Тема урока: Экологический практикум: : рекогносцировочное обследование водоема. Составитель :Речкалова Н.И. Составитель :Речкалова Н.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Водная экология. Водоемы различают Искусственные (ерик, канал, чек, пруд, водохранилище) Искусственные (ерик, канал, чек, пруд, водохранилище) Естественные.
Advertisements

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Изучение экологического состояния прудов, расположенных на территории поселка Мстера. Автор работы: Клипов Андрей Руководитель:
Исследовательский проект «С миру по нитке…» (Экология малых рек Восточного Подмосковья. Река Галка). Авторы: Тихонова Мария и Царев Андрей учащиеся 11.
GPS навигатор на уроке географии. GPS – навигаторы Современная система глобального определения месторасположения на базе спутникового определения координат.
МОУ Чувашинская основная общеобразовательная школа Районный экологический конкурс учебно – исследовательских работ «ЧИСТАЯ ВОДА» 2007.
Лекция 2 Топография – это наука, изучающая геометрию земной поверхности и разрабатывающая способы изображения её на плоскости.
Планы описания географических объектов. Характеристика карты Название карты. Вид карты по масштабу. Вид карты по охвату территории. Вид карты по содержанию.
Введение «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя нельзя описать…..Ты сама жизнь.» А. Сент-Экзюпери. Вмешательство человека в жизнь природы.
ГУ Крыловская СШ Проект: Крыловская СШ, Шинкарова Кристина.
ПРОЕКТ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ УЧ-БАЛТИНСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Проект Введение Мои цели: 1. Изучить состояние нашего озера, которое находится на территории села. 2. Привлечь внимание общественности к проблемам нашего.
Выполнила ученица 9 класса Гончарова Екатерина Руководитель : Учитель биологии Носова Наталья Ивановна. Экологический проект: ( Растительный мир реки Усманки.
Работу выполнил: Пантюков Владислав, 7 класс.. Цель работы и задачи Цель : выяснить происхождения названия «Болдов ручей». Задачи : разгадать топоническую.
Питьевая вода с.Тебисского Чановского района Новосибирской области. Исследовательская группа: Ненашева О, Симонова Л, Хасанова З. Руководитель: Пушкарёва.
Тема: «Проблема нашей реки» Автор: Завгорудько Никита 9 класс МБОУ «Подолешенская СОШ» Руководитель: Кудинова Н.П.
Изучение степени загрязнения воды методом автографии Выполнила: воспитанница детского объединения «Юный исследователь» ЦРТДиЮ Санникова Кристина Сергеевна,
Целью данной работы является: Выявление влияния среды на морфометрические параметры листьев липы сердцелистной. Для достижения поставленной цели необходимо.
Глава III. Система мероприятий по защите почв от ветровой и водной эрозии.
МОУ Большесельская СОШ Большесельский МР 2006 г. Авторы: Смирнов Сергей, Потапов Иван, Корсаков Михаил.
Вода – это второй после воздуха по значимости для человеческого организма фактор внешней среды.
Транксрипт:

Тема урока: Экологический практикум: : рекогносцировочное обследование водоема. Составитель :Речкалова Н.И. Составитель :Речкалова Н.И.

Актуализация знаний учащихся о физических и химических характеристиках водоема 1.Обсуждаются понятия на основании изученного материала из курса естествознания, географии, биологии, химии, экологии: исток, устье, эстуарий; исток, устье, эстуарий; плейстон, планктон, бентос; плейстон, планктон, бентос; гидроценоз; гидроценоз; методы измерения глубины, ширины, скорости реки; методы измерения глубины, ширины, скорости реки; перифитон, биоразнообразие, биоиндикаторы; перифитон, биоразнообразие, биоиндикаторы; 2. Выясняем значение терминов –рекогносцировочное обследование, органо -лептичпеская характеристика. 3.Делаем выводы, как изученный ранее материал позволит нам решить поставленную цель.. 4. Строим план обследования водоема.

1.Рекогносцировка - это предварительное обследование, основанное на визуальном наблюдении и не требующее для своего проведения никакого специального оборудования, 1.Рекогносцировка - это предварительное обследование, основанное на визуальном наблюдении и не требующее для своего проведения никакого специального оборудования, Цель- получение первоначальной общей картины экологического состояния реки для выборов пунктов наблюдений и дальнейших более углубленных экологических обследований. Рекогносцировка - это предварительное обследование объекта, наблюдении и не требующее для своего проведения никакого специального оборудования, сложных орудий, инструментов или приборов.

I. Характеристика объекта I. Характеристика объекта 1.Тип и название водного объекта (река, озеро…..). 2. Местоположение пункта наблюдения: 2. Местоположение пункта наблюдения: название административного района; название административного района; расположение пункта наблюдений; расположение пункта наблюдений; положение относительно ближайшего населенного пункта или другого постоянного ориентира (например на 100м ниже или выше ориентира ); положение относительно ближайшего населенного пункта или другого постоянного ориентира (например на 100м ниже или выше ориентира ); З. Описание окружающей местности: населенный пункт - указывается его тип, (город, дачный поселок ); населенный пункт - указывается его тип, (город, дачный поселок ); тип застройки - каменные многоэтажные дома, сараи и т.п.; тип застройки - каменные многоэтажные дома, сараи и т.п.; если промышленная зона - указываются ее особенности, если промышленная зона - указываются ее особенности, если лес - то какой ( хвойный, лиственный, смешанный ), если лес - то какой ( хвойный, лиственный, смешанный ), если сельскохозяйственные угодья то какие - поля, покосы и т.п. если сельскохозяйственные угодья то какие - поля, покосы и т.п. 4. Наличие антропогенного воздействия: мусор, колодцы, стоки, несанкционированные пляжи, выпас скота и т.д.

II Задачи на основании проведенного обследования -составить карту-схему территории в масштабе 1:2500 -составить карту-схему территории в масштабе 1:2500 -нанести на обследуемый участок реки, прилегающие к нему участки луга, предприятия; -нанести на обследуемый участок реки, прилегающие к нему участки луга, предприятия; -укажите сбросы, коллекторы, если таковые имеются, тропы, дороги, зоны отдыха. -укажите сбросы, коллекторы, если таковые имеются, тропы, дороги, зоны отдыха. Составить физико-географическую характеристику обследуемого водоема. Составить физико-географическую характеристику обследуемого водоема. Обозначить исток, территорию протекания реки. Обозначить исток, территорию протекания реки. Дать предварительную характеристику растительного и животного мира речного участка, органолептическую характеристику воды. Дать предварительную характеристику растительного и животного мира речного участка, органолептическую характеристику воды. Обобщить результаты. Обобщить результаты. обследованияобследования

III Описание рекогносцировочного обследования водоема I. Климатические параметры 1.Дата наблюдений - число, месяц, год. 2. Метеоусловия - описания: температура воздуха в тени, температура воздуха в тени, облачность (по десятибалльной шкале, где облачность (по десятибалльной шкале, где 0 баллов - совершенно чистое небо, а 10 баллов - сплошная облачность ), 0 баллов - совершенно чистое небо, а 10 баллов - сплошная облачность ), сила ветра (нет, слабый, сильный ), сила ветра (нет, слабый, сильный ), отсутствие, наличие осадков, (дождь, снег) и их интенсивность (слабый, сильный). в холодное время года описывается наличие и величина снегового покрова на берегу, а также льда и снега на поверхности водоема. в холодное время года описывается наличие и величина снегового покрова на берегу, а также льда и снега на поверхности водоема.

III. Морфометрические особенности реки или отдельных ее участков. Измерения проводятся для того конкретного участка водоема, где ведутся наблюдения: Измерения проводятся для того конкретного участка водоема, где ведутся наблюдения: ширина, средняя глубина ( в метрах ), ширина, средняя глубина ( в метрах ), скорость течения ( в метрах в секунду ), скорость течения ( в метрах в секунду ), отмечаем наличие водоворотов, если они имеются отмечаем наличие водоворотов, если они имеются тип берега - пологий, крутой, обрывистый, тип берега - пологий, крутой, обрывистый, если имеет место абразия берега, оценивается степень. если имеет место абразия берега, оценивается степень.

IV. Описание грунта на дне и берегу водного объекта При оценке типа грунта и донных отложений можно использовать подсказку: каменистый тип - дно покрывают преимущественно камни; каменистый тип - дно покрывают преимущественно камни; каменисто-песчаный тип - среди отдельных камней есть участки открытого грунта; каменисто-песчаный тип - среди отдельных камней есть участки открытого грунта; песчаный тип - преобладает песок, изредка встречаются камни, илисто-песчаный; песчаный тип - преобладает песок, изредка встречаются камни, илисто-песчаный; тип - ил является преобладающей фракцией, при растирании между пальцами ощущается присутствие песка, песчано-илистый ; тип - ил является преобладающей фракцией, при растирании между пальцами ощущается присутствие песка, песчано-илистый ; илистый тип - песок частично или полностью покрыт илом; илистый тип - песок частично или полностью покрыт илом; тип - при растирании не ощущается присутствие песка; тип - при растирании не ощущается присутствие песка; глинистый тип - при растирании ощущается пластичность. глинистый тип - при растирании ощущается пластичность. сильно заиленный грунт свидетельствуют о большом количестве органического вещества, которое водоем не в состоянии переработать, то есть справиться с ним. сильно заиленный грунт свидетельствуют о большом количестве органического вещества, которое водоем не в состоянии переработать, то есть справиться с ним. характеристика береговой зоны, степень разрушения, характеристика береговой зоны, степень разрушения, характеристика перифитона: нарастания на камнях, растительных организмах и т.д. характеристика перифитона: нарастания на камнях, растительных организмах и т.д.

V. Прибрежно-водная растительность 1.Ёе отсутствие или наличие: при наличии перечислить основные виды в порядке убывания обилия (древостой, кустарники, травянистый покров) при наличии перечислить основные виды в порядке убывания обилия (древостой, кустарники, травянистый покров) 2.Высшая водная растительность : ее отсутствие или наличие ее отсутствие или наличие при наличии перечислить основные виды в порядке убывания обилия, учитывая поясность видов (поверхностные виды, полупогруженные, погруженные) при наличии перечислить основные виды в порядке убывания обилия, учитывая поясность видов (поверхностные виды, полупогруженные, погруженные) 3.Обратить внимание на виды - биоиндикаторы (ряска, элодея, водоросль вошерия…..; б/п животные, олигохеты, хироно- миды,

VI. Органолептическая характеристика VI. Органолептическая характеристика 1.Прозрачность : наличие инструмента для измерения – цилиндр, газетный шрифт 2,5 мм. Определить вид использования( рыболовство, рекреационное, питьевое) 1.Прозрачность : наличие инструмента для измерения – цилиндр, газетный шрифт 2,5 мм. Определить вид использования( рыболовство, рекреационное, питьевое) 2. Цветность : инструмент – белый лист бумаги, цилиндр с водой; смотреть сверху. 3. Мутность – инструмент, батометр. 4.Запах, используем обоняние; для точности определения подогреваем воду до 60 градусов. Инструмент: пробирка, пинцет, горелка. 5. Вкус – определяем только в случае, если есть достоверные данные о пригодности для питья.

VII АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ VII АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ составление информационной модели для объекта наблюдения; составление информационной модели для объекта наблюдения; оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели; оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели; прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; планирование измерений, согласно рекогносцировочному обследованию планирование измерений, согласно рекогносцировочному обследованию создание предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб. создание предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

VIII. Домашнее задание – мини конференция на следующем уроке. Класс делится на пять групп: Класс делится на пять групп: Климатические параметры и дату обследования отмечают все группы. Климатические параметры и дату обследования отмечают все группы. 1-я группа – готовит информационную модель для дальнейшего обследования объекта наблюдения 1-я группа – готовит информационную модель для дальнейшего обследования объекта наблюдения 2-я группа – отмечает морфометрические особенности обследуемого участка. 2-я группа – отмечает морфометрические особенности обследуемого участка. 3-я группа – отмечает особенности береговой части, описание дна и берегу водного объекта 3-я группа – отмечает особенности береговой части, описание дна и берегу водного объекта 4 -я группа – дает характеристику прибрежно-водной и водной растительностью, описывает характер перифитона. 4 -я группа – дает характеристику прибрежно-водной и водной растительностью, описывает характер перифитона. 5-я группа - описывает результаты органолептической характеристики 5-я группа - описывает результаты органолептической характеристики

Элементы практикума

Элементы практикума, конференции