Инновационные методики в преподавании школьных предметов Макарова Н.П. доцент кафедры информатики и компьютерного моделирования УО «Гродненский государственный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что – то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий…
Advertisements

Клочковская средняя общеобразовательная школа Автор: Рожкова Н.А.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДГОТОВИЛА ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВР МБОУ ЛИЦЕЯ 3 ПЕТРОВА О. В.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Использование метода проектов в современной школе Мелкина Т.Н. Учитель информатики и ИКТ Г. Тольятти 2009 г.
Проект - это... 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения,
Лекция – презентация 9. ТЕМА: МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Разработчик: к.п.н. Рыжова О.С.
Типология проектов Е.С. Полат. Типологический признак: 1. доминирующий метод или вид деятельности; 2. предметно-содержательная область; 3. характер координации;
Основные требования к проекту Проблема – исследовательская, информационная, практическая. Планирование действий по разрешению проблемы с указанием результатов,
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Технология организации проектной деятельности учащихся при изучении курса «Основы здоровья»
Система работы учителя информатики Прокопович Е. В. МОУ «Гимназия 5» г. Брянска.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Роль проектной технологии в формировании компетентностного потенциала старшеклассников Учитель информатики Шарипова В.О.
Проектная деятельность как условие формирования УУД.
Метод проектов как средство формирования познавательных умений младших школьников.
Типология проектов Презентация к уроку «Метод проектов» Учитель технологии МОУ « СОШ 13 с УИОП» Забегина Елена Леонидовна.
Основные требования к проекту 1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической 2. Выполнение.
Опыт организации проектной деятельности учащихся в школьной библиотеке. Презентацию подготовила зав. библиотекой ГБОУ СОШ 896 (2 подр.) Сулименко Елена.
Классификация проектов Классификация по деятельности Практико- ориентированныйИсследовательскийИнформационныйТворческий.
Транксрипт:

Инновационные методики в преподавании школьных предметов Макарова Н.П. доцент кафедры информатики и компьютерного моделирования УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

План Глоссарий Методики обучения Метод проблемного обучения Кейс-метод Метод проектов Модульные технологии обучения Метод Insert Метод Insert Деловая игра

Глоссарий Образование целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов).

Глоссарий Методика в образовании описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.

Глоссарий Методика обучения предмету включает в себя: цели обучения: образовательные цели; развивающие цели; воспитывающие цели; практические цели; принципы обучения; содержание обучения; методы обучения: общие методы обучения частные методы обучения

Глоссарий Инновация (англ. innovation) это внедренное новшество, обеспечивающее качественные показатели процесса. Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление». Дословный перевод «Innovatio» «в направлении изменений».

Глоссарий Понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа изменений в развитии экономических систем.Й. Шумпетера Инновация это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Традиционная методика обучения Общение учителя и ученика Контроль за учебной деятельностью Контроль усвоения учебного материала Директивная модель обучения

Традиционная методика обучения Директивная модель обучения Результат обучения = Передача суммы знаний Рациональная организация содержания учебного процесса

Инновационная методика Изменение роли учителя Новые информационные и педагогические технологии, методы обучения Интерактивная модель обучения Носитель знаний Руководитель самостоятельной работы учащихся

Интерактивные методы метод проблемного обучения, презентация, дискуссия, кейс-метод (стадия), работа в группах, метод мозгового штурма, метод критического мышления, викторина, мини- исследование, деловая игра, ролевая игра, метод Insert (индивидуальных пометок), метод блиц- опроса, метод анкетирования, прием «Бинго» и др.

Метод проблемного обучения 1. Фиксация проблемы 2. Самостоятельное решение проблемы учащимися использование информационно-поисковых систем, информационно- справочных средств (электронные энциклопедии и справочники) Использование такой формы работы развивает мотивационную сферу учащихся: формирует потребность в знаниях, воспитывает мотив учения, формирует мотив достижения поставленной задачи.

Примеры уроков Математика Математика + экология Физика-1 Физика Физика-2 Физика Русский язык Начальная школа

Кейс-метод (метод учебных ситуаций) Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Кейс-метод (метод учебных ситуаций) Центральным понятием метода УКС является понятие «ситуация», т.е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения.

Кейс-метод (метод учебных ситуаций) Общая технология работы при использовании метода УС: 1.До начала занятий учитель: а) подбирает кейс, б) определяет основные и вспомогательные материалы, в) разрабатывает сценарии. Обязанности ученика: получить кейс и список рекомендуемой литературы, готовиться к уроку. 2.Во время урока учитель: а) организует предварительное обсуждение кейса, б) делит класс на группы, в) руководит обсуждением кейса. Ученик: а) задает вопросы, б) предлагает варианты решений, в) принимает решение, г) составляет письменный отчет о работе.

Постановка проблемы 1.Извлечение смысловой информации из кейса 2. Анализ содержания кейса 3. Выводы по данной проблеме

Технология работы с кейсом: - индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса; - работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; - презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Кейс-метод (метод учебных ситуаций)

Поиском информации могут заниматься ученики с применением ресурсов сети Интернет: - найдите в сети Интернет … портал, исследуйте его и подготовьте сообщение о структуре портала, значимости представленной на его сайтах информации; - найдите статью по интересующей проблеме, составьте аннотация прочитанной статьи; - найдите в сети Интернет сайты, содержащие рекомендации относительно того, как лучше подготовиться к экзамену по математике за базовую школу. Кейс-метод (метод учебных ситуаций)

Основные типы учебных материалов, основанных на услугах и ресурсах Интернета: хотлист, трежа Хант, сабджект сэмпла, мультимедиа скрепбук, вебквест. Кейс-метод (метод учебных ситуаций)

Основные типы учебных материалов, основанных на услугах и ресурсах Интернета: хотлист, трежа Хант, сабджект сэмпла, мультимедиа скрепбук, вебквест. Кейс-метод (метод учебных ситуаций) список Интернет- сайтов по изучаемой теме

Основные типы учебных материалов, основанных на услугах и ресурсах Интернета: хотлист, трежа Хант, сабджект сэмпла, мультимедиа скрепбук, вебквест. Кейс-метод (метод учебных ситуаций) хотлист, содержащий вопросы по содержанию сайта для каждой ссылки Укажите количество источников по математике Изучите статьи и определите, какая из них Вам кажется наиболее интересной и почему

Основные типы учебных материалов, основанных на услугах и ресурсах Интернета: хотлист, трежа Хант, сабджект сэмпла, мультимедиа скрепбук, вебквест. Кейс-метод (метод учебных ситуаций) набор ссылок на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет

Основные типы учебных материалов, основанных на услугах и ресурсах Интернета: хотлист, трежа Хант, сабджект сэмпла, мультимедиа скрепбук, вебквест. Кейс-метод (метод учебных ситуаций) «мультимедийный черновик» - коллекция мультимедийных ресурсов (ссылки на текстовые сайты и сайты, содержащие видео, аудио, графическую информацию, анимационные виртуальные туры)

Основные типы учебных материалов, основанных на услугах и ресурсах Интернета: хотлист, трежа Хант, сабджект сэмпла, мультимедиа скрепбук, вебквест. Кейс-метод (метод учебных ситуаций) включает в себя принципы работы, признаки и компоненты всех четырех предшествующих материалов. Он предполагает проведение проекта с участием всех учащихся

Примеры уроков история

Метод проектов «проект» - совокупность приемов, операций, направленных на решение определенной исследовательской проблемы, это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом (Е.С.Полат)проект

Метод проектов Классификация проектов По характеру результата: информационный проект; исследовательский проект; обзорный проект; проекты-инсценировки.

Метод проектов Классификация проектов По форме: видеофильм; рекламный ролик; телепрограмма; интервью с известными людьми; журнальный репортаж; рок-опера...

Метод проектов Классификация проектов По профилю знаний: монопроекты - в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно- урочную систему; межпредметные проекты - по двум или более предметам; чаще и­пользуются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время.

Метод проектов Классификация проектов По числу участников: личностные; парные; групповые.

Метод проектов Классификация проектов По характеру координации: с открытой, или явной, координацией. - Координатор проекта участвует в проекте в собственной, своей функции, ненавязчиво направляя работу, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников; со скрытой координацией. - Координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.

Метод проектов Классификация проектов По уровню контактов: внутришкольные или региональные - проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны; международные. - Эти проекты представляют исключительный интерес, т. к. в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами.

Метод проектов Классификация проектов По продолжительности: краткосрочные - на нескольких уроках (3-6 уроков); средней продолжительности - один-два месяца; долгосрочные - до года.

Метод проектов Веб-сайт (предметный, тематический) Атрибуты несуществующего государства Видеоклип Газета Игра Костюм Музыкальное произведение Спектакль Анализ Публикация Справочник Учебное пособие Бизнес-план Выставка Действующая фирма Журнал Макет Праздник Картина Социологический опрос Сценарий Чертеж Оформление кабинета Система школьного управления Урок Атлас Формы продуктов проектной деятельности:

Метод проектов 1.Подготовка к проекту 2.Планирование проекта 3.Этап реализации проекта 4.Представление результатов в виде презентации

Метод проектов -проект Самый важный этап – планирование. Сначала определяется круг участников, затем выбирается тема и решается вопрос о временных рамках проведения работы, т.е. начало и предполагаемое время окончания проекта, а также дата обмена письмами. Немаловажно обозначить конечный продукт.

Метод проектов Примеры проектов: Информатика Кроссворд по астрономии Кроссворд по истории Беларуси Английский язык

Модульные технологии обучения Принцип модульного обучения – целостность и завершенность, полнота и логичность построения единиц учебного материала в виде модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных блоков (элементов).модульного обучения

Структура модульной технологии Целевая установка и ведущие принципы технологии Рейтинговая система контроля и оценки Проектирование содержания модулей Технология модульного обучения Конструирование учебных модулей и дидактических материалов Сочетание методов, форм и средств обучения

Структура модуля технологическая программа для учащихся; технологическая карта учителя; технологические карты уроков; тест самооценки по модулю; измеритель уровня знаний, умений и навыков; дайджест – приложение из литературных источников.

Примеры модульных программ информатика («Одномерный массив»)Одномерный массив физика география

Метод Insert (метод активного чтения) Пример (урок английского языка)урок английского языка История, русский язык и литература

Деловая игра Информатика (компьютерная фирма)компьютерная фирма

Контакты: (80152) (р.), (8029) (МТС), (8029) (Velcom) г. Гродно, ул. Ожешко, 22, ауд. 312

Спасибо за внимание!