Проект на тему:"Употребление односоставных предложений в речи"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект по русскому языку «Употребление односоставных предложений в речи»
Advertisements

Урок русского языка 8 класс. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения.
Односоставные предложения Урок русского языка в 8 классе МОУ Павловская ООШ Каргасокского района Учитель русского языка и литературы : Топорова Ирина.
Односоставные предложения главный член – сказуемое главный член – подлежащее определён- но-личное неопреде- лённо- личное обобщённо- личное безличное.
Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов.
Односоставные предложения. Русский язык, 9 класс. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Светлый – 2010 Автор.
Марютина Н.А. Учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3 им. П.А.Столыпина г.Ртищево Саратовской области»
Презентация по русскому языку. Харитонов Виталик-ученик 9 класса Бишевской СОШ Апастовского района республики Татарстан. Учитель-Алексеева Галина Юрьевна.
[ ] Правильный ответ: Односоставные предложения - предложения с одним главным членом: Тишина. Светает. На улице никого нет.
Односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом подлежащим- назывные Пример : Зима.
Односоставные предложения Занятие 1. Понятие об односоставных предложениях ( Теория, § 180. ) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного.
1 Односоставные предложения. 2 Односоставные предложения - это предложения, грамматическая основа которого состоит только из одного главного члена, который.
Виды односоставных предложений 1 вариант Выделить грамматические основы 2 вариант Выделить грамматические основы Идут белые снеги, как по нитке скользя…
Презентация по русскому языку на тему : Односоставные предложения Выполнил ученик 8В класса Залепухин Вадим.
Односоставные предложения Выполнила учитель русского языка литературы МОУ СОШ 10 г. Магнитогорска Лубягина Елена Владимировна.
[ ] «…Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро. Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
- « Новости » – « Диалоги о предложениях » – « Ищу тебя » – « Умники и умницы » – « Сам себе писатель » – « Итоги »
Урок русского языка в 8 классе по теме: «Понятие об односоставных предложениях» (по УМК под редакцией В.В.Бабайцевой классы)
ЭТИ НЕОБЫЧНЫЕ ОДНОСОСТАВНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОДГОТОВИЛА: МАЛЬЧЕНКО ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. ФИЛИППОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
Транксрипт:

Проект по русскому языку «Употребление односоставных предложений в речи»

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… К.Д. Ушинский

Цель: показать все богатство и могущество русского языка на примере односоставных предложений показать все богатство и могущество русского языка на примере односоставных предложенийЗадачи: научиться работать с дополнительной литературой, со справочным материалом научиться работать с дополнительной литературой, со справочным материалом не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике выражать свои собственные идеи в удобной для меня творчески продуманной форме выражать свои собственные идеи в удобной для меня творчески продуманной форме наглядно видеть, что дают языку такие важные односоставные предложения наглядно видеть, что дают языку такие важные односоставные предложения

План работы: Исследование Исследование «Роль односоставных предложений в речи» Сценарий эпизода фильма по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Сценарий эпизода фильма по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Представление картины В.Серова Представление картины В.Серова «Девочка с персиками» «Девочка с персиками»

Исследование «Употребление односоставных предложений в речи» В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть. Без четверти четыре. Четыре. Ждем. Без четверти четыре. Четыре. Ждем. Половина пятого… Пять… Тишина… Половина пятого… Пять… Тишина… Шесть, семь… Светает. Шесть, семь… Светает. Н.Некрасов Н.Некрасов Все предложения в этом тексте односоставные. Все предложения в этом тексте односоставные. По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы: По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы: с главным членом – сказуемым, с главным членом – сказуемым, с главным членом – подлежащим. с главным членом – подлежащим.

Определенно-личные предложения Определенно-личными называются односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения (иду, идешь, идем, идете; пойду, пойдешь, пойдем, пойдемте; иди, идите). Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определенно указывают на подлежащее Определенно-личными называются односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения (иду, идешь, идем, идете; пойду, пойдешь, пойдем, пойдемте; иди, идите). Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определенно указывают на подлежащее (я, ты, мы, вы), то подлежащее необязательно. Например: (я, ты, мы, вы), то подлежащее необязательно. Например: Бесконечная Россия Что вьешься, ласточка, к окну, Словно вечность на земле! Что, вольная, поешь? Едешь, едешь, едешь, едешь, А.А. Дельвиг Дни и версты нипочем! Люблю грозу в начале мая… П.А.Вяземский Ф.И.Тютчев П.А.Вяземский Ф.И.Тютчев Употребление определенно-личных односоставных предложений придает повествованию большую динамичность, энергичность, яркость, точность, делает его более лаконичным, тогда как предложения с местоимениями являют собой «речь более вялую, спокойную, но ничем не более ясную». Употребление определенно-личных односоставных предложений придает повествованию большую динамичность, энергичность, яркость, точность, делает его более лаконичным, тогда как предложения с местоимениями являют собой «речь более вялую, спокойную, но ничем не более ясную».

Неопределенно-личные предложения Неопределенно – личными называются односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. Неопределенно – личными называются односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В одно тихое, теплое утро в больницу принесли письмо. (А. П. Чехов) Что новенького в газетах пишут? (М.А.Шолохов) Потом его в степи без чувств нашли. (М.Ю. Лермонтов) На берегу разожгли костер, начали варить уху, затянули песню. Возле этой осинки летом стог поставили. (М.Пришвин) В неопределенно-личных предложениях внимание сосредоточивается на факте, событии, действии. Действующее лицо остается либо необозначенным, либо оно неопределенно или неизвестно, и потому указание на него невозможно. В любом случае предложение лишено грамматического подлежащего. В неопределенно-личных предложениях действия автора не так важны, как то, что происходит в окружающем мире. Сведения о действующем лице В неопределенно-личных предложениях внимание сосредоточивается на факте, событии, действии. Действующее лицо остается либо необозначенным, либо оно неопределенно или неизвестно, и потому указание на него невозможно. В любом случае предложение лишено грамматического подлежащего. В неопределенно-личных предложениях действия автора не так важны, как то, что происходит в окружающем мире. Сведения о действующем лице (или лицах) мы можем понять только из контекста или из ситуации.

Обобщенно-личные предложения Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения без подлежащего с таким сказуемым-глаголом, который называет действие, имеющее отношение к любому лицу. Этот тип предложений носит обобщенный характер. Такое значение передается формами глагола 2-го лица единственного или множественного числа. Обобщенно- личные предложения типичны для пословиц, афоризмов, для повествования с обобщенным смыслом. Особенностью является действие, происходящее в любое время без каких-либо ограничений. Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения без подлежащего с таким сказуемым-глаголом, который называет действие, имеющее отношение к любому лицу. Этот тип предложений носит обобщенный характер. Такое значение передается формами глагола 2-го лица единственного или множественного числа. Обобщенно- личные предложения типичны для пословиц, афоризмов, для повествования с обобщенным смыслом. Особенностью является действие, происходящее в любое время без каких-либо ограничений. Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица). Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица). Слезами горю не поможешь (пословица). Слезами горю не поможешь (пословица). В лес дров не возят (пословица) В лес дров не возят (пословица) Обобщенно-личные предложения употребляются, когда автор хочет подчеркнуть закономерную картину с медленной сменой действий. Также они отражают чувства мысли автора, его мнение к окружающему миру. Читатель сопереживает вместе с героем, так как полностью стал участником действий произведения благодаря употреблению обобщенно-личных предложений. Обобщенно-личные предложения употребляются, когда автор хочет подчеркнуть закономерную картину с медленной сменой действий. Также они отражают чувства мысли автора, его мнение к окружающему миру. Читатель сопереживает вместе с героем, так как полностью стал участником действий произведения благодаря употреблению обобщенно-личных предложений.

Безличные предложения Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым при котором нет и не может быть подлежащего. Например: Утром долго не светало. (А. Платонов) Утром долго не светало. (А. Платонов) И в роще не слышно теперь соловья! (И.И. Козлов) И в роще не слышно теперь соловья! (И.И. Козлов) Под вечер подморозило. Под вечер подморозило. Безличные предложения передают состояние природы (явления), физическое, внутреннее состояние человека (знобит, нездоровится). В таких предложениях не нужно подлежащее, оно даже не подразумевается. На главном месте стоит только глагол, выражающий состояние, явление. Очень часто такие предложения встречаются в разговорной речи для того, чтобы придать беседе просторечие, особенно при употреблении инфинитива, который несет эмоциональную окраску. Поэтому такие безличные предложения часто встречаются в лозунгах, в публицистической речи, чтобы придать тексту точность, лаконичность и побудить к активному действию. Художники слова обращаются к инфинитивным Безличные предложения передают состояние природы (явления), физическое, внутреннее состояние человека (знобит, нездоровится). В таких предложениях не нужно подлежащее, оно даже не подразумевается. На главном месте стоит только глагол, выражающий состояние, явление. Очень часто такие предложения встречаются в разговорной речи для того, чтобы придать беседе просторечие, особенно при употреблении инфинитива, который несет эмоциональную окраску. Поэтому такие безличные предложения часто встречаются в лозунгах, в публицистической речи, чтобы придать тексту точность, лаконичность и побудить к активному действию. Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. насыщенные эмоциями.

Назывные предложения Назывные предложения – это безглагольные односоставные предложения, у которых главный член выражен существительным. Например: Назывные предложения – это безглагольные односоставные предложения, у которых главный член выражен существительным. Например: Лес. Палатка. Плеск речной волны. (Яшин) Лес. Палатка. Плеск речной волны. (Яшин) Дым костра. Сырых шинелей груда. (Сурков) Дым костра. Сырых шинелей груда. (Сурков) Зелень нивы, рощи лепет, Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод,- Теплый дождь, сверканье вод,- Вас назвавши, что прибавить? Вас назвавши, что прибавить? В.А.Жуковский В.А.Жуковский Назывные предложения употребляются в художественной литературе (поэзии, прозе), в газетных и журнальных очерках, статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений ( или глав, частей) очень лаконично и ярко рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку. Умелый подбор существительных у автора помогает четко представить нарисованный словами пейзаж. Например, перечисление мелькающих перед глазами предметов дает возможность представить картину как бы в движении, напоминающую быстро сменяющие друг друга кинокадры. Назывные предложения употребляются в художественной литературе (поэзии, прозе), в газетных и журнальных очерках, статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений ( или глав, частей) очень лаконично и ярко рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку. Умелый подбор существительных у автора помогает четко представить нарисованный словами пейзаж. Например, перечисление мелькающих перед глазами предметов дает возможность представить картину как бы в движении, напоминающую быстро сменяющие друг друга кинокадры.

Заключение: На протяжении всего исследования я пытался показать роль односоставных предложений в разговорной и письменной речи. Значимость таких предложений велика, потому что они употребляются во всех стилях и типах речи, придавая тексту лаконичность, эмоциональность, краткость, динамику, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений. Обобщенно-личные предложения подчеркивают общность всех людей в мире в целом, так как объединяют их как равных, обращаясь к ним с поучениями, пословицами, афоризмами. Самыми распространенными являются безличные предложения, без которых мы просто не можем выразить свои мысли, чувства. Такие предложения ярко характеризуют состояние природы или человека, описывают пейзаж понятно и просто, конкретно, лаконично указывают на то, что есть или чего нет. Назывные предложения помогают довести замысел автора до самой глубины нашей души, выделяя какие-то конкретные объекты из окружающей картины, именно при помощи них мы представляем действие в виде кинофильма со сменяющимися кадрами. Без односоставных предложений речь была бы слишком скучна, проста и некрасива. А они придают образность, выразительность и эмоциональность, что помогает понять замысел автора в книгах или в разговоре. На протяжении всего исследования я пытался показать роль односоставных предложений в разговорной и письменной речи. Значимость таких предложений велика, потому что они употребляются во всех стилях и типах речи, придавая тексту лаконичность, эмоциональность, краткость, динамику, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений. Обобщенно-личные предложения подчеркивают общность всех людей в мире в целом, так как объединяют их как равных, обращаясь к ним с поучениями, пословицами, афоризмами. Самыми распространенными являются безличные предложения, без которых мы просто не можем выразить свои мысли, чувства. Такие предложения ярко характеризуют состояние природы или человека, описывают пейзаж понятно и просто, конкретно, лаконично указывают на то, что есть или чего нет. Назывные предложения помогают довести замысел автора до самой глубины нашей души, выделяя какие-то конкретные объекты из окружающей картины, именно при помощи них мы представляем действие в виде кинофильма со сменяющимися кадрами. Без односоставных предложений речь была бы слишком скучна, проста и некрасива. А они придают образность, выразительность и эмоциональность, что помогает понять замысел автора в книгах или в разговоре.

Сценарий эпизода фильма по главе из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Глава II Вожатый 1 действие Дорога. Едет кибитка сквозь густой туман, в темноте ничего не было видно. Снег повсюду. На облучке сидит Савельич, изредка покрякивая. Гринев. Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел. Обещаюсь вперед вести себя умнее и слушаться тебя. Ну, не сердись; помиримся. Савельич. Эх, батюшка Петр Андреич! Сержусь-то я на самого себя; сам я кругом виноват. Как мне было оставлять тебя одного в трактире! Что делать? Грех попутал: вздумал забрести к дьячихе, повидаться с кумою. Так- то: зашел к куме, да засел в тюрьме. Беда да и только!.. Как покажусь я на глаза господам? что скажут они, как узнают, что дитя пьет и играет. Печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто снегом. Солнце на закате. Кибитка ехала по узкой дороге, проложенной крестьянскими санями…

«Девочка с персиками»… «Девочка с персиками»… Известная картина В.Серова… Известная картина В.Серова… Веселое, радостное настроение… Яркое, светлое утро… Завтрак… Веселое, радостное настроение… Яркое, светлое утро… Завтрак… Абрамцево. Местечко под Москвой. Абрамцево. Местечко под Москвой. Художник в гостях у Саввы Ивановича Мамонтова, человека богатого, глубоко понимавшего и любившего искусство. Хозяин дома выслушал причину приезда живописца и дал совет: рисуй Верушку, доченьку мою. Девочка была непоседой. Она никогда не желала позировать, то есть долго сидеть в одном положении. Девочка была непоседой. Она никогда не желала позировать, то есть долго сидеть в одном положении. - Попробуй, - уверял Савва Иванович, - у тебя получится. - Попробуй, - уверял Савва Иванович, - у тебя получится. Верушка, веселая, светящаяся влетела в комнату, рассказывая быстро, торопясь какую-то забавную историю. Она сидела напротив Серова. Свежее румяное лицо. Загорелые руки. Черные глаза-угольки. Девочка намиг перестала разговаривать, только смотрела на художника. В таком состоянии Серов и изобразил ее.

Данная работа может быть использована как наглядное пособие при изучении односоставных предложений Данная работа может быть использована как наглядное пособие при изучении односоставных предложений в восьмом классе. Я считаю, что в своем проекте показал роль односоставных предложений в разговорной речи и в произведениях писателей и поэтов, придавая им образность, эмоциональность и выразительность. Я считаю, что в своем проекте показал роль односоставных предложений в разговорной речи и в произведениях писателей и поэтов, придавая им образность, эмоциональность и выразительность.

Автор: Смирнов Андрей Михайлович. 9 –Д класс, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 40» г.Астрахань Тема: «Употребление односоставных предложений в речи» Руководитель: Тептерева Елена Васильевна, учитель русского языка, литературы МБОУ СОШ 40,