VII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» Номинация 2 : «Экологические проблемы поселений» МОУ ДОД станция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Изучение влияния оксигенотерапии на состояние здоровья младших школьников». Выполнила: Панская Дарья, 9 класс, МОУ СОШ 28, МОУ ДОД – станция юных.
Advertisements

Тема: «Проблема нашей реки» Автор: Завгорудько Никита 9 класс МБОУ «Подолешенская СОШ» Руководитель: Кудинова Н.П.
Влияние синтетических моющих средств на свойства воды и обитателей пруда РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ-ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ > Руководитель: Макарова.
Борткевич Карина Александровна 9 «А» класс Малова Евгения Вадимовна 2011год.
ИЗУЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД, СОДЕРЖАЩИХ СПАВ. Учебно-исследовательская работа Автор: Автор: Милешкина Татьяна Милешкина Татьяна.
Г.Димитровград Ульяновской области Суриков Сергей Григорьевич Ученик 9 б класса МБОУ СОШ Паспорт: серия
Школьное лесничество «Лесная застава» МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ездочное Чернянского района Белгородской области» /из опыта работы/ руководитель.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 9 Влияние деятельности человека на экологическое состояние реки.
Таврический муниципальный район Омской области Муниципальное образовательное учреждение «Сосновская средняя общеобразовательная школа» XLVII Межрегиональная.
Задачи: Первый этап: Второй этап: Третий этап: Поиск и изучение литературных, статистических, справочно- энциклопедических, картографических материалов.
Ученики 7 класса г. Руководитель: Копылова М.А.
ПРОЕКТ «Природные источники Осецкой волости» Руководитель проекта Маслова Л.А. учитель биологии © МОУ Закобякинская СОШ 2011 г.
1 Определение степени сапробности ерика Солянка с помощью биотестов Автор: Головенко Александра Юрьевна, ученица 10 класса, МОУ»СОШ 58» Муниципальное образовательное.
Региональные особенности государственного мониторинга поверхностных водных объектов на территории Республики Марий Эл в 2013 году Кусакин А.В., ведущий.
СВОЯ ЗЕМЛЯ И В ГОРСТИ МИЛА Оценка экологического состояния села Ронга и возможные пути его улучшения.
Снег- индикатор состояния атмосферы Мониторинг чистоты воздуха по состоянию снега за 2007,2009 гг. В городе Нижневартовске.
Лишайники являются объектами живой природы, которые очень чувствительны к загрязнению воздуха. Из всех экологических групп лишайников наибольшей чувствительностью.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ исследовательского проекта ученицы 10 класса КОРОВАЙКИНОЙ ИРИНЫ.
Работа школьной экологической лаборатории МОУ СОШ 26 г. о. Орехово-Зуево. ( Из опыта работы учителя биологии МОУ СОШ 26 г. о. Орехово-Зуево Московской.
« Вербовка – наша река ».. Предполагаемая дата начала проекта : 22 апреля Предполагаемая дата окончания проекта : 30 июня Продолжительность проекта :
Транксрипт:

VII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» Номинация 2 : «Экологические проблемы поселений» МОУ ДОД станция юных натуралистов 1 г. Белгорода, МОУ СОШ 15 г. Белгорода Выполнила: Валикова София Анатольевна ученица 9 класса МОУ СОШ 15 г. Белгорода член НОУ «Экос» СЮН 1 г. Белгорода член НОУ «Экос» СЮН 1 г. Белгорода «Влияние синтетических моющих средств на экосистему реки Северский Донец в районе «Пескарьер» микрорайона «Дальние Пески» города Белгорода. Тема: «Влияние синтетических моющих средств на экосистему реки Северский Донец в районе «Пескарьер» микрорайона «Дальние Пески» города Белгорода.Руководители: Артеменко Вера Павловна – учитель биологии МОУ СОШ 15 г. Белгорода, педагог дополнительного образования МОУ ДОД – станции юных натуралистов 1 Журавлева Наталья Васильевна – руководитель НОУ «Экос» МОУ ДОД -станции юных натуралистов г.г.

Валикова София ученица 9 класса МОУ СОШ 15 г. Белгорода, член НОУ «Экос» МОУ ДОД станция юных натуралистов 1 г. Белгорода

Объект исследований: участок реки Северский Донец в районе «Пескарьер» урочища Сосновка г. Белгорода

Цель работы: изучение особенностей влияния на экосистему водного участка реки Северский Донец в районе «Пескарьер» синтетических моющих средств (СМС), содержащих поверхостно-активные вещества (ПАВ), попадающих в водоем вместе со сточными водами улицы Песчаной.

СМС и речная вода Биологическая загрязненность воды Рекомендации для жителей улицы Песчаная рН, прозрачность, сила поверхностного натяжения ЗАДАЧИ Экологическое состояние участка

Методы исследований

Сравнительная характеристика анализа проб воды на рН в районе «Пескарьера» реки Северский Донец за период с апреля по октябрь г.г. Год апрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьСреднее арифметич еское значение 20066,316,296,377,007,16,56,256, ,306,357,17,187,36,66,256, ,32 6,35 6,777,37,7,57,006,3 6,78

Сравнительная характеристика анализа проб воды на прозрачность в реке Северский Донец за период с апреля по октябрь 2006 – 2008 г.г. ГодАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьСреднее арифметиче ское значение ,524, , , ,527, ,

«Свойства СМС и их влияние на микроорганизмы» Вид СМС Кислотность (величина рН) пенообразованиеВремя гибели простейших (мин.) Стиральный порошок «Ariel automat» 12,0значительное2,5-3,0 Стиральный порошок «Bingo automat» 12,0значительное2,5-3,0 Шампунь «Sansilk»6,0значительное1.5-2,0 Шампунь «Timotei»5,5значительное1,2,0 Средство для мытья посуды «АОС» 7,0значительное1,0-1.5 Моющий порошок «Mister Proper» 12,0среднее1,0-1.1 Мыло хозяйственное8,0слабое2,0 Мыло туалетное7,5слабое2,0-3,0

С помощью определительной таблицы в исследуемой воде были обнаружены: Диатомовые водоросли мелозира и вошерия; Диатомовые водоросли мелозира и вошерия; Хламидомонада в пальмеллевидном состоянии. Хламидомонада в пальмеллевидном состоянии.

Оценивается визуально при растворении 10 грамм моющих средств в 1 литре воды. Высокое пенообразование – средство для мытья посуды «АОS»; Высокое пенообразование – средство для мытья посуды «АОS»; Низкое пенообразование - хозяйственное мыло Низкое пенообразование - хозяйственное мыло

Сила поверхностного натяжения: Чистой воды – 7,5; Чистой воды – 7,5; При растворении мыла – 4,8; При растворении мыла – 4,8; При растворении порошка – 2,1. При растворении порошка – 2,1.

8. Изменение численности моллюсков - фильтрантов экосистемы «Пескарьера»

Результаты исследований: 1. Изучена экосистема «Пескарьера», составлена пищевая сеть, выявлены основные продуценты, консументы, редуценты. сеть

2. Выявлен рост демографической нагрузки на ландшафт «Пескарьера», рост стоков, содержащих синтетических моющих средств.

3. Доказано изменение антропогенного воздействия на район «Пескарьер». Вода в реке содержит загрязняющие вещества, вдоль берега образуется устойчивая пена и свалки бытового мусора.

Жук-плавунец Личинка комара Клоп-водомерка Клоп-гладыш Жук-вертячка Рыба 4. Оценено влияние поверхностно-активных веществ СМС на силу поверхностного натяжения воды и жизнедеятельность водных организмов.

5. Изучено влияние СМС на численность, возрастной состав и плотность популяции моллюсков – фильтрантов.

Выводы: 1. Синтетические моющие средства, содержащиеся в сточных водах улицы «Песчаная», попадая в воду, оказывают существенное влияние на экосистему реки Северский Донец исследуемого района «Пескарьер». Под их воздействием меняются такие важнейшие физико–химические показатели, как кислотность (величина рН), прозрачность, сила поверхностного натяжения, состав ионов, количество растворенного кислорода, естественного пенообразования. 2. Попадающие в воду поверхностно-активные вещества, содержащиеся в синтетических моющих средствах, снижают силу поверхностного натяжения, делая невозможными нормальное передвижение, добычу пищи, коммуникацию и размножение нейстонных организмов. Компоненты синтетических моющих средств оказывают воздействие на все формы водных живых организмов, особенно чувствительны к загрязнению детергентами микроорганизмы, являющиеся начальным звеном пищевых цепей экосистемы водоема. 3. Изучение популяции крупных фильтрующих моллюсков, как важного фактора естественного самоочищения реки, следует проводить ежегодно на одних и тех же створах для накопления непрерывных данных о численности популяций, что позволит судить о динамике экологического состояния речной экосистемы в выбранном для исследования районе. В перспективе желательно определять скорость роста моллюсков по скорости прироста раковины, так как этот показатель дает интегральные объективные данные о качестве водной среды обитания для гидробионтов и хозяйственного использования водоемов.

Заключение: 1) Экологическое состояние воды в реке Северский Донец в районе «Пескарьер» считается нестабильным. 2) Наблюдается изменение компонентов экосистемы данного района. 3) Возникает угроза нарушения экологического равновесия. 4) Необходим комплекс мер по восстановлению экосистемы «Пескарьера»: контроль стоков, создание санитарной водоохранной зоны, очистка реки.

Практические рекомендации: 1. Ходатайствовать перед Департаментом городского хозяйства администрации города Белгорода о проведении центральных канализационных коммуникаций к территории ул. Песчаная, учитывая ее близость к реке и объектам массового отдыха. 1. Ходатайствовать перед Департаментом городского хозяйства администрации города Белгорода о проведении центральных канализационных коммуникаций к территории ул. Песчаная, учитывая ее близость к реке и объектам массового отдыха. 2. Регулярно проводить анализы проб воды в реке Северский Донец на выявление содержания синтетических моющих средств с целью продолжения экологического мониторинга. 2. Регулярно проводить анализы проб воды в реке Северский Донец на выявление содержания синтетических моющих средств с целью продолжения экологического мониторинга. 3. Юным экологам НОУ «Экос» станции юных натуралистов 1 г. Белгорода необходимо вести разъяснительную работу с местным населением о экологически грамотном использовании водоохранной и прибрежной зон участка «Пескарьер» реки Северский Донец. С этой целью разработать для жителей микрорайона «Дальние Пески» листовку и развесить на информационных стендах улицы «Песчаная». 3. Юным экологам НОУ «Экос» станции юных натуралистов 1 г. Белгорода необходимо вести разъяснительную работу с местным населением о экологически грамотном использовании водоохранной и прибрежной зон участка «Пескарьер» реки Северский Донец. С этой целью разработать для жителей микрорайона «Дальние Пески» листовку и развесить на информационных стендах улицы «Песчаная». 4. Регулярно проводить экологические десанты по уборке несанкционированных свалок бытового мусора в водоохранной зоне, прибрежной полосе и на берегах реки Северский Донец в районе «Пескарьер» с привлечением местных жителей. 4. Регулярно проводить экологические десанты по уборке несанкционированных свалок бытового мусора в водоохранной зоне, прибрежной полосе и на берегах реки Северский Донец в районе «Пескарьер» с привлечением местных жителей. 5. Рекомендовать материалы исследования по данной теме для занятий в «Школе Экологической Грамотности» в разделе «Состояние водных объектов Белгородской области» для учащихся 3-9 классов. 5. Рекомендовать материалы исследования по данной теме для занятий в «Школе Экологической Грамотности» в разделе «Состояние водных объектов Белгородской области» для учащихся 3-9 классов.

В 2007 году в районе «Пескарьер» начались работы по углублению и очистке левого берега реки.

Листовка Уважаемые Белгородцы! Канализационные воды с содержащимися в них синтетическими моющими средствами, оказывают пагубное влияние на состояние экосистемы реки Северский Донец в районе «Пескарьер». Не разрушайте природу! Помните: вода – это жизнь! Нет вещества более удивительного и более необходимого всему живому. Экономно и грамотно расходуйте моющие средства, выполняйте санитарно-гигиенические требования к стоку бытовых вод. Это поможет снизить степень загрязнения нашей реки! Сберегите Малую Родину для своих потомков! Юные экологи НОУ «Экос» станции юных натуралистов 1 г. Белгород -2008

Список литературы: 1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития, А. И. Органическая химия и человек. – М.: Просвещение, Буцкус П. Ф. Книга для чтения по органической химии. – М.: Просвещение, Бородина А.П. Руководство к лабораторным занятиям по систематике 4. Бородина А.П. Руководство к лабораторным занятиям по систематике астений.Ч.1 – Белгород, – 104с. астений.Ч.1 – Белгород, – 104с. 5. Зданович В. В. Жизненные формы гидробионтов // Биология, 2003, Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Т.1. – М.: Прогресс, Петрянов И. В. самое необыкновенное вещество в мире. – М.: Педагогика, Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды.- Москва, «ТЦ Сфера», Практические работы школьников по экологии. Ч. 2. Методические материалы к практическим работам. Науч. ред. А.В. Присный. – Белгород: Изд-во БелГУ, Практические работы школьников по экологии. Ч. 3. Природные условия и экологические проблемы Белгородской области и Земли Северный Рейн –Вестфалия. Науч. ред. А.В. Присный. – Белгород: Изд-во БелГУ, Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М.: Просвещение, Сергеев Б. Ф. Занимательная физиология. – М.: Просвещение, Феоктистова Н. Ю. Бегущие по воде // Биология, 2002, Шульпин Г. Химия стирки // Наука и жизнь, 1981, 3.

Автор: Валикова София Анатольевна – ученица 9 класса МОУ СОШ 15, член НОУ «Экос» МОУ ДОД станция юных натуралистов 1 г. Белгорода , г. Белгород, ул. Волчанская д , г. Белгород, ул. Волчанская д. 74Руководители: Артеменко Вера Павловна – учитель биологии МОУ СОШ 15 г. Белгорода, педагог дополнительного СОШ 15 г. Белгорода, педагог дополнительного образования МОУ ДОД – станции юных натуралистов 1 образования МОУ ДОД – станции юных натуралистов 1 Журавлева Наталья Васильевна – руководитель НОУ «Экос» станции юных натуралистов 1 «Экос» станции юных натуралистов , г. Белгород, ул. Белгородского полка д.25 кв.36,(4722) , Консультант: Волынкин Юрий Анатольевич – доктор биологических наук, доцент кафедры биоценологии и экологической генетики БелГУ биоценологии и экологической генетики БелГУ