Самореализация младшего школьника в условиях комплекса «Школа – СДЮСШОР» С. А. Пронкина, доцент кафедры теории и методики физической культуры и ОБЖ, кандидат.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Формирование двигательной активности учащихся младших классов средствами подвижных игр» Фурсова Ирина Георгиевна, учитель физической культуры МБОУ СОШ.
Advertisements

Методическое объединение учителей начальных классов МБОУ «СОШ 3»
Технологии организации внеурочной деятельности в основной школе.
Победитель областного конкурса инновационных площадок МБОУ СОШ 16 по теме «Лечебная физическая культура в физическом воспитании школьников»
Региональный проект СОВРЕМЕННАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: ШЕСТЬ ШАГОВ НАВСТРЕЧУ Маркова Алла Викторовна, заведующая кафедрой начального общего образования ГАОУ.
«Комплексная организационно – педагогическая модель внеурочной деятельности в условиях модернизации и реализации федерального государственного стандарта.
«Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования» МДОУ «Детский сад 6» г. Ухта Старший.
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 9 муниципального.
Аттестационная работа Управление развитием общеобразовательной школы (на примере МОУ «СОШ 27 «Эврика-Развитие» г. Мирного) Выполнили: Зятькова Е.Л., Попова.
Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
1 Общешкольное родительское собрание «Формирование здорового образа жизни» МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов.
Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 4 г. Сатки УТВЕРЖДЕНА Зам.директора по ВР: Воспитательная программа «Развитие.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ФУТБОЛ В ОБРАЗОВАНИИ» Г.Г.
СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА БАЗЕ МОУ СОШ 26 «Реализация личностно ориентированного подхода в процессе использования.
Ра звитие системы методической работы в условиях внедрения ФГОС в МБОУ СОШ 12 Зорина Н. Л. МБОУ СОШ 12.
Программа по повышению качества образования через личностно ориентированное обучение.
Опыт внедрения в учебно – воспитательный процесс МОУ школы 84 ювенальных технологий. Заместитель директора по УМР Н.В. Васильева.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Транксрипт:

Самореализация младшего школьника в условиях комплекса «Школа – СДЮСШОР» С. А. Пронкина, доцент кафедры теории и методики физической культуры и ОБЖ, кандидат педагогических наук

Областная экспериментальная площадка « Самореализация младшего школьника в условиях комплекса «Школа – СДЮСШОР» » на базе МОУ СОШ 8 г. Южно-Сахалинска и СДЮСШОР по горнолыжному спорту г. Южно-Сахалинска

Актуальность исследования: Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации (Н.П. Абаскалова, 2004).

Актуальность исследования: Термин «самореализация» используется в отечественной и зарубежной психологической, педагогической, философской, социологической и другой общественно-научной литературе. Впервые термин «самореализация» (self-realisation) приводится в словаре по философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне: «Самореализация - осуществление возможностей развития Я».

Актуальность исследования: Проблема самореализации личности не нова. И в прошлом, и в настоящее время эта проблема интересовала и интересует представителей самых различных дисциплин: философии, психологии, социологии, истории, педагогики, обществоведения и др. Спортивная деятельность представляет собой одну из сфер деятельности, где человек может проявить свое совершенство, используя физические возможности для достижения определенных результатов. Благодаря высокой конкуренции, эта деятельно имеет четкие критерии оценки результатов, требует высокой активности от человека и обладает высочайшей мотивацией ((Закревская Н.Г., 2000; Никитина А.А., 2002; Рыжкин Ю.Е., 1997, 2002; Филимонова С.И., 2000).

Актуальность исследования: Спортивная деятельность может изучаться как самореализация личности в спорте, которая объективно проявляется в спортивных достижениях, уровень которых выступает условием субъективной удовлетворенности самореализацией (Л.И. Лубышева, 2002).

Актуальность исследования: предопределяется требованиями современного общества, впервые назвавшие развитие личности школьника смыслом и целью образования, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности (ФГОС ООО)

Основываясь на теоретических положениях о возможностях самореализации школьника в общественно-значимой спортивной деятельности уже на начальном этапе обучения, в 7-9 лет, администрация МБОУ СОШ 8 г. Южно-Сахалинска, в мае 2009 г. приняла решение о наборе детей в первый класс со спортивной направленностью.

В класс было принято 30 школьников: 21 мальчик и 9 девочек. С руководителями СДЮСШОР по горнолыжному спорту г. Южно-Сахалинска был заключен договор о взаимодействии. Все учащиеся 1 «В» «спортивного» класса зачислены в группу начальной подготовки СДЮСШОР по горнолыжному спорту. Тренер: Желтова Олга Дмитриевна. Все учащиеся были обеспечены спортивным инвентарем и доставкой в СДЮСШОР. В январе 2010г. администрация МОУ СОШ 8 г. Южно- Сахалинска направила заявку в Министерство образования Сахалинской области на открытие на базе «спортивного» класса областной экспериментальной площадки.

Приказом Министерства образования Сахалинской области 1096-ОД от года на базе МОУ СОШ 8 г. Южно-Сахалинска была открыта областная экспериментальная площадка по теме «Самореализация младшего школьника в условиях комплекса «Школа- СДЮСШОР». Период реализации эксперимента: гг.

Исполнители эксперимента: 1. МОУ СОШ 8 г. Южно-Сахалинска А.А. Доронина, директор школы. Б.В. Трофимова, завуч начальных классов. Н.В. Юрачковская, учитель 2 « В » класса. 2. МОУ ДОД СДЮСШОР по горнолыжному спорту: Д.Л. Быков, директор школы. О.Д. Желтова, тренер-преподаватель. 3. Кафедра здоровьесбергающих технологий и безопасности жизнедеятельности ИРОСО: С.А. Пронкина, доцент кафедры здровьесберегающих технологий и безопасности жизнедеятельности, к.п.н. 4. МУЗ « Детская городская больница г. Южно-Сахалинска » Т.Н. Еланцева, заведующая реабилитационным центром, аспирант кафедры восстановительной медицины Владивостокского Государственного медицинского университета.

Цель исследования: Самореализация учащихся «спортивного» класса в педагогических условиях, организованных взаимодействием общеобразовательной и спортивной школ.

Задачи исследования: 1. Выявить теоретические основания изучения спорта как вида деятельности, способствующего самореализации младших школьников. 2. Разработать экспериментальную программу по созданию педагогических условий для самореализации младших школьников в спортивной деятельности. 3. Обосновать эффективность внедрения экспериментальной программы во внеурочную деятельность учащихся «спортивного» класса МБОУ СОШ 8 г. Южно-Сахалинска.

Методы исследования: Анализ литературных источников; Анализ документальных материалов; Педагогический эксперимент; (Опрос) анкетирование; Тестирование; Методы математической статистики.

Организация исследования: В ходе реализации программы эксперимента организованы две группы: контрольная и экспериментальная. В экспериментальную группу вошли 29 учащихся 2 « В » класса (20 мальчиков и 9 девочек) МОУ СОШ 8 г. Южно-Сахалинска. В учебно-воспитательный процесс учащихся 2 « В » класса внедряется экспериментальная программа « Самореализация младшего школьника в условиях комплекса « Школа- СДЮСШОР ».

Контрольная группа Учащиеся 2 « А », 2 « Б » классов контрольной группы (29 человек: 20 мальчиков и 9 девочек) посещают различные спортивные секции в ДЮСШ г. Южно-Сахалинска. Группы подбирались как равные по составу, так и относительно равные по видам деятельности, уровню физического развития и физической подготовленности.

Программа педагогического эксперимента разработана тренером- преподавателем СДЮСШОР по горным лыжам Желтовой Ольгой Дмитриевной, учителем «спортивного класса» Юрачковской Натальей Владимировной под руководством научного руководителя эксперимента к.п.н., Пронкиной С.А. и врача МУЗ « Детская городская больница » Еланцевой Т.Н.

Программа педагогического эксперимента: Программа предполагает активное включение спортивно-оздоровительной деятельности в образ жизни младшего школьника, формирование интереса к укреплению и сохранению своего здоровья, приобретение навыков организации и проведения личностно-ориентированных занятий физическими упражнениями

Разработка программы внеурочной деятельности школьников «спортивного» класса начиналась с изучения интересов, запросов детей и родителей, возможностей образовательного учреждения, а также возможностей СДЮСШОР по горнолыжному спорту. На родительских собраниях подробно объяснялось, иллюстрировалось, какие формы будут использованы в работе с детьми.

Одной из особенностей Программы явилась интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, поэтому при их разработке организаторы эксперимента проанализировали воспитательный потенциал предметных программ. Практический материал предметов федерального компонента учитель наполнил спортивно- оздоровительным содержанием.

Организация исследования: Учебно-воспитательный процесс класса организован в соответствии с требованиями организации деятельности спортивных классов: занятия в первую смену (1,2,3.4 класс); 3 урока физической культуры в неделю; 3-х разовые тренировочные занятия (2 академических часа); ежегодно учащиеся класса проходят медицинское обследование на базе «Центра здоровья для детей» Детской городской поликлиники.

В реальной спортивной деятельности богатые возможности в формировании гармоничной личности средствами физической культуры используются далеко не в полной мере.

Слабо представлены такие субъективные элементы проявления индивидуальной всесторонности, как самореализация, саморазвитие, творчество личности, связанные с удовлетворением прежде всего духовных потребностей, являющихся первичным импульсом всякой деятельности.

Это ограничивает возможности спортивной деятельности развитием зачастую только двигательной сферы занимающихся. В этом случае значительно снижается (или совсем не реализуется) культурный потенциал спорта, связанный с развитием интеллектуальных, мыслительных, творческих, коммуникативных потенций человека, с формированием у него личностной физической культуры, системы разумных потребностей (Ю.М. Николаев, 1988).

Основные направления внеурочной деятельности школьников 3 «В» класса МОУ СОШ 8 г. Южно-Сахалинска по спортивно-оздоровительному направлению Приобретение социально-значимых знаний о спортивной деятельности Развитие социально- значимых отношений к спортивной деятельности Накопление опыта социально-значимых действий в спортивной деятельности Беседы: «Роль занятий физической культурой в семье» Дискуссии: «Как влияет внешний вид на наше здоровье»? Социально-поисковые проекты: «Твои родственники - спортсмены Конкурс: Личная гигиена что это?» Ролевая игра: «Я хочу спортсменом стать» «Богатырская силушка» Коллективное творческое дело: Спортивные праздники Проектная деятельность

Анкетирование родителей: В октябре 2010г., в первую неделю деятельности площадки, проведено анкетирование родителей учащихся экспериментальной группы с целью выявления отношения родителей к участию детей в педагогическом эксперименте. В анкетировании приняли участие представители 22 семей.

Результаты анкетирования: Физическим воспитанием ребенка в семье занимается: папа - 4 семьи (18 %), мама - 5 семей (23 %), дедушка - 1семья, папа и мама - 12 семей (58%). В юности активно занимались физической культурой и спортом представители 17 (77 %) семей, такими видами как: танцы, баскетбол, волейбол, легкая атлетика. С поступлением ребенка в « спортивный класс » стали заниматься горными лыжами родители 14 (64 %) семей. Ежедневно утром ребенок вместе с родителями выполняет утреннюю гигиеническую гимнастику только в 12 (55 %) семьях.

Результаты анкетирования: Решение о том, что ребенок будет учиться в «спортивном классе»: приняла мама в 4 (18%)семьях, папа в 3 (14%) семьях, мама и папа 15 (68%) семьях. Решение обосновано желанием растить ребенка здоровым в 22 (100%) семьях. При этом лишь 11 (50%) семей хотели бы, чтобы ребенок стал профессиональным спортсменом?

Результаты анкетирования: Решение привести ребенка в « спортивный класс » мотивировано тем, что в классе есть группа продленного дня - 3 (14%) семьи, остальные 19 (86%) семей не считают это обстоятельство главным. 17 (77%) семей знают, что педагогическому эксперименту, организованному в классе, Министерством образования Сахалинской области присвоен статус областной экспериментальной площадки, 4 (18%) семьи слышат об этом впервые, 1 (5%) семья не ответила на этот вопрос

Результаты анкетирования: 20 (91%) семей хотели бы, чтобы в расписание уроков в классе был включен теоретический урок о правилах здорового образа жизни, не хотят этого 2 (9%) семьи. 18 (82%) семей не возражает против участия в эксперименте специалистов кафедры педагогики и психологии Института развития образования Сахалинской области и детской городской больницы, 4 (18%) возражают.

Результаты анкетирования: 11 (50%) семей знают, что специалисты института и детской городской больницы будут проводить различные исследования в классе и не возражают этому; не знали этого 11 (50%) семей. 22 (100%) семей хотели бы быть в курсе изменений, происходящих в личностных показателях и показателях здоровья ребенка в ходе учебы в спортивном классе? 22 (100%) семей верят, что, занимаясь спортом, ребенок получит возможность самоутвердиться, обрести положительное эмоциональное самочувствие в коллективе класса.

В октябре 2011г. (3 класс) вновь проведено анкетирование родителей: Вы уверены, что поступили правильно, отдав ребенка обучаться в «спортивный» класс? * Нет * Да Кол-во 0 21 % Вы удовлетворены спортивными достижениями ребенка? Да Нет Ваш ребенок стремится стать участником спортивных соревнований ? * Нет * Да Вы помогаете ребенку реализовать его способности в спортивной деятельности? Нет Да

Успеваемость класса: 1 класс (n=29)2 класс (n=28)3 класс (n=27) «4» и «5»«5»«4» и «5»«5»«4» и «5»«5» %41.3 %67.8 %32.1 %77.7 %22.2 %

Виды спорта: 1 класс (n=29)2 класс (n=28)3 класс (n=27) Горные лыжи СноубордГорные лыжи СноубордПлавание %57.1 %42.8 %33.3 %59.2 %7.4 %

Участие в спортивных соревнованиях: 1 класс (n=29) 2 класс (n=28)3 класс (n=27) Первенство ДЮСШ Новогодний турнир Первенство ДЮСШ Новогодний турнир Первенство области % 22.2 %

Спортивная квалификация: 1 класс (n=29) 2 класс (n=28)3 класс (n=27) Группа начальной подготовки Учебно-тренировочная группа 1-го года обучения Учебно-тренировочная группа 2-го года обучения -I р-дII р-дIII р-дI р-дII р-дIII р-д

Эффективность внедрения экспериментальной программы подтверждалась результатами тестирования школьников «спортивного» класса

Тестирование школьников: Оценку сформированности социально-значимых знаний школьников осуществляли по результатам тестирования. С этой целью был использован тест, содержащий вопросы, позволяющие определить уровень знаний учащихся о здоровье, о строении и функциях организма человека, о здоровом образе жизни ( М. А. Шишковец, 2007).

Диагностика социально-значимых отношений Для диагностики социально-значимых отношений школьников к спортивной деятельности использовали опросник, позволяющий установить удовлетворенность школьников своими спортивными достижениями (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, 2010).

Удовлетворенность спортивными достижениями:

Выявление опыта социально-значимых действий школьников:

Результаты тестирования девочек контрольной и экспериментальной групп в тесте «Бег 400м.» (с.) в мае 2012г. Контрольная группа (с) Экспериментальная группа (с) Разница в абс. ед. t-критерий Стьюдента Р – достоверн ость различий 123,07+-0,04103,69+-0, Р < 0,05

Динамика результатов девочек контрольного и экспериментального класса в тесте «Бег 400м.)

По результатам работы экспериментальной площадки опубликованы 2 статьи: Статья «Инновационные площадки образовательных учреждений Сахалинской области как вектор развития образования» в сборнике научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные науки и образования в 21 веке». 31 января г. Тамбов. 2012г. Статья «Самореализация младшего школьника в условиях комплекса «Школа-СДЮСШОР», «Сахалинское образование – 21 век» 3, 2011г.

Выступления на конференции: В мае 2010г. завуч начальной школы МОУ СОШ 8 г. Южно-Сахалинска Трофимова Бронислава Викторовна выступила на секции «Организация внеучебной деятельности в начальной школе в условиях внедрения Образовательных стандартов второго поколения» областной научно-практической конференции «Образовательный стандарт начального общего образования второго поколения: модели и механизмы реализации в образовательных учреждениях Сахалинской области» с опытом работы областной экспериментальной площадки.

Участие областной экспериментальной площадки в курсах повышения квалификации учителей и тренеров: В декабре 2011г. тренер-преподаватель СДЮСШОР Желтова Ольга Дмитриевна для слушателей курсов повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» провела открытый урок с учащимися «спортивного» класса в соответствии с экспериментальной программой

Благодарим за внимание!