Теоретические основы проектной технологии. История возникновения Основоположник - ДЖОН ДЬЮИ (США, XIX в.) Основная идея: знание ребёнок должен приобретать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДГОТОВИЛА ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВР МБОУ ЛИЦЕЯ 3 ПЕТРОВА О. В.
Advertisements

Типология проектов Е.С. Полат. Типологический признак: 1. доминирующий метод или вид деятельности; 2. предметно-содержательная область; 3. характер координации;
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
Типология проектов Презентация к уроку «Метод проектов» Учитель технологии МОУ « СОШ 13 с УИОП» Забегина Елена Леонидовна.
Герасимова О. Ю. МОУ " СОШ 64" г. Магнитогорск Метод проекта Подготовила : учитель начальных классов МОУ « СОШ 64» Герасимова О. Ю. Выступление в рамках.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Метод проектов в школе В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается.
КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОЕКТ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ Практико-ориентированный проект Предназначен для использования в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Метод проектов на уроках и во внеурочное время в начальной школе Прокудина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ 7 г.Балашова Саратовской.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
«ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ» ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА 1. Вабищевич Е.Г. МОУ СОШ 39 Город Тверь.
Исследование Врожденные исследовательские качества Приобретенные исследовательские качества.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Основные требования к проекту 1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической 2. Выполнение.
Проект - это... 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения,
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.
МЕТОД ПРОЕКТА Егорова Л.И., учитель информатики учитель информатики Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления Джон Дьюи.
Транксрипт:

Теоретические основы проектной технологии

История возникновения Основоположник - ДЖОН ДЬЮИ (США, XIX в.) Основная идея: знание ребёнок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды Последователи – Уильям Килпатрик, Елена Паркхерст г.г. – Россия С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко 1931г. - запрещён

Актуальность Каждые 5-6 лет объём информации удваивается Возникают новые области профессиональной деятельности Требования работодателей к выпускникам: самостоятельность, гибкость, умение работать в команде, находить выход в нестандартной ситуации Необходимо использовать проектные технологии

анализировать нестандартные ситуации, определять проблемы, ставить цели и задачи, планировать и осуществлять деятельность, оценивать результаты Цели проектного обучения проектная Формировать ключевые компетентности : информационная коммуникативная определение потребности в информации, сбор информации из различных источников, первичная переработка информации умение работать сообща, разрешать конфликты, вести диалог, выступать публично, готовить письменные сообщения

Деятельностный подход в обучении Индивидуальные образовательные траектории Практико-ориентированное обучение Профессиональный выбор

Требования к методу проектов наличие личностно значимой для ученика теоретической или практической проблемы самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей). использование исследовательских методов наличие внешнего и внутреннего продукта

Проект = проблема + продукт

Проблема - задача, задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения научный вопрос, могущий быть различно решённым, причём в пользу каждого из возможных решений имеются веские доводы «знание о незнании» такую разновидность вопроса, ответ на который не содержится в накопленном знании и поэтому требует соответствующих действий по получению новых знаний расхождение, противоречие между тем, что мы хотели бы сделать и нашими возможностями, наличием тех или иных средств

Требования к проблеме быть связана с изучаемым материалом отражать противоречивость информации давать направление познавательному поиску, указывать направление путей её решения быть посильна оказывать воздействие на эмоциональное состояние ученика стимулировать деятельность Учебная проблема должна…

Структура проблемы Идеальная ситуация Известное Реальная ситуация Неизвестное ПРОБЛЕМА Условия проблемы Требования проблемы противоречие Направление выхода

Речевая формулировка учебных проблем может быть сформулирована либо в виде вопроса, либо в виде тезиса указание противоречия, связь между знанием и незнанием направление поиска

Ошибки при формулировании проблем Подмена проблемы вопросом Подмена формулировки проблемы указанием на область существования проблем Проблема недостаточно детализирована Напрашивающееся решение Противоречие между двумя реальными ситуациями с разными признаками

Формулировки проблем Букварь – это книга, по которой дети учатся читать в школе. Но многие дети уже приходят в школу читающими. Нужен ли букварь современному школьнику и если да, то каким он должен быть, чтобы всем было интересно по нему работать? Скоро праздник, будем разыгрывать представление. Все сценарии праздников традиционны и неинтересны. Как организовать праздник так, чтобы он был оригинальным? Вода окружает нас с самого рождения, многие её свойства мы знаем. В то же время очень много фактов, которые нам неизвестны, например, имеет ли вода память? Как узнать, так ли это?

Внешние продукты Видеоклип Газета Игра Костюм Музыкальное произведение Спектакль Публикация Учебное пособие Урок Выставка Макет Праздник

Внутренние продукты опыт деятельности развитие способностей приобретение новых качеств

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ - это совместная познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся -партнёров, организованная педагогом и имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы работы, направленные на достижение результата. Словарь «проектных терминов»

По характеру доминирующей в проекте деятельности По предметно-содержательной области По характеру координации По уровню контактов По количеству участников По продолжительности по Е. С. Полат, И. С. Сергееву Классификация проектов

исследовательские творческие ролево игровые информационные проекты практикоориентированные по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Требующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. По доминирующей деятельности

Как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: "Единое речевое пространство", "Культура общения ", "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX XX веков", "На рубеже веков", пр.). По одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроекгами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области. монопроектымежпредметные проекты По предметно-содержательной области

с открытой, или явной, координацией В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников. со скрытой координацией В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта. По характеру координации

Внутришкольные или региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны Международные (участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами. По характеру контактов

Долгосрочными (до года) Долгосрочными (до года) групповыегрупповые парныепарные личностныеличностные По количеству участников можно выделить проекты: Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) Средней продолжительности (один-два месяца) Средней продолжительности (один-два месяца) По проекты могут быть: По продолжительност и проекты могут быть:

Этапы проектной деятельности 1.Запуск проекта. 2.Организация деятельности 3.Осуществление деятельности. 4.Защита проекта. Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы Формирование групп, планирование работы Самостоятельная работа участников, обсуждение полученных данных, оформление результатов, подготовка к защите Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы

Проблемная ситуация психологическое состояние интеллектуального затруднения

Методические приёмы создания проблемных ситуаций вербальные (постановка проблемного вопроса, задания, проблемной задачи) демонстрация опыта использование технических и мультимедийных средств

Типы проблемных ситуаций теоретическое объяснение явлений, фактов использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой постановка учебных проблемных заданий на поиск путей практического применения явления

анализ фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов

побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы организация межпредметных связей

Постановка проблемы Анализ проблемной ситуации, осознание сущности затруднения – «видение» проблемы (Что нужно найти? Чего не хватает для достижения цели?) Словесная формулировка проблемы (переформулирование )

Способы деления на группы по посадочным местам в аудитории; по астрологическому принципу; произвольно; гомогенный состав или гетерогенный состав (по половому признаку, по возрасту); отбор на основе поведенческого анализа; запланированное, продуманное перемешивание; самоотбор

Метод «мозгового штурма» Главная функция данной технологии – обеспечение процесса генерирования идей без их анализа и обсуждения участниками. Алекс Осборн в конце 1930-х гг. в США

Правила проведения мозгового штурма отсутствие всякой критики поощрение предлагаемых идей равноправие участников мозгового штурма свобода ассоциаций и творческого воображения творческая атмосфера обязательная фиксация всех высказанных идей время для инкубации

Этапы проведения мозгового штурма Подготовительный (30 мин) Этап генерирования идей (15-20 мин) Этап анализа и оценки идей (60 мин)

Планирование деятельности МероприятиеРезульт ат СрокОтветственн ый Сбор материала Обработка и структурирование информации Проведение собственных исследований Проведение анкетирования Проведение интервью Обращение за консультацией в компетентные органы

Планирование деятельности Анализ и обобщение всей информации, подготовка выводов Разработка дизайн- критериев возможного продукта Изготовление продукта Оформление проектной папки Подготовка к защите

Осуществление деятельности УчительУченики Организует сбор и обработку данных, исследование. Организует процесс обсуждения полученных результатов. Организует процесс коррекции. Консультирует учащихся, контролирует. Предъявляет критерии оформления и оценивания работы. Готовит учащихся к защите. Работают в группах по поиску фактов, аргументов. Проводят исследование. Обрабатывают и систематизируют полученный материал. Сравнивают планируемые и реальные результаты, делают обобщения и выводы. Анализируют успехи и ошибки, ищут способы коррекции ошибок. Изготавливают продукт. Оформляют работу. Готовятся к защите.

Подготовка к защите оформление постера; подготовка устной презентации проекта, в том числе продумывание ответов на возможные вопросы оппонентов; создание папки (портфолио).

Постер Цель проекта Основная гипотеза проекта Название Авторы и научные руководители Спасибо тем, кто помог Содержание работы по проекту. Описание методов и методик. Обоснование применения, связь с основной гипотезой работы. Рисунки, схемы, иллюстрирующие работу по проекту. Описание основных результатов Таблицы, диаграммы Итог, вывод

Подготовка доклада Сущность, актуальность проблемы Определение целей и задач проекта Идея решения проблемы Показать, какими методами решались задачи Основное содержание (кратко) Результаты собственных исследований Иллюстрирование основных положений фактами, примерами Графические материалы, сопровождающие выступление Выводы

Портфолио методический паспорт проекта титульный лист оглавление вступление основная часть практическая часть заключение библиография приложения рецензии, отзывы

Паспорт проекта методическая разработка проекта необходимое вступление к проектной папке описание проекта, подготовленное для публикации или хранения. Содержание паспорта

Отзывы, рецензии Отзыв – от руководителя проекта (подчеркнуть актуальность, готовность к защите, все ли задачи решены и описаны) Рецензии – от одной до нескольких, в зависимости от многопрофильности проекта

Рецензия Вступление, где указывается ФИО автора, тема, объем, структура, адресация Формулировка цели, задач проектирования Работа по содержанию: какая задача имеет приоритетное значение, насколько глубоко раскрыта каждая задача и соответствует ли это теме проекта, какие методы и формы работы были использованы, соответствуют ли выводы целям Наличие или отсутствие практической части, ее сущность Логика, последовательность изложения материала, грамотность речи, корректное использование терминов Выводы и рекомендации Апробация проекта Подпись рецензента, дата

Общие требования к оформлению Определить объем работы в соответствии с возрастом учащегося (количество страниц) Текст пишется на одной стороне формата А4 Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм Заголовки разделов и глав пишутся прописными буквами без точек в конце, не подчеркивая, или начинают, как и названия параграфов, с прописной буквы Переносы слов в заголовках не допускаются Основной текст от заголовков отделяется дополнительным интервалом Нумерация параграфов

Защита Руководитель проекта объявляет тему, автора Выступление (10 мин.) Оппонирование, ответы на вопросы оппонентов Выступление экспертов из числа учащихся Выступление руководителя с экспертной оценкой

Система оценки проектной деятельности 1. Оценивается работа над проектом продукт презентация 2. Комплексное оценивание (самооценка, оценка экспертной группы, оценка жюри) 3. Различные системы оценивания (пятибалльная, рейтинговая…) 4. Обнародуется заранее 5. Присуждение мест, номинаций 6. Критерии оценивания

Номинации проектов Проект - эрудиция Проект - гармония Проект - открытие Проект - удивление Проект - размышление Проект - полет фантазии Познавательный проект Нужный проект Памятный проект Красочный проект Веселый проект

Рефлексия Проводится дважды сразу после защиты через некоторое время

Учитель - ученик

Темы проектов в начальной школе Путешествие в семьи народов нашей страны Вместе делаем книгу Подготовка лыжных соревнований Календарь школьной жизни Литературный журнал Загадочный мир животных Древние цивилизации Игры, которые помогают быть умнее О космосе Удивительное рядом Давайте дом построим Проект школьной столовой Обустройство школьной территории Украсим школу к Новому году Творческая мастерская Наша Родина – Россия Волшебная вода

Виды урочных занятий проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом (1-2 раза в год по определенной теме) уроки закрепления, повторения, обобщения и систематизации

Виды урочных занятий урок, на котором происходит запуск проекта или защита проектов, выполненных во внеурочное время вводные или заключительные уроки по теме