Первые Васильевские чтения Москва, 22 ноября 2012 года Итоги, проблемы и перспективы бюджетных реформ в России Заместитель министра финансов Заместитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва, 21 декабря 2012 года Итоги, проблемы и перспективы бюджетных реформ в России Заместитель министра финансов Заместитель министра финансов Российской.
Advertisements

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Расходы местных бюджетов. Расходные обязательства муниципальных образований.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Минфин России ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА Международная конференция «Уровневое финансово-экономическое.
Директор Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России А.М.Лавров Международная конференция «Россия и мир: вызовы десятилетия» Пленарная.
Министр финансов Калининградской области Порембский В. Я. Концепция программы Калининградской области « Повышение эффективности бюджетных расходов Калининградской.
Руководитель Казначейства России Р.Е. Артюхин 2 Реформирование бюджетного процесса в Российской Федерации ( ) Ежегодный бюджет Использование.
Новации бюджетного законодательства годов 18 декабря 2012 Заместитель Министра финансов РФ Лавров А.М.
«Ревизор-КС»: Финансовый контроль. Предпосылки Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года :
1 Бюджет и бюджетный процесс. Доступ к информации.
Министерство регионального развития Российской Федерации О мерах по реализации Федерального закона от 2 декабря 2013 г. 349-ФЗ «О федеральном бюджете на.
Лекция III Нестеренко Татьяна Геннадьевна – Руководитель Казначейства России Тема: Предпосылки и основные Направления бюджетной реформы в Российской Федерации.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
М ] ф Реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
ФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ Мэрия города Архангельска 19 марта 2009 года.
Особенности формирования и ведения сводной бюджетной росписи Заместитель начальника сводного бюджетного отдела министерства финансов Краснодарского края.
ОТЧЁТ о деятельности Контрольно-Счётной палаты города Салехарда за 2014 год 19 февраля 2015 г.
Транксрипт:

Первые Васильевские чтения Москва, 22 ноября 2012 года Итоги, проблемы и перспективы бюджетных реформ в России Заместитель министра финансов Заместитель министра финансов Российской Федерации А.М.Лавров

2 Бюджетные реформы в России 1.Учет, отчетность и контроль ( гг.) 2.Формирование Федерального казначейства ( гг.) 3.Межбюджетные отношения (1999 – 2004 гг.) 4.Долгосрочная сбалансированность и устойчивость (2004, 2007 гг., не завершена) 5.«Бюджетная трехлетка» (2004 – 2007 гг.) 6.Бюджетный процесс как работа с расходными обязательствами ( ) 7.Бюджетирование, ориентированное на результаты (2004 – 2006, не завершена) – БОР-2 8.Автономные учреждения и госуслуги-1 ( , не завершена) _____________________________________________________________ 1.Долгосрочная сбалансированность и устойчивость-3 (2012 ) 2.БОР-2: программный бюджет ( …) 3.Государственные учреждения и государственные услуги - 2 ( ) 4.Государственный финансовый контроль ( …) 5.Федеральная контрактная система (2012-…) 6.«Электронный бюджет» ( …)

Основные результаты реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года 1.Приняты в первом чтении новые «бюджетные правила», проект федерального бюджета на годы сформирован в соответствии с ними 2.Введена новая система видов расходов, подготовлен формат «программной» классификации, утверждены первые государственные программы РФ 3.Подготовлена правовая и методическая база для введения с 2014 года «программных» бюджетов 4.Проведена комплексная реформа государственных (муниципальных) учреждений и оказания государственных муниципальных услуг; 5.Принят в первом чтении законопроект о госфинконтроле 6. Принят в первом чтении и при подготовке ко второму чтению концептуально доработан законопроект о федеральной контрактной системе 7.Утверждена концепция и начато формирование «Электронного бюджета» 8.Подготовлены и внесены системные поправки в Бюджетный кодекс по регулированию бюджетного процесса на региональном и местном уровне 9.Начат процесс отмены льгот по региональным и местным налогам

4 Бюджетные правила - 3 (использованы в 2012, законодательно – с 2013 г.) Расходы не превышают доходы при «базовой» цене на нефть (= средняя за последние 10 лет) + 1% ВВП Нефтегазовые доходы, обусловленные более высокой фактический (прогнозной) ценой на нефть, поступают в Резервный фонд до достижения им 7% ВВП, затем – в ФНБ (с возможностью использования до 50% на инфраструктурные проекты) Недостаток доходов, обусловленный более низкой фактической (прогнозной) ценой на нефть, возмещается из Резервного фонда При необходимости в первую очередь сокращаются условно- утвержденные расходы В текущем году расходы могут увеличиваться только в пределах роста ненефтегазовых доходов

М ] ф М ] ф Основные характеристики федерального бюджета в гг. (в % к ВВП) Доходы23,322,518,918,520,820,719,319,018,818,017,6 из них Нефтегазовые доходы, в % к общему объему 46,947,340,746,149,650,546,144,644,4 43,4 2 Расходы15,918,324,722,520,020,920,119,218,817,617,4 3 Дефицит/профи цит 7,44,1-5,9-4,00,80,1-0,8-0,2-0,010,40,2 4 Ненефтегазо- вый дефицит -3,5-6,5-13,6-12,6-9,5-10,7-9,7-8,7-8,4-7,6-7,5

6 Развитие среднесрочного бюджетного планирования 1.В 2001 – 2005 гг. – отдельно перспективный финансовый план на 3 года (не утверждается) и проект бюджета на очередной финансовый год 2.В 2006 – 2007 гг. – перспективный финансовый план на 3 года (утверждается Правительством) и соответствующий ему проект федерального бюджета на очередной финансовый год 3.С 2008 года (с приостановкой на 2009 г.) – федеральный бюджет на 3 года, право принимать региональные и местные бюджеты на 3 года, при годовых бюджетов – перспективные финпланы 4.С 2013 года – среднесрочные потолки расходов по госпрограммам 5.С 2014 года – обязательность 3-хлетних бюджетов для субъектов РФ 6.С 2015 года – право субъектов РФ установить требование по утверждению местных бюджетов на 3 года 7.Новый инструмент – долгосрочная бюджетная стратегия (до лет)

7 Переход к «программным бюджетам» Федеральный бюджет – с 2014 года Региональные и местные бюджеты – с 2014 года право выбора (закон/акт) между «ведомственно- функциональным» и «программным бюджетом» Необходимые условия: долгосрочные цели (стратегия развития) 3-х летний бюджет и долгосрочный прогноз аналитическое распределение расходов по программам утвержденные государственные (муниципальные) программы

8 СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ГП 1 Нормативно-правовое регулирование - контроль, -лицензирование, -тарифы -налоговые льготы и т.д Цели, конечные результаты ФЦПпГП ФОИВ 1 ФОИВ 2 Отв. исполнитель 1.вытекают из долгосрочной стратегии развития и являются инструментом достижения ее целей; 2.объединяют все инструменты политики (регулирование, бюджетные расходы) по достижению цели; 3.состоят из подпрограмм, могут включать ФЦП; 4.реализуется ответственным исполнителем с участием соисполнителей, которые отвечают за свои подпрограммы и ВЦП; 5.ГП РФ и субъектов РФ, а также муниципальные программы увязаны друг с другом (субсидии). Отв. исполнитель Концепция государственных программ Российской Федерации Государственные программы:

9 Формат бюджетов ГРБС разделподраздел целевая статья вид расходов инвестиции, межбюджетные трансферты, содержание учреждений, социальное обеспечение… ГОСПРОГРАММА ФЦП ПОДПРОГРАММА Основное мероприятие (ВЦП) и аналитический признак «традиционный» бюджет (нет прямой увязки с целями и результатами) «программный» бюджет (прямая увязка с целями и результатами) в учете и отчетности целевая статья аналитически в материалах к проекту закона, в учете и отчетности

100 Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами 200 Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд 300 Социальное обеспечение и иные выплаты населению 400 Бюджетные инвестиции 500 Межбюджетные трансферты 600 Предоставление субсидий федеральным бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям 700 Обслуживание государственного долга Российской Федерации 800 Иные бюджетные ассигнования 100 Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами 200 Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд 300 Социальное обеспечение и иные выплаты населению 400 Бюджетные инвестиции 500 Межбюджетные трансферты 600 Предоставление субсидий федеральным бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям 700 Обслуживание государственного долга Российской Федерации 800 Иные бюджетные ассигнования Единая классификация видов расходов - Группы

Данные о сети учреждений Тип учреждения Количество учреждений* Федеральн ые учрежде- ния Учреждения субъектов РФ Муниципаль- ные учреждения Всего: Казенное учреждение 51%12%9% Бюджетное учреждение 49% 82% 87% Автономное учреждение (32 ед)6%4%7 537 Всего :

Организация оказания государственных (муниципальных) услуг I До 83-ФЗ II ФЗ об АУ и 83-ФЗ III ППО Смета БУ ППО КУ Смета ППО КУ БУ Субсидии Оплата услуг КУ Смета БУ иные ЮЛ Рынок АУ БУ КУ Иные ЮЛ Публично-правовое образование Рынок Бюджетное учреждение Казенное учреждение Иные юридические лица ППО Возможная перспектива Обозначения Потребитель Грант, ваучер Оплата услуг

Направления развития нормативов НОРМАТИВЫ финансового обеспечения государственных услуг Индиви- дуальные Региональные коэффициен- ты Групповые нормативы Поправоч- ные коэф- фициенты Фор- мульные Цель

14 Развитие реформы госучреждений и госуслуг Регулирование отдельных вопросов, в частности бюджетных инвестиций БУ и АУ (3 способа – передача объектов, инвестиционная субсидия, «делегирования» отдельных полномочий госзаказчика) Анализ практики, методическая поддержка (в том числе – через гранты на реформы), обмен опытом, прозрачность (сайт bus.ru) Увязка госзаданий с госпрограммами Единые базовые перечни государственных и муниципальных услуг (с 2014 года) Расширение сферы нормативов (сокращение в госзаданиях «работ», сокращение «иных субсидий») Продолжение оптимизации сети учреждений Частно-государственное партнерство

Сфера контрактной системы РФ п/ п Сфера регулируемых отношенийВиды контрактов 1.Закупки для государственных и муниципальных нужд Государственные (муниципальные) контракты на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг 2.Формирование и размещение государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг Соглашения о предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям 3.Бюджетные инвестиции1) Соглашения с бюджетными и автономными учреждениями о предоставлении инвестиции 2) Соглашения с другими юридическими лицами о взносах в капитал 4.Государственная службаСлужебные контракты 5.Государственные кредиты (гарантии)Договора о предоставлении государственных кредитов (гарантий) 6.Сдача в аренду имущества публично-правового образования Договора аренды 7.Формирование и размещение государственных заказов на предоставление государственных (муниципальных услуг) Государственный (муниципальный) контракт (с БУ, АУ, негосударственными организациями) в пользу третьих лиц (в настоящее время не применяется) 8.Закупки для нужд государственных корпораций, естественных монополий, бюджетных и автономных учреждений Гражданско-правовые договора на поставку товаров, работ, услуг

Планирование закупок Укрупненный прогноз закупок госсектора (в составе общего прогноза) - исключен Сводные показатели планов закупок ГРБС (часть обоснований бюджетных ассигнований, в увязке с госпрограммами) Планы закупок (на 3 года, номенклатура, увязка с ЛБО) Планы-графики закупок (лоты)

Регулирование закупок бюджетными и автономными учреждениями, ГУПами По умолчанию все закупки БУ регулируются законом о ФКС Решением высшего органа исполнительной власти (или учредителя) БУ может быть предоставлено право осуществлять закупки за счет внебюджетных доходов, грантов и контрактов «второй руки» по 223-ФЗ (как АУ и ГУП) При представлении субсидий на инвестиции (инвестиций) АУ и ГУПам контрактация на капитальное строительство – только в соответствии с законом о ФКС

Контроль в сфере закупок Федеральное казначейство (финорганы): соответствие планов закупок ЛБО, планов-графиков – планам, документации – планам-графикам Росфиннадзор (органы внутреннего финконтроля): обоснований закупок, начальных цен, соответствие товаров (работ, услуг) контракту, их учета и использования в соответствии с обоснованием ФАС: единый контроль за процедурами отбора поставщиков, соблюдением интересов участников закупок, соблюдением условий контрактов (кроме приемки)

19 Реформа государственного финансового контроля Государственный внешний (счетные палаты) и внутренний (ФК/финорганы и финнадзоры) контроль Сфера контроля: участники бюджетного процесса и БУ, АУ, ГУП, другие юрлица – только при проверках органов власти и только в отношении соблюдения условий соглашений Упорядочение методов контроля (проверки, ревизии и пр.) Исчерпывающий перечень оснований нарушений и мер принуждения (административных и бюджетных) Парламентский контроль и внутренний контроль (не относятся к сфере госфинконтроля)

Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (20 декабря 2012 года) _________________________________ Новая редакция Бюджетного кодекса – с 2015 года

Новое определение принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) Затраты: Расходы бюджета Ресурсы: Активы Финансовый результат Программы, мероприятия Задания Непосредственный результат Г(М)Услуги (работы) Эффективность ( экономическая) Конечный результат Эффект Экономность Эффективность = Результативность + Экономность Эффективность (социальная)

22 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППО Операционная эффективность Контрактная система Госфинконтроль Финменеджмент Информационная эффективность централизация технологичность доступность Функциональная эффективность Госуслуги Типы БА, отрасли Инвестиции Образование… Структурная эффективность ППО уровни Ведомства Учреждения обоснованность прозрачность управляемость подотчетность ГП