КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ И АНАЛИЗУ УРОКА
«Инновационная уровневая образовательная программа по АЯ для общеобразовательной школы» разработана в рамках Государственной экспериментальной площадки Департамента Образования г.Москвы «Инновационное поле языкового образования» по теме «Интегративная модель основного и дополнительного языкового образования». В основу данной программы положены Государственный Образовательный стандарт РФ по ИЯ, требования ЕГЭ к выпускным экзаменам, а также рекомендации Совета Европы по изучению, преподаванию и оценке качества владения ИЯ.
Программа предлагает инновационный подход к определению содержания образования в области предмета «АЯ», основанный на компетентностном подходе (КП). В рамках КП основной задачей образования в области изучения АЯ является развитие ключевой компетентности учащихся – образовательной. Структура образовательной компетенции представлена в единстве четырех ее составляющих: - объектной, - экзистенциальной, - социальной, - оценочной.
Экзистенциальный компонент Основными характеристиками этого компонента выступают: - ценностное отношение к предмету и процессу образования в целом и к овладению определенными компетенциями в той или иной предметной области, -интерес к содержанию и процессу учебной деятельности. Развитие ЭК обеспечивает формирование мотивации учащихся и развитие их креативности.
Объектный компонент Этот компонент характеризует процесс создания школьником собственной образовательной деятельности и обеспечения ее функционирования на всех этапах движения от задачи к воплощенному результату, выраженному в виде коммуникативной и учебно- познавательной компетенций.
Коммуникативная компетенция понимается как способность человека к выбору и реализации программ речевого поведения в зависимости от его способности ориентироваться в различной обстановки и включает в себя ряд других компетенций: - лингвистическую (общие понятия и языковые средства их выражения, тематическая лексика, грамматика, произношение и интонация), - речевую (дискурсивную): чтение, аудирование, письмо, говорение, - компенсаторную, которая позволяет компенсировать особыми средствами недостаточность знания языка, а также речевого и социального опыта общения в иноязычной среде.
Учебно-познавательная компетенция – это совокупность приемов и видов учебной деятельности, овладение которыми обеспечивает способность учащихся к автономному обучению и включает: - учебные приемы, - виды учебной деятельности.
Социальный компонент Этот компонент обусловлен необходимостью представить способность и готовность школьников к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Он включает: -социальную компетентность (способность и готовность к совместной деятельности в разных ролях), -социолингвистическую компетентность (умение выбрать нужную лингвистическую форму в зависимости от ситуации), -социокультурную компетентность (знакомство с социокультурным поведением, вербальными и невербальным способами контакта, обычаями, правилами, страноведческими знаниями и т.д.)
Оценочный компонент Этот компонент связан с необходимостью вырабатывать в школьнике способность к оценке своей деятельности, своей личности в целом и своей коммуникации с другими людьми как механизма саморазвития. Развитие оценочного компонента обеспечивается через: -четкое осознание учащимися целей и задач обучения, -знание требований по уровню развития ключевых видов коммуникативной компетенции, -умение поставить собственные цели обучения, -оценить результат своих действий (самооценка). Особую помощь в развитии оценочной компетентности дает использование «Европейского языкового портфеля» и разработанного на его основе «Российского языкового портфеля» для начальной, средней и старшей школы.
The Rule of four Ps Four steps to achievement: Plan purposefully. Prepare prayerfully. Proceed positively. Pursue persistently.
Lesson Planning Planning and preparing a lesson or sequence of lessons Lesson planning identifying and selecting aims appropriate to learners, the stage of learning and lesson types identifying the different components of a lesson plan planning an individual lesson (or a sequence of lessons) by choosing and sequencing activities appropriate to learners and aims choosing assessment activities appropriate to learners, aims and stages of learning Selection and use of resources Consulting reference resources to help in lesson preparation Selection and use of: coursebook materials supplementary materials and activities teaching aids appropriate to learners and aims
Match the learner activities and teaching aims
Look at the stages and aims. Two of the aims in each stage are appropriate. One of the aims is not appropriate. Mark the aim which is not appropriate
Match the information from the lesson plan with the lesson plan headings
How to Develop a Lesson Plan Where are your students going? How are they going to get there? How will you know when they've arrived?
Planning outline for a lesson Keep within the time limits of the lesson List all the materials that you will use during the lesson Specify the new language or skills you are going to teach Try to think about any problems or difficulties that learners may have You can have a personal aim. This is something you want to improve about your teaching Write the language you expect them to know already Define the main aim here …and try to be prepared with a possible solution Include the level and name of your class here Class Aims Personal aim Target language/skills Assumed knowledge Anticipated problems Solution Materials Time guide
Planning outline for a lesson Class Aims Personal aim Target language/skills Assumed knowledge Anticipated problems Solution Materials Time guide Include the level and name of your class here Define the main aim here You can have a personal aim. This is something you want to improve about your teaching Specify the new language or skills you are going to teach Write the language you expect them to know already Try to think about any problems or difficulties that learners may have …and try to be prepared with a possible solution List all the materials that you will use during the lesson Keep within the time limits of the lesson
Procedure Lead-in Language/skills focus Restricted Practice Preparation for freer practice Freer practice Consolidation
Aims Personal aim Target language Anticipated problems Possible solutions Procedure Materials Time guide Lead-in Language /skills focus Consolidation Restricted practice Preparation for freer practice Freer practice
What makes a good plan? Is the aim realistic and appropriate for your students? Is the target language the right level? Are the stages of the lesson in a logical order? Have you predicted what might go wrong and developed a good plan to deal with it? Is your timing realistic? Are your materials attractive and interesting? Are the activities varied, realistic, and appropriate to the level of your learners? Is there a balance of T-S and S-S interaction?
ТРЕУГОЛЬНИК ОБУЧЕНИЯ Модель эффективной работы учителя Базовая схема Ученики УчительСодержание
Пример 1 Ученики УчительСодержание
Пример 2 Ученики УчительСодержание
Пример 3 Ученики УчительСодержание
Самооценка урока (от 0 до 5 баллов) Учитель – Ученики Я могу создавать и поддерживать дружескую рабочую атмосферу, в которой ученики чувствуют себя уверенно и могут активно участвовать в процессе Я могу устанавливать личные контакты с учениками Я умею так ставить вопросы, чтобы ученики могли самостоятельно найти на них ответы на базе уже имеющихся знаний Я могу давать четкие инструкции, с тем чтобы ученики знали, как выполнить задание Я могу добиваться обратной связи (feedback), с тем чтобы большая часть учеников была вовлечена в процесс общения
Самооценка урока (от 0 до 5 баллов) Ученики – Содержание Я могу контролировать деятельность учеников во время выполнения заданий, с тем чтобы в дальнейшем знать, на чем сделать особый упор, что разъяснить Я могу регулировать обратную связь в соответствии с поставленными задачами Я могу оценить, как ученики поняли материал, и корректировать ход урока с случае необходимости Я могу добиваться от учеников использования при освоении материала уже имеющихся у них знаний и опыта Я могу нацелить учеников на изучение других источников по заинтересовавшей их теме
Самооценка урока (от 0 до 5 баллов) Общее впечатление Я могу варьировать голос, интонацию, мимику и жесты для поддержания интереса у учеников в процессе урока Прочее (добавить по желанию)
Вопросы для обсуждения Какая часть дается сложнее: - учитель – содержание - учитель – ученики - ученики – содержание? Вспомните один из последних своих уроков и попробуйте оценить себя по этой шкале Выделите 2-3 момента, о которых вы ранее, возможно, не задумывались.