Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Инновацинно-консалтинговый центр «Образование» Лаборатория: повышение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Advertisements

Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Северин О. И. Лицей 6 г.Одинцово Презентация Инновационность структуры и содержание ФГОС второго поколения.
Орехово - Зуевский муниципальный район МБОУ « Ликино - Дулевская гимназия » « Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации.
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная.
ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АРЕСТОВА Г.А
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования.
1 ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Программы внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС Савелова Н.И., ведущий специалист отдела организации дополнительного образования.
Транксрипт:

Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Инновацинно-консалтинговый центр «Образование» Лаборатория: повышение качества управления введением ФГОС в общеобразовательной школе: проблемы и пути решения А.И. Панов Томск 2012 Августовское совещание

. План работы 1.Педагогические и правовые основания повышения качества управления введением ФГОС - понятие качества -стандарты в образовании -Управление введением ФГОС 2. Обсуждение проблем введения ФГОС и путей их решения

. Литература

. Литература

. Литература

. Качество продукции/услуги Понятие «Качество продукции/услуги»: 1. Менеджмент: «Качество продукции/услуги - это степень соответствия присущих характеристик продукции установленным требованиям» (ISO 9000) 2. Маркетинг: «Качество продукции/услуги – это степень удовлетворенности потребителя» (Ф. Котлер и др.). К= а * К1+ в* К2, где а, в – весовые коэффициенты.

. Понятие стандарта Закон РФ «О стандартизации» от ФЗ Стандарт это система требований к объекту стандартизации Стандартизация это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее требования) Ключевые понятия: 1. Система требований 2. Деятельность по разработке и введению требований

. Виды образовательных стандартов Связь требований и видов образовательных стандартов Требования: 1.Нормы 2.Правила 3.Условия 4.Пожелания Виды стандартов: 1.Нормативно-обязательные 2.Рекомендательно-ориентационные Владимир Павлович Беспалько, Василий Григорьевич Разумовский и др. См. Журнал «Народное образование», 5, 1993 г.

. Понятия Закон РФ «О стандартизации» от ФЗ Стандарт это система требований к объекту стандартизации Стандартизация это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее требования) Ключевые понятия: 1. Система требований 2. Деятельность по разработке и введению требований

. Стандартизация образования Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996 года 12-ФЗ (редакция, действующая до 10 января 2009 года) Ст. 7. Федеральные государственные образовательные стандарты… «определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки» Позитивно: 1. Обязательный минимум содержания (состав, объем, сложность) – минимизация и фундаментализация 2. Максимальная недельная продолжительность (время) образования 3. Требования к уровню обученности

. Структура стандарта СО Стандарт содержания образования Содержательная линия Стандарт образованности Диапазон возможностей 1 Диапазон возможностей 2 Уровни возможной образованности Смысловые учебные элементы

. Стандарт содержания образования Структура стандарта содержания образования ГОС первого поколения 1. Общая характеристика 1.1. Общая характеристика объекта изучения 1.2. Обоснование (минимальности, функциональной полноты, адекватности социальной ситуации развития и формирования детей) 2. Стандарт содержания образования 2.1. Содержательные линии (генерализация) 2.2. Смысловые образовательные единицы (элементы) 3. Стандарт результата образования (образованности) 3.1. Состав смысловых образовательных единиц 3.2. Уровень усвоения смысловых образовательных единиц (полнота, глубина, осознанность, готовность, прочность) 4. Стандарт измерителей образованности

. Работа со стандартом СО Логика работы с стандартом содержания образования 1. Обсуждения тезауруса (глоссария) и выработка понятийного аппарата 2. Обсуждение структуры стандарта содержания 3. Обсуждение взаимосвязи стандарта содержания и стандарта результата (образованности) 4. Обсуждение минимальности стандарта содержания (по отношению к ранее существовавшим стандартам, другим учебным предметам, отводимому времени, учебной мотивации в данной социальной ситуации, учебным возможностям (степень дефектализации детей) 5. Анализ эффективности существующих УМК

. Работа со стандартом СО 6. Обсуждение стандарта результата (здоровье, воспитанность, обученность, образуемость,…) 7. Выявление полей возможности (детей, учителей) 8. Место стандарта содержания в образовательном процессе (УМК, единое образовательное пространство РФ, работа начинающего учителя, смена учителя и др.) 9. Целевое использование вариативного компонента (компенсация, коррекция, фиксация, углубление, расширение) 10. Разработка проектов образовательных областей/учебных предметов с 1 по 11 классы (принципы: непрерывность, уровневость, профильность) 11. Система промежуточного и итогового контроля с учетом полей возможности 12. Система оценивания с учетом полей возможности

. Формы представления стандарта СО Этапы (ретроспективный анализ) 1. До 1992 года: Единый федеральный учебный план, единые программа по учебным предметам гг. Федеральный базисный учебный план (генеральный уровень), инвариантный и вариативный компоненты, примерные программы по учебным предметам гг. Федеральный базисный учебный план (генеральный уровень), примерные программы по учебным предметам на базовом и профильном уровнях

. Формы представления стандарта СО Этапы (ретроспективный анализ) гг. Федеральный базисный учебный план 2004 года (генеральный уровень), примерные программы по учебным предметам 1998 года. 5. С 2010 г. ФГОС второго поколения - требования к планируемым результатам - требования к структуре основной образовательной программы - требования к условиям обучения

. Финансирование групп «факультативные, индивидуальные и групповые занятия финансируются независимо от количества учащихся в группе, т.е. на одного ученика» (эта фраза может пониматься трояко) «факультативные, индивидуальные и групповые занятия финансируются в зависимости от количества групп, определяемых образовательным учреждением, и независимо от количества учащихся в группе» (требование независимости от числа учащихся в группе является избыточным). Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной подготовки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

. Финансирование групп БУП Томской области Приказ Департамента ОО от При наличии необходимых условий и финансовых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, в том числе для проведения занятий по другим учебным предметам, а также деление IX-XI классов на группы при организации предпрофильной подготовки и профильного обучения (при изучении профильных дисциплин и элективных курсов). БУП Иркутской области Распоряжение МО Иркутской области от г. 164-мр Для расчета суммарного количества часов на изучение учебных курсов компонента образовательного учреждения (по выбору) в общеобразовательных классах и 5-11 классах гимназий, лицеев, классах углубленного и профильного обучения, указанное в РУП количество часов умножается на частное, полученное от деления численности обучающихся в классе (в классах в параллели) на число обучающихся в группе. Класс ы Число обучающихся в группе при изучении учебных курсов компонента образовательного учреждения Общеобразовательные классы Классы гимназии Классы лицеяКлассы углубленного и профильного обучения 5-7Не менее 12 обучающихся 8-11Не менее 12 обучающихсяНе менее 7 обучающихся

. Стандартизация образования Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996 года 12-ФЗ (редакция, действующая с 10 января 2009 года) Ст. 7. п.4. Федеральные государственные образовательные стандарты… включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям 3) результатам освоения основных образовательных программ

. Стандартизация образования Функции ФГОС Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования должны обеспечивать: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

. Комплексный подход Комплексный подход система целостность

. Модель образовательного процесса ПроцессыСтороны/аспекты образовательного процесса СодержаниеТехнология/МетодикаОрганизация Уход за детьми и самообслуживание 123 Обучение 456 Воспитание 789 Оздоровление Просветительская работа в социуме Эдуард Георгиевич Костяшкин ( ), директор 544 г. Москвы, руководитель лаборатории «Прогнозирования школы будущего». Модель школы полного дня

. Содержание образования

. ЗнанияДеятельностные умения Поведенчески е умения Чувства Логические структуры Потребности Убеждения ОбразыМотивы Настроения Интересы Переживания Намерения Установки ДействияПоступки НавыкиПривычки Элементы содержания образования Содержание обучения Содержание воспитания Содержание образования

. Характеристики РиФ Основные характеристики содержания РиФ Внешний планВнутренний план ОбъемПолнота СложностьГлубина понимания/чувствования Фундаментальность/ЖизненостьОсознанность/Прочувствованость Системность НаправленностьГотовность Прочность

. Инструменты ЕГЭ Кодификатор Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по информатике и ИКТ регламентирует разработку КИМ ЕГЭ. Раздел 1. Перечень элементов содержания… Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки… Знать Понимать Уметь

. Межпредметные связи и программы

. Принцип компенсации Логика Математика, физика, химия и др. – дискурсивная логика Литература, история и др. – вероятностная логика ЭкологияГеография, биология, физика, химия, технология и др. ИнформатикаЯзыки, математика, физика, Развитие и формирование речи Языки, литература, история, математика, информатика. физика, химия и др. Развитие и формирование мышления Все учебные предметы Развитие общих учебных умений и навыков Все учебные предметы

. Межпредметная программа Учебные предметыКлассы/Содержание МатематикаА ГеографияВ БиологияС ФизикаД ИнформатикаЕ …. 1. Развитие речи 2. Развития продуктивного мышления 3. Развитие и формирования культуры самообразования 4. Развития и формирования информационной культуры 5. Развитие и формирование культуры самообразования

. Межпредметная программа Учебные предметы Классы 678 МатематикаЧтение графической информации Использование символов для обозначения логических операций ГеографияЧтение картПрименение справочников БиологияРеферирование учебной информации Применение каталогов для поиска информации Физика-Алгоритмический способ решения задач Применение справочников Химия-- Русский языкСоставление плана параграфа Применение словарей МПП __________________?

. Межпредметная программа Учебные предметы Классы 678 МатематикаАксиома. Правила эвристики. Доказательство. ГеографияВоображение. Сравнение. Классификация. Распределение внимания. БиологияСравнение. Анализ.Классификация. ФизикаИндукция Аналогия Идеализация Химия--Систематизация Русский языкПравила запоминания. МПП __________________?

. Образовательные результаты Цель – образ желаемого состояния объекта/субъекта (например, выпускника школы). Цель – идеальна. Материализованная форма представления цели – стандарты содержания развития и формирования, …, планы учебных занятий, планы воспитательных мероприятий. Задача – цель, заданная с учётом условий (А.Н. Леонтьев) Продукт – опредмеченная, материализовавшаяся цель. «Превращенная форма предмета деятельности» (Т.В. Габай) Результат – качество продукта (сорт, класс, категория, разряд…) Образовательный результат – степень развитости и сформированности качеств ребенка. «Цель – Мотив – Способ – Результат» (К.К. Платонов). Деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру… включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Большой энциклопедический словарь.

. ФГОС ООО Результаты (п.8 ФГОС-2 ООО) 1. Личностные 2. Метапредметные 3. Предметные Аргументация: 1. Ребёнок биосоциальное существо, единство организма и личности. Все образовательные продукты/результаты суть новообразования (по Л.С. Выготскому) в организме и/или личности. Например, знание, понимание и умение применять закон Ома – личностный результат. 2. Нет метапредметных продуктов/результатов, ибо нет метапредметной/надпредметной деятельности. Деятельность по определению предметна. Действительно «метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия…» (п.8. В/ФГОС 2 ООО) Выводы: 1.Предметные продукты/результаты 2.Межпредметные продукты/результаты Ребёнок Организм Личность

. ФГОС НОО N 1241 Цели - развития и формирования организма и личности ребенка Развития и формирования личности Развитие формирование на основе учебных/воспитательных программ по предметам Развитие и формирование ребенка Развития и формирования организма Развитие и формирование на основе межпредметных учебных/воспитательных программ Задачи – обучения и воспитания Образовательные продукты

. Проектирование введения ФГОС

. Введение ФГОС

. ФГОС ООО Образовательная программа. Образовательная программа Преамбула к Закону РФ «Об образовании» «образование – единство воспитания и обучения» Ст.9. Закона РФ «Об образовании» 1) образовательная программа – это содержание определённого уровня и направленности 2) образовательные учреждения реализуют основные и дополнительные программы «Содержание обучения, в котором воплощаются цели обучения, должно быть аналогично составу социального опыта» Теоретические основы процесса обучения в советской школе/ Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, «Планируемые результаты… представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования…» Планируемые результаты НОО/Под ред. Г.С. Ковалёвой О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.

. 13. Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование/развитие? общей культуры?, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ФГОС ООО Требования к ОП

. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно эпидемиологических правил и нормативов. Ст.9 Закона РФ «Об образовании» Образовательные программы: 1) основные 2) дополнительные ФГОС ООО Требования к ОП

. ФГОС ООО Содержательный раздел образовательной программы 1)нет программы обучения 2)состав ЦВП в программе воспитания 3)нет межпредметных программ

. ФГОС ООО Образовательная программа Интерпретация содержательного раздела: Раздел образовательной программы, отражающий содержание основного общего образования, должен включать образовательные подпрограммы, ориентированные на достижение личностных предметных и межпредметных результатов, в том числе: 1) подпрограмма ухода за детьми и самообслуживания; 2) подпрограмму обучения, включающую учебные предметы разного типа и уровня в рамках урочной и внеурочной деятельности, установленные Стандартом и образовательным учреждением; 3) подпрограмму воспитания, включающую содержание социального, умственного, художественного и биофизического воспитания; сопровождения/поддержки; 4) подпрограмму содержания, обеспечивающего сохранение и укрепление физического и психического здоровья; 5) межпредметные подпрограммы, направленные на развитие и формирование позитивных качеств личности; речи; культуры самообразования; ИКТ- компетентности; проектно-исследовательской культуры; экологической культуры; культуры самоорганизации; культуры самоопределения; 6) подпрограмму работы с крайними группами детей (коррекция, продвижение) 7) подпрограмму просветительской работы с родительским сообществом

. Содержание образования может быть ограничено стандартами peгиона, страны, всего мира, которые учитывают характер взаимодействия человека с культурными ценностями, меру и степень их присвоения и созидания. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство Питер, с. Учебный план в ФГОС-2 ООО ФГОС ООО Учебный план

. СанПиН СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" Постановление ГГСВ РФ от 29 декабря 2010 г. N 189

. Время обучения и воспитания. Необходимо различать часы: 1) на класс комплект; 2) на элективную группу; 3) на конкретного ученика. ОШ БУП 2004 ( ) *34 = 5678 часов = /(34*5) = 2 часа/неделю на деление классов на элективные группы 33 часа/5 класс ОШ СПиН: ( ) *34 = 5848 часов = /(34 *5) = 1 час/неделю на деление классов на элективные группы

. Модель образовательного плана для пятых классов. Тип програ ммы Тип образования Образовател ьные процессы Предмет ные области Учебные предметы Кол-во часов на класс Кол-во часов на классы Кол-во часов на группы Основ ное БазовоеОбучение2448 Воспитание12 Всего2550 ЭлективноеОбучение26 Воспитание24 Всего410 Кол-во часов на обязательное образование29 ДополнительноеОбучение12 Воспитание14 Кол-во часов на дополнительное образование26 Количество часов на класс К финансированию66 2 класса, основа – БУП 2004 (фед. учеб. предметы – 26) Принципы: интенсификация в базе, вариативность – на коррекцию, расширение, углубление базы)

. Организационно-педагогическая структура. Основ ное БазовоеОбучениеКл1К2 ВоспитаниеКл1К2 ЭлективноеОбучениеОЭГ1ОЭГ2ОЭГ3ОЭГ4ОЭГ5ОЭГ6 ВоспитаниеВЭГ1ВЭГ2ВЭГ3ВЭГ4 ДополнительноеОбучениеОЭГ3ОЭГ4 ВоспитаниеВЭГ1ВЭГ2ВЭГ3ВЭГ4 Элективные группы – постоянные/переменные; одновозрастные/разнеовозрастные; однородные/разнородные Элективные группы – коррекция, закрепление, углубление, расширение

. Проект обучения по учебному/воспитывающему предмету Типы учебных предметов Классы БазовыеУчебная программа Учебник Сборники задач Элективные Факультативные Внеурочные Платные ДОУ Непрерывность Уровневость Профильность

. Внеурочная деятельность.Виды/направления внеурочной деятельности Методический конструкторПроект ФГОС 2ФГОС 2 Игровая деятельностьСпортивно- оздоровительное Духовно-нравственное Познавательная деятельностьХудожественно- эстетическое Физкультурно- спортивное и оздоровительное Проблемно-ценностное общениеНаучно-познавательноеСоциальное Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) ПатриотическоеОбщеинтеллектуальное Художественное творчествоОбщественно-полезная деятельность Общекультурное Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Проектная деятельность Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев. П.В.Степанов. М.: Просвещение, с. - С.7

. Внеурочная деятельность Типы и виды внеурочной деятельности 1.Игровая 2.Образовательная 3.Профессиональная 4.Досуговая 5.___? 1. Социальная 2. Интеллектуальная 3. Индустриальная 4. Художественная 5. Биофизическая - управленческая - правовая - экономическая - экологическая - военная

.. Внеурочная деятельность. Система внеурочной деятельности в классе (7 «Б», 1987) Направление внеурочной деятельности ОбучениеВоспитание СоциальнаяСовет класса Интеллектуальная Кружок « Электроник » Индустриальная Клуб « Байт » Бригада « Ремонт » Художественная Клуб « Белая роза » БиофизическаяСекция по хоккею Туристический клуб « Гео »

. 51 Внеурочная деятельность Система внеурочной деятельности в школе - структурные образовательные подразделения, реализующие программы внеурочной деятельности Школа продуктивного мышления Школа алгоритмизации и программирования Школа проектно- исследовательской культуры Школьная киностудияЦентр самообразования личности Студия компьютерного дизайна Школьное издательство Клуб эффективного предпринимателя Web студия

Информация Инновационно-консалтинговый центр «Образование» (Томск) Панов Александр Иванович, с.н.с. ТОИПКРО, учитель-методист, член Союза писателей РФ ; Томской областной институт повышения квалификации работников образования

Спасибо за внимание