Раздел :Психолого-педагогические основы развития словаря и грамматического строя речи дошкольников Лекция 2 Тема: Закономерности освоения грамматической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Ильина Мария. С учетом тесной морфологической и синтаксической системы языка выделяют 3 периода речевого развития детей. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД - период.
Advertisements

РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. Дитятко, что тесто – как замесил, так и выросло.
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Особенности коррекционной работы.. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Слова – основная.
Формирование лексико – грамматического строя речи у дошкольников.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного Морфологический разбор.
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
« ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ »
Формирование лексико- грамматического строя речи у слабослышащих.
Звуковая сторона речи Заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе.
Неправильное окончание имен существительных Родительный падеж, множественное число: с окончанием – ей карандашов, ежов, дверев, этажов; с нулевым окончанием.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Транксрипт:

Раздел :Психолого-педагогические основы развития словаря и грамматического строя речи дошкольников Лекция 2 Тема: Закономерности освоения грамматической структурой языка

Понятие «грамматический строй речи». Механизмы формирования грамматического строя речи. Грамматика - это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя речи или разными его уровнями.

Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова. Синтаксис - словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов. Словообразование - образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Грамматический строй - продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Грамматика - результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но является отражением действительности и основывается на конкретных фактах.

Две стороны грамматического явления внутренняявнешняя грамматическое значение, то, что выражено грамматический способ выражения, то, чем выражено

Лексическое значение слова дает представление о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии. Грамматическое значение либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям.

«… грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными». К.Д. Ушинский

Речевая деятельность - это целенаправленная, мотивированная деятельность, опосредствованная знаками языка и воздействующая на мысли, чувства и поступки другого человека (людей) или самого себя через создаваемый в процессе ее текст.

Структура речевой деятельности мотив (чего я хочу достичь своим речевым поступком) замысел этап построения внутренней программы исполнительская часть ориентировочная часть блок контроля

Грамматическое структурирование высказывания происходит на этапе внутреннего программирования и развертывания программы сначала на уровне глубинных семантико- синтаксическвх структур, затем на уровне исполнительского звена и затем в блоке контроля, сличения замысла и исполнения, исполнения и эталонов.

Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. В физиологии установлена условно- рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм.

Этапы освоения дошкольниками грамматических категорий. Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом: уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения. «В первую очередь усваиваются категории с отчетливо выраженным конкретным значением, которое легко может быть схвачено ребенком». А.Н. Гвоздев

А.Н. Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов - овладение основами, в отношении прилагательных - словообразование (сравнительная степень). А.Н. Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строя наблюдается определенная последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

Периоды формирования грамматического строя речи (А. Н. Гвоздев). I период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от. 1 года З мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает два этапа: 1) этап однословного предложения, 2) этап предложений из нескольких слов-корней.

II период - период усвоения грамматической структуры предложения (1 год. 10 мес. - З года). Этот период состоит из трех этапов: 1) этап формирования первых форм слов (1год 10 мес. - 2 года 1 мес.); 2) этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2 года 1 мес. - 2 года б мес.); 3) этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года б мес. - З года).

III период - период дальнейшего усвоения морфологической системы (от З до 7лет). В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил.

Формирование падежных окончаний существительных в речи детей младшего возраста (по данным А.Н. Гвоздева) 1 год 1 месяц - 2 года - Именительный, винительный падеж для обозначения места 2 года - 2 года 2 месяца - Дательный падеж для обозначения лица («Дай Ване») и направления (предлог при этом опускается: «Иди маме»). Творительный падеж в значении действия каким-либо орудием («Ем ложкой»). Предложный падеж со значением места (предлог опускается: «Лежит сумке»). 2 года 2 месяцев - 2 года 6 месяцев - Родительный падеж с предлогом «у», «из»; Творительный падеж со значением совместного действия с предлогом «с» («с мамой»); Предложный падеж со значением места с предлогами «на», «в» («на столе»). 2 года 6 месяцев - 3 года - Родительный падеж с предлогами «для», «после» («для папы», «после обеда»). Винительный падеж с предлогами «через», «под» («через дорогу», «под стол»). 3 года - 4 года - Родительный падеж с предлогом «до» для обозначения предела («до скамейки»), с предлогом «вместо» («вместо Вовы»).

К трём годам он активно пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями. К четырём годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начинает употреблять и другие части речи: местоимения, наречия и числительное. Важным показателем правильности речи ребёнка 34-летнего возраста является умение использовать предлоги и правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Грамматические ошибки в речи детей, их причины. Причины грамматических ошибок в речи детей: 1. Общие закономерности развития ребенка, развитие его внимания, памяти, мышления, нервной системы. 2. Трудность овладения грамматическим строем языка. 3. Небольшой запас знаний об окружающем мире и объем словаря. Недостаточно развито фонематическое восприятие речи и сам речевой аппарат. 4. Неправильная речь родителей, педагогов.

Группы ошибок морфологические синтаксические ошибки в словообразовании

Морфологические ошибки. Р.п. мн.ч. (этажов, дерев) Р.п. ед.ч. (у кукле, у маме) В.п. (папа подарил слоненочек) П.п. неодушевленных сущ. М.р. (в лесе, в носе) Нулевом окончании (книгов)

Синтаксические ошибки На первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: «Куклу мама принесла»; Вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: «Заплакала Маша почему?»; Дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что…». Опускается союз или часть союза: «Вот еще лопнул шар у дяди, потому …нажал сильно»; Один союз заменяется другим: «Как мы пришли домой, мы играли с мячом»; «Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно»; Союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим - салют».

Ошибки в словообразовании возникают из-за тех способов, с помощью которых дети образовывают новые слова. Они используют часть какого-нибудь одноименного слова, к корню одного слова добавляют окончание другого слова, составляют одно слово из двух синонимичных слов (бананас).

Формирование грамматического строя речи при нарушенном развитии речи. При нарушенном развитии речи формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР: неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков); неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц); неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал); неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала); неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

Виды окказионализмов при формообразовании (по С.Н. Цейтлин). Унификация места ударного слога, т.е. закрепление ударения за определенным слогом в слове. Так, в различных формах существительных сохраняется ударение исходного слова (стола нет, много поездов). Устранение беглости гласных, т.е. чередования гласного с нулем звука (левы, пени, молотоком, песов, кусоки, много сестр).. Игнорирование чередований конечных согласных (ухи, текет, бегет, соседы). Устранение наращивания или изменения суффиксов (друг - други, ком - комы, стул - стулы, котенок - котенки, чудо - чуды, дерево - деревы). Отсутствие супплетивизма при формообразовании (человек - человеки, ребенок - ребенки, лошадь - лошаденоки).

Специфические аграмматизмы при ОНР Среди форм словоизменения у дошкольников с ОНР шестилетнего возраста наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам (особенно согласование в среднем роде), согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

Интернет адрес. - ВМО - Дошкольный мир – Педагогам – Курсовая подготовка.