С С Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ Авторы программы: Грибова О.Е.,Семаго М.М., Сологуб В.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
с различными отклонениями в развитии максимально и эффективно амплифицировать (присваивать) образовательные воздействия социума достигать адекватной своим.
Advertisements

Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
Оказание многопрофильной специализированной помощи субъектам образовательного пространства в реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Организация интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Кировска.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) Л.Д.Постоева,педагог-психолог МКДОУ детский сад компенсирующего вида «Родничок» г.Бородино Красноярского.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
ОРГАНИЗАЦИЯ психолого-педагогического сопровождения и индивидуальной работы с детьми с ОВЗ в условиях массовой общеобразовательной организации Москва,
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
«Роль ПМС – центров в процессе психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в образовательной системе района» Руководитель МОУ «Лодейнопольский.
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА Государственное бюджетное образовательное учреждение.
1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 273 от ФГОС дошкольного образования (Приказ 1155 от г) 3.Порядок организации и осуществления.
Психолого-медико- педагогический консилиум в общеобразовательной школе.
Транксрипт:

С С Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ Авторы программы: Грибова О.Е.,Семаго М.М., Сологуб В.А.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование) В настоящее время проживающих в Российской Федерации (4,5 процента от общего числа детей), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. 2

тыс. Всего человек Всего детей, нуждающихся в специальном образовании 1,6 млн. Дошкольное образование 362,9 тыс. Школьники в специальных (коррекционных) классах 222,4 тыс. Школьники на дому и в школах надомного обучения 36 тыс. Школьники в 1944 коррекционных образовательных учреждениях 276,6 тыс. в 114 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа; 18 тыс. Школьники в общих классах общеобразовательных учреждений 2,5 тыс. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья 3

Для детей: с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых 222,4 тысячи человек – в специальных (коррекционных) классах и 2,5 тысячи человек – в общих классах общеобразовательных учреждений Для детей: с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых 222,4 тысячи человек – в специальных (коррекционных) классах и 2,5 тысячи человек – в общих классах общеобразовательных учреждений Из детей с особыми образовательными потребностями 276,6 тысячи человек школьного возраста обучаются в 1944 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 видов Из детей с особыми образовательными потребностями 276,6 тысячи человек школьного возраста обучаются в 1944 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 видов 4

Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико- психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний в специальных школах и школах-интернатах. Концепция модернизации российского образования на период до 2010, п

с различными отклонениями в развитии максимально и эффективно амплифицировать (присваивать) образовательные воздействия социума достигать адекватной своим возможностям социальной и профессиональной адаптации в обществе любой ребенок сможет максимально раскрыть свои потенциальные возможности в личностном и познавательном плане Создание единого образовательного (коррекционного) пространства для обучения и воспитания детей с различными трудностями обучения с различными ограниченными возможностями здоровья предполагает такую организацию развития, обучения и воспитания детей всех категорий: от одаренных до детей с различными выраженными отклонениями в развитии и комплексными дефектами, в рамках которой 6

Реализация индивидуально- ориентированной программы развития, обучения и воспитания Определение индивидуально- ориентированного образовательного маршрута (выбор соответствующего возможностям ребенка вида, типа и формы образования) Постоянный мониторинг образовательной ситуации: выделение детей "групп риска" по различным аспектам социальной и образовательной дизадаптации Адекватная возможностям ребенка социализация и профессиональная подготовка (создание адекватных возможностям ребенка рабочих мест) Непрерывное (в течение всей жизни) образование, соответствующее возможностям человека с ограниченными возможностями адаптации Сопровождение ребенка от рождения до полноценной адаптации в обществе Элементами единого коррекционного пространства являются: 7

Образовательные учреждения, реализующие стандарты образования Образовательные учреждения, реализующие поддержку и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями Структурные подразделения дошкольных, общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений 8

сопровождение детей с особыми образовательными потребностями на базе своих образовательных учреждений (психолого- медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений) образовательные центры для детей, нуждающихся: в психолого- педагогической, медико- социальной помощи психолого-медико- педагогические комиссии общеобразовательные программы, коррекционно- развивающие программы для специальных классов на базе общеобразовательных учреждений, специализированные программы для детей с различными отклонениями в развитии, программы дополнитель- ного образования Структурные подразделения дошкольных, общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений, реализуют Образовательные учреждения реализуют поддержку и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями Образовательные учреждения реализуют стандарты образования 9

Для раннего возраста Для дошкольного возраста Для школьного возраста Для подросткового и юношеского возраста Развивающие программы, профилактика Коррекционные программы, профилактика Допрофессиональное и профессиональное обучение Образовательные и коррекционные программы 10 Модели коррекционного пространства региона реализуются в программах …..:

11

Виды государственных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи Центр психолого- медико- социального сопровождения II вид Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции III вид Центр социально- трудовой адаптации и профориентации IV вид Центр лечебной педагогики и дифференцирован- ного обучения V вид Центр диагностики и консультирования I вид 12

Школы для неслышащих детей I вид Школы для слабослышащих детей II вид III вид Школы для незрячих детей IV вид Школы для слабовидящих детей V вид Школы для детей с тяжелыми нарушениями речи VI вид Школы для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата VII вид Школы для детей с ЗПР VIII вид Школы для детей с умственной отсталостью Центры для детей с нарушениями эмоционально- волевой сферы Центры СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ Отделения, классы, варианты обучения 13

Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого - педагогической, медико - социальной помощи Управление образованием Отдел по защите прав детей Региональные правоохрани- тельные органы Центр профподготовки и трудовой адаптации Региональные органы здравоохра- нения Региональные органы социальной защиты Вся система, образующая единое коррекционное пространство должна иметь четко организованные вертикальные и горизонтальные связи Региональный уровень Региональная психолого-медико- педагогическая комиссия 14

Муниципальный уровень Психолого-медико- педагогический консилиум образовательного учреждения Общеобразовательные и специальные (коррекционные) школы Дошкольные образовательные учреждения Учреждения дополнительного образования Муниципальные учреждения социальной защиты Муниципальные правоохранительные учреждения Муниципальные учреждения здравоохранения 15

определение специальных образовательных потребностей и условий необходимых ребенку для обеспечения развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум ППМС-Центров, Психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), Психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений как базовых компонентов коррекционного пространства 16

информирование общественности о работе системы ПМПК, консилиума, ППМС-Центра, их целях и задачах выявление особенностей развития ребенка и его резервных возможностей определение условий образования и воспитания, необходимых детям с отклонениями в развитии, адекватных выявленным индивидуальным особенностям содействие в организации сопутствующей или основной помощи (медицинской, социальной, юридической и прочей) 17

отслеживание динамики и уровня социальной (образовательной) адаптации в процессе интеграции ребенка в образовательные учреждения (в основном реализуется силами школьных консилиумов, ППМС- Центров) консультирование и помощь родителям, законным представителям, педагогическим, медицинским, социальным работникам, работникам правоохранительных органов и органов опеки и социальной защиты прав ребенка, представляющим интересы ребенка в семье и образовательном учреждении участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения и профессионалов 18

Принципы деятельности системы сопровождения (ППМС-Центров, ПМПК, консилиумов) принцип семейно- центрированности - специалисты взаимодействуют не только с ребенком, но и с его семьей и его ближайшим окружением 1 принцип открытости - организации помощи, отвечающей на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных особенностями его развития 4 принцип добровольности - родители самостоятельно (но при поддержке специалистов) принимают решение об обращении в Образовательный Центр, ПМПК, Консилиум образовательного учреждения и включении их семьи в программу сопровождения 3 принцип междисциплинарного взаимодействия - работа с ребенком и его семьей осуществляется специалистами различных областей знаний, действующих в рамках технологий профессионального взаимодействия по принципу: "нужный специалист - в нужное время" 2 19

принцип уважения прав ребенка на образование и развитие - во всех случаях специалисты исходят из приоритета прав ребенка на самоактуализацию, развитие и получение адекватного его возможностям образование, даже если при этом могут быть нарушены права других лиц из окружения ребенка (например право родителей на принятие ими неадекватного особенностям развития ребенка решений) 7 принцип уважения личности - специалисты принимают ребенка как полноправную личность, вне зависимости от возраста, уровня его развития, особенностей состояния 6 принцип конфиденциальности - информация о ребенке и его семье, доступная специалистам тех образовательных организаций, которые принимают участие в развитии, обучении и воспитании ребенка и помощи его семье, не подлежит разглашению или передаче третьим лицам без согласия семьи 5 Принципы деятельности системы сопровождения (ППМС-Центров, ПМПК, консилиумов) (продолжение) 20

принцип информационного согласия - организации, составляющие коррекционное пространство, предоставляют родителям (законным представителям) информацию о своей деятельности и особенностях развития ребенка в доступной для их понимания форме, прикладывая все свои профессиональные усилия для согласия родителей (законных представителей) на участие в обследовании и дальнейшем сопровождении ребенка и семьи 10 принцип профессиональной ответственности - специалисты ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребенка 9 принцип уважения личности родителя - уважая личность родителя, специалисты принимают его мнение о ребенке, его личный опыт, решения и ожидания, оставляя за собой право на корректировку (психологическую коррекцию) их мнений и решений, исходя из приоритета прав ребенка на адекватное развитие 8 Принципы деятельности системы сопровождения (ППМС-Центров, ПМПК, консилиумов) (продолжение) 21

Субъекты образовательной среды, реализующие комплексное сопровождение ребенка в едином коррекционном пространстве педагоги-психологи: практические психологи образования, специальные психологи, клинические психологи, педагогические психологи, психологи по профориентации, психотерапевты немедицинской направленности специалисты (в том числе и психологи) служб доверия и экстренной психологической помощи педагоги: логопеды, олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги врачи (педиатры, неврологи, психиатры и психотерапевты, врачи других специальностей) социальные педагоги и социальные работники

Поддержание силами всех специалистов - участников (субъектов) образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка по присвоению образовательных воздействий и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей, других субъектов образовательного процесса. 23

2. Создание социально- психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент) 3. Создание специальных социально- психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента) Сопровождение как процесс определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами 1. Систематическим отслеживанием психолого- педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения 24

Проектирования образовательной среды, реализующей общегуманистический подход к необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка опирается на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста как критерии адекватности образовательных воздействий, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей (Битянова, 1997, 1998). Проектирования образовательной среды, реализующей общегуманистический подход к необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка опирается на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста как критерии адекватности образовательных воздействий, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей (Битянова, 1997, 1998). Два методологических подхода к определению понятия «Сопровождение» и его содержания. Поддержание функционирования ребенка в условиях оптимальной для успешного раскрытия своего личностного потенциала и успешности амплификации образовательных воздействий. Учитывает ограничение индивидуальных возможностей адаптации ребенка в образовательной среде, определении критериев зоны дизадаптации и зоны риска как границ, за которые образовательная среда в своем воздействии не должна выходить (Семаго, 2002) Поддержание функционирования ребенка в условиях оптимальной для успешного раскрытия своего личностного потенциала и успешности амплификации образовательных воздействий. Учитывает ограничение индивидуальных возможностей адаптации ребенка в образовательной среде, определении критериев зоны дизадаптации и зоны риска как границ, за которые образовательная среда в своем воздействии не должна выходить (Семаго, 2002) 25

Ранний возраст (от 0 до 3 лет) Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Средний и старший школьный возраст (от 12 до 17 лет) Старший школьный возраст и молодежь (17 до 19 лет) Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) Основные возрастные диапазоны, которые необходимо обеспечить сопровождением в рамках создания единого коррекционного образовательного пространства: Возрастные диапазоны 26

Уровень помощи детям раннего возраста предполагает: Создание и "отладку" межведомственного взаимодействия (с системой здравоохранения и социальной защиты) по раннему выявлению и сопровождению детей раннего возраста с отклоняющимся развитием Организацию системы углубленной психолого-педагогической диагностики детей этого возраста, по ранней объективной диагностике нарушений, в первую очередь, сенсорных систем 1 Разработку баз данных для компьютерной регистрации и отслеживания детей раннего возраста 3 детям раннего возраста, психологическую поддержку семей, имеющих детей- инвалидов, методическую помощь педагогам и психологам учреждений различной ведомственной принадлежности, курирующих детей раннего возраста Создание службы ранней помощи, оказывающей развивающе-коррекционную помощь 2 27

Психолого-медико- педагогическая комиссия ПМПК Диагностические группы компенсирующего вида Ясельные группы компенсирующего вида ГОУ для детей, нуждающихся в психолого- педагогической, медико-социальной помощи ППМС - Центры Прогноз Консультирование Комплектование Диагностика Мониторинг 28

Уровень помощи детям дошкольного возраста предполагает: Внедрение в программы подготовки детей к началу обучения в школе превентивных программ развития базовых составляющих психологической и психофизической готовности к началу обучения Создание экспресс-системы для выявления детей группы риска по социально- психологической дизадаптации, в частности детей неготовых к началу школьного обучения на ранних этапах (в возрасте 4-5 лет), в том числе детей не посещающих дошкольные образовательные учреждения Создание прогностических оценок развития (в том числе прогностическая оценка "позитивного" здоровья) детей младшего дошкольного возраста их соответствия возрастным нормативам Организацию консультативно-диагностической и развивающе-коррекционной помощи детям дошкольного возраста непосредственно в дошкольных образовательных учреждениях 29

ПМПК ППМС - Центры Детские сады компенсирующего вида и специализированные группы в ДОУ комбинированного вида Сопровождение: ПМПК (консилиум) ОУ Группы кратковременного пребывания Прогноз Консультирование Диагностика Мониторинг Комплектование 30

Сопровождение детей младшего школьного возраста предполагает: В соответствии с полученными прогнозами их состояния в дошкольном возрасте организацию соответствующего их возможностям обучения с выходом на адаптивное и/или интегративное обучение в общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждениях Организацию уровневой системы обучения с учетом возможностей ребенка и постоянным отслеживанием результатов развития и обучения: уточнением и коррекцией образовательного маршрута в соответствии с результатами развивающе- коррекционной работы как в системе фронтального обучения, так и во внеурочном компоненте Прогностическая оценка развития ребенка с выходом на раннюю профессиональную ориентацию и первичную профессиональную подготовку Создание адекватных образовательных условий и полной социально- психологической адаптации ребенка в образовательном пространстве Ранняя профилактика физических и эмоциональных зависимостей детей группы риска по возникновению аддиктивных состояний 31

Специальные (коррекционные) учреждения Специальные (коррекционные) классы при школах Коррекционно- развивающее обучение Сопровождение: Логопункт ПМПК (конс.) ОУ Школы надомного обучения Школы для детей с девиантным поведением ПМПК ППМС - Центры Комплектование Консультирование Диагностика Мониторинг Прогноз 32

Сопровождение детей среднего и старшего школьного возраста определяет: Создание системы постоянно действующего мониторинга социально- психологической адаптации в коллективе сверстников, выявление детей групп риска по различным видам социальной и школьной дизадаптации, в том числе риска аддиктивного и асоциального поведения Разработка системы личностно-ориентированной (индивидуальной и групповой) коррекционной помощи вышеуказанным категориям детей Возможность поддержания и сохранения "позитивного" здоровья, в том числе профилактика аддиктивных состояний Создание системы профессиональной ориентации и начальной профессиональной подготовки детей с отклоняющимся развитием и девиантным поведением Получение прогностических оценок по необходимым рабочим местам для вышеуказанных категорий детей, создание адекватных рабочих мест для детей- инвалидов, детей, имеющих ограниченные возможности адаптации в социуме (стойкие нарушения в физическом и психическом развитии) Создание системы начальной трудовой адаптации и получения адекватных своим психофизическим возможностям профессий 33

Создание системы профессиональной подготовки и получения адекватных своим психофизическим возможностям профессий Сопровождение и помощь детям старшего школьного возраста и молодежи в рамках единого коррекционного пространства предполагает: Основным результатом деятельности службы сопровождения и специальной помощи в ситуации создания единого коррекционно- развивающего пространства следует считать возможность адекватной интеграции в обществе, в том числе успешной трудовой адаптации различных категорий детей с отклонениями в развитии, девиантным поведением и ограниченными возможностями здоровья Мониторинговая оценка их социальной, в том числе трудовой адаптации, соответствия организованных рабочих мест их психофизическим возможностям с возможностью дальнейшей корректировки профессиональной и трудовой подготовки 34

ВУЗы и колледжи Допрофессиональное обучение Профессионально- технические училища Профессиональная ориентация 35

Одним из основных условий создания единого развивающего и коррекционного пространства является организация полноценной подготовки специалистов и переподготовки работников других педагогических специальностей, способных реализовать цели и задачи сопровождения детей Кроме того необходима подготовка медицинских кадров в первую очередь детских неврологов, детских и подростковых психиатров, а также психоэндокринологов, понимающих задачи и специфику образования (в том числе коррекционного образования) и способных работать в межведомственной, междисциплинарной команде по сопровождению детей в образовательном пространстве Кроме того необходима подготовка медицинских кадров в первую очередь детских неврологов, детских и подростковых психиатров, а также психоэндокринологов, понимающих задачи и специфику образования (в том числе коррекционного образования) и способных работать в межведомственной, междисциплинарной команде по сопровождению детей в образовательном пространстве 36

Основная направленность подготовки и переподготовки специалистов образования – коррекционная педагогики и специальная психология (направление 03) Основная направленность подготовки и переподготовки специалистов образования – коррекционная педагогики и специальная психология (направление 03) – Тифлопедагогика – Сурдопедагогика – Олигофренопедагогика – Логопедия – Специальная психология – Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная) 37

Проанализируйте систему специализированной (психолого-медико- педагогической) помощи, созданной в вашем регионе. 2. Продумайте и оцените приоритетные направления ее развития на ближайшие 5 лет. 3. Какие общеобразовательные и специальные (коррекционные) программы вы считаете возможным интегрировать в одном образовательном учреждении. Предложите пути подобной интеграции. 4. Какие виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений организованы в вашем городе (районе, регионе). Оцените потребность открытия специальных образовательных учреждений в вашем регионе. 5. Какие критерии и показатели дизадаптации ребенка в образовательной среде вы учитываете в ваших образовательных учреждениях.

1.Коррекционная педагогика. Под ред. Б.В. Пузанова. – М. Академия, Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., Академия, Сборник нормативных документов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е. Грибова, А.Р. Маллер. - М., АПК и ПРО,

План работы 4040 Выход