элективный курс «Биотические связи в природе» Автор: Землянко Т.Б.
Направление внеурочной деятельности по новым стандартам образования: Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезное Проектная деятельность
Приоритетные направления развития российского образования в условиях инновационной экономики до 2020 года Новый педагог Воспитатель; Консультант; Исследователь; Руководитель проектов
исследовательская и проектная деятельность обучающихся направлена на овладение обучающимися учебно- познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей их разрешения
Цели учителя - исследователя Формирование научных знаний. Использование информационно- коммуникативных технологий в исследовательской деятельности. Формирование навыков экспериментальной и исследовательской работы. Самоопределение в выборе дальнейшего обучения.
Характеристика элективного курса Элективный курс «Биотические связи в природе» позволяет дополнить и расширить знания учащихся по биологии и экологии, а также может быть эффективно использован при подготовке учащихся к ЕГЭ. Актуальность программы курса определяется одной из практических задач концепции модернизации Российского образования в условиях ФГОС.
Данный курс предусматривает проектно- исследовательский метод обучения. Данное учебно-методическое пособие элективного курса предназначено для учащихся классов естественно- научного профиля обучения и учителей.
Для учителя учебно-методическое пособие содержит: Тематический план; Пояснительную записку курса; Теоретическую часть курса; Организацию экскурсий для поектно- исследовательской деятельности; Контрольно-измерительные материалы; Список литературы; Тезаурус.
Принципы построения элективного курса: Принцип систематичности – формирует системное мышление и целостное видение научной картины мира. Принцип научности – связь элективного курса с научными данными в этой области. Принцип актуальности – экологическое обучение на современном этапе должно сформировать особый интерес к предмету и в дальнейшем к выбору профессии.
Принцип практической направленности – формирование у учащихся навыков практической деятельности в природе. Принцип учета возрастных особенностей ученика – все задания посильны и интересны для учащихся. Принцип учета региональных особенностей – этот принцип позволяет расширить знания учащихся по местному региону и делает материал более интересным и доступным.
В организации проектно-исследовательской деятельности курса формируются следующие компетентности: Организация собственной деятельности и ее планирование. Выбор исследовательской проблемы. Выделение главных свойств в определенном явлении. Рассматривать явление с исследовательской позиции. Представлять информацию в другой форме.
Выбирать проблему и обосновывать ее актуальность и значимость. Работать с дополнительными источниками информации, выбирать главное из общего. Владеть коммуникативными способами общения с профессионалами в данном виде деятельности. Метапредметные универсальные учебные действия курса
Проводить исследование по определенной методике. Делать выводы из своих исследований. Оформлять выводы в виде таблиц и диаграмм. Оформлять презентации с помощью компьютера. Публично защищать свои исследования на конференции.
В ходе проектно-исследовательской деятельности курса прослеживаются межпредметные связи: Связь с риторикой при защите и выступлении проекта; Связь с информатикой – при построении диаграмм и таблиц; Связь с математикой – при вычислениях и построении диаграмм; Связь с русским языком – при грамотном оформлении проекта. Связь со смежными науками: экология, химия
Методические формы занятий: Семинары, лекции, экскурсии, проектно-исследовательская деятельность, самостоятельные работы с дополнительной литературой, таблицами, энциклопедиями и глобальной сетью Интернет.
Содержание курса: Структура и задачи современной экологии. Среды обитания живых организмов. Биотические связи в природе. Пищевые взаимоотношения организмов. Экскурсии. Выбор организмов для исследования Оформление и защита научно- исследовательской работы. Профессионально-ориентационная работа.
С программой курса автор принимал участие в Российском конкурсе «Педагогические инновации в образовании», где получил высокую оценку РАН и диплом I степени
Элективный курс имеет ISBN Международный стандартный книжный номер (англ. International Standard Book Number) Несколько экземпляров данного учебно- методического пособия находится в Москве - библиотека им. Ленина, б-ка на Воробьевых горах, в Санкт- Петербурге - библиотека им. Герцена, в Екатеринбурге – центральная библиотека, в Нижнем Новгороде.
«Всем, кто решил испытать себя в таком нелегком труде, как проектно- исследовательская деятельность, терпения, настойчивости и удачи! Не бывает нереальных задач, самое главное – желание познать новое, попробовать свои силы и подняться на очередную ступень саморазвития!» Электронная почта: