Сущностная характеристика педагогического дискурса «Чтобы объяснить, как устроен язык и как он используется, необходимо выйти за пределы самой языковой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Advertisements

Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
«Использование учебных игровых ситуаций для формирования учебных действий у младших школьников в рамках ФГОС второго поколения» Учитель МБОУ СОШ 2 г Голицыно.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Универсальные учебные действия УУД обеспечивают умение учиться. УУД – это умения и навыки, которые, с одной стороны, формируются в процессе изучения различных.
С.А. Строкова, к.п.н., доцент НОВОЕ ПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Понятие связной речи Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений) единое смысловое и структурное целое,
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Транксрипт:

Сущностная характеристика педагогического дискурса «Чтобы объяснить, как устроен язык и как он используется, необходимо выйти за пределы самой языковой системы и связать ее со всем тем, что мы знаем о восприятии, о памяти, о поведении человека». Н.Н. Болдырев

Аспекты изучения текста: а) синтаксический или синтагматический; б) семантический; в)прагматический, фокусирующий свое внимание на психолингвистических и социолингвистических моментах.

Множественность понятий дискурса: 1) связный текст; 2) устно-разговорная форма текста; 3) диалог; 4) группа высказываний, связанных между собой по смыслу; 5) речевое произведение как данность - письменная или устная речь.

Категория «дискурс»: от лат. discursus – рассуждение; от франц. discourse – речь. Допускает не только разные варианты произношения (дискурс или дискурс), но и множество интерпретаций. ДИСКУРС

Некоторые из интерпретаций дискурса: «Дискурс есть текст, но такой, который состоит из коммуникативных единиц языка - предложений и их объединений в более крупные единства, находящиеся в непрерывной смысловой связи, что позволяет воспринимать его как цельное образование». (В.Г. Борботько)

Некоторые из интерпретаций дискурса: «Дискурс - категория /естественной/ речи, материализуемой в виде устного или письменного речевого произведения, относительно завершенного в смысловом и структурном отношении, длина которого потенциально вариативна: от синтагматической цепи свыше отдельного высказывания (предложения) до содержательно-цельного произведения (рассказа, беседы, описания, инструкции, лекции и т.п.)» (Г.А. Орлова).

Некоторые из интерпретаций дискурса: «Любой текст (или части текста), который содержит проявления одного и того же конкретного мотива, будет считаться дискурсивным текстом или дискурсом /discourse/». (В.А. Кох)

Некоторые из интерпретаций дискурса: «Дискурс - это такая последовательность высказываний S1..., Sn, в которой семантическая интерпретация каждого высказывания S1 (при 2 n) зависит от интерпретации высказываний в последовательности S1..., Si-1». (И. Беллерт)

Классификация дискурса: педагогический, антропологический, образовательный, учебный, междисциплинарные (медико-педагогический дискурс (Л.С. Бейлинсон), социально- образовательный дискурс (М. Г. Курбанов) и др.).

Образовательный дискурс - форум широкой общественности, свободно обсуждающей преимущества и недостатки механизмов и этапов реформы образования в той или иной стране. (Е.В. Добренькова)

Педагогический дискурс в широком смысле понимается как «объективно существующая динамическая система ценностно- смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса» (Т. В. Ежова).

Педагогический дискурс в узком смысле вербальный слепок с некоторых сторон процесса обучения, позволяющий зафиксировать в тексте интерпретацию процессов, происходящих в учебной среде. (В.И. Слуцкий)

Педагогический дискурс (определение понятия) - это объективно существующая динамическая система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса, функционирующая в образовательной среде, включающая участников дискурса, педагогические цели, ценности и содержательную составляющую, обеспечивающая приобретение обучаемыми опережающего опыта в проектировании и оценке любого педагогического или социального явления в соответствии с нормами культуросообразной деятельности.

Компоненты педагогического дискурса : цель, участники, ценности, стилистическая специфика педагогического взаимодействия, образовательная среда, условия обучения, хронотоп, стратегии, жанры, прецедентные тексты, дискурсивные формулы, оценочно насыщенные концепты.

Исследование аспектов педагогического дискурса: изучение дефиниции в педагогическом дискурсе (О.В. Коротеева), поиск оптимальных дискурсивных стратегий педагогического общения (С.В. Сорокина), выявление сущности и свойств педагогического дискурса лекции (Н.С. Остражкова), изучение условий построения гуманитарного педагогического дискурса в вузе (Т.В. Ежова), особенности дискурсивных практик в образовательном пространстве (Б.В. Пеньков, Н.В. Шеляхина), анализ внутрисемейного дискурса, отражающего поворотные решения членов семьи на ключевых этапах развития ребенка (В.В. Латынов, Г.И. Резницкая).

Учебный дискурс - результат коммуникации, возникающей в процессе изучения учебной темы (тем), выражаемый в продуктах коммуникации; это результат … фиксации процессов, происходящих в обучающей среде. (В.И. Слуцкий)

Факторы педагогического дискурса: уровень интеллекта обучающегося (необходимо учитывать, чтобы затронутая педагогическая проблема была не слишком сложна для обучающегося); опыт обращения с аналогичными педагогическими проблемами (личный педагогический опыт); стратегии понимания (например, ведение записей на уроке или лекции, формирование ментальной модели педагогической реальности, способы графической обработки информации и т.д.); социальные навыки (навыки кооперации в целях понимания).

Аспекты критического педагогического мышления: способность генерировать и синтезировать идеи на основе личного педагогического опыта; способность интерпретировать, анализировать (делать сравнения, заключения) и оценивать педагогическую информацию и аргументы; формирование и утверждение взглядов, создание убеждений; умение отстаивать мнение, обосновывать убеждения, обеспечивать доказательства; возможность выбора действия: принятие обдуманных решений с целью преодоления проблемных педагогических ситуаций.

Критическое педагогическое мышление - сознательный, спланированный, интеллектуально организованный процесс активного генерирования и синтезирования педагогических идей, интерпретации, анализа и оценивания педагогической информации, ведущий к формированию и утверждению собственных взглядов и убеждений, которые направляют процесс принятия решений для преодоления проблемных педагогических ситуаций.

Единицы и уровни анализа дискурса Единицы дискурса: 1. Высказывание 2. Когерентность 3. Семантический повтор 4. Устный модус дискурса и письменный модус дискурса 5. Коммуникативный эпизод (фрагмент) 6. Дискурсивное событие (текст) 7. Коммуникативный ход 8. Реплика

1. Высказывание - единицы дискурса, представляет собой совокупность следствий или выводов. 2. Когерентность - связность в дискурсе, передача информации о данной ситуации (объекте, субъекте, явлении и т.д.) из одного фрагмента дискурса в другой. Виды когерентности:интонационно- ритмическая, логическая, семантическая, формально- грамматическая.

3. Семантический повтор - связь в тексте, связующая роль служебных слов и предложений и др. Средства реализации семантического повтора

Средства реализации семантического повтора : 1) прямое повторение слова; 2) прономинализация; 3) синонимия; 4) антонимия; 5) повтор с использованием членов парадигмы словоизменения или словообразования.

Заполните таблицу Таблица 1. Дифференциация понятий «текст» и «дискурс» Смысловой конструкт/ сравнение ТекстДискурс Общее Частное

4. Высказывание или фраза, входящие в диалогическое единство (устный модус дискурса), либо единство сверхфразовое (письменный модус дискурса).

Речевая характеристика дискурса: связный текст, сопряженный речевой ситуацией; целостная коммуникативная (речевая) единица; устный или письменный вид текста (речевое произведение), обращенный к слушателю/читателю; монолог - диалог; адресованное сообщение; семантически связанная последовательность предложений-высказываний (реплик).

Уровни анализа языка: фонологический (минимальная единица: фонема); морфологический (морфема); лексический (лексема); синтаксический (словосочетание или предложение).

Основные ступени анализа дискурса: высказывание объединенная по дискурсивным параметрам группа высказываний тематическое единство высказываний.

Таблица 2. ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА ДИСКУРСА Уровень членения дискурса Единицы устного модуса дискурса Единицы письменного модуса дискурса стратегическийкоммуникативное событие Текст топикальныйкоммуникативный эпизод Абзац оптимальныйдиалогическое единство сверхфразовое единство тактическийреплика, ходсверхфразовое единство минимальныйвысказываниефраза, предложение дотекстовыйречевой акт

7. Коммуникативный ход может реализовываться как в единичном речевом акте, так и в последовательности речевых актов, под эгидой единого коммуникативного фокуса (цели): ПРОСЬБА + АРГУМЕНТАЦИЯ + ЭМОЦИЯ (Сами мы не местные, все погорели, дайте на хлебушек!)

8. Реплика формально может совпадать с дискурсивным актом (ходом), но может включать и несколько ходов. Например: И того, и другого, и желательно побольше, а еще скажите, который час!

Резюме: Заимствованный из лингвистики, педагогический дискурс из плоскости речевой коммуникации переходит в плоскость проблемного формирования новой образовательной реальности. Понимание дискурса как общения, реализуемого в ходе многочисленных дискурсивных практик, в педагогическом контексте все еще является доминирующим, но уже не единственным.

Благодарю за внимание!