено главным образом для стимуляции нервов, идущих к печени и почкам. Оно приносит облегчение в случае заболеваний этих органов, возникающих по причине нервных расстройств. Упражнение 3. В этом упражнении позвоночный столб расслаблен сверху донизу. Стимулируется каждый нервный центр. Исходное положение: сядьте на пол, упритесь на расставленные прямые руки, расположенные чуть сзади, ноги согнуты. Поднимите таз. Тело опирается на расставленные согнутые ноги и прямые руки. Это упражнение делается в быстром темпе.

Упражнение 4. Лягте на пол на спину, ноги вытянуты, руки в стороны. Согните колени, подтяните их к груди, обхватите руками. Оттолкните колени и бедра от груди, не отпуская рук. Одновременно поднимите голову и попытайтесь коснуться подбородком колен. Держите это положение туловища в течение 5 секунд. Это упражнение эффективно для всего позвоночника, растягивает его, приводя организм к сбалансированному состоянию. Упражнение 5. Это упражнение - одно из самых важных из растягивающих позвоночник. Кроме того, оно приносит облегчение толстому кишечнику, стимулируя управляющие нервы. Исходное положение то же, что и для упражнения 1. Лягте на пол, лицом вниз, поднимите высоко таз, выгнув дугой спину, опустив голову и опираясь на прямые руки и ноги.

Упражнения, рекомендуемые людям от плоскостопия. 1.Встаньте прямо, ноги на ширине плеч носками наружу. Медленно поднимитесь на носки, затем медленно опуститесь 1О раз. 2.Медленно поднимитесь на пятки, а затем на носки. Упражнение делается 10 раз. 3.Встаньте на наружную сторону стопы, постойте 40 секунд. 4.Поставьте стопы параллельно и, не отводя пятки от пола, поднимите пальцы ног как можно выше. Повторите 1О раз. Кроме того, можно рекомендовать следующие упражнения для домашнего применения: Каждой ногой в отдельности поднимайте с пола бумажки, камешки, ниточные катушки. Сделайте «захват» предмета (бумажки, ниточных катушек) и попробуйте пальцами ног переложить предмет. Выполняйте раз. Сделайте 1О шагов на пятках, поднимая пальцы как можно выше. Сделайте 1О шагов на цыпочках. Шаги делайте маленькие, колени прямые Очень полезно выполнять упражнение «ходьба спиной вперед». Стоя на левой ноге, правую продвиньте далеко назад и поставьте на носок. Потом перенесите на нее тяжесть всего тела и медленно поставьте всю стопу на пятку. Затем перенесите назад левую ногу и переносите вес тела на нее. Покатайте поверхностью ступни (от носка к пятке) мяч. Упражнение делайте 5 раз каждой ногой.

Как правильно сидеть. При работе сидя - и вообще при долгом сидении следует менять положение тела примерно каждые 15 мин. Для этого достаточно лишь немного изменить положение спины и ног. При выполнении письменной работы удобнее всего сидеть, прочно опираясь спиной в месте ее изгиба на спинку стула. Сидеть следует прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы тела. При продолжительных занятиях чтением, письмом или рисованием полезно опустить переднюю часть крышки стола вниз, чтобы не наклоняться к книгам, бумагам, если это невозможно, следует сделать простое устройство, поддерживающее книги, бумаги и др. на достаточной высоте. Высоту стула необходимо отрегулировать так, чтобы сиденье приходилось на уровень коленных складок. Задняя сторона бедра должна лишь слегка давить на край стула. Если давление будет слишком большим, сидеть вскоре станет неудобно, кроме того, затруднится циркуляция крови в нижней части ног. Для уменьшения давления на заднюю сторону бедра удобна скамеечка для ног, к тому же ноги получат удобную опору. В автомобиле или в кинотеатре важно принять удобное положение, чтобы спина в месте ее изгиба имела хорошую опору. Сидеть следует прямо, часто менять позу и не наклонять голову вперед. При длительной концентрации внимания, как в двух вышеприведенных примерах, легко не заметить слабых сигналов усталости в виде побаливания или ощущения дискомфорта, предупреждающих о необходимости изменить позу. При поездках в автомобиле на большие расстояния необходимо периодически выходить из него, а при длительном просмотре телевизионных передач - изредка вставать и двигаться. Ежечасные перерывы в работе на 1-2 мин важно использовать правильно. Можно встать и немного походить или, сидя на стуле, наклониться назад и свесить расслабленные руки. Сделать несколько глубоких вдохов и попытаться расслабить мышцы затылка и плечевого пояса. Наклонить голову назад и повернуть.

Релаксация с помощью Йоги. Постоянные стрессы, усталость, пребывание в переполненном людьми транспорте и пр. - все это приводит к раздражению, которое постоянно накапливается в нашем организме. Справиться с ним можно с помощью йоги. 1.Г ора с плеч. Встать прямо. Максимально высоко поднять плечи и отвести как можно дальше назад, затем опустить. Важно ощутить, как выпрямилась спина. Выполнять 10 раз. 2.Управление гневом. Медленно вдохнуть через нос, считая до четырех, а затем медленно выдохнуть через рот, считая до пяти. Дышать животом! Выполнять это упражнение до тех пор, пока не ощутите спокойствия. З.Расслабление через напряжение. Лечь на пол, на циновку. Согнуть ноги в коленях и сильно напрячь икры. Расслабить мышцы. Выпрямить ноги и напрячь мышцы бедер, расслабить. По очереди напрягать и расслаблять мышцы всех частей тела. Выполнять столько раз, сколько захочется, но не менее пяти. 4. Шавасана. Шавасану еще называют позой трупа, она помогает быстро восстановиться, дает полный отдых телу и уму. Лечь на пол, руки отодвинуть от тела и положить ладонями вверх. Ноги слегка расставить, пятками наружу. Голова слегка набок, глаза закрыты. Постарайтесь расслабить тело так, чтобы почувствовать, как сила тяжести прижимает его к полу. Важно выбросить из головы все мысли: вы просто тело, лежащее на полу. Йоги при выполнении этого упражнения чувствуют, как энергия движется по телу от головы к ногам: и обратно, к этому и надо стремиться. Выполняют шавасану минут 15, но важно не уснуть.

Рекомендации по уходу за позвоночником в постели. 1. Конструкция кровати должна соответствовать физиологическим изгибам позвоночного столба. Этого достигают, положив на ровное основание мягкий матрас. Важно также соблюдать правило соответствия массы тела человека и толщины матраса. Так, тучному подойдет кровать с относительно жестким матрасом, в то время как человеку изящного телосложения - с более мягким. Если предпочтение отдается поролону, то грузный человек должен выбирать более толстый матрас, чтобы постель не оказалась слишком жесткой. 2. При болях в позвоночнике часто бывает трудно спать лежа на животе, однако, привыкнув к этой позе, трудно найти другую, более удобную. Можно использовать подушку, положив ее под живот: это обеспечивает выпрямление изгиба в области поясницы и боль ослабевает. 3. Весьма удобно спать на боку, положив одну ногу на другую, а руку - под голову. Эта поза подходит большинству людей, страдающих от болей в спине. 4.Читая лежа, старайтесь не сгибать сильно шею, лучше устроиться в постели полусидя, чтобы нагрузка на шейные позвонки была минимальной. Выбраться из постели, не причиняя себе боли, в острый период бывает трудно. Можно, однако, облегчить эту процедуру: сначала осторожно спустить ноги на пол, затем, опираясь на руки, приподняться в постели и сесть как можно ближе к ее краю. Вставать следует, не наклоняя сильно верхнюю часть туловища вперед.

К мышцам груди относится и диафрагма, расположенная в виде купола на границе грудной и брюшной полостей.

В зоопарке мы видели, как животные покачиваются вперед-назад за решётками клеток. Это не проявление раздражительности или желания убежать, это способ расслабиться. Для этого надо встать устойчиво и начать покачиваться, подобно медведю, из стороны в сторону. Покачивать ритмично всё тело, голову, руки, переступая с одной ноги на другую. Это одно из наиболее полезных релаксационных упражнений. Оно расслабляет, мозг, позвоночник, тело.