Курс «Окружающий мир» с учетом введения ФГОС начального общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС И ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ С ФГТ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Планируемые результаты освоения ООП НОО» Копотева Г.Л.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Методист МКУ ЦРО Уджуху В. В.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД от информационной образовательной модели к деятельностной: признание роли активной познавательной деятельности на основе.
Транксрипт:

Курс «Окружающий мир» с учетом введения ФГОС начального общего образования

Основные направления развития общего образования 04 февраля 2010 г. Президентом РФ утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Основные направления развития общего образования переход на новые образовательные стандарты развитие системы поддержки талантливых детейразвитие системы поддержки талантливых детей сохранение и укрепление здоровья школьниковсохранение и укрепление здоровья школьников совершенствование учительского корпуса изменение школьной инфраструктуры расширение самостоятельности школ

ФГОС Стандарт 1 поколения Система наглядного обучения Цель: сознательное усвоение знаний Иллюстративно- демонстрационный метод обучения Субъект-объектные отношения (учитель- ученик-учебник) Стандарт 2 поколения Система развивающего обучения Цель: готовность к самообразованию Деятельностный метод обучения Субъект-субъектные отношения (ученик- учебник-учитель)

4 Требования к результатам Предметные – освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные – освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться Личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества

Метапредметные результаты должны отражать (п.11 ФГОС НОО): овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; и др.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы учитывают специфику содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы ФГОС НОО (п.12): Филология Русский язык. Родной язык. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке. Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы духовно-нравственной культуры народов России Искусство. Изобразительное искусство. Музыка 12.6.Технология Физическая культура

12.3. Обществознание и естествознание (Окружающий мир) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.

Портрет выпускника

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время: увеличение учебных часов на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов; введение учебных курсов интересы обучающихся на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочную деятельность на внеурочную деятельность.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.

Основная образовательная программа начального общего образования Обязательная часть составляет 80 % часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 %

Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов

Программа по учебным предметам 270 часов: 1 класс – 66 часов 2 класс – 68 часов 3 класс – 68 часов 4 класс – 68 часов Человек и природа Человек и общество Правила безопасной жизни

Программы отдельных учебных предметов Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий.

Программа целевой компонент пояснительная записка характеристика учебного предмета описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Программа содержательный компонент

Основные задачи реализации содержания Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

ключевых компетенций «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах»

Процесс поиска и обретения смыслов в ходе обучения предполагает необходимость: 1)личностного творчества ученика по отношению к изучаемым объектам и явлениям окружающего мира (личностное содержание образования); 2)самосознания личного опыта, знаний и ценностных отношений, обнаружившихся в процессе познания (рефлексивно «снятые» результаты познания и творчества); 3)проявления позиции и соответствующей деятельности ученика по отношению к достижениям человечества, связанным с изучаемыми объектами (Хуторской, 2001). образовательные компетенции

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков опыта деятельности личностносоциально- значимой продуктивной деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально- значимой продуктивной деятельности.

1)ключевые компетенции 2) общепредметные компетенции 3) предметные компетенции

Ключевые образовательные компетенции общекультурная учебно-познавательная информационная социально-гражданская коммуникативная личностного роста и развития экологическая

Программа формирования УУД Личностные (мотивация, границы собственного самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако- символичес-ких средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества

«универсальные учебные действия» 1.умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта 2.совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Методическая структурно-функциональная модель ЭО включает компоненты 1.содержательный 2.целевой 3.мотивационно-ценностный 4.деятельностный (технологичный) результативно-оценочный

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Основные содержательные линии: -условия устойчивого существования жизни на Земле и устойчивого развития человечества; -взаимосвязи в обществе, экономике и природе; -гражданственность, права и ответственность человека; -потребности и права будущих поколений; -разнообразие культурное, социальное и биологическое; -качество жизни, равно-правие и социальная справедливость; -управление отходами; -изменение климата; -собственное здоровье и здоровье других людей; -мир, безопасность и разрешение конфликтов; -развитие городских и сельских территорий; -будущее прогнозируемое и непредсказуемое.

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ Опора в обучении и в жизни на ценностно- смысловые ориентиры (познание как ценность, Я как ценность, другие люди как ценность, природа как ценность, социально-значимая деятельность как ценность, ответственность как ценность). Формирование и развитие ключевых образовательных компетентностей (учебно- познавательной, коммуникативной, информационной, общекультурной, социально- гражданской, личностного роста и развития, экологической).

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ) КОМПОНЕНТ Технология ЭО на основе трёхстадийного подхода: 1 стадия Актуализация информации, опора на первоначальные экологические знания и опыт, создание условий для активной деятельности. 2 стадия Соотнесение нового надпредметного содержания с ранее полученными знаниями и умениями, представление их в индивидуальном переработанном виде, овладение новыми умениями. 3 стадия Творческое переосмысление нового содержания, выработка собственной позиции, адекватная само- и взаимооценка.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ Цели обучения: сформировать знания об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии и о биосферосовместимых принципах деятельности человечества; сформировать исследова-тельские умения для мониторинга окружающей среды. Цели воспитания: сформировать гражданскую позицию, связанную с ответ- ственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей; создать условия для принятия ценностно-смысловых ориентиров, формирования ключевых образовательных компетентностей.

Цели развития: развить у учащихся умение самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике, работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы; содействовать развитию у школьников способности прини-мать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий, уметь предотвращать конфликтные ситуации; создать условия для при-обретения коммуникативных навыков и опыта сотрудничества для выявления учащимися социально-экологических проблем и путей их решения.

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ Личностные результаты: уровень сформированности ключевых образовательных компетентностей и ценностно-смысловых ориентиров, мотивация к обучению, способность осуществлять выбор, ответственность за результат собственных действий и обучения, личностный рост и самосовершенствование, адекватная само- и взаимооценка. Социально-значимые результаты: улучшение состояния окружающей среды, повышение качества жизни, осознание обществом объективно существующих ограничений экономического развития и адаптация к ним.

Итоговая оценка достижения результатов освоения основных образовательных программ достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования Предметная оценки Итоговая оценка Результаты промежуточной аттестации обучающихся динамика индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов результаты итоговых работ уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Итоговая оценка достижений обучающихся: накопленная текущая оценка, оценка за итоговую работу ( стандартизированные письменные и устные работы), оценка за выполнение проекта Итоговая оценка достижений обучающихся: накопленная текущая оценка, оценка за итоговую работу ( стандартизированные письменные и устные работы), оценка за выполнение проекта Внутренняя оценка: администрация ОУ, учитель, ученик, родители, Внутренняя оценка: администрация ОУ, учитель, ученик, родители, Накопленная оценка (портфолио ) Накопленная оценка (портфолио )

Результаты освоения основной образовательной программы НОО Результаты, подлежащие аттестации(предметные, метапредметные) Результаты, не подлежащие аттестации (личностные) научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности; способность к контролю и самоконтролю; коммуникативные и информационные умения; способность к творческому решению учебных и практических задач ценностные ориентации выпускника; характеристика социальных чувств; индивидуальные психологические характеристики личности Результаты, выявляющиеся в ходе мониторинговых исследований

Инструкционная карта урока I. Дидактическое обоснование урока 1. Программа, ученик, класс (психологическая характеристика) 2. Тема 3. Дидактическая цель 4. Тип урока 5. Задачи урока (личностные. Метапредметные и предметные) 6. Методы обучения 7. Формы организации деятельности 8. Средства обучения: учитель, ученик

II. Технологическая карта Этапы урокаДеятельность учителя Деятельность ученика УУД 1… 2… 3… 4…

1. Самоопределение к деятельности Цель: включение в деловой ритм

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: организация осознанной или внутренней потребности к построению новых способов деятельности и подготовка мышления учащихся

3. Постановка учебной задачи Цель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний и способностей

4. Построение проекта выхода из затруднений Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

5. Первичное закрепление Цель: формирование умений применять новый способ деятельности

6. Самостоятельная работа Цель: организация деятельности по применению новых знаний

7. Рефлексия деятельности Цель: самооценка учащимся результатов своей деятельности

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования Традиционные задания Задания, с учетом новых стандартов Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования Традиционные задания Задания, с учетом новых стандартов Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?

результатом экологического образования в интересах устойчивого развития должны стать изменения установок и форм поведения учащихся в отношении к окружающему миру Результатом является оценка результатов личностного роста и развития учащихся в условиях учебной и социально-значимой деятельности на основании экологоориентированных ценностей