Защита прав и интересов граждан в государственной политике: вызовы и возможности в регионе Др. В.Нанивская Др. В.Никитин Тбилиси 2003.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
" Движение против бедности в России. Общественное участие на местном, федеральном и глобальном уровне " Мария Петренко, Центр развития общественных инициатив.
Advertisements

Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
Встреча участников сети практиков в области миграции и денежных переводов ( МИРПАЛ) Сложности и перспективы развития сети МИРПАЛ в Республике Таджикистан.
Вовлечение в процессы Глобального фонда на страновом уровне: о важности участия представителей негосударственного сектора в СКК ВИЧ в Европейском регионе.
К.э.н. Карпенко Т.В.. Институциональные инструменты выражения интересов социальных субъектов общественные или добровольческие организации, их ассоциации,
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Государственный контракт от года 03.Р Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в.
УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ Итоги деятельности Управляющего совета МАОУ гимназии 26 г. Томск, ул. Беринга, 4 Тел./факс (8382-2)
Роль НПО в общественных изменениях путем становления публичной политики В.Никитин Международный центр перспективных исследований Киев
Анализ состояния системы здравоохранения РК, ключевые проблемы. Основные предпосылки и принципы внедрения ОСМС Выполнила:Кляцкая Екатерина.
Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве.
Политика Деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для.
Декларация о Едином пространстве информационного обмена организаций электроэнергетики Российской Федерации 2006, Общероссийское отраслевое объединение.
Возможности средств публичной политики для создания общественной поддержки проектам общественного здоровья Международный центр перспективных исследований.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
«БАҚЫТТЫ ОТБАСЫ» – «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ» ПАРТИЙНЫЙ ПРОЕКТ 2014 ГОД.
Канадский опыт решения гендерных проблем. Политика достижения гендерного равенства CIDA Цель Оказание помощи в достижении равенства между женщинами и.
Первоочередные меры для развития диалога и усиления роли НКО: представление обучающего и грантового компонента Программы «ДИАЛОГ» Екатерина Лебедева,
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
Транксрипт:

Защита прав и интересов граждан в государственной политике: вызовы и возможности в регионе Др. В.Нанивская Др. В.Никитин Тбилиси 2003

Уникальность события Поздравления и благодарность устроителям конференции за то что они впервые сопоставили государственную политику и защиту прав и интересов граждан в одном мероприятии в едином смысловом поле До сих пор в рамках технической помощи программы демократических преобразований сосредотачивались на защите прав, а вопросы качества государственной политики связывались с экономическими реформами. Занимались государственной политикой исключительно МВФ и Мировой Банк.

Почему это так важно? Опыт МЦПИ и анализ опыта стран, принятых в Европейский Союз, показывает, что процесс демократизации и реальной общественной трансформации упирается в создание у общества двух умений : правительство должно уметь учитывать интересы всех легитимных общественных групп в процессе выработки и реализации политических решений группы интересов должны уметь участвовать и влиять на процесс принятия решений

Взаимозависимость качества государственной политики и возможности защиты прав граждан Качество жизни и возможность эффективной защиты интересов и прав граждан и социальных групп напрямую зависит от качества государственной политики. Без организованного давления всех заинтересованных сторон на правительство государственная политика не будет успешной и социально ориентированной.

Ошибочность противопоставления Из этого вытекает, что успешность программ защиты прав и интересов граждан и социальных групп с необходимостью связана с изменениями в качестве государственной политики. Разрыв и даже противопоставление в программах технической помощи этих взаимосвязанных аспектов социальной трансформации на постсоветском пространстве был и остается серьезной ошибкой доноров

Проблемы в Украине: процесс демократизации не может быть естественным Надежды на «естественное» становление основных институтов демократии после падения тоталитарного режима не оправдались так как: Донорские программы предоставляли готовые решения по вопросам политики без участия общественности. Этим замещался процесс обретения постсоветским обществом способности строить политику в условиях политической конкуренции Донорские программы разрабатывались без какого либо участия общественности и даже напротив, в Мировом банке, имели непременно гриф «Конфиденциально»

Проблемы в Украине: процесс демократизации не может быть естественным (2) Программы поддержки демократии имели своей целью защиту гражданских прав, но не намеревались создавать хоть какое-то политическое влияние Думать о реформах было позволено только донорам, ответственность же за последствия возлагалась на «плохие» правительства и неправильный менталитет граждан.

Проблемы в Украине: процесс демократизации не может быть естественным (3) В итоге: Созданы институты представительской демократии, но не организован доступ граждан и групп интересов к процессу принятия решений Бюрократическая машина, созданная под реализацию интересов только одной правящей группы, не способна сама себя реорганизовать в машину принятия решений с учетом интересов разных социальных групп Такая реорганизация, по нашему убеждению, невозможна без целенаправленной и последовательной работы по институциональным изменениям процесса принятия политических решений в рамках технической помощи

Техническая помощь не ориентированна на институциональные изменения Международные организации помощь Украине ставят в зависимость от качества принятия решений в правительстве, не ставя вопрос о помощи в создании умений достигать необходимого качества, которое предполагает: открытое участие групп интересов в процессе выработки решения, прозрачность этого процесса употребление при подготовке политических документов демократических процедур принятия решений ( форматы и стандарты публичной политики) – постановка целей, выделение проблем, рассмотрение альтернатив, анализ последствий и ресурсов, управление процессом реализации решений. публичное обсуждение этапов подготовки решения через публикацию Зеленых и Белых книг

Техническая помощь не ориентированна на институциональные изменения (2) Качество политики определяется техническими умениями, которые можно и нужно передавать, но доноры себе таких задач не ставили Базовая техническая проблема, не позволяющая в полную силу развернуть сегодня процесс демократизации - это не соответствие организации и направленности технической помощи тем задачам, которые следует решить на этапе институционального оформления процесса демократизации

Техническая помощь не ориентированна на институциональные изменения (3) Критерии оценки демократических реформ не учитывают сдвиги в переходе от ценностей и способов действования правительств и граждан, принятых в СССР, к демократическим ценностям и способу действования. Эти критерии опираются на статичные индексы рассчитанные исходя из уровня развития в странах старой демократии. Тем самым реальный процесс трансформации искажается в общественном сознании, представлениях доноров и, соответственно, решения о технической помощи не ориентируются на действительные болевые точки и точки возможных преобразований

Фонды Сороса Сорос революционизировал сферу технической помощи, действенно внедрив техническую концепцию открытого общества в программы международной технической помощи. На сегодняшний день, участие НГО и общественности являются центральной темой обсуждений доноров.

Фонды Сороса (2) Однако это не увеличило эффективности международной помощи, потому что основные уроки, почерпнутые из опыта Института открытого общества не были усвоены: советы касательно политики данные извне никогда не работают, выработка политики должна осуществляться непосредственно «на месте». настоящая демократическая способность формируется в процессе освоения и требует кропотливой и планомерной работы;

Фонды Сороса (3) эффективная демократия требует от обоих партнеров формирования новых умений - представители государственных и негосударственных структур должны быть способны вести прозрачный диалог; открытое общество и общественное благосостояние не возникают автоматически после того, как ослаблено давление тоталитаризма посредством политической и экономической либерализации, они также не могут быть переданы и в качестве благотворительной помощи Обязательным условием стабильных успешных изменений является институциональное закрепление политических и административных реформ через процедуры, структуры, стандарты.умения

Фонды Сороса (4) Нам представляется, что Фонды не являются сегодня ресурсом для развертывание целенаправленных работ по иституционализации процедур участия граждан в процессе принятия решений Принципы работы фондов – распределение ресурсов среди многих организаций на разные направления решением Правлений были адекватны первому этапу преобразований – создание первичных знаний о демократии и умений распространять эти знания.

Фонды Сороса (5) Но эти принципы совершенно не адекватны задачам второго этапа – организовать целенаправленный и последовательный процесс изменений. Первый этап позволил выделить болевые точки, накопить опыт успехов и неудач, создать независимые НГО. На этом базисе сегодня уже возможно сконцентрировать усилия на институциональных преобразованиях

Миссия и деятельность МЦПИ Деятельность и продукты МЦПИ можно поделить на три основных типа: независимый политический голос, который включает исследование политики и политические кампании, техническая помощь как центральным, так и местным органам власти для развития их способностей к проведению публичной политики. МЦПИ руководил обучением и давал руководства по вопросам политики более чем 140 чиновникам высокого ранга из правительства,

Миссия и деятельность МЦПИ(2) техническая помощь неправительственным организациям, которые работают с простыми избирателями, направленная на развитие их практических способностей принимать участие и оказывать влияние на публичную политику в своих округах. Проект «Голос общественности» совместно со Всемирным банком разработал и осуществил программу «Сеть местных независимых аналитических групп».

Достижения МЦПИ. Пример проектов Мы приняли следующую парадигму работы проектов – документы политики разрабатываются украинскими экспертами в стандартах и форматах публичной политики, принятых в странах развитой демократии, международные эксперты сопровождают этот процесс консультациями и обучением.

Достижения МЦПИ. Пример проектов (2) Общую схему наших действий можно представить следующим образом: Обсуждение с правительством и донорами необходимых институциональных изменений. Разработка и реализация проекта с подготовкой реальных правительственных документов за счет технической помощи Сопровождение процесса реализации подготовленных документов

За счет такого подхода удалось достичь реальных изменений в процессах принятия решений Например: Проект «Создания групп анализа политики и Центра информационных ресурсов в правительстве Украины» Один из продуктов - « Концепция Регламента работы Кабинета Министров» на базе процедур публичной политики Результат – Принятая постановлением правительства, новая редакция « Временного регламента работы Кабинета министров» на основании, разработанной в проекте, концепции

За счет такого подхода удалось достичь реальных изменений в процессах принятия решений (2) Развитие идей проекта на следующем шаге: Проект « Институциональная способность к разработке экономических программ» Один из продуктов - « Инструкция по проведению консультаций с общественностью» Результат – Проект постановления правительства « Про механизм участия граждан в процессе формирования и реализации государственной политики центральными и местными органами исполнительной власти»

За счет такого подхода удалось достичь реальных изменений в процессах принятия решений (3) Мы считаем результаты этих проектов принципиальными для создание правовой, нормативной и методической базы участия общественности в защите своих интересов

Технологизация своей деятельности и передача опыта прошли и продолжаем проходить обучение у западных партнеров, таких как РЭНД, Новозеландский институт экономических исследований, Сonference Board of Canada создали пакет регулярных экономических и политических публикаций, основанных на регулярных исследованиях и создаваемых по единой технологии. уже передали эту технологию в казахский центр публичной политики и готовимся передать в молдавский

Технологизация своей деятельности и передача опыта(2) отработали стандарты организации и форматы исследовательских проектов и за счет этого передаем свой опыт НГО Украины и Средней Азии отработали стандарты структурирования общественного диалога и передаем это умение другим НГО постоянно рефлектируем и переводим в стандарты опыт собственной работы и за счет этого помогли Фондам создать центры публичной политики в Казахстане и Кыргызстане, начали подобную работу в Узбекистане и Таджикистане, активно участвуем в развертывании сети Института открытого общества

Наши возможности, которые могут переданы Работа с правительством – ознакомление с процессом принятия решений в развитых демократиях, проекты по подготовке документов в форматах анализа политики, пилотные проекты с центральными и местными правительствами, подготовка и внедрение документов об участии общественности в процессах принятия решений, учебная и аналитическая поддержка этого процесса

Наши возможности, которые могут переданы(2) Работа с НГО – обучение стандартам и форматам анализа политики, участие в проектах с центральным и местными правительствами, создание сети НГО, способных работать в форматах анализа политики, в качестве ресурса для развертывания широких программ и проектов защиты интересов граждан

Наши возможности, которые могут переданы(3) Работа с партиями – анализ партийных программ с точки зрения защиты групп интересов и влияния на процессы трансформации, создание аналитики партийной жизни Работа с парламентом – демонстрация образцов подготовки законопроектов в соответствии с практикой демократических стран, закрепление этих форматов в законодательной практике Работа с Фондами – сопровождение проектов создания аналитических центров и их сети

Наши затруднения и путь их преодоления Действия одной организации, какие бы успешные они не были, не могут привести к широкомасштабным изменениям. Поэтому мы стали искать партнеров и для этого активно участвовать в работе в сетях и по созданию новых сетей. Особенно нам помог опыт сети OECD и IDRC

Особенности работы в сетях Сеть является местом концентрации и умножения знаний и развертывания инноваций Информация является кровеносной системой сети, она свободно обращается и поэтому отвечает высоким стандартам надежности Обращение информации в партнерских сетях связывает людей, институты и действия Сети за счет общих стандартов позволяют создавать над культурные интернациональные системы человеческого развития

Возникновение сетей партнерства С1947 г. Западные страны перешли от политики военных союзов к политике партнерства Развитие партнерских отношений поддерживалось созданием горизонтальных сетей диалога За эти годы накоплен огромный опыт взаимодействия в сетях

Отсутствие в СССР партнерских сетей В СССР идеология и способы организации партнерства не были восприняты, а возобладали способы согласования решений в вертикальных системах управления В итоге это привело к замедлению развития и отсутствию способности к необходимым инновациям Отсюда на постсоветском пространстве отсутствуют умения работать в сетях партнерства

Какой выигрыш от работы в сетях? В сетях возможно организовать исследования на общих основаниях, обеспечить обмен информацией и знаниями, техническую поддержку и тренинги, демонстрировать опыт и примеры отдельных удачных решений.

Выводы 1. Процесс демократизации и возможность организовать защиту прав и интересов граждан упирается в создании у общества двух умений : правительство должно уметь учитывать интересы всех легитимных общественных групп в процессе выработки и реализации политических решений группы интересов должны уметь участвовать и влиять на процесс принятия решений

Выводы (2) 2.Институт Открытого общества обозначился как лидер в процессах общественной трансформации и тем самым взял на себя ответственность за поддержку действительных институциональных преобразований в постсоветских странах

Выводы(3) 3.Сегодня возможность действенных институциональных преобразований определяется наличием эффективных партнерских сетей гражданского влияния

Рекомендация Изучить опыт успешных международных сетей и использовать этот опыт в развертывании сети центров публичной политики Института открытого общества